Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Усиление противоречий в российском обществе. Кризис феодализма.



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Усиление противоречий в российском обществе. Кризис феодализма. 0.00 из 5.00 0 оценок




1

Готовясь к ответу на первый вопрос, выделите этапы развития отечественной промышленности в данный период. Что служит критерием для периодизации? Охарактеризуйте состояние вотчинных и посессионных мануфактур в 30—40-е гг. ХIХ в. Какой труд на них использовался? Почему наиболее глубокий кризис переживали посессионные, а не вотчинные мануфактуры? Для ответа на этот вопрос вспомните, какую роль играло государство в создании и функционировании посессионных мануфактур? Почему уральская промышленность пребывала в состоянии застоя? В каких отраслях промышленности были наиболее распространены капиталистические мануфактуры? Укажите их признаки. Вспомните об особенностях найма рабочей силы на российских капиталистических мануфактурах. Дайте определение термину «промышленный переворот». Какова техническая сторона этого процесса? Чем отличается фабрика от мануфактуры? К каким социальным последствиям привел «промышленный переворот»? Каковы отличия российского «промышленного переворота» от западноевропейского?

Расскажите о дворцовом перевороте в марте 1801 г. Какие мероприятия провел в первую очередь новый император? Докажите, что в начале ХIХ в. обозначилась потребность в крупных реформах? Какие учреждения были созданы для обсуждения и проведения реформ? Кто входил в их состав? Какую роль сыграл в либеральных начинаниях Александра I М. М. Сперанский? Проанализируйте основные направления реформаторской деятельности Александра I. Во-первых, что было предпринято для реорганизации государственного аппарата? Почему были упразднены коллегии и в чем преимущества министерств? Как эта реформа соотносилась с развитием абсолютизма в России? Какое место в системе российского управления занял Государственный совет? Ограничивал ли он власть монарха? Свой ответ подтвердите фактами. Какие функции выполнял реально Комитет министров? В чем сущность реформы Сената? Проанализируйте главные положения составленных в то время конституционных проектов. В какой степени они ограничивали власть царя? Какова судьба этих проектов? Во-вторых, определите место крестьянского вопроса в преобразовательных планах Александра I. Какие мероприятия были осуществлены в этой сфере в общероссийском и региональном масштабе? Насколько они были радикальны и какое имели значение? Что объединяло и чем различались представленные в то время проекты ликвидации крепостной зависимости? В-третьих, докажите, что цензурный устав 1804 г. и реформа народного образования в 1801—1804 гг. носили либеральный характер. Какие новые высшие учебные заведения появились в России в начале ХIХ в.?

Раскрывая содержание вопроса, приведите факты, свидетельствующие, что на рубеже 10—20-х гг. ХIХ в. правительство Александра I резко изменило внутриполитический курс. Для этого охарактеризуйте новые законы по крестьянской проблеме, мероприятия в просвещении и печати. Какую внешнеполитическую позицию заняло российское государство в этот период? Объясните, почему не были реализованы проекты наиболее крупных государственных реформ и правительство встало на путь реакции?

Какие факторы влияли на формирование внешнеполитического курса России? На основе этого определите главные направления ее внешней политики. Затем расскажите об участии России в антинаполеоновских коалициях. Обратите внимание на действия русской армии в Восточной Пруссии в 1807 г. В каких сражениях она участвовала и каков их результат? Проанализируйте основные положения Тильзитского мира. Почему это соглашение не могло длительное время гарантировать стабильности в франко-русских отношениях? Каковы последствия этого мира для России? Далее расскажите о причинах, ходе, результатах и значении войн России с Турцией в 1806—1812 гг. и Швецией в 1808—1809 гг.

