Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.



2020-02-04 1128 Обсуждений (0)
Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира. 0.00 из 5.00 0 оценок




АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Милетская школа известна как первая философская школа.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции». Философия началась с Фалеса, который сказал, что все произошло из воды. Он думал, что вода - есть первичная субстанция, а все вокруг происходит из нее, что Земля покоится на воде.

Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (ареirоn), и не, определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным». Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. Апейрон Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении. Анаксимандр утверждал, что все вещи произошли из единой субстанции, но не из воды. Первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. Анаксимандр считал наш мир одним из многих. Первосубстанция превращается в различные субстанции, а те переходят друг в друга. Он считал, что первосубстанция не может быть определенным элементом, иначе он бы поглотил все остальные. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию Солнцем. Человек, как и другие животные, произошел от рыб. Предполагается, что он первым сделал карту Земли (в форме цилиндра ). Солнце больше Земли в 27-28 раз.

Анаксимен – Главной субстанцией является воздух. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сперва водой, затем землей и, наконец, камнем. Земля по форме подобна круглому столу, а вокруг воздухпервоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

2. Понимание единого пифагорейцами. У пифагорейцев понятие единого – монады – служит началом числа, а число есть условие возможности всякого знания. По свидетельству Аристотеля, мыслили единое как сущность, вследствие чего и число составляло у них сущность всех вещей.

3. Понимание единого элеатами. У элеатов понятия единого и сущего употребляются как синонимы; согласно Пармениду, бытие едино, а множественность есть небытие (мир мнения). Если у Парменида единое выступает как главный предикат бытия, то уже Зенон из Элеи мыслит его скорее как субъект, как сущность. Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя.

4. Понимание единого атомистами. Различия чувственно воспринимаемых вещей и явлений атомисты, как и предшествовавшие им мыслители, сводили в конечном счете к различиям, свойственным самой первооснове — атомам. «из единого не может стать многое», ибо атом неделим, и что «из многого не может стать единое», т. е. поистине непрерывное, но что каждая (вещь только) кажется единой вследствие соединения атомов»

5. Особенность сократовского понимания мира. В центре учения Сократа - человек, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Основной задачей философии Сократ считал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; идеи как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. В философии Сократа человек становится единственным бытием, которого он рассматривает как нравственное существо.

6. Взаимосвязь вещей и идей по Платону. Чувственный мир вещей, происшедший из бесформенного субстрата, находится в процессе непрерывного видоизменения. В этой изменчивости явлений материального мира не могут уловить ничего постоянного ни чувства, ни мышление; действительно существующий элемент материальных явлений есть лишь тот, который вносится в них идеями. Истинно существует только мир идей; явления мира вещей – лишь тени идей, подобные истинно существующему, но сами не имеющие реальности, не имеющие истинного существования.

7. Концепция Аристотеля о текуче-сущностном становлении идеи. По Аристотелю, существует не только физическое становление, но и смысловое становление, текуче-сущностное становление. Это - вполне умопостигаемое движение и требование, то есть движение и требование внутри самого же вполне умопостигаемого и физически неподвижного ума. Существует и не может не существовать еще и {текуче-сущностное становление}, которое как раз и является сущностью того, что обычно называют физическим или материальным становлением. Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном развиваемых Аристотелем представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет Богом.

8. Мысль Протагора об относительности всего сущего. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - изречение самого известного представителя античной софистики Протагора. Из субъективизма софистов вытекает релятивизм – положение об относительности всего сущего и мыслимого. Релятивизм с латинского относительный.

9. Смысл постановки проблемы соотношения единого и множественного. Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неужели человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Так родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так и выражались, увидеть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, называли единым.

10. Понимание единого Анаксимандром. Таким первоначалом всего существующего, которое Анаксимандр называл апейрон (беспредельное), «неопределенной материей», является единая, вечная, бесконечная материя; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего. Апейрон — это выражение чуждости мира «единого» человеку, погруженному в мир «многого»

11. Кто из античных мыслителей довел до абсурда проблему соотношения единого и множественного и кто реабилитировал эту проблему? Эмпедокл помимо признания наличия всех четырех первоэлементов — земли, воды, воздуха, огня — как «корней». Поэтому он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира,— любовь и вражду. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как пассивной материи. В этом смысле можно говорить о дуализме Эмпедокла. Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое». Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожима, однако, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцированна. Этим Анаксагор пытается разрешить две проблемы, которые давно пытались разрешить в предшествующей греческой философии. Это проблема отношения единства и многообразия (качественного различия) сущего, которую решает положение о качественной определенности семян вещей, и проблема возникновения и гибели с позиции вечного и неизменного бытия (например, в понимании элеатов). Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей содержатся в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо как гибель и упадок.

12. Воззрения Гераклита о мире. 1- Огонь как начало мира. Гераклит создал учение, которое было подобно ионийскому; он искал «архе» и нашел его еще в одном виде материи — в огне. Огонь становился морем, воздухом, землей и вновь возвращался к самому себе. Изменения шли двумя путями — нижним и верхним. Распространяясь с верхних своих вместилищ, огонь превращался в воздух, опускаясь еще ниже, превращался воду, а вода, падая на землю, впитывалась в нее; в свою очередь, земля парила, создавая влагу, которая превращается в тучи и возвращается к исходным своим вершинам в виде огня. Это два направления движения, но «путь наверх и путь вниз един»..

