Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 11. КАЗАЧЬИ РЕГАЛИИ И СИМВОЛЫ.



2019-12-29 722 Обсуждений (0)
ТЕМА 11. КАЗАЧЬИ РЕГАЛИИ И СИМВОЛЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок




У каждого народа есть свои символы, в которых как бы раскрывается его сущность - душа. Эти символы называются регалиями. Так же регалии наделяют человека, которому они принадлежат властью и являются священными.

У казаков так же были свои регалии, которые могли символизировать атаманскую власть или дух символику того или иного казачьего войска.

И первое о чём мы узнаем, это - клейноды. Клейноды - войсковые знаки, регалии или атрибуты власти. По малороссийским летописцам, под ними разумелись: «корогва, королевская, златописанная», бунчук, булава, палица, печать «сребная», «котли медные великие с добошем», арматы (пушки), пернач, значки и трости. Впервые клейноды пожалованы запорожскому войску Стефаном Баторием в 1576 г., как признаки независимого существования низовых казаков. Затем клейноды жаловали и русские цари: в 1708 г. - Петр I, в 1734 г. - Анна Иоанновна, в 1763 г. - Екатерина II. Каждый из клейнод составлял принадлежность одного лица. Все они хранились, исключая «палок до литавр» и войсковых армат, или в сечевой покровской церкви, или в войсковой скарбнице, откуда выносились только по особому приказу атамана.

Особое место в ряду казачьих регалий занимают регалии атаманские, так как атаман это лицо войска. И на первом месте в числе атаманских регалий стоят булава и насека. Булава (от общеславянского — шишка, желвак, ком, набалдашник) - холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и шестопёр или пернач, к головке которого приваривались рубящие кромки. Длина булавы около 50—80 сантиметров. Булава донских атаманов состояла из ореховой палки длиной в три аршина (1 аршин- 71см) с серебряным шаром на конце. Разновидностью булавы был шестопер — палка с шестью щитиками-перьями на конце.

Булава как знак начальнической власти становится известной в Европе с X столетия. Сохранилось, например, известие, что на печати франкского короля Лотаря (954—987) было выбито его изображение со скипетром в одной руке и с шестопером (разновидность булавы) в другой. Исстари в казачьих войсках булава олицетворяла верховную власть, служила неотъемлемым атрибутом атамана. Булава - так называется деревянная или металлическая палка, с весьма разнообразно украшенным шаром, или яблоком, на конце, некогда служившая военным оружием — палица, а впоследствии — жезл правления у гетманов польских и запорожских казаков. Булавы разделялись на большие, малые и перначи, или шестоперы (тоже жезл полковничий), и, как знак достоинства, представляли то же, что ныне фельдмаршальский жезл. Булава, издавна принятый знак власти польских гетманов, малороссийским гетманам была дарована впервые польским королем Стефаном Баторием в 1576 г., который этим знаком желал их уравнять с литовскими коронными. Обыкновенная гетманская булава представляла орехового или другого дерева палку, длиною 3/4 аршина, с серебряным вызолоченным шаром (или шарообразным восьмигранником), убранным бирюзой, изумрудом, жемчугом или др. драгоценными камнями; другой конец булавы обделывался в серебряную, большей частью узорчатую оправу. На булаве часто вырезывалась фамилия владельца и пожаловавшего ее или какое-либо изречение из Св. Писания, нередко герб (у Мазепы) или вензель (у Самойловича). В 1649 г. польский король пожаловал Хмельницкому булаву всю из серебра, а булава от турецкого султана была вся осыпана жемчугом и драгоценными камнями. По принятии Малороссии в подданство, малороссийские гетманы стали получать булавы, как бунчуки и знамена, из Москвы. Алексей Михайлович через ближнего боярина Бутурлина послал первую булаву Богдану Хмельницкому, всю из серебра, с надписью 1654 и со своим вензелем, «для того благополучно благочестивому воинству и всем людям начальствуешь, гордящихся на православие и непокоривых да того себе смириши; воинство ж твое благочестивое яко же доныне добре устраивал еси, сице да и прочее время сим пресветлые его Царские державы знамением, булавою тако смотрели вне управляти возможеши». Иногда булава делалась и длиннее обыкновенного и служила вместо палки; с такою булавою был представлен Голицыну арестованный в церкви Самойлович. Вместе с булавою гетманы для доходов получали ранговые имения, называвшиеся булавинскими.

От гетманских булав меньшим размером отличались булавы-перначи, или шестоперы (шесть граней в голове), которые носили за поясом полковники. У запорожских атаманов большие булавы делались из серебра, а малые — из железа. На Дону и на Запорожье пернач посылался путешественникам в знак защиты. К булавам принадлежат также донские насеки, или трости. В 1704 г. Петр Великий пожаловал донскому атаману, казакам и всему войску насеку, которую по указу царя должно сделать «из простого дерева, толстую, длиною в полтретья аршина, и выписать краскою на ореховый цвет Ивану Петрову... и на той насеке наверху, на оправе вырезать так: Насека Войска Донского 1704 года».

Екатерина II в 1776 г. прислала Алексею Иловайскому большую булаву и обыкновенную — обе с надписями. Насека — деревянная, 2 1/4 аршина длины, голова из двух стиснутых вместе серебряных шаров, наверху — два крестообразно помещенных черных орла. Булава же из черного дерева, длиною 1 аршин, с круглым серебряно-вызолоченным наконечником.

Булавы в торжественных случаях выносились войсковым есаулом. Татищев сообщает, что булавы давались от государей русских и воеводам большого полка.

Главный же атрибут атаманской власти, хорошо известный и по фольклорным, и по письменным источникам, это - насека.

Атаманская насека представляла собой длинный жезл с серебряным набалдашником, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Жезл атамана был аршина в два вышиною; верхний конец его был облит свинцом, так что он имел вид булавы. Жезл же есаула состоял из ровной палки аршина в 3 вышиною. Насеками они назывались сначала потому, говорит предание, что атаманы и есаулы, будучи безграмотны, насекали на них кресты и другие знаки для меры, приметы либо счета. Но есть и другая версия о происхождении насеки: «позже насечки стали делать для красоты… Делали так: в лесу выбирали молодое деревцо, делали на нем надрезы и оставляли расти. Через год или два надрезы зарастали и делалось красиво. Его срубливали, обделывали и делали насеку». Есть некоторые основания полагать, что такой способ изготовления атаманской насеки был не поздним, а наоборот - более древним, а сама насека изначально создавалась не как утилитарный предмет (вещь), а исключительно как символ, и символика ее была сложной, многоплановой.

Теперь же обратимся к другой регалии казачьих войск, такой как бунчук, генетически связанных с атаманской насекой. У донских казаков был известен клейнод Бобылев хвост. Он «состоял из древка в 3 аршина, наверху с вызолоченным медным шаром, к которому был прикреплен парящий орел, из шара выходили длинные белые волосы». Сами казаки называли Бобылев хвост символом воли. У запорожских казаков главный символ войска – бунчук – был сплетен из черных и белых конских хвостов, исходящих из медной позолоченной маковки.

По всей видимости, символика такой же и атаманской насеки была многозначной, со временем она трансформировалась, видоизменялась. Изготовление насеки из «живого» дерева вполне соотносится с представлениями о воплощении в ней духа дерева (жизненной силы). Возможно, отголоском ритуала изготовления атаманской насеки или плети (понимаемые как обретение магической силы) стали действия юношей в восточнославянском обряде посвящения - они должны были прыгать вверх, отрубая вершины молодых деревьев или делая зарубки на стволе. В казачьей культуре упражнение юношей-малолеток и взрослых казаков, предполагавшее умение срубать на скаку шашкой воткнутые в землю ветки - было одним из наиболее распространенных во время джигитовок. Очевидно уже со временем «живое» дерево было заменено ветками, но память о сломленной/засохшей верхушке дерева, как символе переходного состояния и в поздней традиции сохранялась в текстах «провожальных» казачьих песен («Как в том-то саду стоит яблонька,/ У той-то яблоньки суха маковка,/ Когда она расцветать будет,/ Вот тогда я домой буду».

Наконец, о том, что атаманская насека символизировала и самого атамана (первичная идея воплощения его души) наглядно свидетельствует ритуал выбора нового атамана, перед началом которого атаман отдавал свою насеку, «штубы стояла перед сбором».