Объясните причины войны между Францией и Россией в 1812 г. Какие факты внешнеполитической деятельности России использовал Наполеон как повод для начала войны? Насколько полно к ней была готова Россия: какие существовали планы ведения войны, каким был экономический и военный потенциал России? Сравните эти факторы с французскими возможностями. В чем была сила и слабость французской армии? Какие этапы в ходе войны можно выделить? Какую тактику и почему избрал военный министр М. Б. Барклай-де-Толли? Какую роль он сыграл на первом этапе войны? Какие сражения произошли в это время? Расскажите о битве у Бородино и героях этого сражения. Каковы итоги Бородинского боя и его значение в ходе войны? Какой маневр и с какой целью предпринял М. И. Кутузов после оставления Москвы? Охарактеризуйте организацию и деятельность партизанских отрядов. Какую тактику избрало русское командование во время преследования наполеоновской армии? Как проходило сражение на Березине?

Разбирая ход войны, подумайте, почему русская армия, освободив свою страну, продолжила войну за ее пределами? Кто был союзником России? Какие сражения состоялись в 1813—1814 гг.? Какие решения были приняты на Венском конгрессе? Подводя итоги, определите значение Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода как для России, так и для Европы.

2

Рассматривая второй вопрос, докажите, что развитие капитализма в России вело к возникновению новых идейных течений, к недовольству существовавшими политическими и социально-экономическими отношениями. Как правительственная политика способствовала организации тайных обществ? Какое значение для формирования декабризма имели Отечественная война 1812 г. и заграничный поход? Докажите фактами, что в российском обществе после войны нарастала социальная напряженность. Чем это объяснялось? Какие европейские события стимулировали складывание в России революционной идеологии? В чем своеобразие российского революционного движения в начале ХIХ в.?

Раскрывая содержание этого вопроса, расскажите о деятельности декабристских организаций по следующему плану. Когда они возникли? Кто их возглавлял? Какие цели они провозгласили? Как намеревались осуществить свои планы? Почему они прекратили существование? Более подробно проанализируйте программные документы Южного и Северного обществ. Сравните взгляды П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева на судьбу самодержавия и характер будущего политического строя, способы формирования и деятельности органов центральной власти. Как они решали крестьянский вопрос и проблему помещичьего землевладения? Как учитывалась в государственном устройстве многонациональность Российской империи? Какая программа была более радикальной? Что объединяло эти документы? К каким переменам в социально-эконо-мических отношениях привело бы осуществление этих программ? Какая из них, по вашему мнению, имела больше шансов для реализации?

Ответ о выступлении декабристов начните с объяснения причин выбора даты восстания. Какими событиями и почему решили воспользоваться декабристы? Каков был план действия восставших дворян? Какие экономические и политические преобразования они намеревались осуществить в первую очередь? Расскажите о ходе восстания на Сенатской площади в Петербурге и на юге России и его подавлении. Сформулируйте и назовите причины поражения декабристов.

3

При освещении третьего вопроса расскажите об административных преобразованиях в годы царствования Николая I. Как насаждалась военизация государственного аппарата? С какой целью были созданы и какие функции осуществляли III Отделение императорской канцелярии и Корпус жандармов? Как эти меры укрепляли самодержавную власть? Докажите, что в правление Николая I усиливается бюрократизация государственного аппарата. Как проводилась и какое значение имела кодификация законов? Что было предпринято правительством для укрепления позиций дворянства? Докажите, что Николай I и правительство понимали необходимость перемен в положении частновладельческих крестьян. В связи с этим охарактеризуйте соответствующие указы тех лет, проанализируйте содержание закона об обязанных крестьянах 1842 г., определите, насколько радикально они меняли положение крепостных. Почему же правительство не пошло на ликвидацию крепостного права? Как было реорганизовано управление государственными крестьянами? Каково значение данной реформы для этой категории сельского населения? Анализируя политику правительства в области просвещения, покажите, как закреплялась сословность образования, ужесточался контроль за преподаванием, ограничивалась университетская автономия. Какова цель этих мероприятий? Почему, несмотря на это, росло число учебных заведений? Как и почему ужесточилась деятельность цензурных учреждений? Какие народные выступления прошли в это время? Чем они были вызваны? Давая оценку внутриполитического курса Николая I, определите глубину и радикальность его преобразований, сравните его политику с деятельностью Александра I в последние годы царствования.

