Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свертывание нэпа и демократических основ жизни общества. Курс на индустриализацию и коллективизацию.



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Свертывание нэпа и демократических основ жизни общества. Курс на индустриализацию и коллективизацию. 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Рассмотрение вопроса следует начать с характеристики политической и экономической ситуации в Советской России после окончания гражданской войны. Необходимо подчеркнуть, что кризис формирующейся советской системы угрожал потерей власти правящей партией большевиков; он требовал коренного изменения социально-экономи-ческой политики, отказа от «военного коммунизма», перехода от гражданской войны к общенациональному согласию.

Следует выяснить причины и сущность нэпа и проанализировать его противоречия. Какие элементы большевистской политики по отношению к деревне и почему вызывали особое неприятие у крестьянства? Анализируя крестьянские выступления в 1920 г., прежде всего мятеж в тамбовской губернии, подтвердите фактами, что в них участвовали середняки и они носили антибольшевистский характер. Какую экономическую программу отстаивали восставшие? Почему, несмотря на крестьянские восстания и предложения некоторых известных большевиков, РКП(б) в 1920 г. не изменила экономический курс, а пошла по пути ужесточения «военного коммунизма»? Какие факторы привели к тому, что точка зрения большевиков переменилась в начале февраля 1921 г.? Рассматривая вопрос о кронштадтском мятеже, докажите, что матросы выдвинули антибольшевистские рабочие, крестьянские и общенациональные экономические и политические требования. Как был подавлен мятеж?

Приступая к анализу принципиальных черт нэпа, учтите, что эта политика вводилась постепенно как серия уступок большевиков крестьянству и рыночным отношениям. Каким образом в стране была возрождена многоукладность в промышленности? Как большевистское государство обеспечило за собой преобладание в экономике? На каких условиях привлекался иностранный капитал? Насколько велик и значителен был капиталистический сектор в советской экономике? Как была осуществлена децентрализация управления в промышленности? Какие права имели тресты, синдикаты и предприятия? Анализируя новую политику по отношению к деревне, определите, почему продналог был выгоднее для крестьян, чем продразверстка? Какие еще уступки были сделаны крестьянству? В каких формах развивалось кооперирование? Как государство контролировало кооперативы?

Проанализируйте экономические и политические факторы, которые привели к созданию СССР. Какое значение для объединительного процесса имело, то, что в советских республиках правящей была единая коммунистическая партия? Почему сплочению способствовала однотипность их социально-политического строя? В чем суть предложенного И. В. Сталиным плана объединения республик путем «автономизации»? Как отреагировало руководство республиканских коммунистических партий на сталинский проект? Чем принципиально различались сталинский и ленинский варианты создания многонационального советского государства? Каковы причины конфликта между руководством ЦК РКП(б), Г. К. Орджоникидзе и ЦК компартии Грузии? Характеризуя решения I съезда Советов СССР, укажите, какие законодательные акты были им приняты. Какие органы власти были образованы для управления Советским Союзом? Проанализируйте основные положения Конституции СССР, принятой в 1924 г. Докажите, что СССР вопреки конституционному положению о федеративном устройстве фактически являлся унитарным государством.

Расскажите о национально-государственном размежевании в 1920-е гг. в Средней Азии, повышении в этот период политического статуса ряда национально-территориальных образований внутри РСФСР и других союзных республик. Как обеспечивались национальные интересы разных народов в местах их компактного или смешанного проживания? Почему практиковавшиеся формы удовлетворения национальных устремлений были ликвидированы в конце 20-х гг.?

Покажите, что в советской стране в годы нэпа не произошло радикального реформирования политической системы. Для этого охарактеризуйте положение коммунистической партии в советской государственной системе и отношение большевиков к проблеме разделения властей. Какие привилегии имели партийные руководители? Объясните причины усиливавшейся бюрократизации государственного аппарата. Чем функции ОГПУ отличались от компетенции ВЧК? Почему полномочия ОГПУ стали расширяться? Анализируя борьбу большевиков с идейной оппозицией, укажите факторы, приведшие к ужесточению всех видов цензуры, высылке из страны известных ученых, судебному процессу над эсерами и удалению меньшевиков из крупных городов.

