Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОРУЖИЯ.



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОРУЖИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Материальная культура - это лицо народа. Именно в занятиях, а так же в отдельных предметах можно проследить его особенность и индивидуальность.

Основными занятиями казаков, кроме войны во благо Родины, были земледелие и скотоводство. Вплоть до XVIII века казакам нельзя было заниматься земледелием, так как основным их занятием должна была быть война.

Но постепенно ситуация менялась. Желающие пахать землю и сеять хлеб уходили на хутора. Образование новых хуторов было связано с определенными трудностями.

Порядок их образования был следующим. Желавшие основать и заселить хутор подавали в войсковую канцелярию просьбу с указанием месторасположения хутора и количества занимаемой земли. В канцелярии рассматривали просьбу казака, и если не было особых препятствий, вскорости выдавали разрешительную грамоту на основание хутор. В разрешениях иногда ставились ограничения: например, могли запретить принимать к себе на хутор, на постоянное Жительство, пришлых из центральных районов России или малороссов. Развитие хуторской системы дало возможность освоить незаселенные массивы земли.

Черноморские казаки (потомки запорожских), переселившись на Кубань в конце XVIII века, начали приобщаться к земледелию только в начале XIX века.

Главные сельскохозяйственные культуры на Северном Кавказе были: пшеница, овёс, просо, ячмень, озимая пшеница, гречиха, горох, чечевица, фасоль, лён, конопля, горчица, подсолнечник, табак и другие. Пахотные орудия почти везде - плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков с конца XIX века применялись уборочные машины, нередко несколько казаков совместно арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.

Преимущественное развитие коневодства и скотоводства у черноморцев привело к тому, что земледелие играло второстепенную роль. Хлеб выращивался только для собственных нужд. Иногда его не хватало, и тогда он либо закупался на Дону или в Екатеринославской губернии, либо обменивался на соль у адыгов. Соль была главным продуктом обмена между черноморцами и горцами. Дело в том, что до прихода черноморцев на Кубань адыги получали соль в обмен на разные товары от татар, на территории которых в Восточном Приазовье находились соляные озера.

Одним из основных занятий казаков было разведение скота. Многие казаки в XVIII веке имели в своем хозяйстве крупный рогатый скот, свиней. Но большей популярностью пользовались те виды скота, которые не требовали особого ухода и затрат: к их числу прежде всего относились овцы. Для овечьих отар и стад крупного рогатого скота летом казаки заготавливали вблизи станиц хуторов стога сена, которые оставались на лугах на зиму.

Скотоводство оставалось ведущей отраслью хозяйства всю первую половину XIX в. С развитием скотоводства связано было развитие хуторского хозяйства и как следствие – медленное развитие городов. Черноморцы разводили частично скот черноморской породы, пришедшей с ними еще из Забужья, а частично адыгской, который был хорошо приспособлен к местным условиям. Особенно хорошо была приспособлена к ландшафту и климату Северо–Западного Кавказа черноморская порода лошадей, полученная от скрещивания адыгской лошади с лошадьми, приведенными казаками из Запорожья. Именно она получила большую известность на русских и иностранных рынках. Во время франко-прусской войны 1870 г. почти вся немецкая артиллерия обслуживалась лошадьми черноморской породы. Коневодство стало, как и у соседних адыгов, одной из процветающих отраслей хозяйства в Черномории. Лошади поставлялись полкам русской регулярной артиллерии и даже различным горским народам. По своим качествам черноморская лошадь могла соперничать с закубанскими породами лошадей, в частности, со знаменитой кабардинской породой известной на всем Северном Кавказе. В Екатеринодаре часто устраивались скачки, собиравшие всегда большое число казаков и адыгов. Источник донес до нас атмосферу этого красочного праздника, близкого их сердцу, – и тех и других прекрасных наездников:

«26 апреля (1862 г.) Фомино воскресенье. В этот день возле леса Круглик (с южной стороны) состоялись скачки, на которых присутствовало более 10 тысяч человек: жители Екатеринодара, ближних станиц, закубанские горцы. Первый приз – 150 рублей серебром – достался лошади закубанской породы, принадлежавшей прапорщику Султан Салат-Гирею, она проскакала шесть верст за десять с половиной минут. Второй пришла лошадь, также закубанской породы, нахичеванского армянина Кузнецова.

Кроме главной скачки, проводились состязания еще трех партий лошадей: две от строевых служебных частей войска, а одна от горских народов. Призы остались за лошадьми местной породы из черноморских табунов.

Эти скачки были устроены по инициативе наказного атамана графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона, озабоченного «поощрением коннозаводства и развитием наездничества в войске». Он же ассигновал собственные средства на призы и в первых скачках.

Животноводство имело товарный характер в Донском, а, с конца XIX века — в Кубанском и Терском войсках. Ведущие отрасли в этих войсках коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Кубанском войске издавна разводили крупнорогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу.

Серьезным подспорьем для полноценного питания казаков была рыба. Поэтому рыбный промысел получил новое развитие. Рыбу продавали либо живой, либо солили. Кроме того, определенную роль в хозяйстве играла охота. Так, донские казаки должны были поставлять к царскому столу лебедей. Так же важнейшей отраслью хозяйствования было виноградарство.

«Мой дом – моя крепость» – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в «кибитках» (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах.

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношение места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки быль случаи смены первоначального местопоселения. Резкое увеличение численности поселений в XVIII —начале XIX века связано с созданием пограничных военно-оборонительных линий. Специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка поселений расстояние между ними и др. Основными типами поселений были станицы крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После замирений исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Хутора, зимовья, коши и выселки — временные поселения, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском и др. войсках был вызван переходом к земледелию в XVIII — начале XIX века. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные работники в хозяйствах богатых казаков.

Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сёл. Первоначально казачьи поселений имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В XVIII — XIX веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казаки выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.

В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Большинство казачьих поселении располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 километров. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьи усадеб, так и в некотором отдалении от них.

Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборам с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной (в связи с военной опасностью).

По всей России каждая казачья местность имела свой тип строения жилья. На Тереке и на Дону свой дом казак называл, куренем. Курень терского казака мог быть разных габаритов, но с соблюдением местных архитектурных традиций. Строили казаки курень на участке, где недалеко была бы вода; у реки или пруда. В самом крайнем случае рыли колодец. Выбирали место так, чтобы недалеко был холм с лесом, луг, или под горой. В окна куреня по утрам должен заглядывать восход солнца, поэтому окна в торце дома должны были выходить на восток, тогда в таком доме зимой было светло и тепло, а летом прохладно. Курень снабжали рундуком. Это такой навес, па столбах в виде крытого балкона, со стороны входа.

В небольшом курене внутри было три комнаты. Передняя часто служила и кухней, и столовой; спальня была просторной. В ней стояли одна или две широкие тахты, сколоченные из досок в виде русских полатей, но от пола до 1 м. высотой.

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. «Чиганаки» – это и есть постройка на сваях.

Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища.

Современный курень – двухэтажный, «полукаменный», то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».

Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.

Название «курень» – монгольское. Слово «куриться», то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово «курень» означает «круглый», еще шире – «гармоничный», если попробовать «расчленить» это слово и перевести, то вот, что получится: «куря» – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.

Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков – курени.

Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: «Поблизости к собору он напоминает до некоторой степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. ...Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с «низами», т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками («балясами») кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней».

Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. «...Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми...».

А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: «...В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях...».

Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Северном Кавказе выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи. Показательна в этом плане станица Раздорская. Несмотря на тяжёлые социальные потрясения, выпавшие на её долю в советскую эпоху, в станице сохранились казачьи курени, флигели, дома торговых казаков, учебные и административные заведения конца XIX – начала ХХ веков. Они до сих пор хранят в себе дух казачьей старины.

В работе В.Д.Сухорукова «Статистическое описание земли войска Донского, составленное в 1822-1832 гг.» содержатся сведения о станицах Первого Донского округа: все дома содержатся в отличной чистоте даже у самых бедных казаков; большая часть домов покрыта камышом и соломой. Чиновники строят себе дома хотя и маленькие, но всегда красивые, о четырёх, пяти и шести комнатах. Покрывают лубом, тёсом, иногда железом; каждая станица имеет более или менее исправные пожарные принадлежности.

