Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 10. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КАЗАКАХ.



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КАЗАКАХ. 0.00 из 5.00 0 оценок




История казачества и его роли в истории России всегда являлась предметом восхищения. Казаки всегда являли собой идеал образцового поведения. Их героизм вызывал восхищение.

Одним из ярчайших свидетельств того, что казачество было неотъемлемой частью культуры нашей Родины, является тот факт, что образ казака прочно закрепился в нашей культуре. Многие выдающиеся писатели обращались к образу казака и казачьей истории.

Великие русские писатели в поисках примеров лучшей народной доли обращаются к казачеству, к его социальному устройству, к его ценностям и идеалам, видя в них приемлемые формы и смыслы жизни для русских людей (Л.Н.Толстой: «Будущность России – казачество…»). К середине XIX века в общественном сознании впервые, во многом благодаря высоким оценкам казачьих идеалов и социальных ценностей со стороны таких российских писателей-гуманистов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, формируется совершенный образ-идеал человека российской национальной культуры. Основу самосознания этого образа – патриота своего края и Родины-России, характеризующегося высокой степенью духовно-психологической и практической готовности к защите Отечества, приверженного демократическим формам устроения жизни и свободному землепользованию внутри общины, экономически самодостаточного, с высокой личностной статусностью, но в то же время с православной духовно-соборной ментальностью, ответственного за свою жизнь перед Богом и обществом (казачьим миром) – составляли воспитательные ценности, идеалы и смыслы казачьей культуры.

Очень красиво о казаках пишет выдающийся писатель Николай Васильевич Гоголь. Какими героическими образами наполнены его произведения! Непреклонный Остап, даже под пытками не проронивший не звука, чтобы не показать слабости врагам. Его отец Тарас Бульба, отдавший жизнь за то, чтобы сохранить православный дух и независимость казаков. Гоголь, отлично зная повседневную жизнь казачества, так ярко рисует картины его быта, что так и кажется, что вот сидит он на одной лавке с Тарасом Бульбой, кушает галушки, курит люльку и подумывает о славных казачьих делах. А как весело рассказывает Гоголь о казаках и их жизни в своих «Вечерах на хуторе близ Диканьки»! Тут ты видишь и как жили казаки, как работали и чего боялись.

Но не только Н.В.Гоголь писал о казаках. Был знаком с казацким миром и А.С.Пушкин. В творчестве Александра Сергеевича глубоко отражены казачьи мотивы. Поэт в своём творчестве блестяще показал развитие казачества: от беспокойной мятежной вольницы до благородного патриотического воинства, на которое выпала великая миссия отстаивания российских рубежей.

Издержки казачьей вольницы, распри, столкновение амбиций, разрушительность казачьей стихии, выплеснувшиеся в годы Смуты, разинского восстания, пугачевщины, казались Пушкину угрожающими для судеб Российской державы.

В примечаниях к первой главе «Истории Пугачева» Александр Сергеевич затронул проблему происхождения казачества. Его возмущали заявления иностранных авторов о неславянском происхождении казаков. «То, что писали об них иностранцы,– заявлял Пушкин,– не может быть сюда причислено; ибо большая часть таковых сочинений основана на догадках, ничем не доказанных, часто противоречащих истине и нелепых. Так, например, сочинитель примечаний на родословную историю татар Абулгази Баядур-Хана утверждает, что казаки уральские произошли от древних кипчаков… Все сии нелепости, которые не заслуживают опровержения для русских, приняты однако ж в прочих частях Европы за справедливые».

В отличие от авторов, пытающихся (и продолжающих эти попытки сегодня!) отделить казачество от русского народа, Пушкин досконально знал и изучал историю и культуру казаков. Он углубленно работал не только с письменными источниками, но и с тем материалом, который сегодня все чаще называют «устной историей». В 1824 г., посетив неподалеку от Бендер место укрепленного лагеря Карла XII, поэт познакомился со стотридцатилетним казаком, бывшем в этом лагере и видевшим шведского короля. Пушкин расспрашивал его, надеясь услышать что-либо о Мазепе.

О результатах своей поездки к уральским и оренбургским казакам поэт говорил: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою притчею».

Поэт очень бережно относился к народной оценке исторических событий и старался в своем художественном творчестве быть как можно ближе к ним. Показательно в этом отношении становление в сознании Пушкина образа Ермака. Пушкина не устраивает тот идеализированный Ермак, которого воспевал Рылеев («Ревела буря, гром гремел…»).

А.С.Пушкин, описал в черновой редакции «Путешествия в Арзрум» встречу с линейными кавказскими казаками. Поэт нарисовал картину взаимоотношения в казачьей семье, представил положение женщины-казачки, вынужденной во время долгого отсутствия мужа брать на себя все заботы о доме, а потому и обладавшей определенной независимостью.

Впервые показав в русской литературе непарадную, неофициальную сторону войны в «Путешествии в Арзрум», великий писатель не стал бичевать ее неприглядные формы и сумел воочию увидеть истинный смысл казачьей доблести и беззаветного служения России.

Русские писатели всегда черпали в казаках своё вдохновение. Особе место казакам в своём творчестве уделял М.Ю.Лермонтов.

Кавказская тема в творческом наследии М.Ю. Лермонтова до настоящего времени вызывает ожесточенные споры, окружается легендами и домыслами, подвигает исследователей на новые поиски. Сверяются и уточняются маршруты его путешествий, источники гениальных лермонтовских творений. Много тайн оставил нам поэт и офицер.

В одном из боев с чеченцами в октябре 1840 г. был ранен командир казачьей сотни разведчиков Руфин Дорохов. Командование отрядом конных добровольцев было поручено поручику М.Ю. Лермонтову. Как писал один из первых биографов поэта П.А. Висковатов, Лермонтов «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Он спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода». Но для хорошего командира этого мало. Чтобы понравиться таким лихим рубакам и наездникам, как линейцы, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием.

При небольшом росте и не идеальной фигуре Лермонтов был человеком сильного сложения. Видимо, совершенно очаровал казаков поэт и своим умением держаться в седле. «Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как, признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад», - говорит Лермонтов устами Печорина.

В качестве аргумента против участия М.Ю. Лермонтова в закубанской экспедиции 1837 г. некоторые лермонтоведы сегодня ссылаются на то, что приятель и убийца поэта Н.С. Мартынов ни в повести «Гуаша», ни в своем мемуарном очерке об участии в походе генерала А.А. Вельяминова, нигде не упоминает о Михаиле Юрьевиче. Но это становится понятным, если принять во внимание, что отставной майор Гребенского казачьего полка мучительно завидовал пламенной храбрости Лермонтова, его репутации боевого офицера.

Представления о казачестве в творческом наследии поэта складывались как под влиянием изучения прошлого русского народа, так и на основе личных впечатлений, полученных на Кавказе.

Интересно в этом плане обратиться к повести «Фаталист». Казачья станица в «Фаталисте» описана довольно скупо, но лермонтовское изображение, по словам И.Л. Андронникова, «остается в памяти на всю жизнь и другими описаниями не вытесняется». Очень выразителен образ казака-убийцы. Почему казак убивает боевого русского офицера, а затем отказывается сдаться с повинной? Только ли дело в том, что он «как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что ни попало»? Нет ли в этом эпизоде желания (наряду, безусловно, с главным замыслом сюжета о предопределении) отразить ту мятежную, вольную казачью натуру, которая стремилась вырваться из под жестко направляющей ее порывы в необходимом направлении имперской власти?

