Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма».



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Изложение первого вопроса целесообразно начать, характеризуя социально-экономический и политический кризис в стране летом — осенью 1917 г.

При подготовке первого вопроса необходимо вспомнить сущность двоевластия и охарактеризовать задачи, которые революция в феврале 1917 г. поставила перед новым политическим руководством страны.
На основе анализа партийного и социального состава Временного правительства определите, какую политику оно должно было проводить. Свои предположения подтвердите конкретными фактами. Укажите, какие перемены в политической и экономической жизни осуществило Временное правительство, к каким преобразованиям оно не приступило. В связи с этим охарактеризуйте отношение к Временному правительству рабочих и крестьянства. Почему Советы, имевшие реальную власть, официально передали ее Временному правительству? Проанализируйте изменения, происходившие в марте-апреле 1917 г. в отношении большевиков к Временному правительству, меньшевикам и эсерам и в большевистских идеях о дальнейшем развитии революционного процесса в России.

Попробуйте объяснить, почему нота министра иностранных дел
П. Н. Милюкова, направленная союзникам 18 апреля 1917 г., привела к возмущению в Петрограде? Под какими лозунгами проходили демонстрации? Временное правительство вышло из кризиса, изменив свой состав. Представители каких политических партий и социальных групп заняли ключевые посты в первом коалиционном правительстве? Проанализируйте партийный состав II съезда Советов. Какие решения съезд принял по вопросам о власти, войне, земле и созыве Учредительного собрания?

Далее следует раскрыть причины большевизации Советов, объяснить, почему был выдвинут лозунг «Вся власть советам» и что он означал в новых условиях. Студенты должны уметь рассказать о подготовке большевиками во главе с Лениным вооруженного восстания, о его проведении в Петрограде.

Для этого следует определить повод и причины июльского кризиса Временного правительства. Какие мнения о причинах кровавых событий 4 июля 1917 г. высказываются в исторической литературе? Какие меры были осуществлены Временным правительством для прекращения выступления? Почему июльский кризис привел к ликвидации двоевластия? В начале июля 1917 г. усиленно распространялась информация о связях большевиков с Германией. Какие точки зрения в связи с этим имеются среди историков? Как Временное правительство использовало эти обвинения против большевиков? Подтвердите фактами, что ведущие политические силы после июльского кризиса пришли к выводу о необходимости установить в стране диктатуру. Для этого проанализируйте решения VI съезда РСДРП(б).

Расскажите о создании второго коалиционного правительства. Каков его состав? Охарактеризуйте сущность и направленность правительственной программы, которую представил А. Ф. Керенский. Что предприняло правительство для восстановления спокойствия в стране? Охарактеризуйте состав Государственного совещания в Москве. Какие варианты вероятного развития страны обозначились на этом совещании? Какие силы их отстаивали? Что было использовано Л. Г. Корниловым для обоснования антиправительственного выступления? Расскажите о действиях мятежного генерала и правительства. Почему «корниловщина» потерпела поражение?

Далее необходимо доказать, что осенью 1917 г. происходила радикализация и нарастала большевизация массового сознания. Каковы причины эволюции общественных настроений? В связи с этим проанализируйте состояние российской экономики в условиях первой мировой войны. Почему обострилась проблема снабжения городов продовольствием? Какие факторы способствовали разложению армии? Докажите, что усиливалась борьба в деревне и росло рабочее забастовочное движение. Как влияла на умонастроения народа политика Временного правительства? Насколько верным, по вашему мнению, является утверждение, что массами осенью 1917 г. двигало не столько стремление достигнуть социалистического идеала, сколько желание преодолеть конкретный экономический и политический кризис. Почему все большую поддержку получала большевистская программа выхода из кризиса?

Рассуждая о вооруженном восстании в октябре 1917 г., проанализируйте разногласия среди большевиков по поводу сроков восстания. Вначале обратитесь к периоду работы Демократического совещания. Покажите, что именно тогда развернулись дискуссии в большевистском руководстве. Чем различались позиции В. И. Ленина и большинства лидеров РСДРП(б)? Подтвердите фактами, что в начале октября стала побеждать ленинская точка зрения. Анализируя решения ЦК большевиков 10 и 16 октября 1917 г., выделите расхождения во взглядах В. И. Ленина, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и Л. Д. Троцкого. Объясните причины разногласий. Почему были поддержаны ленинские предложения? Что предприняли большевики для подготовки восстания? Расскажите о ходе октябрьского вооруженного переворота. Каким был партийный и социальный состав II съезда Советов? Охарактеризуйте содержание декретов о мире и земле. Почему они стали первыми советскими декретами? Какие партии вошли в состав ВЦИК и СНК? Почему большевистское вооруженное выступление оказалось успешным?

На съезде было создано однопартийное большевистское правительство — Совет народных комиссаров, так как левые эсеры на первых порах отказались в нем участвовать. Возглавил первое советское правительство В. И. Ленин. Наркомом внутренних дел стал А. И. Рыков, наркомом иностранных дел — Л. Д. Троцкий, наркомом просвещения —
А. В. Луначарский, наркомом по делам национальностей — И. В. Сталин; П. Е. Дыбенко, Н. В. Крыленко, В. А. Антонов-Овсеенко стали комиссарами по военным и морским делам.

Съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Председателем ВЦИК стал Л. Б. Каменев. Съезд подтвердил намерение провести выборы в Учредительное собрание.

Период триумфального шествия Советской власти длился недолго — с 25 октября 1917 г. по март 1918 г. Причем преимущественно власть устанавливалась мирным путем, так как в это время происходило стремительное изменение соотношения классовых сил в пользу социалистической революции. В заключение вопроса студентам следует подумать: почему большевики получили широкую поддержку трудящихся масс? Октябрьские события — это переворот или революция?

2

Октябрьские события вызвали необходимость формирования новых органов власти пролетарского государства. Студентам следует рассказать, как проходил этот процесс, объяснить, почему было создано, а затем распущено Учредительное собрание, почему первоначально было создано однопартийное большевистское правительство, а затем в него вошли левые эсеры.

В начале вопроса укажите, когда установилась советская власть в различных регионах страны? В чем причины раскола на фронте и смещения главнокомандующего Н. Н. Духонина? Расскажите о попытке
А. Ф. Керенского, П. Н. Краснова и комитета спасения родины и революции свергнуть власть большевиков в Петрограде. В каких районах России произошли наиболее крупные мятежи против новой власти? Кто их возглавлял? Какие силы приступили к организации добровольческой армии? Кто ею командовал? Почему весной 1918 г. Белая армия потерпела поражение? Почему большевикам к марту 1918 г. удалось установить свою власть в стране?

Охарактеризуйте систему высших органов Советской власти. Высшим органом государственной власти стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В перерывах между съездами работал ВЦИК. Высшим исполнительным органом являлся Совнарком. Первое советское правительство состояло только из большевиков. Расскажите о создании, задачах и методах работы ВЧК. Почему большевики после победы октябрьского вооруженного восстания запретили ряд газет, объявили партию кадетов партией врагов народа? Почему большевики согласились на проведение выборов в Учредительное собрание? Проанализируйте итоги выборов. Выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917 г., объявленные еще Временным правительством, показали расстановку классовых сил. Большевики получили 24 % голосов, буржуазные партии — 16 %, мелкобуржуазные — 60 %.

Стало ясно, что судьба советской власти будет зависеть от поддержки мелкобуржуазных слоев и их партий. Поэтому ставка была сделана на союз с левыми эсерами. В результате 9 декабря был сформирован новый состав СНК, включавший 8 большевиков и 7 левых эсеров. Левые эсеры получили также ответственные посты в Красной Армии, на флоте, ВЧК. 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. Ему было предложено принять составленную Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Один из пунктов гласил, что Учредительное собрание, поддерживая власть СНК и все декреты Советской власти, считает, что задачи Учредительного собрания выполнены и объявляет себя распущенным. Но Учредительное собрание отказалось принять Декларацию и противопоставило себя победившей Советской власти. 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания. 10 января 1918 г. начал работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который одобрил роспуск Учредительного собрания, а также единогласно утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласил федеративное переустройство в России, принял курс на построение социализма. 13 января к его решениям присоединился III съезд крестьянских депутатов. С этого времени в России была создана единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Таким образом, левый блок обеспечил перевес сил революции. Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, принятой на V съезде Советов в июне 1918 г. Советская власть постепенно утверждалась на местах. Были ликвидированы земства и городские думы. Власть переходила к Советам. Для борьбы с противниками Советской власти была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. Вскоре была создана советская милиция.

В январе 1918 г. вышел декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. В том же месяце вышел декрет и о создании Красного Флота. Были созданы новые суды, избираемые местными Советами.

Еще в декабре 1917 г. при СНК был образован высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось руководство хозяйственно-экономической жизнью. Главной задачей ВСНХ была организация рабочего управления на национализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных наркоматов, в его состав входили представители профсоюзов.

В заключение студенты должны усвоить, что в короткий срок победивший пролетариат сумел успешно решить одну из труднейших задач социалистической революции — разбил старую государственную машину и заложил основы собственного государства, создав центральные органы государственного управления. Сложность заключалась в том, что продолжалась Первая мировая война.

Покажите, что Россия дальше была не в состоянии продолжать успешное ведение войны. При этом охарактеризуйте отношение населения к ней, состояние экономики и положение в армии. Почему для большевиков вопрос о мире соединился с вопросом о власти? Почему воюющие страны не поддержали большевистский призыв заключить общий мир? Для ответа на этот вопрос проанализируйте содержание большевистского Декрета о мире. Какие его положения и почему не устраивали союзников России? Почему Германия пошла на мирные переговоры с Россией?

Почему советская делегация в начале января 1918 г. покинула Брест? Охарактеризуйте реакцию российского общества на начавшиеся мирные переговоры. Выделите течения, возникшие в РСДРП(б) в связи с проблемой мира. Обозначьте суть каждой позиции. Какие аргументы выдвигали участники дискуссии для обоснования своих точек зрения. Как в каждой позиции отражалось стремление большевиков к мировой революции? Чье мнение и почему получило большинство в ЦК большевиков и левых эсеров в январе 1918 г.? Почему в феврале 1918 г. большевистское руководство согласилось на подписание сепаратного мира? Студентам необходимо проанализировать условия Брестского мира и степень советских уступок германской стороне. Каковы экономические и политические последствия этих уступок?

3

Первоначально следует рассмотреть причины гражданской войны и объяснить, почему в историографии отсутствует единое мнение об ее периодизации. Далее необходимо охарактеризовать основные этапы гражданской войны, подчеркнуть, что своеобразие гражданской войны в России заключалось в тесном переплетении внутреннеполитической борьбы с иностранной интервенцией.

Исследуя причины гражданской войны, объясните, почему противостояние между оттесненными от управления страной социальными группами и пришедшими к власти большевиками вылилось в вооруженный конфликт? Почему после октябрьского вооруженного восстания обострились противоречия между большевиками и другими социалистическими партиями? Какие элементы аграрной и внешней политики большевиков, их антидемократические мероприятия стимулировали вооруженную борьбу в России? Почему вмешательство западных государств способствовало развязыванию и углублению гражданской войны? Чем было вызвано их участие во внутрироссийском конфликте? Выделите этапы войны, кратко охарактеризуйте каждый из них.

Традиционно используется следующая периодизация гражданской войны. С марта по ноябрь 1918 г. — первый период, который включает начало гражданской войны в условиях продолжавшейся мировой войны. С ноября 1918 г. по март 1919 г. — второй период, начинается с усиления интервенции Антанты после окончания мировой войны. С марта 1919 г. по март 1920 г. — переломный период в гражданской войне в пользу Советской России (разгром армии Колчака и Деникина). С марта по ноябрь 1920 г. — завершающий период гражданской войны, это разгром белогвардейских войск Врангеля и время отражения интервенции буржуазно-помещичьей Польши. И хотя очаги гражданской войны и иностранные войска еще оставались на территории России до 1922 г., военный вопрос перестал быть главным в жизни страны.

Рассказывая о ходе боевых действий в период гражданской войны, обращайтесь к соответствующим историческим картам, указывая места сражений и направления ударов советских и белогвардейских войск.

Начните с анализа событий, связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Каким образом он оказался в России? Почему корпус передвигался к Владивостоку и восстал? Как мятеж чехословаков был связан с действиями внутренней и внешней контрреволюции? Каковы его последствия? С какими событиями связано появление экспедиционного корпуса Антанты в Мурманске и Архангельске? Почему первоначально существовали совместные советско-антантовские органы управления? Когда и почему произошел отказ от сотрудничества? Расскажите о вступлении турецких и английских войск на Кавказ. Какие цели преследовали антисоветские силы на Дону и Кубани? Охарактеризуйте антисоветские мятежи внутри России: где они происходили, какие силы в них участвовали? Почему летом и осенью 1918 г. советское командование считало главным Восточный фронт? Какова цель колчаковского наступления в ноябре — декабре 1918 г.? Почему главные сражения на юге развернулись в районе Царицына? Докажите, что среди командования советских войск под Царицыном были сильны позиции «военной оппозиции». Как это сказалось на ходе боев? Покажите, что в данный период расширилась немецкая агрессия в советской России? Какую роль сыграло в ходе интервенции прекращение первой мировой войны?

Вторую часть этого вопроса посвятите проблемам становления Красной Армии. Почему большевики стали создавать новую армию? Как и почему изменялись принципы комплектования вооруженных сил и формы управления ими в 1918 г.? Как формировался командный состав Красной Армии? Какие функции выполнял Реввоенсовет Республики? Какую роль сыграл в войне Председатель РВС Л. Д. Троцкий? Расскажите о деятельности главнокомандующих Красной Армии И. И. Вацетиса и С. С. Каменева?

В этом вопросе изучаются имевшие решающее значение боевые действия в 1919—1920 гг. Прежде всего охарактеризуйте положение советской республики в начале 1919 г., определите факторы, которые способствовали свертыванию иностранной интервенции. Каким было соотношение сил перед началом колчаковского наступления? Куда и почему колчаковские войска наносили главный удар? Как большевики организовали отпор армии А. В. Колчака? Как и когда она была разгромлена? Почему деникинским войскам в мае 1919 г. удалось прорвать фронт, отбить у «красных» значительные территории и приблизиться к Москве? Каковы причины формирования советских конных армий? Какие планы ведения кампании существовали у советского командования? Как складовались отношения между Красной Армией и отрядами Н. И. Махно? Расскажите о разгроме войск А. И. Деникина. Какие силы участвовали в наступлении на Петроград весной 1919 г. и в антисоветских восстаниях в фортах на подступах к Петрограду. Почему в конце августа 1919 г. правительства прибалтийских государств не поддержали планы наступления на Петроград? Как был осуществлен разгром армии
Н. Н. Юденича? Почему потерпели поражение действовавшие в Северной области войска Е. К. Миллера? Какие цели преследовало польское правительство, начав в 1920 г. войну против России? Почему контрнаступление советских фронтов закончилось поражением? Почему летом 1920 г. советское руководство, ведя под давлением Англии переговоры с Польшей, развернуло новое наступление на противника? Каковы военные и политические причины провала наступления? На каких условиях был заключен Рижский мир в 1921 г.? Почему П. Н. Врангелю удалось прорвать советский фронт? Расскажите о контрнаступлении «красных». Какую роль в нем сыграли отряды Н. И. Махно? Какова их судьба? Как врангелевские войска были вытеснены из Крыма?

Расскажите об установлении советской власти в Туркестане, Хивинском ханстве и Бухарском эмирате. Какую роль сыграли в этом процессе части Красной Армии и внутренние просоветские силы? Каков социальный состав басмаческого движения? Какую политику вели его лидеры? В каких районах оно действовало? Как проходило восстановление советской власти в Азербайджане, Армении и Грузии? Определите причины образования Дальневосточной республики в 1920 г. С какими событиями связано возобновление боевых действий на Дальнем Востоке? Почему ДВР была ликвидирована и ее территория включена в состав РСФСР?

В завершение обсуждения необходимо объяснить, почему в гражданской войне большевики победили, а антисоветские силы потерпели поражение. Какой людской и экономический урон нанесла война? Анализируя политические последствия войны, докажите, что она способствовала утверждению в стране тоталитарного режима.

Список литературы

1. Булдаков, В. П. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие /
В. П. Булдаков, В. В. Кабанов // Вопросы истории. — 1990. — № 3. — С. 40—54.

2. Волобуев, П. В. Эволюция или революция? / П. В. Волобуев // Родина. — 1990. — № 11. — С. 7.

3. Гражданская война в СССР. — М., 1986. — Т. 1—2.

4. Городецкий, Е. Н. Проблемы Великого октября / Е. Н. Городецкий, А. С. Покровский // Историки спорят. — М., 1989. — С. 7—47.

5. Кабанов, В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма» / В. В. Кабанов. — М., 1988.

6. Какурин, Н. Е. Как сражалась революция / Н. Е. Какурин. — М., 1990. — Т. 1—2.

Темы докладов

1. Социально-экономические преобразования в Советской России.

2. Брестский мир: история его заключения и значение.

3. Главные персонажи Гражданской войны.



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)