С.Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком – род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…

Двор казака далеко не всегда содержится с такой чистотою, как дом, и низовые казаки в этом отношении, далеко неряшливее верховых, у которых усадьба выглядит всегда хозяйственнее, домовитее. У казака-земледельца невдалеке от дома находится амбар, один или два смотря по зажиточности; далее следует сарай, в котором помещаются сельскохозяйственные орудия, а затем базы или загоны для скота с особым катухом для свиней и овчарником для овец. Надворные постройки и сама ограда строятся из подручных материалов: камня, лесу, самана, хворосту и т.д.

Самобеднейшие из казаков устраивают свои хижки таким образом: основа из тонкого дерева вершков двух в отрубе заплетается камышом, а затем стены, пол и потолок обмазываются глиной и жилище готово. У таких бедняков, кроме хижки, на дворе обыкновенно никаких более построек не бывает».

Линейные станицы с самого начала были направлены на отражение горских набегов: «Дома здесь были повернуты к улице глухой стеной без окон, отгораживались укрепленным тыном. Проходы между домами были запутаны, изобиловали тупиками». Как мы видим, они изначально походили на адыгские аулы, а со временем сходство их все больше усиливалось. Влияние адыгского типа поселений было тем сильнее, чем дальше в предгорья продвигались казачьи поселения в ходе Кавказской войны. Именно этот тип оказался наиболее удобным в условиях Кавказа для защиты от постоянных набегов и для вылазок против неприятеля.

Таким образом, адыгский тип поселений, выработанный в ходе контактов со степняками-кочевниками, монголами, татарами и ногайцами, был теперь взят казаками для освоения новой земли. Вот как, к примеру, вынуждены были хоперцы, принудительно в 1825–1826 гг. переселенные русскими властями в предгорья, приспосабливаться к новой среде и к новому окружению: «Из них 417 душ основали новую станицу на Бекеч-горе в клину между Кабардинцами (аул Бибердей), Абазинцами (аул Кумсколовский) и Карачаевцами (аул Терези). Казаки окружили поселение валом, а каждый двор высокими стенами или плетнями, и от этого времени, с боевыми силами менее одной сотни при одном орудии, четверть века вели непрерывную войну, часто сидели в осадах, гибли от пули, кинжала, шашки и в турецкой неволе. Как и все казаки, служившие на Линии, хоперцы переняли от своих горских соседей многие обычаи, не расставались с оружием кавказского образца, подогнали свои чекмени под крой черкески. Вместе со всем этим, они сохраняли прежний патриархальный быт, казачьи семейные и общественные отношения и привязанность к христианской вере». Таким образом возникла и отстояла свое право на существование казачья станица Бекешевская. У адыгов была взята и тактика защиты такого типа поселениях: на улицах делались завалы, мешавшие проезду всадника.

На Кубани доминировали черты, присущие украинскому южнорусскому жилищу В жилище казаков разных войск под влиянием местных природных условий и заимствований сформировались свои особенные черты. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш и др. В XIX веке строевой лес в Донском, Уральском, Кубанском и Астраханском войсках привозили из других районов. У основной массы казаков этих войск преобладали турлучные (на деревянном каркасе) глинобитные и саманные дома, особенно в южных районах.

Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами: обычно, кроме переднего (чистого) двора, было несколько задних (хозяйственных) дворов. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота и др.) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, которой семья пользовалась в теплое время года.

Наиболее распространенным типом дома в XIX - начале XX веках в Донском, Терском, Уральском, Кубанском, Астраханском, Оренбургском и других войсках были двух- и трехкамерные дома (изба — сени, изба — сени — изба).

Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу— слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине XIX века с расширением торговых связей, под влиянием городской культуры увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках широко распространились многокомнатные дома («круглые», т. е. квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки (крупные торговцы и скотопромышленники) строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами.

Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

Неотъемлемой частью, подчёркивающей традиции казачества является одежда.

Одежда всегда зрительно подчеркивала индивидуальность народа. У казаков она всегда отличалась даже от русских, проживающих в соседних губерниях.

В течение первой половины XIX века (в некоторых войсках позже) сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в XVIII - первой половине XIX века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги - ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев и др.

Бурка - безрукавный плащ белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока. Распространён на Кавказе. Башлык - суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Имеет длинные концы для обматывания вокруг шеи. Черкеска - верхняя мужская одежда особого покроя с нашитыми на груди газырями (кожаными гнездами для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны), распространенная в прошлом у многих народов Кавказа. Чекмень — мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы. Бешмет - верхняя мужская одежды распространённая у ряда народов Северного Кавказа.

