Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешняя политика России.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Внешняя политика России. 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Ответ на первый вопрос начните с анализа причин отмены крепостного права. Какое значение в связи с этим имело поражение России в Крымской войне? Докажите, что крепостное право замедляло темпы развития страны в целом, а также сельского хозяйства, промышленности и торговли в частности. Подтвердите фактами, что в правительственных кругах и консервативных слоях русского общества в середине ХIХ в. расширяется мнение о необходимости изменить принципы взаимоотношений между помещиками и крестьянами. На каких условиях предлагали освободить крестьян представители консервативного дворянства, либеральной дворянской интеллигенции, лидеры радикально-демократических сил? Рассматривая проблему подготовки законодательных актов о крестьянской реформе, расскажите о деятельности правительственных органов, созданных для их разработки. Как реагировали на начавшийся процесс помещики? Как правительство смогло убедить их в неизбежности реформы? В каком направлении и почему изменялись правительственные предположения об условиях освобождения крестьянства? Чем принципиально отличалась подготовка крестьянской реформы от разработки других законодательных актов в Российской империи?

Законодательство о реформе решало вопросы о правах крестьян, принципах наделения их землей и порядке проведения выкупной операции. Вначале охарактеризуйте содержание каждого направления реформы и методы их реализации. Затем укажите их буржуазные и феодальные черты. Определите, как это сочетание отражалось на развитии российской экономики.

Докажите, что реформа 1861 г., решив многие проблемы, создала почву для крупных социальных потрясений в России в начале ХХ в. Как реформа отразилась на развитии капиталистических отношений в различных областях экономики? Почему и какие противоречия она породила? Почему крестьянство было недовольно реформой. Какие слухи распространялись в деревнях? В каких местах произошли наиболее крупные крестьянские выступления? Кто их возглавлял? Какие цели преследовали эти восстания?

Выясните, почему крестьянская реформа привела к серии преобразований во многих областях общественной жизни. Какое влияние на проведение этих реформ оказала реакция разных слоев населения на отмену крепостного права? Выделите этапы преобразований.

При характеристике каждой из реформ определите ее причины, осветите наиболее главные, принципиальные черты. Определите, насколько радикально реформа преобразовывала существовавшие отношения, т. е. как полно она отразила потребности быстро развивавшегося капитализма и разных социальных групп? Были ли реформы осуществлены в полном объеме? Каково их значение?

Определяя историческое значение данного периода социальных преобразований, укажите, каких сфер общественной жизни не коснулись реформы? Почему? Как это отражалось на реформах? Какой характер носили реформы? Согласны ли Вы с утверждением, что реформы
60—70-х гг. ХIХ в. способствовали революционным потрясениям в России в начале ХХ в.? Свой ответ обоснуйте.

Определите, какие факторы, как и почему воздействовали на развитие российской экономики в 60—90-е гг. ХIХ в. В связи с этим охарактеризуйте экономические последствия реформы 1861 г. Почему наблюдался значительный рост внутреннего рынка? Что стимулировало интенсивное железнодорожное строительство? Какую роль сыграло развитие железнодорожного транспорта для различных отраслей промышленности (каких прежде всего?), торговли и отечественной экономике в целом?

Объясните, почему правительственная политика в этот период носила двойственный характер: правительство, с одной стороны, поддерживало привилегии помещиков, а с другой — способствовало развитию капитализма. Подтвердите это фактами, покажите, как такая политика переплеталась в различных отраслях экономики.

Определите роль сельского хозяйства в российской экономике, условия, в которых оно развивалось, и особое внимание обратите на процессы, протекавшие в нем. Докажите, что сельское хозяйство оставалось основной отраслью российской экономики. Что способствовало и что сдерживало повышение производительности сельскохозяйственного труда? Покажите, что сельское хозяйство превращалось в товарное.
В чем причины этого? Почему помещики медленно переходили к организации производства по-капиталистически? Проанализируйте капиталистические, отработочные и смешанные типы помещичьих хозяйств. Почему, несмотря на развитие капитализма, российское сельское хозяйство отставало от западноевропейского?

Разбирая вопрос дальше, определите, какие предпосылки создала крестьянская реформа для бурного промышленного развития. Что является показателем завершения промышленного переворота? Когда он закончился в России? Каким отраслям промышленности в то время принадлежала ведущая роль? Какие производства и почему развивались наиболее быстро? Какие новые экономические районы сложились в этот период? Подтвердите фактами, что российская промышленность развивалась неравномерно, она отличалась высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Чем вызывался приток иностранного капитала в Россию? Какое воздействие он оказал на развитие отечественной промышленности? Расскажите о формировании буржуазии и пролетариата в пореформенный период.

2

Рассматривая второй вопрос, объясните понятие «народничество». Какие теории лежали в основе народнических идей? Каковы цели народников? Почему народники стремились предотвратить развитие капитализма в России? Что, по их мнению, делало возможным осуществление этой задачи? В связи с этим укажите на утопичность народнической социальной концепции. Выделив общее во взглядах народников, определите различия в представлениях лидеров народнических течений М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева о методах и путях достижения провозглашенных целей. Докажите, что различия предопределялись расхождениями в оценках революционных возможностей крестьянства и положения самодержавной власти. Какую роль в зарождении и развитии народничества, формировании его идеологии сыграл
Н. К. Михайловский?

