Свертывание нэпа и демократических основ жизни общества. Курс на индустриализацию и коллективизацию.
1 Рассмотрение вопроса следует начать с характеристики политической и экономической ситуации в Советской России после окончания гражданской войны. Необходимо подчеркнуть, что кризис формирующейся советской системы угрожал потерей власти правящей партией большевиков; он требовал коренного изменения социально-экономи-ческой политики, отказа от «военного коммунизма», перехода от гражданской войны к общенациональному согласию. Следует выяснить причины и сущность нэпа и проанализировать его противоречия. Какие элементы большевистской политики по отношению к деревне и почему вызывали особое неприятие у крестьянства? Анализируя крестьянские выступления в 1920 г., прежде всего мятеж в тамбовской губернии, подтвердите фактами, что в них участвовали середняки и они носили антибольшевистский характер. Какую экономическую программу отстаивали восставшие? Почему, несмотря на крестьянские восстания и предложения некоторых известных большевиков, РКП(б) в 1920 г. не изменила экономический курс, а пошла по пути ужесточения «военного коммунизма»? Какие факторы привели к тому, что точка зрения большевиков переменилась в начале февраля 1921 г.? Рассматривая вопрос о кронштадтском мятеже, докажите, что матросы выдвинули антибольшевистские рабочие, крестьянские и общенациональные экономические и политические требования. Как был подавлен мятеж? Приступая к анализу принципиальных черт нэпа, учтите, что эта политика вводилась постепенно как серия уступок большевиков крестьянству и рыночным отношениям. Каким образом в стране была возрождена многоукладность в промышленности? Как большевистское государство обеспечило за собой преобладание в экономике? На каких условиях привлекался иностранный капитал? Насколько велик и значителен был капиталистический сектор в советской экономике? Как была осуществлена децентрализация управления в промышленности? Какие права имели тресты, синдикаты и предприятия? Анализируя новую политику по отношению к деревне, определите, почему продналог был выгоднее для крестьян, чем продразверстка? Какие еще уступки были сделаны крестьянству? В каких формах развивалось кооперирование? Как государство контролировало кооперативы? Проанализируйте экономические и политические факторы, которые привели к созданию СССР. Какое значение для объединительного процесса имело, то, что в советских республиках правящей была единая коммунистическая партия? Почему сплочению способствовала однотипность их социально-политического строя? В чем суть предложенного И. В. Сталиным плана объединения республик путем «автономизации»? Как отреагировало руководство республиканских коммунистических партий на сталинский проект? Чем принципиально различались сталинский и ленинский варианты создания многонационального советского государства? Каковы причины конфликта между руководством ЦК РКП(б), Г. К. Орджоникидзе и ЦК компартии Грузии? Характеризуя решения I съезда Советов СССР, укажите, какие законодательные акты были им приняты. Какие органы власти были образованы для управления Советским Союзом? Проанализируйте основные положения Конституции СССР, принятой в 1924 г. Докажите, что СССР вопреки конституционному положению о федеративном устройстве фактически являлся унитарным государством. Расскажите о национально-государственном размежевании в 1920-е гг. в Средней Азии, повышении в этот период политического статуса ряда национально-территориальных образований внутри РСФСР и других союзных республик. Как обеспечивались национальные интересы разных народов в местах их компактного или смешанного проживания? Почему практиковавшиеся формы удовлетворения национальных устремлений были ликвидированы в конце 20-х гг.? Покажите, что в советской стране в годы нэпа не произошло радикального реформирования политической системы. Для этого охарактеризуйте положение коммунистической партии в советской государственной системе и отношение большевиков к проблеме разделения властей. Какие привилегии имели партийные руководители? Объясните причины усиливавшейся бюрократизации государственного аппарата. Чем функции ОГПУ отличались от компетенции ВЧК? Почему полномочия ОГПУ стали расширяться? Анализируя борьбу большевиков с идейной оппозицией, укажите факторы, приведшие к ужесточению всех видов цензуры, высылке из страны известных ученых, судебному процессу над эсерами и удалению меньшевиков из крупных городов. С 1922 г. начинается отход В. И. Ленина от политического руководства государством. Охарактеризуйте его последние статьи и письма. Определите, почему во время болезни и после смерти В. И. Ленина усилилась борьба внутри ВКП(б). Как Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и 2 Начать рассмотрение вопроса целесообразно с определения границ нэпа. В данном вопросе определите причины отказа от нэпа. Для этого докажите, что в недрах нэпа укреплялось противоречащее ему администрирование в отношениях между государством и кооперативами, легкой и тяжелой промышленностью, в финансовой сфере. Почему нэп вызывал недовольство рабочих и малоимущих слоев населения? В чем большевистская экономическая стратегия не согласовалась с принципами нэпа? Почему в 1927—1928 гг. возник хлебозаготовительный кризис? Каким способом государство стремилось выйти из него? Чем различались сталинские и бухаринские объяснения причин кризиса и путей выхода из него? Какие варианты общественного развития отстаивали Сталин и Бухарин? Почему бухаринская альтернатива не была реализована? Как велась борьба с «правым уклоном»? Далее укажите причины шахтинского дела и процессов «Промпартии», Трудовой крестьянской партии и Союзного бюро меньшевиков. Необходимо доказать, что в СССР в тридцатые годы утвердился тоталитарный режим управления. Для этого охарактеризуйте