В живописном наследии М.Ю. Лермонтова есть картина «Эпизод Кавказской войны». Д.А. Столыпин, посылая в Лермонтовский музей эту акварель, писал, что в одной рекогносцировке число русских войск было незначительным, и появились лезгины. Был отдан приказ зажечь степь. М.Ю. Лермонтов, возвращаясь после выполнения данного ему поручения к начальству, увидел эту сцену. Один лезгин проскакал сквозь пламя и напал на казаков-пластунов. Промахнувшись из винтовки, горец хотел ударить казака прикладом, но пластун увернулся и поразил лезгина кинжалом. Мы видим, что, казалось бы, незначительные штрихи в лермонтовском творчестве наполнены реалиями Кавказской войны. Строчкам о кинжале в стихотворении «Поэт» «Он взят за Тереком отважным казаком / На хладном трупе господина» находим, например, подтверждение в письме кавказского военачальника генерал-лейтенанта Г.И. Глазенапа. «Не какие-нибудь оскорбительные с нашей стороны поступки, - пишет генерал, - вызывали горцев на эти разбои. Ими руководила чаще всего природная удаль, презрение к опасностям, а главное - ненасытная алчность к золоту, которое они, по роду своей жизни, употреблять не умели. Правда, они приобретали за него из Багдада и Дамаска дорогое оружие, но оно обыкновенно доставалось в добычу линейным казакам, которые все почти имели их шашки, кинжалы, пистолеты, даже седла и бурки, отнятые с боя».

В стихотворении «Валерик» описан бой между кавказским мюридом и гребенским казаком. «Этот род рыцарских поединков, - писал П.А. Висковатов, - практиковался, несмотря на официальное его запрещение. Чеченцы на запрет не обращали, конечно, внимания, а из русских находились охотники принимать вызовы».

Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова тесно связаны с казачеством. В своем дневнике он писал, что в детские годы слышал рассказы о лихих атаманах Степане Разине, Кондратии Булавине и Емельяне Пугачеве. Для него это были народные герои, рыцари духа, люди вольные, сильные телом и умом.

Предок Лермонтова, Юрий Андреевич Лермонт, в XVII веке выехал из Шотландии в Польшу. В 1633 году вместе с войском Лжедмитрия попал в Москву. Познакомился, подружился с казаками и остался жить в России. И дальше судьба все время сводила Лермонтовых с казаками.

Первые встречи с казаками у М. Ю. Лермонтова произошли в 1818, 1820, 1825 годах, когда он вместе с родными ездил на Кавказ в Горячеводск через казачьи земли. Один из маршрутов поездок по Старо-Тифлисскому почтовому тракту № 1016 был таким: Тарханы - Тамбов - Козлов - Липецк - Воронеж - Павловск - Новочеркасск - Пятигорск.

В июне 1832 года Михаил Лермонтов решил избрать военную карьеру. Он бросил нравственно-политическое отделение Московского университета, переехал в Санкт-Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где верховой езде обучали казаки. Однажды лошадь расшибла Лермонтову ногу ниже колена до кости, но он перенес травму стоически.

В 1834 году, по окончании школы, Лермонтов был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Полком командовал двоюродный дядя поэта Николай Федорович Плаутин (1794-1866 гг.).

19 марта 1837 года поэт выехал из Санкт-Петербурга в ссылку на Кавказ. Путь лежал через село Конь-Колодезь. Раньше оно называлось Бестужево. Петр I подарил его будущему первому русскому вице-адмиралу Науму Акимовичу Сенявину. Однажды конь спас Сенявина от стаи волков, вывез его к колодцу. Сопровождавший же Сенявина казак при этом погиб в схватке с матерым волком. С тех пор село называется Конь-Колодезь. Сенявин поставил на тракте памятник — пирамиду с конем на вершине.

Лермонтов знал, что здесь раньше проезжал Пушкин. Михаил Юрьевич написал на пирамиде стихотворение, посвященное Александру Сергеевичу. Затем он заехал в село Семидубравное у города Землянск — в поместье Александра Львовича Потапова, родственника М.Г. Потапов. Пир пошел горой. Дошло до того, что местный атаман возил поэта на своей спине. Казаки баловали Лермонтова. Не раз они спасали ему жизнь. Этой темой очень интересовался воронежский писатель-казак Николай Алексеевич Задонский, автор исторического романа о казаках “Донская либерия”.