В день собрания на майдан собиралось все общество станицы; выходил старый, «отходивший термин» атаман и клал на поставленный среди круга стол насеку (знак своей власти). Кланялся кругу и терялся в толпе.

До выбора нового атамана роль главного выполняла, по сути, лежащая посреди круга насека. Эта традиция вполне вписывается в обряд передачи «особого» знания от одного колдуна другому с помощью таких предметов, как палка, батожок или веник, широко распространенный в верованиях восточных славян. Очевидно, дальнейшие перевоплощения «сломленной ветки», зафиксированные фольклором (стрела, лодка) - это, по сути, перевоплощения самого героя, и в таком случае нарезки на атаманской насеке могли символизировать этапы прохождения им испытаний (знаки судьбы).»

Каждое казачье войско имело свою войсковую печать, которой скреплялись принимаемые грамоты.

Особое место в регалиях казаков принадлежит знамёнам. И это не удивительно, так как казаки - это в первую очередь воины, защитники отечества, а для каждого воина знамя - священно.

Знамя всегда было важнейшим символом подразделения любой армии. Знамя должно было служить ориентиром в гуще рукопашной схватки, где смешались свои и чужие. Реющее над полем полотнище показывало, где дерутся свои, куда должен пробиваться воин, потерявший из виду своих товарищей. Естественно, каждая из сторон стремилась лишить неприятеля его ориентиров, «подсечь» вражеские стяги. Сделать это было непросто: именно потому, что вокруг знамени сплачивались воины, и добраться до него атакующие могли, лишь истребив всех, стоящих на пути. «В русском народе,— замечал военный историк и публицист Ф. Ф. Орлов,— с давних пор существует почитание военных знамен как святыни. При встрече со знаменем какого-либо полка многие снимают шапки, осеняет себя крестным знамением православный народ»… Что означает стоять или умереть за знамя, у нас все отлично знают и понимают, кто и не был на военной службе». Сила народной традиции понятна, так как фундамент представлений о высоком значении боевого знамени на Руси закладывался еще задолго до того, как Петр Великий создал регулярную армию.

Знамена стали символами геройства и доблести. Прибитое к древку полотнище, которое нельзя бросить, как бы трудно ни было, за которым надо идти до конца, всегда напомнит воину о долге, чести, о святости уз товарищества. Это прекрасно понимал император Петр Великий. «Устав воинский сухопутный» 1716 г. гласил: «Которые стоя пред неприятелем или в акции уйдут и знамя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть; а когда поимаются, убиты будут; или ежели возможно в роту или полк отданы и тамо без процесса на первом древе, которое прилунится, повешены будут». Любопытно, что противоречивость петровских реформ проявляется и в отношении к знаменам. Роль знамен и штандартов была низведена до интендантского имущества, наравне с котлами, палатками и прочим. Эти святыни, которые всякий солдат, согласно петровскому же «Уставу воинскому сухопутному» должен был защищать «не щадя живота своего», заменялись новыми через определенный срок и фактически служили только ориентирами на поле сражения.

После того, как казаки стали всё активнее входить в орбиту интересов России знамёна им стали жаловаться царями. Первое знамя, полученное донскими казаками за боевые успехи, было послано на Дон 18 марта 1614 года первым государем из династии Романовых Михаилом Федоровичем, в избрании которого на российский престол донцы сыграли одну из решающих ролей. Это знамя казаки получили не за содействие Романовым в их утверждении на престоле, а за подвиги, свершенные в боях за освобождение России от самозванцев и поляков, пытавшихся поработить эту великую страну. В царской грамоте, приложенной к знамени, подчеркивались мотивы пожалования донцам этой награды и добавлялось, что знамя даруется для того, чтобы было «с чем против недругов стоять и на них ходить».

Терцы и гребенцы свои первые три наградных знамени получили 20 марта 1727 года, которые были выполнены из розового шелка. На одном был изображён двуглавый орёл черного цвета, увенчанный тремя коронами. На знамени была надпись: «За верность». Войсковому атаману Аграханского войска в 1727 году императрица даровала «деревянную, оправленную с обоих концов в серебро насеку», атаману Терского войска прислала печать по образцу донской «только меньшего размера», с надписью «Терско-Семейное казачье войско». В войске и до этого была своя  печать, изображавшая с 1704 года оленя, пораженного стрелой. Более ранняя печать изображала казака, сидящего на бочке с порохом, с ружьём и кальяном.

