Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Муниципальные ценные бумаги



2020-02-03 246 Обсуждений (0)
Муниципальные ценные бумаги 0.00 из 5.00 0 оценок




Для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты выпускаются субфедеральные ценные бумаги. Муниципальные облигации, которые, по терминологии ФСФР, именуются субфедеральными, тесно примыкают к государственным ценным бумагам. И хотя согласно Указу Президента России от 9 ноября 1994 года «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» понятия «государственные ценные бумаги» и «облигации выпускаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации» четко разграничены, условия их размещения и обращения очень похожи. К тому же в соответствии с решениями Федеральной комиссии муниципальные займы приравнены к государственным по налоговым льготам.

Рефинансирование бюджетов местных администраций путем выпуска долговых обязательств в странах с развитой экономикой давно считается нормой финансовой политики. С помощью рынка ценных бумаг некоторые страны полностью решают проблемы местного бюджетного дефицита.

Происходит возрождение этого способа мобилизации финансовых ресурсов, когда-то широко применявшегося и в России. Первые шаги в развитии региональных облигационных рынков были сделаны, когда в 1992 году Министерство финансов России зарегистрировало 5 проектов эмиссии займов местных органов власти, в 1993 году – 8 и в 1994 году – 16. За 1992-1996 года было зарегистрировано 153 таких займов на общую сумму 20 трлн рублей.

По мере снижения темпов инфляции, банковских депозитных ставок и ставок доходности краткосрочных долговых обязательств облигации с более длительным сроком обращения (от полугода до полутора лет), доход по которым и возврат вложенных средств будут гарантированны местными органами власти, вызовут, вероятно, интерес, как частных, так и юридических лиц. Этот процесс стал набирать силу в 1995 году.

Муниципальные займы выпускаются местными органами власти и традиционно делятся на две основные категории: общего покрытия и целевые. Займы общего покрытия выпускаются для снижения дефицита местного бюджета областного или городского). Выпуск целевых займов проводится для финансирования конкретных инвестиционных проектов. Рынок российских муниципальных займов представляет собой довольно пеструю картину, поскольку содержит и крупные эмиссии на сотни миллиардов рублей для реализации серьезных инвестиционных проектов, и мелкие займы в несколько десятков миллионов рублей для финансирования проектов местного значения. За три года существования эти ценные бумаги распространились от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири, однако было зарегистрировано всего 43 эмиссии на общую сумму 3 трлн рублей (до середины 195 года). Как показал опыт, муниципальные облигации не пользовались популярностью среди инвесторов в связи с их ненадежностью, низкой доходностью и неразвитостью вторичного рынка. Активизация рынка произошла после принятия решения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ныне ФСФР) 23 марта 1995 года и письма Минфина от 28 июля 1995 года «О льготах по налогообложению ценных бумаг». В соответствии с последним отменен налог на прибыль по муниципальным бумагам и снижен налог на операции с ценными бумагами с 0,3 до 0,1%. В итоге к осени 1995 года количество эмиссий выросло до 80, а их общий объем – до 5,6 трлн рублей. Изменились не только условия эмиссии, но и схемы обращения и погашения ценных бумаг, введенные некоторыми инвесторами. Например, в Санкт-Петербурге активно работает биржевой рынок муниципальных ценных бумаг, которые, по сути, стали местными ГКО. Торги ведутся на трех биржах, что создает условия для местных инвесторов играть на разнице котировок. Важным моментом в повышении привлекательности муниципальных ценных бумаг на акции приватизированных предприятий региона.

В первой половине 1997 года общее число эмитентов субфедеральных и муниципальных ценных бумаг составило 70: из них 59 относились к субъектам Российской Федерации и 11 – к органам местного самоуправления. Среди них 10 являются крупнейшими и на их долю приходится более 70% общего объема эмиссии долговых обязательств.

Перечень выпускаемых органами власти облигаций многообразен, однако можно выделить следующие основные виды:

· займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;

· «сельские» облигации;

· еврооблигации;

· жилищные займы;

· сберегательные займы для населения.

       «Сельские» облигации выпускаются субъектами Российской Федерации в счет погашения их задолженности перед федеральным бюджетом по товарным кредитам. Это бездокументарные ценные бумаги номинальной стоимостью 10 млн рублей. По ним выплачивается купонный доход в размере 10% годовых. «Сельские» облигации (агрооблигации) выпускаются траншами со сроком погашения 1, 2, 3 года. Вторичный рынок этих ценных бумаг малоактивен и низколиквиден.

Лидерами на рынке субфедеральных и муниципальных ценных бумаг являются займы типа ГКО и ОФЗ, которые обычно носят нецелевой характер, выпускаются в бездокументарной форме и являются именными, бескупонными (дисконтными типа ГКО) или купонными (типа ОФЗ).

       До недавнего времени преобладали жилищные займы. Однако часто они не давали ожидаемого результата из-за высокой стоимости строительства жилья и соответственно облигаций.

       Для финансирования местных бюджетов власти в последнее время стали активно прибегать к внешним заимствованиям путем выпуска еврооблигаций.

       В большинстве случаев субфедеральные займы представлены краткосрочными и среднесрочными займами. В связи с высокими темпами инфляции долгосрочные выпуски не получили широкого распространения.

       Формы выпускаемых местными органами власти ценных бумаг различны: именные (63%) и на предъявителя (37%), документарные (наличные) и бездокументарные (безналичные) соответственно 45 и 55%. Преобладают облигации, остальную часть составляют краткосрочные долговые обязательства (КДО), долговые обязательства по типу ГКО, казначейские сертификаты и казначейские обязательства.

       Краткосрочные долговые обязательства эмитируются на срок до года с целью финансирования текущих расходов, т.е. относятся к инструментам денежного рынка. По объему эмиссии они составляют более 56% всех выпусков.

       Развитию рынка ценных бумаг местных органов власти препятствуют следующие основные недостатки, присущие большинству эмиссий:

· несовершенство проспектов эмиссии, обусловленное отсутствием профессионалов на рынке муниципальных облигаций;

· отсутствие института андеррайтинга – системы инвестиционных банков и компаний, осуществляющих размещение ценных бумаг по названной цене в оговоренном объеме и в установленные сроки;

· неотработанность системы гарантий погашения эмиссий и возврата денег инвесторам региональными властями.

Изменение конъюнктуры рынка муниципальных облигаций возможно при решении названных проблем. Кроме того, использование этих ценных бумаг в качестве залога и средства взаиморасчетов с местными властями, а также введение механизма конвертации облигаций в ликвидные акции приватизированных предприятий региона могут повысить инвестиционный интерес крупных инвесторов рынка.



2020-02-03 246 Обсуждений (0)
Муниципальные ценные бумаги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Муниципальные ценные бумаги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)