В сентябре 1837 года Лермонтов был на Тамани. В повести «Тамань» Лермонтов рассказал о людях, населяющих этот казачий край. Чувствуется, что и сама Тамань, и казаки ему полюбились. Сейчас существует Дом-музей Лермонтова в Тамани, который часто посещают кубанские казаки и их дети.

В октябре 1837 года Николай I был в Новочеркасске. Казаки похлопотали перед царем о Лермонтове. И тот простил поэта. Уже в декабре М.Ю.Лермонтов гостил у своего родственника А.А. Хастатова в его казачьем имении в станице Шелковой (Шелковской) на Тереке.

13 апреля 1840 года император Николай I приказал снова перевести гвардии поручика Михаила Лермонтова в действующую армию на Кавказ. Снова была поездка по казачьим местам, встречи с казаками.

В июне 1840 года, по дороге в Чечню, М.Ю. Лермонтов три дня гостил в Новочеркасске у генерала М.Г. Хомутова, о чем писал в письме А.А. Лопухину. Много места в письме занимает описание казачьего театра.

Десятого октября 1840 года Лермонтов принял под свое командование сотню казаков. Эта сотня и сам Лермонтов отличились 12 и 15 октября в боях за Шалинским лесом и при переправе через реку Аргун. Сотник Лермонтов не стоял над схваткой. Он лично водил казаков в бой за матушку Россию, за что был представлен к награде. С 16 по 26 октября 1840 года поэт писал из Чечни А. А. Лопухину: «Милый Алеша. Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратился после 20-дневной экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую из ста казаков...».

Въезжая на казачью территорию, Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Здесь была совсем иная жизнь. Его восхищало зажиточное, вольное, благополучное и добропорядочноe житье казаков.

В дороге поэт простыл, у него обострился ревматизм. Лечился М. Ю. Лермонтов в военном госпитале в Ставрополе, в который прибыл девятого мая 1841 года. В то время начальником штаба Кавказской и Черноморской казачьих линий был родственник Лермонтова генерал Павел Иванович Петров. Так что поэт чувствовал себя в Ставрополе, как в родной семье.

Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни... Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество. Когда весной 1842 года гроб с телом убитого поэта его денщик Андрей Иванович Соколов, слуга И.А. Соколов и кучер Иван Николаевич Вертюков везли по Астраханскому тракту для перезахоронения в Тарханы, началась непогода. Хопер разлился. Пришлось сделать остановку на неделю в станице Михайловской-на-Хопре. Гроб в железном ящике был поставлен в Сретенской церкви. И казачий священник совершил обряд отпевания. Хоть Лермонтов и не был казаком, казаки видели в нем родственную душу. Все дни, что гроб с телом Лермонтова стоял в церкви, попрощаться с ним приходили казаки из окрестных хуторов.

Особое место в перечне великих русских писателей принадлежит Л.Н.Толстому. В своём творчество он неоднократно обращался к теме казачества.

Ни одно из произведений Толстого, написанных до 1863 года, не вызывало такой широкой дискуссии в критике, как «Казаки». Повесть не просто упоминалась среди других произведений, а подробно разбиралась в специально посвященных ей статьях.

Несмотря на простой сюжет, повесть вызвала острую, оживленную полемику. Критика в целом была единодушна в понимании главной мысли произведения.

«Главная, основная мысль новой повести графа Толстого очевидна,— писал один критик. — Это столкновение хорошей, но поломанной искусственной цивилизацией души с бытом грубым, но свежим, цельным, крепко сплоченным,— причем победа остается, конечно, на стороне последнего».

Поэт и критик Я. Полонский в писал о «Казаках»: «Цивилизация не удовлетворяет нас. Не поискать ли этого удовлетворения в простоте полудикой жизни, на лоне природы? Вот задушевная мысль, проводимая автором».

Напряженная работа над повестью, первоначальный замысел которой возник в 1852 году во время пребывания на Кавказе — сопровождалась мучительными поисками. Менялось заглавие кавказской повести (первоначально «Беглец», «Казак»). Результатом становится многоплановое, емкое произведение, разворачивающее героическую историю различных цивилизаций, «слитых» гением писателя.

