Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. XVIII в. В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Тема 7. XVIII в. В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Преобразования Петра I и их результаты.

Эпоха Екатерины II .

1

В первом вопросе укажите причины отставания России от передовых европейских государств, объясните, как на ее экономическом развитии отразились монголо-татарское нашествие и иго, польско-шведская интервенция и смута начала ХVII в., усиление крепостнических порядков, отсутствие удобных морских гаваней. В связи с этим сформулируйте задачу, стоявшую перед Россией в это время, определите возможные пути ее решения. Охарактеризуйте предпосылки для реформ, сложившиеся во второй половине ХVII в. Докажите, что попытки реформ были предприняты уже в годы царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Определите, почему началась борьба за власть после смерти Федора Алексеевича в 1682 г.? В чем причины и что послужило поводом для стрелецкого бунта? Каких перемен на троне добились Милославские? Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику правительства регентши Софьи Алексеевны. Как развивался конфликт между Петром и Софьей? Почему он завершился в пользу Петра? Какой была реальная степень участия Петра в управлении страной после победы над Софьей?

Составьте себе мнение о том, какие факторы и как влияли на развитие отечественной промышленности в рассматриваемый период. Докажите, что в России наблюдался быстрый рост мануфактур, металлургического производства и ряда других (каких?) отраслей промышленности. Как решалась проблема обеспечения мануфактур рабочими руками? Охарактеризуйте политику правительства в торговле и промышленности: почему усилилось вмешательство государства в экономику? Как оно осуществлялось? Какие этапы можно выделить в правительственной политике? Когда и почему правительство изменило политику по отношению к купечеству? Объясните понятие «меркантилизм». Какие цели преследовал царь, вводя разделение купцов на гильдии и ремесленников на цехи?

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? В чем сущность и каковы результаты реформ налогообложения? Почему налоги с государственных крестьян были выше, чем с частновладельческих? Как эта реформа связана с усилением крепостничества? Подведите итоги экономического развития России в первой четверти XVIII в.

Далее необходимо доказать, что в начале XVIII в. в России была создана строго централизованная система управления страной, сформировался абсолютизм. Почему были прекращены заседания Боярской думы? С какой целью был образован Сенат? Какие функции он выполнял? Кто его возглавлял? В чем преимущества коллегий перед приказами? Расскажите о коллегиях и их функциях. Как было упразднено патриаршество? Какой орган был создан для управления православной церковью? Почему страна была разделена на губернии, какие задачи возлагались на губернаторов? Расскажите о продолжении реформы местного управления (создание провинций и дистриктов). Охарактеризуйте систему управление городами. Раскройте содержание и покажите значение «Табели о рангах». Какое значение для развития государственного управления имел указ о единонаследии? Как были созданы и комплектовались регулярная армия и флот? При рассмотрении каждой из реформ установите, какое значение она имела для становления неограниченной монархии?

Особое внимание обратите на причины и участников народных выступлений в 1705—1706, 1707—1708 гг. Подумайте, было ли выступление под руководством Кондратия Булавина крестьянской войной? Имели ли данные движения антифеодальный и антиреформаторский характер? Укажите на различия в оценках историками событий, связанных с «делом» царевича Алексея.

Какими методами проводились реформы? Почему именно такими? Каковы главные результаты преобразований? Как исследователи оценивают деятельность Петра? С какой точкой зрения и почему Вы согласны?

Расскажите о начале внешнеполитической деятельности Петра I. Какие цели он преследовал, организовав походы на Азов? Почему первый завершился неудачей, а второй взятием крепости? Чем было вызвано «Великое посольство»? Каковы итоги поездки Петра за границу?

Исследуйте вопрос о дипломатической подготовке войны со Швецией. Почему начало войны было неудачным для России? Что предпринял Петр для укрепления армии? Какие победы были одержаны русскими войсками в 1702—1704 гг.? Покажите на карте движение шведской армии после отречения польского короля Августа. Какие намерения были у Карла ХII, почему они изменились? Как были сорваны новые планы шведского короля? Расскажите о полтавском сражении. Почему Петр одержал победу? Объясните, почему война не прекратилась в 1709 г.? Как был организован поход против Турции? Почему он был проигран? На каких условиях был заключен Прутский мирный трактат? Какие победы русского флота заставили шведов пойти на мирные переговоры? Почему они были сорваны? Почему возобновлены? Охарактеризуйте условия Ништадтского мира в 1721 г. В чем значение Северной войны?

2

Приступая к изучению проблемы, обратите внимание, что фактически Екатерина II, вступив на российский престол, совершила двойной захват власти: отняв ее у мужа Петра III и не передав сыну Павлу — единственному законному наследнику трона. Став императрицей, она понимала всю шаткость своего положения и всячески старалась избежать столкновений с поставившими ее на трон дворянами. В этой связи следует рассмотреть предшествующую эпоху, называемую дворцовыми переворотами.

В первом вопросе необходимо раскрыть содержание понятия «дворцовый переворот». Объясните причины частой перемены правителей на русском престоле после смерти Петра I. Почему петровские преобразования усилили борьбу дворянских группировок? Почему большую роль в политической жизни стала играть гвардия? Как повлиял на события 1725—1762 гг. петровский указ 1722 г. о наследии престола? Необходимо обсудить обстоятельства воцарения российских самодержцев в рассматриваемый период, охарактеризовать и дать оценку основных направлений их государственной деятельности. При этом обратите внимание и на следующие вопросы. Какие группы дворянства и почему стремились возвести на трон того или иного претендента? Кто и по каким причинам противился этому? Какое политическое значение имели предложенные Анне Ивановне «кондиции»? Почему «верховники» потерпели поражение? Сравните прежние и современные оценки правления Анны Ивановны и Петра III. Какие из них, по Вашему мнению, более точно характеризуют политику этих монархов? В заключение сделайте вывод о степени влияния дворцовых переворотов на сущность политических и экономических отношений в России ХVШ в. Для этого определите, в каком направлении в 1725—1762 гг. развивалось крепостное право и как менялось положение дворянства? Докажите, что смена монархов приводила к серьезным переменам во внутреннем и внешнеполитическом курсе русских правителей.