Верхней одеждой служили тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух- и трехслойная одежда (поверх тулупа — зипун). Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду (куртка). Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти как повседневная обувь почти не использовались.

А. И. Ригельман, посетивший донских казаков в XVIII веке, писал об их одежде: «Платья носят почти совсем татарские, парчевое, штофное и суконное, кафтан или полукафтанье, или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаком». В такой одежде они прибыли на Кавказ для строительства крепостей Азово-Моздокской линии в 1777 году.

До 1801 года казаки, находясь на государственной службе, носили свои национальные костюмы. Указом императора Александра I от 18 августа 1801 года для донских полков была установлена специальная форма, которая была приближена к общеармейской форме и состояла из шинели, мундира, синих шаровар с лампасами. Все это казак обязан был приобретать на свои средства.

В 1810 году утверждена форма для запорожских казаков, переселившихся на Кубань, которая в корне отличалась от их традиционной. Черноморский казак обязан был одевать черкеску, сшитую из черного сукна, шаровары темных тонов, бешмет, башлык, бурку, сапоги или ноговицы. В качестве головного убора утверждена папаха, которую он должен носить зимой и летом.

Указ императора появился не случайно, так как к этому времени казаки-терцы, да и переселившиеся с Дона казаки, уже носили подобную форму, во многом перенятую у горцев. Императорский документ стал основой для создания единой формы для кавказских казаков.

Помимо черкески, которая действительно позаимствована у горцев, казаки носили и чекмень. Он являлся старинной казачьей одеждой, в том числе и донцов.

Чекмень и черкеска были довольно схожи по покрою. Он так же, как и черкеска, шился из сукна, в талию и с широкими рукавами. Его длина была до колен, а праздничного на 15-20 см длиннее. Передние полы у чекменя были цельные, спина разрезана до талии, грудь открыта почти до пояса, так же как и у черкески. Полы обшивались широкой парчовой или какой-либо другой узорчатой материей. Рукава разрезались выше локтя для того, чтобы часть рукава при необходимости можно было закидывать за плечо. Праздничный чекмень носился нараспашку, надевался поверх бешмета и холодного оружия, а повседневный уже стягивался поясом, на который навешивалось холодное оружие. Отличительной особенностью чекменя являлось то, что полы его запахивались справа налево, подобно скифским кафтанам, у него на груди не нашивались газыри и другие украшения. С введением новой формы чекмень утратил свое прежнее значение и оставался какое-то время в качестве домашней одежды. В 1840 году для казаков Кавказского линейного казачьего войска была узаконена носимая ими форма, т. е. черкеска, башлык, бурка, шаровары-брюки, сапоги, ноговицы.

Черкеска в отличие от чекменя не имела разрезов на рукавах, а на груди нашивали «патронташи», в которые вставляли патроны, а впоследствии газыри. Количество газырей с каждой стороны строго не регламентировалось. На фотографиях прошлых лет их отмечается от 8 до 14. В последнее время оптимальным вариантом признано иметь 18 газырей - по 9 с каждой стороны. Черкеска шьется по росту каждого казака, длина ее от пола должна быть не менее 30-35 см. Казачьи чины, начиная от есаула, имели право ношения белой черкески.

Под черкеску кубанские и терские казаки надевают бешмет, который напоминает старинную рубаху на выпуск. Он шьется в талию из различных тканей красных, малиновых, синих, белых, розовых, желтых и других цветов; имеет высокий воротничок типа стойки, который обшивается серебряными галунами (иногда другими цветами). На груди у бешмета пришивают небольшие карманы. Допускается шитье бешмета и без карманов. Бешмет в летнюю пору может служить самостоятельной верхней одеждой, подпоясывается казачьим поясом, на который можно навешивать холодное оружие (кинжал). В конце XIX века для артиллеристов всех казачьих войск была установлена форма, в состав которой входила гимнастерка. У кубанских и терских казаков гимнастерки шили из черного материала, с красной и синей окантовкой по стоячему воротничку, карманам и рукавам.

Неотъемлемой частью формы является башлык, который шили из тонкого сукна и одевали на голову поверх папахи во время ненастья. Башлык украшался тесьмой обычно серебряного цвета и крепился на плечах со стороны спины.