Разбирая далее вопрос, охарактеризуйте цели и тактику кружков «чайковцев» и «долгушенцев», расскажите о «хождении в народ» в 1874 г. Каковы его причины и цели? Чьи идеи воодушевляли большинство участников «хождения»? Какими методами они действовали? Каков результат «хождения»? Докажите, что народники не поняли ошибочности преобладавшего тогда мнения о социальных возможностях русского крестьянства и не отказались от намеченной цели, но изменили свою тактику, а это привело к созданию революционной организации. Проанализируйте основные положения программы «Земли и воли». Определите, к какому народническому течению она принадлежала? Почему народники, считавшие главной силой в социальных преобразованиях крестьянство, стали создавать рабочие организации? В 1878—1879 гг. в народничестве начинается переход к террору. Как этот процесс был связан с безуспешностью второго «хождения в народ», политикой властей по отношению к революционерам? Поиск новых путей к достижению своих идеалов привел к расколу среди народников. В связи с этим выясните принципиальные отличия в тактике «Черного передела» и «Народной воли».

Расскажите о структуре «Народной воли», ее составе и деятельности, покушениях на Александра II. Народнический террор породил в «верхах» ощущение кризиса. Как правительство ответило на действия народовольцев? Почему цареубийство не привело к осуществлению планов «Народной воли», а демократические силы потерпели поражение в борьбе с властью?

Объясните, почему часть известных народников отвергла народнические идеалы и в начале 80-х гг. ХIХ в. перешла к марксизму? Какие цели ставили перед собой Г. В. Плеханов и группа «Освобождение труда»? Что было предпринято для их выполнения? Как Плеханов представлял развитие революционного процесса в современной ему России? Чем отличались идеи и деятельность первых марксистских кружков и «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» от народнических программ и тактики? Какие решения были приняты I съездом РСДРП? Какое значение он имел? Какие процессы в российском социал-демократическом движении отразил?

Покажите, что вступление на престол Николая II породило в либеральной среде надежды на реформы. Каких перемен просили у царя земцы? Как на их просьбы ответил император? Что послужило причиной радикализации взглядов у части либералов? Подтвердите фактами, что начинается организационное оформление земско-либерального движения.

3

Отвечая на третий вопрос, необходимо доказать, что после убийства Александра II правительство изменило внутриполитический курс. Для этого сравните предложения М. Т. Лорис-Меликова об изменениях в порядке решения общегосударственных вопросов и содержание манифеста о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 г. Почему Александр III не сразу отказался от реформ? Чем был вызван консервативный поворот в государственной политике? Охарактеризуйте политическую, экономическую и внешнеполитическую программу его идеологов К. П. Победоносцева и М. Н. Каткова. Какой путь развития России они отстаивали?

Рассмотрите и проанализируйте происшедшие в 80—90-е гг. ХIХ в. перемены в земском и городском самоуправлении, судебной области, цензуре и просвещении, охарактеризуйте законодательство о земских начальниках и правительственную политику в национальной сфере. Докажите, что ограничивались реформы, проведенные Александром II, усиливались феодальные элементы в российской жизни. Вместе с тем покажите, что властям не удалось в полной мере реализовать контрреформаторские замыслы и пришлось осуществить некоторые меры, предложенные Лорис-Меликовым. Объясните, почему это произошло?

4

При ответе на четвертый вопрос объясните, почему и когда России удалось отменить ограничительные статьи Парижского мира 1856 г.? Каковы причины и сущность восточного кризиса в 1875—1876 гг.? Как на него отреагировали европейские державы и Россия? Что явилось поводом к войне? Подтвердите фактами, что Россия не была в достаточной мере готова к длительной войне? В чем причины этого? Охарактеризуйте план войны, подготовленный русским командованием.

Освещая проблему дальше, расскажите о ходе войны, покажите на карте маршруты передвижения русских и турецких войск, места наиболее крупных сражений. Укажите причины неудачных штурмов крепости Плевна. Какое значение имела оборона Шипкинского перевала? Почему сдался турецкий гарнизон в Плевне? Как это повлияло на течение войны? Каких успехов добились русские армии на Кавказском фронте? Сравнив положения Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса, докажите, что изменения не были выгодны России. Почему Россия согласилась на пересмотр мирного договора? Какое значение имела война с Турцией в 1877—1878 гг. для России и балканских народов?

Раскрывая содержание вопроса в завершение, охарактеризуйте европейское и дальневосточное направления российской внешней политики. Расскажите о возобновлении Союза монархов России, Германии и Австро-Венгрии. Какие силы в России и почему ориентировались на более тесное сотрудничество с Германией, какие с Францией? Какие события в европейской жизни способствовали франко-русскому сближению? Когда и каким образом оно было оформлено? Каковы последствия разделения Европы к концу ХIХ в. на два противоборствующих блока? Почему на Дальнем Востоке столкнулись российские и японские интересы? Докажите, приводя конкретные факты, что в конце ХIХ в. наблюдалось усиление противоречий между Россией и Японией?

Список литературы

1. Соловьев, С. М. Об истории новой России / С. М. Соловьев. — М. : Просвещение, 1993. — С. 66—230.

2. История России : учебное пособие для вузов / под ред. С. В. Леонова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1 — С. 165—209.

3. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. — С. 493—529.

4. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. С. Орлова. — М., 2000. — С. 154—207.

Темы докладов

1. Теория и практика революционных народников.

2. Особенности национальной политики царизма в XIX в.

3. Распространение марксизма в России.

4. Внешняя политика России в XIX в.

5. Курс Витте на индустриализацию страны.

Тема 10. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
В НАЧАЛЕ XX в.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Внешняя политика России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешняя политика России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)