Оценивая состояние экономики, расскажите о сельском хозяйстве России во второй половине XVIII в. Подтвердите фактами, что происходило распространение крепостничества как вширь, так и вглубь. Какие районы выделялись в зависимости от формы эксплуатации крестьянского населения? Покажите, какие изменения произошли в организации труда и системе ведения хозяйства в помещичьих имениях России. Как они соотносились с сущностью феодального строя и как способствовали развитию рыночных отношений? На основе этого определите, в какую стадию развития вступил феодализм.

В продолжение анализа необходимо указать на новые черты в эволюции российской промышленности. Что было сделано правительством для развития ремесла? Какой труд использовался в вотчинных мануфактурах? Насколько широко был распространен наемный труд? Покажите своеобразие наемного труда в России во второй половине XVIII в. Выясните особенности управления, собственности и характера труда на крестьянских мануфактурах. Какое влияние оказывало господство крепостнических отношений на процесс складывания капитализма в России? В третьем вопросе определите, какие факторы способствовали активизации торговли в России? Как развивалась внешняя торговля? Какое значение имело увеличение объема торговых операций в условиях становления капиталистических отношений?

Расскажите об обстоятельствах воцарения Екатерины II. Подумайте, какими могли быть пути развития политических и социальных отношений в России в данный период? Какой из них и почему был реализован в политике Екатерины II? Определите этапы внутренней политики Екатерины II. Раскройте сущность «просвещенного абсолютизма». В каких феодальных государствах монархи использовали идеи Просвещения?
С какой целью? Какова суть и значение сенатской реформы 1763 г.? Какие процессы во взаимоотношениях светской и церковной властей отражала проведенная Екатериной II секуляризация церковных земель? Как она готовилась? Укажите причины созыва Уложенной комиссии. Охарактеризуйте «Наказ» императрицы. В чем причина прекращения деятельности комиссии? Какие выводы могла сделать царица о позиции различных социальных групп, представленных в комиссии? Стремилась ли Екатерина II к отмене крепостного права? Какие мнения высказывают исследователи по этой проблеме? Вспомните, в каком направлении развивались крепостнические отношения во второй половине XVIII в.? Что и почему было сделано для расширения дворянских привилегий? Каково содержание и значение административно-полицейских реформ, осуществленных после Крестьянской войны 1773—1775 гг.? Необходимо выяснить причины Крестьянской войны 1773—1775 гг. Охарактеризуйте социальный состав участников войны. Расскажите о ходе Крестьянской войны, мерах правительства по ее подавлению. На какие этапы можно подразделить войну? Каковы последствия Крестьянской войны 1773—1775 гг.?

Обозначьте главные направления внешней политики России в рассматриваемый период. Какое из них было важнейшим? Почему? В связи с этим более подробно разъясните экономические и политические причины обострения отношений между Россией и Турцией во второй половине XVIII в. Расскажите о ходе русско-турецких войн в 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг. Какие события послужили поводом к их началу? Покажите на карте маршруты передвижения войск, места наиболее крупных и значительных сражений. Каковы результаты данных войн? Для этого охарактеризуйте основные положения Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров.

Далее следует показать, что после 1789 г. самодержавие изменило политический курс по отношению к Франции. Затем укажите на причины этой перемены. В другой части вопроса объясните, почему во второй половине XVIII в. в Европе возник «польский вопрос»? Какой повод использовали Пруссия, Россия и Австрия для вмешательства в польские дела? Покажите на карте, какие территории отторгались от Польши в ходе каждого из разделов? Какие попытки были предприняты в Польше для предотвращения разделов? Почему эти меры оказались неудачными? Каковы политические последствия разделов Польши?

Список литературы

1. Соловьев, С. М. Об истории новой России / С. М. Соловьев. — М. : Просвещение, 1993. — С. 66—230.

2. Чистяков, С. А. История Петра великого: для юношества / С. А. Чистяков. — М. : Современник, 1994.

3. Иванов, И. М. Петр Великий. Биографический очерк / И. М. Иванов. — СПб. : ЛИО Редактор, 1995. — С. 5—8.

4. Молчанов, Н. Н. Дипломатия Петра I / Н. Н. Молчанов. — М. : Международные отношения, 1986.

5. Буганов, В. Н. Петр Великий и его время / В. Н. Буганов. — М. : Наука, 1989. — 192 с.

6. Водярский, Я. Е. Петр I / Я. Е. Водярский // Вопросы истории. — № 6. — 1993. — С. 59—65.

7. Годинов, М. А. История России. От Древней Руси к императорской России (IX—XVIII вв.) / М. А. Годинов, Л. М. Лященко. — М. : Знание, 1994. —
С. 102—172.

Темы докладов

1. «Птенцы гнезда Петрова»: политические портреты деятелей петровской эпохи.

2. Эпоха дворцовых переворотов.

3. Создание регулярной армии и флота Петром I.

4. Петр I глазами современников и потомков.

5. Народные движения в XVIII в. Восстания Булавина и Пугачева, исторические уроки.

6. Победы русского оружия в борьбе за Черное море.

7. Восточный вопрос при Екатерине II.

8. Русское искусство XVIII в.

9. Развитие Саратовского края в XVIII в.



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Тема 7. XVIII в. В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. XVIII в. В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)