Во-первых, это мир возвышенный, «горний»: мир удалых казаков и чеченцев, их врагов-джигитов. Женский мир станицы. Затем — срединное царство — «кордон» — граница, где несут службу казаки и вскользь упоминаемая передовая линия, место службы русской армии, в основном, пехоты.

В начале повести Оленин едет на Кавказ полный мнимых чужих представлений и романтических штампов. «Воображение его теперь уже было в будущем, на Кавказе. Все мечты о будущем соединялись с образами Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей. Все это представлялось смутно, неясно». На фоне этого ожидания Оленин «подумал, что горы и облака имеют совершенно одинаковый вид и что особенная красота снеговых гор, о которых ему толковали, есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые он не верил, — и он перестал дожидаться гор».

Плавный переход из мира цивилизации в мир дикой природы кроме этих повторяющихся слов написан скорее в стиле военного донесения, чем романтических повестей. К моменту путешествия героя Толстого Кавказ уже был хорошо освоен в русской литературе. «Кавказский пленник» и «Путешествие в Арзрум», лирика Пушкина, «Герой нашего времени» и поэмы Лермонтова создали определенный образ в восприятии Кавказа. Любовь путешественника «к дикарке», вослед Байрону разрабатывали авторы романтических повестей-путешествий на Восток.

Л.Н. Толстой знакомит читателя с замкнутым станичным миром, который находится на части Терской линии. Автор предваряет рассказ географическими и историческими сведениями о владениях казаков, тонко вплетая в деловую прозу авторское мнение. «На север от них начинаются песчаные буруны Ногайской или Моздокской степи… На юг за Тереком — Большая Чечня, Кочкалыковский хребет, Черные горы, еще какой-то хребет, и, наконец, снежные горы, которые только видны, но в которых никто никогда еще не был.». Последнее утверждение является чистой идеализацией, но способствует созданию у читателя ощущения первозданности, в том числе и от описания Кавказа.

В «Казаках» Толстой знакомит читателя с новыми реалиями, пространством и народами. Казаки описаны наиболее полно. Толстой дает курсивом их слова и выражения, снабжая их сносками.

Толстой ставит себе сложную задачу — сохранить яркость красок Кавказа, но рассказать не о горцах, а о русских жителях приграничных мест, перемешавшихся с местным населением, вобравших черты различных народов.

Религиозная принадлежность является главной и для казаков, и для характеризующего их Льва Николаевича Толстого. Несмотря на владение местными обычаями и языками «несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака». В наиболее значительные моменты жизни они могут произнести «Отцу и сыну и святому духу», но верят они, скорее, в природу, чем в Бога.

Фольклорный лексический репертуар «Казаков» поддержан несколькими песнями, исполнявшимися в станице. Это и любовные девичьи песни. Это и сатирическая песня своего сочинения дяди Ерошки, который «мастер играть: татарскую, казацкую, господскую, солдатскую, какую хошь» и, самая пронзительная — тавлинская, которая довела исполнителя до слез, поскольку в ней речь идет о том, как «молодец погнал баранту из аула в горы, русские пришли, сожгли аул, всех мужчин перебили, всех баб в плен побрали. Молодец пришел из гор: где был аул, там пустое место; матери нет, братьев нет, дома нет; одно дерево осталось. Молодец сел под дерево и заплакал. Один, как ты, один остался, и запел молодец: ай, дай! далалай!».

Велика казачья душа! И сколько раздолья слышится в казачьих песнях. Воспевая красоты нашего края, писатели всегда обращаются своей мыслью к казачеству. Именно казаки впитали в себя всё многообразие, всю самобытность нашего региона. Здесь тебе и горький запах полыни и величественная красота гор; и молодецкая удаль и непреклонная гордость.

Вопросы к теме

1. Что привлекало выдающихся русских писателей в истории казачества?

2. Составьте портрет казака по произведениям Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

3. Что писал А.С.Пушкин о происхождении казачества?

4. Охарактеризуйте быт казаков по произведениям Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

 



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КАЗАКАХ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 10. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О КАЗАКАХ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)