Брюки (шаровары) изготавливали из того же материала, что и черкески. На боковые стороны нашивали лампасы шириной примерно в три пальца (5 см.) Лампасы для каждого войска имели свой цвет: для донских и сибирских казаков - алый, уральских - малиновый, астраханских, забайкальских, амурских, уссурийских - желтый, оренбургских - темно-синий. У кубанских и терских казаков вместо лампасов нашивались серебряные галуны, которые впоследствии были заменены красным и синим кантом.

Бурка считается своеобразным плащом, изготавливается из шерсти и служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади, когда он едет верхом.

Особой гордостью любого казака служила папаха, которую шили из овчины, каракуля. Она бывает высокой с плоским, конусообразным верхом, низкой типа «кубанки». Верх папах обшивается материалом установленного для войск цвета и крест-накрест галуном. Казаки на казачьи Круги являлись обязательно в папахах и не снимали их без команды есаульца.

Папаха без команды снималась во время молитвы в церкви, принятия присяги и выступления на казачьих Кругах. В доме казака папаха красовалась на самом видном месте и подчеркивала, как и шашка, его полноправие. Если казак погибал или умирал, то в доме вдовы папаха находилась под иконой, а это означало, что семья казака после его смерти находится под защитой Бога и казачьей общины. Папаха служила отличительным знаком и в казачьих войсках. Она имела различные цвета верхней части, а также выделяла офицеров и казаков - каракулевая у офицеров и мерлушковая у казаков.

Фуражка была утверждена в качестве головного убора в конце XIX века, изготавливалась она отдельно для каждого войска в соответствии с цветом.

Зимой казаки носили бекешу, которая представляла собой меховую куртку длиною выше колен. Она имела меховой воротник, каракулевым мехом обшивались рукава, одна из пол, низ самой бекеши. Бекеши шились из добротного сукна. Носили их в основном офицеры.

Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основной женской одеждой в конце XIX века повсеместно были юбка с кофтой. В XVIII — первой половине XIX века были также распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских — косоклинный сарафан. В конце XIX века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казаков. Со второй половины XIX века распространилась рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев, воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были очень пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. В соответствии с покроем различали кирасы, гусарки, гейши, матене и др. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом.

Верхняя женская одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце XIX века прямоспинная. В Донском Кубанском и Терском войсках среди обеспеченных слоев были популярны «донские шубы» (колоколообразные с глубоким запахом и длинными узким рукавами). Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года.

Женский головной убор XVIII — первой половине XIX века отличался множеством вариантов. Донские казачки носили сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; колпак, связанный из шёлковых или бумажных ниток, поверх него надевали платок. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок.

В качестве обуви в конце XIX - начале XX веков стали использоваться сапоги, все равно напоминающие по фасону мужскую обувь кавказцев. Они были удобны не только в ходьбе, но и при езде на лошадях.

Основой питания казаков большинства войск были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.

Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни.

В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа.

Из пресного теста пекли лепешки. Большую роль в питании играли различные каши на молоке в которое добавляли крупы и морковь. На основе каш готовили блюда наподобие пудинга - пшенники (и пшена и риса), с добавлением яиц и масла.

Молочные блюда— важная часть повседневного рациона. Основой приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали айран — напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу — блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты.

Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, карина, пожарок), начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских — щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца и др., аналогично традициям кавказской кухни.

Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.

Напитки также были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и др.

По казачьим обычаям, чтобы не обидеть хозяина, каждый из гостей должен был непременно отведать каждое блюдо.

В рождественские праздники после разговения начинался обильный обед с пирогами, начиненными мясом, печенью и картофелем, рисом с яйцами, сухофруктами, гусем, фаршированным яблоками или гречкой и зажаренным в русской печке, холодцом, чаем, кофе и др.

Вопросы к теме

1. Как вы понимаете понятие материальная культура? Почему важно изучать её особенности?

2. Назовите основные занятии казаков?

3. Охарактеризуйте особенности земледелия у казаков.

4. Охарактеризуйте роль скотоводства у казаков.

5. Каковы были особенности казачьих поселений? Назовите их типы.

6. Что такое курень? Расскажите о внешнем виде казачьих жилищ.

7. Расскажите об особенностях одежды казаков.

8. Расскажите об особенностях питания казаков.

 



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОРУЖИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОРУЖИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)