Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993 года № 107). Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке. Собственники облигаций регистрируются в книгах Банка России или дилера. Банк России согласованно с Министерством финансов Российской Федерации решает вопросы размещения и обращения государственных краткосрочных облигаций. Решение об осуществлении нового выпуска государственных краткосрочных облигаций принимает Министерство финансов РФ по согласованию с Банком России. Информация об очередном выпуске облигаций должна обнародоваться не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Если продано не менее 20% от общего количества нового выпуска ценных бумаг, выпуск считается состоявшимся. Рынок государственных краткосрочных облигаций подразделяется на первичный и вторичный. К первичному относится аукцион (связан с размещением нового тиража ценных бумаг), к вторичному относится фондовая биржа. На вторичном рынке осуществляются операции с уже выпущенными и хотя бы один раз реализованными акциями. В работе фондовой биржи принимают активное участие как физические, так и юридические лица. Фондовая биржа призвана выполнять следующие функции: · открывать доступ к заемному капиталу; · служить основным каналом для размещения государственных ценных бумаг; · управлять внутренним государственным долгом через государственные ценные бумаги; · роль показателя экономической и деловой активности с помощью специально разработанных индексов конъюнктуры. К ним относятся такие показатели, как индекс Доу-Джонса, индекс Никкей, индекс Американской фондовой биржи и др. Они показывают текущее состояние национальной и мировой экономики, помогают при составлении экономических прогнозов различного характера; · многие ценные бумаги, реализуемые на бирже, выполняют потом роль денег, способных приносить прибыль. Участники рынка государственных краткосрочных облигаций бывают двух категорий: дилеры и инвесторы. Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, заключившие договор с Центральным Банком России на выполнение обязанностей по обслуживанию операций с государственными краткосрочными облигациями. Дилер имеет право совершать сделки от своего имени и за свой счет, но может и выполнять роль брокера, заключая сделки от своего имени, но за счет и по поручению инвестора. Инвесторами являются все юридические и физические лица, которые приобрели облигации и имеющие право на владение ими. Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу. Рынок ГКО начал действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к середине года уже имел прочное положение. Таким образом, Центральный банк России получил еще один инструмент в виде краткосрочных облигаций для реализации своей политики в сфере покрытия дефицита федерального бюджета. Доходы от реализации государственных ценных бумаг, важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн рублей, и в конце 1994 года ГКО занимали 12 % в структуре внутреннего государственного долга. В 1994 году был проведен 31 аукцион по размещению бескупонных ГКО: 18 – со сроком обращения 3 месяца, 10 – со сроком обращения 6 месяцев 3 – один год. К концу 1994 года общий объем выпусков ГКО в обращение превысил 12 трлн рублей. Политика реструктуризации рынка ГКО проводилась с целью повышения доли облигаций с более длительным сроком обращения, в результате чего доля шестимесячных облигаций в отдельные периоды 1994 года достигала 30 %, а доля годовых облигаций с высокой доходностью (450 % годовых), выпущенных в качестве эксперимента, составила 2 %. При доминирующей роли трехмесячных облигаций в абсолютном выражении среднемесячные темпы прироста оборота первичного рынка по трехмесячным облигациям были значительно ниже, чем по шестимесячным. Активно развивался вторичный рынок ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых заключили свыше 100000 сделок на сумму 14,58 трлн рублей. Доходность облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под воздействием конъюнктуры первичного рынка (аукционов). Начало 1995 года ознаменовалось скачкообразным ростом курса доллара, что требовало новых бюджетных расходов. На первичном рынке ГКО в этот период дилеры все чаще встречались с высокой ценой отсечения и размещения облигаций – 70-80 % номинала, чем была достигнута некоторая устойчивость рынка. В летние месяцы 1995 года доходность рынка ГКО снизилась до 108-115 % годовых (с учетом налоговых льгот), сравнялась с доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций внутреннего валютного займа. Дальнейшие изменения на рынке ценных бумаг произошли в связи с установлением «валютного коридора», что привело к «замораживанию» курса доллара и сделала вложения в валюту и валютные инструменты низкодоходными. В этих условиях участникам рынка ценных бумаг необходимо была изменить политику формирования своего инвестиционного портфеля. Учитывая это, Министерство финансов понизило цену отсечения по ОФЗ (облигации федерального займа) и несколько повысило доходность по ГКО, что позволило отвлечь основные ресурсы с валютного рынка. Средневзвешенная доходность в июне была равна 105, в июле – 125, в августе – 154,5 % годовых. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испытывал заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению. Трудно оценить в настоящее время перспективы рынка ГКО, однако совершенно твердо можно сказать, что федеральный бюджет не в состоянии обходиться без средств, получаемых от продажи краткосрочных государственных облигаций. Только в 1995 году было получено в казну за счет размещения государственных ценных бумаг 30 трлн рублей. На рынке ГКО-ОФЗ к середине октября чистая выручка была равна 18 трлн рублей. Государственные инвестиции на 1996 год планировались в размере 1,5 % валового внутреннего продукта, что составило около 35 трлн рублей. Однако для финансирования дефицита бюджета и структурной перестройки экономики, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, более эффективны средне- и долгосрочные ценные бумаги. Выпуск государственных краткосрочных облигаций был возобновлен в декабре 1999 года для нерезидентов, и в феврале 2000 года - для резидентов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |