Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-исследовательская работа студентов



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Учебно-исследовательская работа студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Составным элементом подготовки квалифицированных специалистов в вузе является учебно-исследовательская работа студентов. Она помогает овладеть приемами теоретического мышления, которое опирается на сравнение, анализ, классификацию, синтез, систематизацию изучаемых фактов и явлений.

Учебно-исследовательская работа студентов по истории начинается с того момента, когда студенты выбирают интересующую их тему для углубленного изучения и разработки. В процессе учебно-исследовательской работы студенты изучают соответствующую литературу, пишут доклады и выступают с ними на семинаре. Доклады, как правило, невелики по объему и рассчитаны на 15—20 минут. Лучшие доклады по рекомендации преподавателя совершенствуются и развертываются в реферат. Реферат — это и есть доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующий литературы и источников. Приступая к написанию реферата, студенту необходимо:

• выбрать тему и согласовать ее с научным руководителем — преподавателем, ведущим семинар (примерные темы рефератов по отечественной истории даны в приложении 1). Студент может избрать для своего реферата и тему, не обозначенную в общем списке тем рефератов;

• составить библиографию, используя для этого систематический и электронный каталоги информационно-методического центра гуманитарного факультета, каталоги учебной библиотеки БФСГУ и других библиотек города, а также при необходимости произведя поиск в сети Internet;

• разработать план реферата и тщательно изучить относящиеся к данной теме источники и литературу;

• конспектировать надо только то, что имеет непосредственное отношение к избранной теме: выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки. На каждом тематическом листке карточки проставляется дата ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;

• группировать листки-карточки систематически и хронологически.

После систематизации материала составляется подробный план реферата, и только после этого можно приступить к литературному оформлению работы.

На титульном листе (приложение 2) помещается название Федерального агентства, университета, факультета и кафедры, номер группы, фамилия, имя и отчество автора, тема реферата, фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и ученое звание, место и год написания реферата.

Содержание— это вторая страница реферата. Она состоит из оглавления работы: введение (анализ источников и литературы), название каждой главы и разделов, заключение, библиография (приложение 2.1).

Оформление текста работы. Текст пишется на одной стороне листа бумаги формата А4. Все страницы должны быть пронумерованы, начиная с цифры 2. На титульном листе цифра 1 не ставится. В реферат могут быть включены схемы, диаграммы, рисунки, фотографии. Желательно напечатать текст на принтере или пишущей машинке, но если такой возможности нет, то надо написать разборчивым почерком без помарок. Оставьте поля. Их размер стандартный: левое поле не менее
2 см, правое поле не менее 1 см, верхнее поле не менее 2 см, нижнее поле не менее 1 см. Количество символов в одной строке — 60—64 (символом является любой типографский знак, включая пробел). Количество строк на странице — 30, 29 строк отводится на текст, 30-я строка — на номер страницы). Каждый раздел реферата, отраженный в его содержании, должен начинаться с новой страницы. После заключения (выводов) поставьте дату написания и личную подпись.

Цитаты (выдержки) из источников, литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определенному вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы. Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.» (смотри) и указываются исходные данные произведения или документа. Если на странице реферата повторно дается ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же, с. ...». Возле цитаты в строке ставится цифра или звездочка, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты. Цитаты можно приводить только по источнику. Ссылка на источник обязательна.

Литература (библиография) составляется общим нумерованным списком (в алфавитно-авторском порядке). Вначале помещаются русские издания, а затем — иностранные. Порядок этого списка следующий:

- для книг — фамилия автора, его инициалы, точное и полное название книги, номер тома (Т.), часть (ч.), выпуск (вып.), место издания (для Москвы, Ленинграда — Санкт-Петербурга указывается сокращенно — М., — Л., — СПб.), издательство, год издания и количество страниц. Например: Кожевников В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. — М.: Военное изд-во, 1997. — 397 с.;

- ссылка на официально-документальные материалы дается в таком порядке: название использованного документа, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Например: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва. 1995. 383 с.;