2- Изменяемость вещи. Гераклит рассматривал не только начала природы, но и ее характеристики. И он обнаружил, что ее принципиальным качеством является изменяемость. Образом реальности является река. Все течет, нет ничего устойчивого, «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», поскольку в ней текут уже другие воды. Образом реальности является также смерть. «Мы боимся одной смерти, а уже многим смертям подвергались». «Для души смертью является вода, а для воды смертью является земля». Природа представляет собой непрерывное умирание и рождение в целом она всегда иная: «В одну и ту же реку мы входим, не входим». Мы не можем сказать, что мы есть, потому что «существуем и не существуем одновременно». Истинно только то, что мы меняемся. На самом деле иногда вещи нам кажутся устойчивыми, но эта устойчивость — заблуждение. Не существует вещей, имеющих устойчивые характеристики, есть только становление.

3- Относительность вещи. В неустанном изменении вещи стирается грань между противоречиями. Нигде нет явно выраженной границы, всегда имеет место длительный переход, например, между днем и ночью, молодостью и старостью. По-видимому, как предполагает Гераклит, день и ночь в своей основе одно и то же, так же как молодость и старость, как сон и явь, смерть и жизнь, добро и зло; все остальные характеристики, как и эти, относительны. Убежденность в изменчивости и длительности явлений привела Гераклита к релятивизму. Наблюдая, что ничто из того, что существует, не имеет устойчивых и абсолютных характеристик, но, напротив, эти характеристики всегда меняются и имеет место переход от противоречия к противоречию: от бодрствования ко сну, от молодости к старости, от жизни к смерти. О начале мира уже не было речи, поскольку мир существует и извечно изменяется: «Вселенную не создал ни один бог и ни один человек, но она есть и будет всегда живым огнем».

4- Разумность мира. Для Гераклита все было изменчивым, именно поэтому для него существовало нечто устойчивое — изменяемость. Изменяемость является устойчивой характеристикой природы. «Огонь в соответствии с мерой возгорается и гаснет согласно мере». Единый закон правит всеми переменами, правит как человеком, так и миром. Человеком управляет разум (логос), отсюда идет предположение, что и Вселенной должен управлять разум. Разум — это не исключительно человеческая способность, а космическая сила, в которую человек также вовлечен. Мысль о том, что мир разумен (вместе с мыслью о его изменяемости), была второй важной идеей, которую Гераклит ввел в философию. Гераклит, как он сам говорил, «искал самого себя»; он был первым философом, который размышлял над собой, а не только над природой, природу же он понимал по аналогии с собственными переживаниями. 5- Эпистемологические и этические рассуждения

13. Взгляды Эмпедокла и Анаксагора. Все элементы тесно связаны между собой, «не отрублены топором». Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов. Эмпедокл сравнивал мир с картиной живописца — на картине видны люди, животные, растения, а на самом деле все они состоят из нескольких смешанных друг с другом красок. Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединения (Любовь) и разделения (Вражда). Эти силы попеременно царствуют в мире. Он предположил, что и мир в целом, и все предметы состоят из мельчайших частиц — гомеомерий (подобочастных). Этих мельчайших частиц в мире «бесконечное число раз бесконечное». Анаксагор считает, что каждый предмет включает в себя все виды частиц, но не в равной степени. Вещь будет той или иной в зависимости от того, какие частицы в ней преобладают. Таким образом, в каждом предмете находятся как бы семена всех других предметов. Загадка порождения и возникновения решалась так: никакого возникновения нет, а есть выделение вещи из смеси определенных частиц. Однако тогда перед Анаксагором встала другая загадка: если в некоторой материи содержатся семена всех предметов, то почему из нее выделяется именно этот предмет, а не любой другой? Не сумев объяснить это лишь причинами, относящимися к материальной природе, Анаксагор ввел другое, нематериальное начало — Ум, правящий миром. Ум и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи. Анаксагор обратил внимание на принципиальное различие человеческого ума и ощущения. Только Ум может воспринимать истинное положение вещей.

14. Основной вопрос философии у античных натурфилософов. Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?

15. Метод определения Сократа. Индуктивный метод определения понятий. С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия. Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему.

16. Метод субъективной диалектики (майевтика и ирония). Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику.

Ирония. Сократ беседовал следующим образом: в начале он пытался иронизировать над своим собеседником. Сократ беседовал со знатоками вопроса, то есть теми людьми, которые по роду своей деятельности хорошо должны знать суть вопроса, то, чем они занимаются всю жизнь. Например, в диалоге «Менон» он беседовал с Меноном, который по роду своей деятельности должен был хорошо знать, что такое добродетель. И Сократ спрашивает, что же это такое. Менон дает сначала одну интерпретацию, Сократ задает заранее продуманные вопросы, Менон теряется, пытается предложить еще версии, но Сократ продолжает иронизировать. В результате этого собеседник теряет уверенность, в том, что он знает предмет обсуждения. То есть собеседник готов к поиску истины вдвоем.

Майевтика. Сократ утверждал, что знает только то, что ничего не знает, поэтому майевтика – элемент, направленный на то, что бы истина родилась в душе собеседника Сократа. Сократ говорил «я тебя спрашиваю не просто так, а задаю вопросы так, чтобы искать истину сообща», то есть Сократ способствовал рождению истины в душе собеседника. Это и есть майевтика (букв. повивальный дух). Цель майевтики – найти определение понятия. По Сократу знать – значит иметь определение. Нет определения, нет знания. Знание для Сократа – понятийное знание.



2020-02-04 1128 Обсуждений (0)
Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воззрения представителей милетской школы о первоначалах мира.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)