10 марта 1732 года императрица Анна Иоановна пожаловала Волгскому полку 12 знамён и насеку войсковому атаману.

22 сентября 1830 года казаки первой Терской казачьей батареи были удостоены знаков отличия на головные уборы с надписью «За отличие». Через год Гребенское и Волгское войска, Моздокский и Горский полки были награждены знаменами с надписью «За отличие в Турецкую войну и за дела, бывшие против горцев в 1828—1829 г.г.». Подобными знаменами, но с дополнительной надписью «...и за взятие Андии и Дарго» были награждены Терско-Кизлярское и Терско-Семейное войска.

Следующая награда поступает почти через 20 лет. 6 января 1850 года знаменем с надписью «За отличные подвиги при покорении Малой Чечни в 1849 году» был награжден: Сунженский полк, а через полгода — Владикавказский полк знаменем «За отличную усердную службу».

Само Кавказское линейное войско было награждено через шесть лет Георгиевским знаменем «За храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок в 1853, 1854, 1856 годах». Знамя было выполнено из шелковой материи белого цвета. Древко заканчивалось серебряным копьем. В середине знамени — Георгиевский Крест, по краям надписи. Две серебряные кисти спускались па георгиевской ленте.

В марте 1860 года Георгиевскими знаменами с надписью «За военные подвиги против непокорных горцев» были удостоены Гребенской, Кизлярский, 2-й Сунженский полки, Моздокский, 1-й Сунженский и Горский полки.

Через год Георгиевским знаменем «За отличную усердную службу и за отличие при покорении Восточного и Западного Кавказа» награждается первый и второй Волгские полки.

Не менее славную историю прошли боевые знамёна кубанских казаков.

Кроме знамён у азаков ещё была такая регалия как прапор. Прапор — небольшое знамя с длинными хвостами.

Казачьи войска традиционно считались гордостью русской армии, и в силу сложившихся исторических традиций стояли особняком от всех остальных подразделений российского воинства. Образовавшиеся еще во второй половине XV века «вольные люди» оказались необходимыми русскому правительству, заинтересованному в надежной защите рубеже страны. Их не только не преследовали, более того, государство содержало казацкие общины, наделяя их землей, снабжая оружием, снаряжением, обеспечивало свободу, взамен требуя охранять южные границы.

Храбрость и воинское умение казаков поощрялось не только деньгами и землями, но и наградами. История сохранила факты награждения казаков так называемыми «золотыми» – войско Ермака получило «золотые» за отличие в Сибирской военной экспедиции. В 1654 году в связи с воссоединением Украины и России в войска Богдана Хмельницкого было послано более 70 тысяч знаков отличия различного достоинства. Казацкие командиры награждались медалями с портретом монарха, носившимися на шейной ленте. В XVIII веке складывается уже особый тип медалей для иррегулярных казачьих войск: на лицевой стороне – обязательный императорский портрет, на оборотной, в особой фигурной рамке, украшенной знаменами и копьями, – надпись, содержащая название должности и имя награжденного. Известны однотипные медали для верхушки казачества Донского, Запорожского, Волжского, Терского, Уральского и других. Для рядовых казаков чеканились коллективные награды: на аверсе помещался портрет императора, на реверсе надпись («За службу и храбрость», «За усердие к службе»), без указания имени награждаемого.

Естественно, каждое казачье войско имело свою эмблему- герб. В настоящее время Указом Президента утверждены следующие гербы казачьих войск Северного Кавказа:

-Терское войско. В черном поле, под червленой главой, - Императорский штандарт на золотом древке перевязью вправо, поверх него -серебряная волнистая перевязь влево. В главе - возникающий золотой двуглавый орел - главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, - золотые атаманские насеки, перевитые лазоревой, с узкой серебряной каймой, лентой.

Герб Терского войскового казачьего общества может выполняться в одноцветном изображении.

Допускается использование в качестве малого герба Терского войскового казачьего общества щита с расположенными на нем фигурами.