С 1922 г. начинается отход В. И. Ленина от политического руководства государством. Охарактеризуйте его последние статьи и письма.
К каким выводам он пришел в статье «О нашей революции», анализируя опыт большевистского управления страной? Как и почему изменились его взгляды на роль и место кооперации при социализме? Почему Ленин наибольшее внимание уделил политическим проблемам? Как он предлагал усилить контроль над партийной верхушкой? На какие политические и личные качества ближайших сподвижников Ленин обращал внимание при их характеристиках в «Письме к съезду»? К каким выводам он пришел? Докажите, что его соратники сделали все возможное, чтобы ограничить обсуждение этих документов на ХII и ХIII съездах большевиков. Почему не было выполнено ленинское требование о смещении И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК большевиков?

Определите, почему во время болезни и после смерти В. И. Ленина усилилась борьба внутри ВКП(б). Как Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и
И. В. Сталин стремились оттеснить от власти Л. Д. Троцкого? Почему троцкистская и «новая» оппозиции, троцкистско-зиновьевский блок потерпели поражение? Анализируя процесс усиления личной власти Сталина, объясните, почему избрание Генеральным секретарем позволило ему сосредоточить в своих руках огромную власть? Что Сталин предпринял для расширения числа своих сторонников в партийном аппарате? Каким образом Сталин смог добиться положения главного идеолога в большевистской партии? Как внутрипартийная борьба в 1920-е гг. усилила сталинские позиции?

2

Начать рассмотрение вопроса целесообразно с определения границ нэпа. В данном вопросе определите причины отказа от нэпа. Для этого докажите, что в недрах нэпа укреплялось противоречащее ему администрирование в отношениях между государством и кооперативами, легкой и тяжелой промышленностью, в финансовой сфере. Почему нэп вызывал недовольство рабочих и малоимущих слоев населения? В чем большевистская экономическая стратегия не согласовалась с принципами нэпа? Почему в 1927—1928 гг. возник хлебозаготовительный кризис? Каким способом государство стремилось выйти из него? Чем различались сталинские и бухаринские объяснения причин кризиса и путей выхода из него? Какие варианты общественного развития отстаивали Сталин и Бухарин? Почему бухаринская альтернатива не была реализована? Как велась борьба с «правым уклоном»?

Далее укажите причины шахтинского дела и процессов «Промпартии», Трудовой крестьянской партии и Союзного бюро меньшевиков.
В чем обвинялись участники процессов? Докажите, что свертывание нэпа и коллективизация сопровождались репрессиями. Чем были вызваны массовые политические репрессии в 30-е гг.? Какие события послужили поводом к развязыванию репрессий? Расскажите о наиболее крупных судебных процессах в 30-е гг.? Анализируя масштабы репрессий, покажите, что они коснулись всех слоев общества. Какой урон они нанесли? Какие сталинские идеи служили теоретическим обоснованием репрессий? Какие юридические нормы использовались для придания законности террору? Охарактеризуйте роль НКВД в репрессиях. Почему были уничтожены руководители этого наркомата Г. Г. Ягода и
Н. И. Ежов? Какие факты свидетельствуют о сокращении масштабов репрессий в 1938 г.? Почему это произошло?

Необходимо доказать, что в СССР в тридцатые годы утвердился тоталитарный режим управления. Для этого охарактеризуйте сложившуюся пирамиду власти и взаимоотношения между ее структурными звеньями. Какие функции выполняли карательный и идеологический аппараты? Какое место было отведено представительным органам власти? Каковы последствия того, что в стране отсутствовал демократический контроль над исполнительной властью? В каких формах осуществлялось огосударствление буквально всех сторон общественной жизни? Какую роль играл в советской системе культ личности Сталина? Каковы причины утверждения и длительного существования в СССР тоталитаризма? Для ответа на этот вопрос целесообразно обратить внимание на характер собственности на средства производства и сложившуюся систему управления советской экономикой, темпы осуществления социалистических преобразований и личные качества Сталина.

Далее следует проанализировать итоги промышленного развития к концу 20-х гг. Почему значительный рост промышленного производства в период нэпа не был достаточен для СССР? В связи с этим сравните уровень развития СССР и ведущих капиталистических держав. Как успехи, достигнутые благодаря нэпу, соотносились со стремлениями радикальных большевистских лидеров к социализму? Одной из наиболее важных проблем быстрого экономического развития являлся вопрос о средствах для индустриализации. Вспомните, какие предложения о решении этой проблемы были высказаны в партии большевиков накануне и в ходе ХIV съезда ВКП(б). Докажите, что на этом съезде была провозглашена необходимость курса на индустриализацию и большинство коммунистов во главе со Сталиным и Бухариным выступали за минимальные темпы индустриализации. Почему и как в 1928 г. изменились сталинские представления о темпах развития тяжелой промышленности? Почему его поддержало большинство в ВКП(б)?