- библиографическая справка книги под заглавием (авторы которых не указаны, книги четырех и более авторов) оформляются так: Память: письма о войне и блокаде. Сост. А. К. Ворсобин, И. В. Лисичкин. — М.: Лениздат, 1987. — 735 с.;

- библиографическая справка о статьях из сборников или о журнальных статьях дается в следующем порядке: фамилия автора, его инициалы, название статьи, название сборника или журнала; год, номер журнала, страницы (для сборника — место издания, издательство, год издания, страницы сборника, содержащего статью). Например: Василевский А. М. Воспоминания о Белорусской битве. — В кн.: Освобождение Белоруссии. 1944. — М.: Наука, 1970. — С. 75—104.;

- ссылка на газетный материал оформляется так: название газеты, дата данного номера газеты (год, число, месяц — для обозначения месяца общеприняты сокращения). Например: Саратовские вести. 2004. 23 сент.;

- в библиографию включаются только те источники и литературные произведения, на которые имеются постраничные ссылки в реферате;

- в списке источников и литературы выделяются следующие составные части:

· источники (Акты законодательных и исполнительных органов государства),

· делопроизводственная документация государственных учреждений и организаций,

· статистические и архивные материалы),

· литература (монографии, книги, статьи, обзоры),

· периодическая печать (газеты, журналы).

Сверка. Переписанную набело работу необходимо сверить с черновиком, устранить возможные пропуски, проверить цитаты, исправить ошибки.


2. ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА КАФЕДРЕ
ИСТОРИИ БФСГУ

Аттестация студентов

Аттестация — одна из форм контроля успеваемости и самостоятельной работы студента. Ее цель — способствовать систематической учебе студентов на протяжении всего семестра, своевременному выполнению заданий, предусмотренных учебным планом и программами. Аттестация предполагает периодическую (на 6-й и 12-й неделях) проверку и оценку знаний каждого студента. Она проводится по результатам накопленных студентом оценок по всем видам учебной работы в период между аттестациями. Ее результаты учитываются преподавателем, ведущим семинарские занятия, при подведении итогов учебной деятельности студента в период экзаменационной сессии.

Зачет — это форма контроля самостоятельной работы студентов и проверки усвоения ими учебного материала за определенный период. Зачет принимает преподаватель, ведущий семинарские занятия. Проводится он в форме собеседования преподавателя со студентами. На зачете билеты не используются и, как правило, не дается время на обдумывание ответа на вопросы преподавателя. Преподаватель не только ставит вопросы на зачете, но и анализирует ответы, разъясняет недостаточно четко усвоенные положения, старается расширить знания студентов, советует, как устранить обнаруженные пробелы. Пятибалльная система оценок на зачетах не применяется.

Экзамен. Экзаменационная сессия — неотъемлемая часть учебного процесса в вузе. Цель экзамена — проверка знаний студентов, степени и глубины усвоения ими учебной дисциплины, умения творчески мыслить, анализировать современные явления общественной жизни, исторические события и факты. Экзамены по истории студенты первого курса сдают в период летней экзаменационной сессии. Экзаменам предшествует 2-часовая консультация. К экзамену допускаются студенты, которые полностью выполнили учебный план: прослушали курс и получили зачет в предыдущем семестре, активно работали в семинаре и были аттестованы.

Экзамен в период сессии принимает преподаватель, ведущий семинарские занятия. Студенты, пропускавшие занятия и не выполнившие учебный план, могут быть допущены к экзаменам только по решению кафедры общественных наук. В этом случае они сдают экзамен комиссии, созданной на период экзаменационной сессии по решению кафедры.

Экзамены студенты сдают по экзаменационным билетам, утвержденным кафедрой. В них включаются вопросы по всему курсу. Преподаватель, принимающий экзамен, имеет право задать дополнительные вопросы по программе учебной дисциплины. Количество таких вопросов не ограничивается какими-либо рамками приложение 3).

Подготовка к экзаменам — трудный и ответственный период самостоятельной работы студентов. Готовиться к ним надо на протяжении всего семестра. Студенты, отлично проявившие себя в процессе занятий, выполнившие учебный план, могут получить оценку досрочно, без экзамена. Подготовку к экзаменам следует вести руководствуясь программой курса отечественной истории. В ней последовательно изложены основные проблемы и рекомендована соответствующая литература. На подготовку к ответу на экзамене предоставляется 30 минут. Готовясь к ответу на вопросы экзаменационного билета, полезно составить план, тезисы, сформулировать наиболее важные мысли. Ответ должен быть точным, немногословным, раскрывать существо вопроса.

Критерии экзаменационных оценок. Оценивая знания студентов, преподаватели руководствуются следующими критериями:

— оценка «отлично» ставится в том случае, если студент строит ответ на уровне самостоятельного мышления, прочно усвоил программный материал, грамотно и логично излагает его, не затрудняется с ответом при видоизменении вопроса, глубоко изучил источники и литературу, умеет самостоятельно излагать их содержание, делать обобщения и выводы;

— оценка «хорошо» ставится, если ответ строится на уровне самостоятельного мышления, студент твердо усвоил программный материал, излагает его грамотно и по существу, однако допускает отдельные неточности и пробелы в знаниях;

— оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент усвоил только основную часть программного материала, допускает неточности, непоследовательность в изложении материала, затрудняется применить знания к анализу современной действительности, недостаточно владеет навыками делать обобщения и выводы;

— оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении.

Студентам, не сдавшим курсовые экзамены в установленные сроки по уважительным причинам, деканат соответствующего факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзамена, выдавая зачетно-экзаменационное направление. Такое же направление выдается студенту, получившему неудовлетворительную оценку в период экзаменационной сессии. Пересдача экзамена допускается до начала очередного семестра только два раза. Третий раз студент сдает экзамен комиссии и если получает «неудовлетворительно», представляется к отчислению из учебного заведения.

3. ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

3.1. Требования Государственного стандарта
подготовки по дисциплине «Отечественная история»

  ГСЭ.Ф.03. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-полити-ческие процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточно-славянской государственности в ХI—XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII—XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60—80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985—1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993—1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономи-ческой модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

3.2. Целевая установка и организационно-методические
указания

Учебная дисциплина «Отечественная история» предполагает формирование у студентов исторического сознания, вооружение их научными знаниями об особенностях исторического развития нашего Отечества. Общие цели дисциплины состоят в том, чтобы студенты: а) представляли место и важность исторических знаний в общественной жизни и профессиональной деятельности; б) могли использовать знания событий прошлого для ориентации в сложных процессах нашего времени;
в) знали историю развития российского общества.

Достижение этих целей будет способствовать расширению кругозора студентов, воспитанию преданности долгу и служению народу, гордости за свою профессию, выработке навыков социальной ориентации и анализа, а также умению использовать научные знания в повседневной жизни и педагогической деятельности.

Основными способами и средствами достижения поставленных целей являются: высокое методическое и профессиональное мастерство преподавателей, использование при проведении всех видов занятий современных информационных технологий, индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого студента, постоянный контроль за самостоятельной работой студентов, разработка структурно-логических схем и учебно-методических пособий, проведение консультаций во внеучебное время.

Для достижения уровней подготовки, определенных государственным образовательным стандартом, квалификационными требованиями к профессиональной подготовке выпускников и в результате изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен

иметь представление:

- об основных достижениях отечественной и зарубежной историографии и их роли в формировании высоких патриотических, морально-психологических и нравственных качеств;

- о месте исторической науки в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- о реальном вкладе России в историю мировых цивилизаций;

- об основных этапах развития отечественной истории;

знать:

- основные понятия, принципы, закономерности и методы исторической науки;

- проблемы исторического развития России в контексте мирового исторического процесса;

- конкретные исторические события, явления в жизни страны и других государств в их последовательности, во взаимной связи и обусловленности;

уметь:

- оценивать исторические и современные процессы общественной жизни, проблемы и тенденции мирового развития;

- выявлять общие закономерности и специфические особенности различных этапов отечественной истории во взаимосвязи с мировым развитием;

- выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа исторического процесса в России;

- объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюции государственного, общественного устройства нашего Отечества на различных этапах его развития;

- использовать методы исторической науки в своей профессиональной и социальной деятельности;

- самостоятельно приобретать новые исторические знания в процессе изучения первоисточников, использовать современные компьютерные технологии;

владеть:

- культурой исторического мышления;

- навыками ведения дискуссии по основным проблемам исторической науки;

- методикой самостоятельной работы с рекомендованной литературой;

- способностями научного анализа процессов исторического развития;

- методикой и опытом исторического исследования.