-Кубанское войско. В пурпурном поле, под червленой главой, - золотая зубчатая стена, мурованная черным, с двумя такими же башнями и открытыми между ними воротами. Между башен, из-за стены, выходят золотой пернач и - по сторонам от него - два серебряных бунчука на золотых древках с золотыми навершиями в виде копья над полумесяцем рогами вверх. В главе - возникающий золотой двуглавый орел -главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом - лазоревый штандарт с навершием в виде золотого двуглавого орла, на золотом древке с золотым же подтоком, с золотой бахромой и кистями. На полотнище - в золотом лавровом венке - вензель императора Александра II. По сторонам, за щитом, в косой крест положены четыре лазоревых знамени с золотыми навершиями в виде копья, на золотых древках с золотыми же подтоками, с золотой бахромой и кистями. На полотнищах - в золотых лаврово-дубовых венках - вензели императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Древки штандарта и знамен перевиты червленой, с узкой серебряной каймой, лентой.

Казачество очень дорожило своими регалиями, которые являлись для него священными. Именно регалии были и являются тем звеном, которое связывает поколения казаков. В трудный момент казак должен позаботиться о спасении святынь. Ярким примером может служить история Кубанских регалий. 28 февраля 1918 года атаман Кубанского казачьего войска Филимонов и кубанское правительство, не рискнув сопротивляться красным, без боя покидали Екатеринодар. Накануне отступления позаботились о спасении Регалий. Решили вверить их судьбу казакам станицы Брюховецкой. Глухой февральской ночью в сопровождении офицерского конвоя ящики с Регалиями (их везли в гробах) были доставлены в станицу.

Вначале ящики с Регалиями хранились под присмотром станичного атамана И.С.Шевеля. Когда красные подошли к Брюховецкой, Шевель вызвал одного старого, надёжного казака из глухого хутора и, как вспоминал впоследствии, в 1939 году один из лидеров зарубежных кубанских казаков генерал С.П.Звягинцев, «предложил ему принять на себя жертвенный подвиг».

Поздней ночью старый казак подъехал на подводе к атаманскому дому. Скрытно погрузили ящики и спрятали груз в соломе. Даже домочадцы не были посвящены в эту тайну: опасный груз стоил бы головы. Спустя некоторое время его перенесли далеко за хутор. Один ящик закопали посреди гати. Земля лишь сверху была скована морозцем, а дальше – мягкая, рыхлая. Остальные ящики закопали в поле в разных местах. Начавшаяся метель замела следы. Вскоре на хуторе появились красные. Спрашивали о «таинственных гробах», перерыли солому, обыскали хаты… Казаки молчали.

Вскоре белые отбили Екатеринодар. Генерал В.Г.Науменко – будущий атаман Кубанского казачьего войска за рубежом – во главе Корниловского полка первым ворвался в город. Вернулись краевое правительство, атаман, войсковой штаб. Доставили и водворили на прежнее место казачьи Регалии. К счастью, сырость мало повлияла на них; пострадали лишь две высочайшие грамоты из ящика, закопанного в гати. Подвиг казаков станицы Брюховецкой не был забыт: их чествовали в родной станице, произвели в офицерские чины, специальным приказом атамана увековечили их заслуги.

Однако «сто дней» кубанских казаков подошли к концу: наступали красные. Очевидный исход военных событий предопределил решение старого атамана Букретова. Надежд на скорое возвращение уже никто, включая атамана, не питал. Было отдано распоряжение отправить Регалии за границу. В дальнейшем кубанские святыни попали в Белград, а затем, попутешествовав по Европе, оказались в Америке.

В годы Гражданской войны казачество постигла тяжёлая участь. Многие были вынуждены уехать из страны. Вместе с казаками на чужбину отправлялись и их регалии. Но в последнее время активно предпринимаются шаги по их возвращению. Так и Кубанские регалии были возвращены на Родину.

Вопросы к теме

1. Что такое клейноды, и что они в себя включали?

2. Что символизировали булава и насека?

3. Какое значение имели знамёна и прапор?

4. Почему казак должен дорожить войсковыми регалиями?



2019-12-29 722 Обсуждений (0)
ТЕМА 11. КАЗАЧЬИ РЕГАЛИИ И СИМВОЛЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 11. КАЗАЧЬИ РЕГАЛИИ И СИМВОЛЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)