Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и ее завершение. Значение Великой Победы.



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и ее завершение. Значение Великой Победы. 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Изучение первого вопроса следует начать с анализа плана подготовки нападения фашистской Германией на СССР.

Необходимо проанализировать вклад внешней политики в обеспечение индустриализации, усилия советского государства, направленные на обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны. Почему советское руководство, оставаясь уверенным в том, что империалистические государства развяжут войну, и не отказываясь от идеи мировой революции, признало главным направлением внешнеполитической деятельности СССР создание системы коллективной безопасности в Европе? Что было достигнуто в ходе реализации данного курса? Каковы причины проводившейся западными государствами политики «невмешательства»? Определите последствия этой политики. Почему советское руководство не смогло оказать помощи подвергшейся гитлеровской агрессии Чехословакии, хотя СССР подписал с ней союзный договор? Почему в середине 30-х гг. обострилась ситуация на Дальнем Востоке? Расскажите о конфликтах на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Каково значение советских побед в этих районах?

Анализируя развитие советско-германских отношений в предвоенные годы, докажите, что европейские державы в 1939 г. вели «двойную игру». Какие события заставили СССР, Англию и Францию начать переговоры? Какие цели преследовали стороны? Какие проблемы обсуждались на переговорах? Каковы причины их провала? Подтвердите фактами, что одновременно расширялись англо-германские и советско-германские контакты. Почему Германия выступила инициатором сближения с СССР? Какие факторы способствовали заключению пакта о ненападении между СССР и Германией? Какие цели при этом ставил перед собою И. В. Сталин? Охарактеризуйте содержание пакта и секретных протоколов к нему. Какие мнения существуют среди историков по поводу причин и необходимости пакта о ненападении? Докажите, что пакт не противоречил нормам международного права, но негативные последствия имело отношение к нему Сталина и его окружения. Какие политические ошибки были допущены сталинским руководством, стремившимся всеми силами поддерживать мирные отношения с Германией? В чем советско-германские договоренности в 1939 г. противоречили официально провозглашенным советским внешнеполитическим принципам?

Попробуйте объяснить, почему в 1939—1940 гг. советское правительство стремилось отодвинуть границы страны на запад? Как были присоединены западные украинские и белорусские земли? Какие факторы усиливали советскую активность в Прибалтике? Как расширялось советское присутствие в Литве, Латвии и Эстонии? На каких условиях в 1939 г. были подписаны пакты с этими государствами? Как их население отреагировало на соглашения? Почему в конце мая 1940 г. резко изменилась позиция советского правительства и оно пошло по пути ликвидации суверенитета прибалтийских государств? Как был реализован этот курс? Как и почему отреагировали западные государства на присоединение Прибалтики? Почему румынское правительство уступило Советскому Союзу Бессарабию? Какие преобразования проводились на территориях, включенных в состав СССР?

Каковы причины советско-финской войны в 1939—1940 гг.? Какие действия советского правительства усилили сопротивление финского народа? Почему Красная Армия не смогла одержать быструю победу? На каких условиях был заключен мир между СССР и Финляндией? Докажите, что «зимняя война» привела к международной изоляции СССР.

Необходимо показать, что в предвоенные годы наряду с крупными достижениями в развитии авиации и бронетанковых войск в вооруженных силах происходили события, отрицательно повлиявшие на боеспособность Красной Армии и Флота. Охарактеризуйте масштабы репрессий в армии и на флоте. Почему были свернуты работы по созданию новых образцов военной техники? Какие просчеты были допущены при исправлении этого курса? На каких принципах проводилась реорганизация танковых и авиационных соединений? Проанализируйте сущность советской военной доктрины. Докажите, что она была ориентирована на опыт Гражданской войны 1918—1920 гг. и не отвечала требованиям современной войны.

Постарайтесь объяснить, почему в 1940 г. изменяется политика в военном вопросе? Какие кадровые перемены произошли в управлении вооруженными силами? Насколько эффективными были меры, нацеленные на производство новой техники, восстановление танковых и авиационных соединений? Подтвердите фактами, что возросла численность армии. Охарактеризуйте хозяйственную политику советского государства в предвоенный период. Какие решения ХVIII съезда ВКП(б) были нацелены на повышение экономической готовности страны к войне? Какие моральные и административные меры предпринимались для стимулирования роста производства? Насколько эффективным было ужесточение трудовой дисциплины? Подведя итоги развития СССР в 30-е гг., подтвердите фактами, что страна по объему промышленного производства вышла на второе место в мире, но не преодолела качественного отставания от ведущих капиталистических держав. Какие трудности испытывала отечественная экономика? Определите результативность советской хозяйственной политики в условиях надвигавшейся войны.

Проанализируйте ошибки, допущенные советским руководством в оценке военно-стратегической обстановки. Почему И. В. Сталин верил гитлеровским заверениям о ненападении на СССР? Почему Сталин считал, что если с Германией будет вестись война, то она начнется осенью и немецкие войска будут наступать в южном направлении? Как советское руководство реагировало на данные разведки о времени нападения Германии на СССР? В какие меры воплотилось сталинское стремление не дать Германии повода для нападения? Каковы последствия такой политики?

2

Ответ на второй вопрос начните с выявления характера и причин Великой Отечественной войны. В связи с этим рассмотрите проблему, связанную с высказанным в литературе мнением о превентивной войне со стороны Германии. Какую точку зрения и почему вы поддерживаете? Подтвердите фактами, что фашистское руководство намечало ликвидировать СССР. В чем суть немецкого плана «молниеносной войны» против Советского Союза? На каких направлениях гитлеровского командование намечало наносить главные удары? Какими силами располагали Германия и Советский Союз в приграничных районах накануне войны? Докажите, что по количественным параметрам советские и германские силы были примерно равными, но различались в качественном отношении, опытом ведения современной войны и стратегическим расположением войск.

Анализируя ход военных действий, обязательно используйте исторические карты, на которых укажите места сражений, передвижения немецких и советских войск.

Расскажите о первых месяцах войны. Какие приказы были отданы советским командованием в первые дни войны? В каких местах фронта были организованы контрудары? Почему они зачастую были неудачными и не остановили противника, а привели к окружению части советских войск? Приведите примеры героизма советских солдат в начале войны. Покажите границу максимального продвижения гитлеровских войск к сентябрю 1941 г. Подведите военно-стратегические итоги боев летом и в сентябре 1941 г. Сравните потери германской и советской армий.

Определите причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны. Насколько верным был сталинский тезис о внезапности нападения фашистской Германии на СССР? Какие военно-мобилизационные мероприятия осуществлены в начале войны? Подтвердите фактами, что в Советском Союзе после гитлеровского вторжения начался мощный патриотический подъем, вылившийся в широкое добровольческое движение.

Какие чрезвычайные органы управления были созданы в СССР в первые дни войны? Какие перемены были осуществлены в советской экономике? Каковы успехи и какими трудностями сопровождалась эвакуация промышленности и населения?

Используя карту, расскажите о сражениях Великой Отечественной войны и при этом обратите внимания на следующие моменты. Определите факторы, способствовавшие отступлению советских войск под Москвой в сентябре — октябре 1941 г. Какие события, происходившие в Москве в середине октября, свидетельствовали, что положение было угрожающим для столицы? Какие меры были предприняты в ноябре 1941 г. для усиления боеспособности и подъема морального духа советских войск? Почему победа под Москвой не завершилась крупномасштабным наступлением Красной Армии? Каково значение московской битвы? Выделяя причины победы советских войск в московском сражении, учтите, что в зарубежной литературе поражение фашистской армии часто объясняется природно-географическими факторами. Насколько верна, по Вашему мнению, эта точка зрения?

Охарактеризуйте германские и советские планы продолжения войны в 1942 г. В чем был просчет советского командования? Почему попытка прорвать блокаду Ленинграда закончилась окружением Второй ударной армии? Каковы причины поражения Красной Армии в Крыму? Почему закончились окружением советских войск наступательные операции на ржевском и харьковском направлениях? Эти поражения создали благоприятные условия для германского наступления в 1942 г. Каковы его результаты? Какими мерами советское командование стремилось остановить отступление?

Какие особенности расположения немецких войск намечало использовать советское командование, планируя контрнаступление под Сталинградом? Как была окружена и ликвидирована немецкая группировка в районе Сталинграда? Каковы военно-политические и стратегические последствия советской победы в Сталинградской битве?

Какие особенности конфигурации линии фронта стремилось использовать немецкое командование в 1943 г.? Какие меры были предприняты советскими военачальниками для срыва германского наступления в районе Курска? Каковы военно-стратегические результаты Курской битвы и летне-осеннего наступления советских войск в 1943 г.?

Почему советское командование в 1944 г. проводило одновременно наступательные операции на разных направлениях? Как было осуществлено полное деблокирование Ленинграда, освобождение Правобережной Украины, Крыма, Белоруссии, Прибалтики и Молдавии? Расскажите об изгнании фашистских войск из Польши, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Словакии. Какие точки зрения существуют среди историков по поводу причин подавления варшавского восстания в августе — сентябре 1944 г.? Как была подготовлена и осуществлена Восточно-Прусская операция в 1945 г.? Расскажите о подвигах советских воинов в ходе этого сражения. Как была взята германская столица? Докажите, что советско-германский фронт сыграл решающую роль во Второй мировой войне.

Почему был денонсирован пакт о ненападении с Японией? Почему США осуществили ядерную бомбардировку японских городов? Как проходило советское наступление в Маньчжурии? Какие силы в нем участвовали? Какую роль сыграла Советская Армия в поражении Японии?

В завершение необходимо проанализировать источники и причины победы советского народа в тяжелейшей войне с гитлеровским фашизмом.

Во-первых, объясните, почему война вызвала массовый морально-патриотический подъем в СССР.

Во-вторых, обобщите Ваши знания о героизме советских воинов и роли армии в победе над врагом. Покажите, что мастерство советских полководцев превзошло в ходе войны способности гитлеровских военачальников. Расскажите о наиболее известных партизанских операциях, партизанах-героях и партизанских командирах.

В-третьих, покажите, что без крепкого тыла победа была невозможна. Какие трудности испытывали советские промышленность и сельское хозяйство в начале войны? Какие меры были предприняты для их преодоления, обеспечения промышленности рабочими руками и для перевода ее на преимущественно военное производство? Когда этот процесс был завершен? Какие трудовые почины были выдвинуты в годы войны? Какие технические новшества были применены при производстве военной техники? Докажите, что советская промышленность превзошла германскую в изготовлении основных видов вооружения. Расскажите о роли науки и культуры в отражении фашистской агрессии. При этом обратите внимание на совершенные в то время научные открытия, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, создание новых марок стали и использование новых методов лечения раненых. Какова была главная цель советской публицистики, художественной литературы и поэзии? Какие музыкальные произведения были написаны в годы войны? Расскажите о фронтовых театрах и гастролях известных в то время музыкантов и певцов. Почему и как изменились отношения между церковью и советской властью?

В-четвертых, определите значение международной помощи для советской победы над агрессором. Вначале расскажите о создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Какие проблемы рассматривались и как они были решены на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях? Какие противоречия существовали между их участниками? Почему Советский Союз настаивал, а западные государства откладывали срок открытия второго фронта? Подтвердите фактами, что западная экономическая помощь, скромная по основным средствам ведения войны, помогала Красной Армии выносить основную тяжесть войны с фашизмом. На каких условиях предоставлялась такая помощь?

В-пятых, выясните роль командно-административного управления в ходе войны. Покажите, что система управления стала сверхцентрализованной, а единовластие И. В. Сталина укрепилось. В первые месяцы войны советская государственно-политическая система с трудом справлялась с ситуацией. Почему не произошло отказа от тоталитаризма? Докажите фактами, что власть нашла двоякий выход из положения: с одной стороны, произошло ужесточение режима, с другой, в некоторой степени ослабло давление на общество. Во время войны не прекращались массовые репрессии. Они распространились на целые народы. Объясните причины этих репрессий. Каким было положение репрессированных народов? Какой вклад в победу внес ГУЛАГ?

Проанализируйте данные об общих и фронтовых потерях СССР и Германии. Каково их соотношение? Как менялась динамика потерь по мере продолжения войны?

Определите значение победы СССР в войне с фашистской Германией для человечества и нашей страны. Как она повлияла на сознание советских людей? Какие политические и социально-экономические изменения произошли в ряде европейских государств? Каковы глобальные последствия этих перемен?

В заключение ответа по данному вопросу было бы целесообразно подчеркнуть, что советский народ и его вооруженные силы совершили подвиг, равного которому еще не знала история. В этом подвиге слилось воедино величайшее мужество воинов, партизан и подпольщиков, высокое искусство командных кадров, самоотверженность тружеников тыла — рабочих, колхозников, интеллигенции — ковавших оружие для фронта. Великая Отечественная война характеризовалась невиданным в истории массовым героизмом наших воинов. За мужество, отвагу и героизм удостоены высоких правительственных наград свыше 7 млн человек. Более 11 тыс. бойцам, командирам и политработникам присвоено звание Героя Советского Союза. Около 300 воинов повторили героический подвиг политрука А. К. Панкратова и рядового А. М. Матросова, некоторые из них остались живы. Свыше 300 наших летчиков повторили бессмертный подвиг Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет в колонну вражеских танков и автомашин.

Список литературы

1. Великая Отечественная народная 1941—1945. Краткий исторический очерк / под ред. П. А. Жилина. — М., 1985.

2. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статьи, исследования. — М., 1993.

3. Европа между миром и войной. 1918—1939. — М., 1992.

4. История Второй мировой войны : в 12 т. — М., 1973—1982.

5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. — М., 1991.

6. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления : в 3 т. / Г. К. Жуков. — М., 1992.

7. Нюрнбергский процесс : сборник материалов : в 4 т. — М., 1987—1990.

8. Розанов, Г. Л. Сталин — Гитлер: документальный очерк советско-германских дипломатических отношений. 1939—1941 / Г. Л. Розанов. — М., 1991.

9. Самсонов, А. М. Вторая мировая война / А. М. Самсонов. — М., 1989.

Темы докладов

1. Наука и техника на службе фронту в годы Великой Отечественной войны.

2. Трудовой подвиг работников промышленности в годы Великой Отечественной войны.

3. Консолидация антифашистских сил во Второй мировой войне. СССР
в антигитлеровской коалиции.

4. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.

5. Партизанская и подпольная борьба советских людей в тылу врага.

6. Эвакуация промышленности на восток, перевод экономики на военные рельсы.

7. Московская битва.

8. Сталинградское сражение.

9. Героические подвиги балашовцев на фронте и в тылу во имя Победы.

10. Сокрушение милитаристской Японии.

11. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

12. Г. К. Жуков — Маршал Победы.

Тема 15. СССР С СЕРЕДИНЫ 50-х ДО СЕРЕДИНЫ
60-х гг. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и ее завершение. Значение Великой Победы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и ее завершение. Значение Великой Победы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)