Курс «Отечественная история» изучается во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и профессиональными дисциплинами и призван способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, личной ответственности, приверженности национально-культурным ценностям народов России.

Важной задачей преподавания является также выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

Из общего бюджета времени на лекции отводится 54 часов учебного времени — остальное время уделено проведению активных форм обучения: семинарским занятиям, на них отводится 36 часов.

Лекции имеют целью дать стройную систему научных знаний по дисциплине и должны читаться на высоком теоретическом и научно-методологическом уровне, носить проблемный и диалоговый характер, раскрывать актуальные вопросы современной исторической мысли. Преподаватель должен на лекции стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, тесно увязывать изучение теоретических вопросов с непосредственными задачами общества.

На семинарских занятиях, которые проводятся по основным проблемам данного курса, необходимо закреплять знания, полученные в процессе лекций и самостоятельной работы. Особое внимание при этом преподаватель обязан уделить развитию у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей практической деятельности в сфере образования. На данных занятиях необходимо осуществлять контроль качества знаний студентов с выставлением оценки. В целях развития творческих способностей студентов рекомендуется на семинарских занятиях активно использовать эвристические возможности творческих дискуссий, взаимного обмена мнениями по проблемным вопросам, обсуждения докладов, научных сообщений и рефератов.

В завершение нечетного семестра обучения по изученным темам учебной дисциплины проводится зачет и по окончании изучения в летнем семестре сдается экзамен.

3.3. Распределение учебного времени по темам и видам
учебных занятий базового курса «Отечественная история»

 

Номера и наименование разделов и тем

Всего часов учебных занятий

Из них по видам
учебных занятий

лекции семинары
Введение. Предмет и метод исторического знания. Отечественная история в контексте мировой истории 2 2  
Тема 1. Происхождение и ранняя история восточных славян 4 2 2
Тема 2. Образование и развитие Древнерусского государства 6 4 2
Тема 3. Феодальная раздробленность как закономерный этап в истории нашей страны 4 2 2
Тема 4. Образование единого Российского государства (XIV—первая треть XVI вв.) 6 4 2
Тема 5. Усиление централизации Московского государства 4 2 2
Тема 6. Россия в XVII в. 6 4 2
Тема 7. XVIII в. в российской истории 6 4 2
Тема 8. Россия в первой половине XIX в. 4 2 2
Тема 9. Россия во второй половине XIX в. Развитие капиталистических отношений 6 4 2
Тема 10. Основные тенденции развития России в начале XX в. 4 2 2
Тема 11. Россия между двумя революциями (1905—1907 гг.). Февральская буржуазно-демократическая революция 6 4 2
Тема 12. Россия на переломе исторического пути развития (октябрь 1917—1920 гг.) 6 4 2
Тема 13. СССР в период 20—30-х гг. 6 4 2
Тема 14. Великая Отечественная война советского народа (1941—1945 гг.) 8 4 4
Тема 15. СССР с середины 50-х гг. до середины 60-х гг. Особенности развития 4 2 2
Тема 16. Противоречия и трудности в развитии советского общества с середины 60-х гг. до начала 90-х гг. 4 2 2
Тема 17. Россия в современном мире 4 2 2
ВСЕГО 90 54 36

 

Физико-математический факультет экзамен 72 36 38
Филологический факультет экзамен 90 54 36
Педагогический факультет экзамен 52 26 26
Факультет психологии экзамен 72 48 24
Факультет экологии и биологии экзамен 68 36 32
Экономический факультет экзамен 105 70 35
Факультет социальной работы экзамен 80 40 40
Факультет иностранного языка экзамен 54 30 24
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности экзамен 50 36 14

Содержание курса «Отечественная история»



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Учебно-исследовательская работа студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-исследовательская работа студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)