Проанализируйте, какое воздействие оказали на общественные настроения подавление декабристского восстания и правительственная реакция. Почему был неизбежен новый подъем оппозиционных движений? Какие революционные кружки действовали на рубеже 20—30-х гг. ХIХ в.? Какие цели они преследовали? Как намеревались их достичь? Проанализируйте основные мысли «Философического письма»
П. Я. Чаадаева. Каковы причины появления чаадаевских идей? Почему их не разделила оппозиционная общественность? Раскройте содержание «теории официальной народности». Почему она была сформулирована именно в ХIХ в.? Чем различалась трактовка истории России и перспектив ее развития в письме П. Я. Чаадаева и сочинениях М. П. Погодина?

Продолжите изучение вопроса с определения понятий «западники» и «славянофилы». Сравните отношение западников и славянофилов к историческому пути России, крепостному праву, помещичьему землевладению, самодержавному строю и николаевской России. Каким путем они предлагали преобразовать общественные отношения? Охарактеризуйте социальный состав этих течений. Сравните взгляды западников и славянофилов. Подумайте, что можно выдвинуть на первый план: общее или особенное в их идеях? Какими по характеру были западнические и славянофильские теории? Чем славянофильская идеология отличалась от «официальной народности»?

Раскрывая содержание вопроса дальше, дайте характеристику социальных воззрений В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Сравните их взгляды. Чья позиция была более радикальной? Выделите главные признаки революционно-демократической идеологии. Чем различались взгляды революционных демократов и западников? Сформулируйте главные положения герценовской теории «общинного социализма». В чем причины ее появления? Почему она была утопичной? Расскажите об идеалах и деятельности кружка петрашевцев. Какие течения в нем имелись, чем они различались?

При изучении проблем внешней политики вспомните сущность «восточного вопроса», обстоятельства его возникновения. Интересы каких государств столкнулись в середине ХIХ в. на Балканском полуострове? К достижению каких целей они стремились? Почему Россия активизировала свою политику на Балканах? Как отреагировали на это европейские державы и Турция? Почему Николай I рассчитывал на поддержку со стороны Австрии? Почему его надежды не оправдались? После рассмотрения этих вопросов сформулируйте причины войны 1853—1856 гг. Что явилось поводом к ней? Как стороны готовились к войне? Подтвердите фактами, что Россия в военном отношении отставала от ведущих европейских государств.

Представьте ход боевых операции и сражений на Крымском и Кавказском театрах военных действий. Какую роль сыграл в войне флот? Какое значение имела оборона Севастополя? Расскажите о защитниках Севастополя, русских военачальниках и флотоводцах периода Крымской войны. Какие этапы можно выделить в ходе войны на Крымском полуострове? Какое значение имели победы русского оружия на Кавказском фронте?

Определите, почему противостоящие стороны пошли на мирные переговоры. Проанализируйте главные статьи Парижского мира. Какие последствия они имели для России? В чем причины поражения России в войне? Как это отразилось на социально-экономических процессах в середине ХIХ в.?

Список литературы

1. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций в трех книгах. Кн. 3 / В. О. Ключевский. — М. : Мысль, 1993. — С. 3—50.

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России
IX — начала ХХ в. / сост. С. В. Мироненко. — М. : Политиздат, 1991. —
С. 254—325.

3. История России : учебное пособие для вузов. Т. 1 / под ред. С. В. Леонова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — С. 165—209.

4. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. — С. 493—529.

5. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. С. Орлова. — М., 2000. — С. 154—207.

Темы докладов

1. Внешняя политика России при Александре I.

2. Крымская война: причины, основные этапы и результаты.

3. Русская культура в первой половине XIX в.

4. Русская православная церковь в первой половине XIX в.

5. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.

6. Герои Отечественной войны 1812 г.

7. Заграничный поход русской армии.

8. Основание Южного и Северного обществ декабристов и их программы.

9. А. И. Герцен и теория общинного социализма.

Тема 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Усиление противоречий в российском обществе. Кризис феодализма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Усиление противоречий в российском обществе. Кризис феодализма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)