Выясните отличия между отправным и оптимальным вариантами первого пятилетнего плана. Почему был принят оптимальный вариант? Докажите, что в ходе его выполнения стало осуществляться форсирование темпов развития промышленности. Укажите причины форсирования. Какой вклад в индустриализацию внесло социалистическое соревнование? Расскажите о зарождении и распространении стахановского движения. Укажите его позитивные и негативные стороны. Анализируя сформировавшуюся в результате индустриализации советскую хозяйственную систему, подтвердите фактами, что для нее характерны отказ от принципов рыночной экономики, жесткая централизация управления, государственное распределение средств производства и перераспределение полученной предприятиями прибыли, особое внимание к развитию тяжелой промышленности. Подведите итоги экономического развития страны в годы первой и второй пятилеток.

Определите значение индустриализации для развития советской промышленности. Почему форсированная индустриализация привела к срывам в экономике? Каким образом индустриализация связана с утверждением в СССР тоталитарного режима?

Во второй части вопроса выясните, какие решения о политике в деревне принял ХV съезд ВКП(б)? Каковы причины сплошной коллективизации. Для этого определите, почему существование индивидуальных крестьянских хозяйств не соответствовало политике начавшейся форсированной индустриализации. Подтвердите фактами, что с весны 1929 г. начинается переход к форсированию колхозного движения. Раскройте содержание данного Сталиным в ноябре 1929 г. обоснования возможности сплошной коллективизации. Докажите, что сталинские доводы расходились с реальным положением в сельском хозяйстве. Почему постановление ЦК ВКП(б) 5 января 1930 г. привело к насильственной ускоренной коллективизации и максимальному обобществлению скота и инвентаря? Раскрывая вопрос о способах коллективизации, проанализируйте постановление ЦК ВКП(б) 30 января 1930 г. о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств. Каковы причины опубликования сталинской статьи «Головокружение от успехов» и Примерного устава сельскохозяйственной артели? Какие меры были предприняты для поддержки колхозов и сокращения оттока из них крестьянских хозяйств?

Дайте оценку результатов коллективизации, выясните ее последствия. Сравнив валовые сборы зерна и количество голов скота в 1928 г.
и 1933—1934 гг., докажите, что насильственная коллективизация подорвала сельскохозяйственное производство. В связи с этим проанализируйте причины голода 1932 —1933 гг. Определите, как с ним связана государственная политика по отношению к колхозам. Почему скрывалась информация о голоде? Характеризуя сложившуюся колхозную систему, покажите, что произошло огосударствление колхозов. Какие права крестьян ограничивались паспортной системой? Каким репрессиям и почему сельское население было подвергнуто в 30-х гг.? Каковы последствия такой политики для сельского хозяйства и всей советской экономики?

В заключение следует подвести итоги модернизации СССР в ходе индустриализации и коллективизации. Желательно разобрать плюсы и минусы форсированного развития страны в 30-е гг., охарактеризовать построенный в СССР государственный социализм.

Таким образом, студенты должны прийти к выводу о противоречивости развития любой области жизни советского общества: экономической, социальной, научной, технической, политической, культурной, национальной, в каждой из которых можно увидеть две тенденции — и положительную, и отрицательную.

Список литературы

1. История России в вопросах и ответах. Курс лекций : учебное пособие / сост. С. А. Кислицын. — Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1997.  — С. 200—217.

2. История Российского государства : учебное пособие для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов, Н. Д. Эрнашвили и др. ; под ред. проф. Ш. М. Мунчаева. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 405—433.

3. Наше отечество. Опыт политической истории. — М. : ТЕРРА, 1991. —
Т. 2. — С.164—379.

4. Поляков, Ю. А. и др. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление / Ю. А. Поляков. — М. : Политиздат,1982. — 240 с.

Темы докладов

1. Внутрипартийная борьба в 20-е гг.

2. Образование СССР и национально-государственное строительство.

3. Становление административно-командного стиля советского руководства.

4. Советские пятилетки — планы и нереализованные возможности.

5. Преодоление неграмотности в СССР.

6. Конституция 1936 г. о политических и социальных основах государства.

7. История борьбы с инакомыслием. Политические процессы в СССР.

8. Внешняя политика СССР в 20—30-е гг.

9. Успехи и издержки индустриализации.

Тема 14. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СОВЕТСКОГО НАРОДА (1941—1945 гг.)



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Свертывание нэпа и демократических основ жизни общества. Курс на индустриализацию и коллективизацию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свертывание нэпа и демократических основ жизни общества. Курс на индустриализацию и коллективизацию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)