сложившуюся пирамиду власти и взаимоотношения между ее структурными звеньями. Какие функции выполняли карательный и идеологический аппараты? Какое место было отведено представительным органам власти? Каковы последствия того, что в стране отсутствовал демократический контроль над исполнительной властью? В каких формах осуществлялось огосударствление буквально всех сторон общественной жизни? Какую роль играл в советской системе культ личности Сталина? Каковы причины утверждения и длительного существования в СССР тоталитаризма? Для ответа на этот вопрос целесообразно обратить внимание на характер собственности на средства производства и сложившуюся систему управления советской экономикой, темпы осуществления социалистических преобразований и личные качества Сталина. Далее следует проанализировать итоги промышленного развития к концу 20-х гг. Почему значительный рост промышленного производства в период нэпа не был достаточен для СССР? В связи с этим сравните уровень развития СССР и ведущих капиталистических держав. Как успехи, достигнутые благодаря нэпу, соотносились со стремлениями радикальных большевистских лидеров к социализму? Одной из наиболее важных проблем быстрого экономического развития являлся вопрос о средствах для индустриализации. Вспомните, какие предложения о решении этой проблемы были высказаны в партии большевиков накануне и в ходе ХIV съезда ВКП(б). Докажите, что на этом съезде была провозглашена необходимость курса на индустриализацию и большинство коммунистов во главе со Сталиным и Бухариным выступали за минимальные темпы индустриализации. Почему и как в 1928 г. изменились сталинские представления о темпах развития тяжелой промышленности? Почему его поддержало большинство в ВКП(б)? Выясните отличия между отправным и оптимальным вариантами первого пятилетнего плана. Почему был принят оптимальный вариант? Докажите, что в ходе его выполнения стало осуществляться форсирование темпов развития промышленности. Укажите причины форсирования. Какой вклад в индустриализацию внесло социалистическое соревнование? Расскажите о зарождении и распространении стахановского движения. Укажите его позитивные и негативные стороны. Анализируя сформировавшуюся в результате индустриализации советскую хозяйственную систему, подтвердите фактами, что для нее характерны отказ от принципов рыночной экономики, жесткая централизация управления, государственное распределение средств производства и перераспределение полученной предприятиями прибыли, особое внимание к развитию тяжелой промышленности. Подведите итоги экономического развития страны в годы первой и второй пятилеток. Определите значение индустриализации для развития советской промышленности. Почему форсированная индустриализация привела к срывам в экономике? Каким образом индустриализация связана с утверждением в СССР тоталитарного режима? Во второй части вопроса выясните, какие решения о политике в деревне принял ХV съезд ВКП(б)? Каковы причины сплошной коллективизации. Для этого определите, почему существование индивидуальных крестьянских хозяйств не соответствовало политике начавшейся форсированной индустриализации. Подтвердите фактами, что с весны 1929 г. начинается переход к форсированию колхозного движения. Раскройте содержание данного Сталиным в ноябре 1929 г. обоснования возможности сплошной коллективизации. Докажите, что сталинские доводы расходились с реальным положением в сельском хозяйстве. Почему постановление ЦК ВКП(б) 5 января 1930 г. привело к насильственной ускоренной коллективизации и максимальному обобществлению скота и инвентаря? Раскрывая вопрос о способах коллективизации, проанализируйте постановление ЦК ВКП(б) 30 января 1930 г. о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств. Каковы причины опубликования сталинской статьи «Головокружение от успехов» и Примерного устава сельскохозяйственной артели? Какие меры были предприняты для поддержки колхозов и сокращения оттока из них крестьянских хозяйств? Дайте оценку результатов коллективизации, выясните ее последствия. Сравнив валовые сборы зерна и количество голов скота в 1928 г. В заключение следует подвести итоги модернизации СССР в ходе индустриализации и коллективизации. Желательно разобрать плюсы и минусы форсированного развития страны в 30-е гг., охарактеризовать построенный в СССР государственный социализм. Таким образом, студенты должны прийти к выводу о противоречивости развития любой области жизни советского общества: экономической, социальной, научной, технической, политической, культурной, национальной, в каждой из которых можно увидеть две тенденции — и положительную, и отрицательную. Список литературы 1. История России в вопросах и ответах. Курс лекций : учебное пособие / сост. С. А. Кислицын. — Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1997. — С. 200—217. 2. История Российского государства : учебное пособие для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов, Н. Д. Эрнашвили и др. ; под ред. проф. Ш. М. Мунчаева. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 405—433. 3. Наше отечество. Опыт политической истории. — М. : ТЕРРА, 1991. — 4. Поляков, Ю. А. и др. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление / Ю. А. Поляков. — М. : Политиздат,1982. — 240 с. Темы докладов 1. Внутрипартийная борьба в 20-е гг. 2. Образование СССР и национально-государственное строительство. 3. Становление административно-командного стиля советского руководства. 4. Советские пятилетки — планы и нереализованные возможности. 5. Преодоление неграмотности в СССР. 6. Конституция 1936 г. о политических и социальных основах государства. 7. История борьбы с инакомыслием. Политические процессы в СССР. 8. Внешняя политика СССР в 20—30-е гг. 9. Успехи и издержки индустриализации. Тема 14. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |