Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в поисках путей развития. Социально-экономическое и политическое положение.



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Россия в поисках путей развития. Социально-экономическое и политическое положение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Революция 1905—1907 гг.

1

Приступая к изучению первого вопроса, следует подчеркнуть, что характерной особенностью начала XX в. является процесс утверждения монополистического капитализма. Студенты должны назвать факторы, способствовавшие возникновению монополий. Также необходимо указать основные формы монополистических объединений. Важно выделить черты монополистического капитализма. Также необходимо дать характеристику империализма.

Затем следует рассмотреть состояние промышленности и сельского хозяйства в России начала XX в. Определите, какие экономические задачи стояли перед российским правительством в начале ХХ в. Какими мерами правительство стремилось обеспечить финансовую стабилизацию в стране? Какие правительственные мероприятия способствовали промышленному подъему с конца 1909 г.? Характеризуя аграрную политику правительства, обратите внимание на то, что шел поиск путей решения аграрного вопроса. Сравните точки зрения на эту проблему
С. Ю. Витте и В. К. Плеве. Чем они различались? Чей подход больше отвечал потребностям динамичного хозяйственного развития? Укажите причины перехода в 1906 г. к аграрной реформе, во многом сходной с предложениями С. Ю. Витте. Чем столыпинская реформа отличалась от идей Витте?

Далее необходимо подчеркнуть, что капитализм в России вступил в начале ХХ в. в новую стадию развития (какую?). Проанализируйте процесс монополизации русской промышленности. Почему в 80-е годы ХIХ в. возникали только временные союзы предпринимателей? Что заставляло капиталистов объединяться в 1900—1903 гг. и затем в годы промышленного подъема? Какие виды монополий создавались в начале ХХ в.? Объясните термины «картель», «синдикат», «трест», «концерн». Какую роль сыграло российское государство в становлении монополий?

Как продолжалась капиталистическая эволюция сельского хозяйства, наблюдался рост сельскохозяйственного производства? Какие изменения происходили в составе земельных собственников? Почему процесс капитализации крестьянских хозяйств был замедленным?

Охарактеризуйте систему центральных и местных органов управления в Российской империи. Какие функции они выполняли? Какие реформы предлагалось провести в политическом строе накануне первой российской революции? Какое значение имел отказ от них? Какие меры принимало правительство для поддержки дворянства? Подтвердите фактами, что правительство, реагируя на рост рабочего движения, сочетало в своей политике репрессии и уступки. Расскажите о применении в России идей «полицейского социализма». Какую линию отстаивало правительство в крестьянском вопросе? Какие меры были осуществлены в интересах крестьянства?

На основе систематизации фактов о массовых выступлениях в городах и деревнях, выделите новые черты в рабочем и крестьянском движении. При этом обратите внимание на географию выступлений и их синхронность. Какой характер носили рабочие и крестьянские восстания?

При анализе русско-японской войны 1904—1905 гг., определив цели, к которым стремилась Россия и Япония на Дальнем Востоке, докажите, что их интересы в этом регионе противоречили друг другу. Приведите факты, указывающие на то, что ряд влиятельных министров предполагали с помощью войны приглушить внутрироссийские социальные конфликты. Расскажите о подготовке сторон к войне. В чем и почему российская армия, в несколько раз превосходившая противника в живой силе, уступала японским войскам?

Расскажите о ходе войны, действиях сухопутных армий и флотов, наиболее крупных сражениях. Покажите на карте места боев, определите их значение. В чем причины поражений русских войск? Объясните, какие факторы заставили Россию и Японию пойти на мирные переговоры. На каких условиях был подписан мир в Портсмуте? Каково значение войны?

2

Постарайтесь доказать, что в основе революции лежало противоречие между развивавшимися капиталистическими отношениями и остатками феодализма. Объясните, какое значение для вызревания революционного кризиса имели неспособность самодержавия провести либеральные реформы, существование рядом крупного помещичьего землевладения и уменьшавшихся крестьянских наделов, невыгодные условия продажи рабочей силы, политика государства по отношению к нерусским народам, неудачное ведение русско-японской войны. На основе этого определите задачи, стоявшие перед революцией в 1905—1907 гг. Какими по характеру могли быть перемены, если бы удалось в максимальной степени реализовать эти задачи?

Размышляя о своеобразии первой российской революции, обратите внимание, во-первых, на то, что многие слои российского общества были заинтересованы в победе революции, но по-разному представляли себе глубину необходимых преобразований. Какую роль сыграла российская буржуазия в революции? Чем предопределялась гораздо большая революционность и самостоятельность российского рабочего класса по сравнению с западноевропейским в годы буржуазных революций? Во-вторых, для России было характерно отсутствие единства в рядах оппозиции, поэтому в 1905—1907 гг. в революции действовали правительственный, либеральный и революционный лагери. Какие политические и социальные группы были объединены в каждом из них? Какие цели они перед собой ставили? Сравнив цели и тактику революционеров и либералов, объясните почему они в России во время революции не объединились? При ответе на данную часть вопроса учтите, что в исторической литературе и публицистике имеется мнение о существовании в России в то время только двух противостоящих политических группировок — правительства и оппозиции. Какие аргументы используют сторонники данной точки зрения?

Расскажите о предшествовавших «кровавому воскресенью» событиях в столице империи. Что послужило причиной для рабочих волнений и шествия к Зимнему дворцу? Как в советской и современной историографии оценивается роль Г. А. Гапона и большевиков в начале января 1905 г.? Почему расстрел мирной демонстрации привел к революции? Касаясь политических последствий забастовочного движения, покажите непоследовательность царских распоряжений 18 февраля 1905 г. Какие задачи поставили перед собой большевики и меньшевики? Почему их решения о характере, движущих силах революции и тактике в ней различались.

Рассказывая о выступлениях в мае — сентябре 1905 г., отметьте присоединение к революции некоторых армейских частей и военных кораблей, появление рабочих органов управления, крестьянских политических организаций. Охарактеризуйте основные положения законов
6 августа 1905 г. о создании Государственной Думы. Какие функции должна была выполнять Дума, какие права имел самодержец, каков порядок выборов в Думу? Почему данная уступка не остановила революцию?

В последующем расскажите о рабочем и крестьянском движении во время всероссийской октябрьской политической стачки. Сформулируйте, какое значение имело создание законодательной Государственной Думы. Покажите, что в годы революции реально складывалась многопартийность, хотя деятельность многих партий не разрешалась. Какие демократические права и свободы были введены в стране? В чем они ограничивались? На какие уступки пошло правительство в рабочем и аграрном вопросе? Вместе с тем докажите, что политическим итогом революции явилась лишь частичная модернизация государственного строя Российской империи. Объясните, почему революция не добилась более значительных результатов? Как армия и флот участвовали в этих событиях? На какие уступки пошли власти в крестьянском вопросе? Какие положения Манифеста 17 октября 1905 г. показывали, что он был крупнейшим политическим достижением революции? Излагая материал о создании либеральных и монархических партий, кратко охарактеризуйте их основные программные цели и тактику в годы революции. Подтвердите фактами, что кадеты и октябристы принадлежали к либеральной части оппозиции. Чем различались эти две партии? Завершая ответ на этот вопрос, расскажите о вооруженных восстаниях в декабре 1905 г. в Москве и других городах страны. Почему они закончились поражением?

Покажите, что в 1906 г. начинается спад революционного движения. Объясните причины отступления революции. В это время началась работа первого российского парламента. Как были ограничены законодательные права Думы? Как проходили выборы в I Думу? Какие политические организации и почему в них не участвовали? Как распределялись в Думе места между партиями? Разъясните сущность аграрных проектов думских фракций, чем различались эти проекты? Почему возник конфликт между правительством и Думой? Как он развивался?

Летом 1906 г. продолжались выступления рабочих, крестьян, в армии и на флоте, радикальные партии разрабатывали планы вооруженного восстания. Покажите, что в этих условиях новый глава правительства П. А. Столыпин для прекращения революции использовал и террор, и реформы. Была избрана II Дума. Докажите, что по партийному составу она была более «левой», чем первая Дума. Почему правительство решило распустить II Думу? Какой повод для этого был использован? Почему события 3 июня 1907 г. оцениваются как государственный переворот и завершение революции?

Первая русская революция в России потерпела поражение. Однако она способствовала рождению в России парламентаризма, созданию новых общественных структур — Советов рабочих депутатов, появлению многочисленных общественных организаций, в том числе профсоюзов, становлению многопартийной системы, либерализации политики правительства в крестьянском вопросе, уменьшению политического бесправия народа.

В завершение семинара необходимо выяснить итоги революции и ее значение. Студенты должны ответить на вопрос: были ли решены проблемы, которые привели к революционным потрясениям.

Список литературы

1. Аврех, А. Я.Столыпин и судьбы реформ в России / А. Я. Аврех. — М., 1991.

2. Антонов, В. Ф.Революционное народничество / В. Ф. Антонов. — М., 1965.

3. Зайончковский, П. А.Отмена крепостного права в России / П. А. Зайончковский. — М., 1968.

4. Захарова, Л. Г.Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856—1861 гг. / Л. Г. Захарова. — М., 1984.

5. Соловьева, А. М. Промышленная революция в России в XIX в. / А. М. Соловьева. — М., 1990.

6. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX в. / Н. А. Троицкий. — Саратов : Слово, 1994. — 272 с.

Темы докладов

1. Политические партии России в начале XX в.

2. Иностранный капитал в России.

3. Личность С. Ю. Витте.

4. Внешняя политика России в начале XX в.

5. Деятельность I и II Государственных Дум.

6. Столыпинская аграрная реформа и ее значение.

7. Николай II — последний представитель династии Романовых.

8. «Золотой век» русского искусства.

Тема 11. РОССИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ РЕВОЛЮЦИЯМИ
(1905—1917 гг.). ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Россия в поисках путей развития. Социально-экономическое и политическое положение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в поисках путей развития. Социально-экономическое и политическое положение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)