Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свобода человека с позиции трансцендентальной философии.



2020-02-04 485 Обсуждений (0)
Свобода человека с позиции трансцендентальной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Своеобразие трансцендентального мира человека.

Категории рассудка в гносеологии Канта.

Трагедия человеческого разума в философии Канта.

12. Категорический императив Канта. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1.поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2.относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3.к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА.

1. Идея в философской системе Гегеля. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках, но при этом он осуществляется специфически для каждой науки и разных типов знания. Во всех случаях при его применении исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путём отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Основная цель метода восхождения от абстрактного к конкретному заключается в том, чтобы обеспечить раскрытие сущности изучаемого объекта. Метод предполагает движение от первых общих и абстрактных определений, схватывающих отдельные существенные стороны исследуемой действительности, к системе конкретных определений, воспроизводящих в мышлении взаимодействие этих сторон на новом уровне знания.

Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Изоляция существенно отличается от той формы абстракции, которая имеет место при мысленном выделении общего и образовании общей системы понятий: в последнем случае сама абстракция как таковая не выражает факта расчленения изучаемой ситуации и исключение некоторых её компонентов. Изоляция, далее, как момент построения конкретного знания отличается от изоляции как средства упрощения решения той или иной научной проблемы или построения теории; в первом случае она осуществляется не как упрощение проблемы, а как средство изучения отдельных связей, сторон, свойств некоторого сложного целого с целью последующего вывода на этой основе таких знаний, которые могут быть использованы при решении более или менее широкого класса задач, относящихся к разнообразным индивидуальным ситуациям. Следует отметить, что конкретное знание не есть просто результат непосредственного наблюдения данной ситуации, оно получается косвенным путём, в результате анализа ситуации, изучения её отдельных связей отвлечённо друг от друга и построения синтетического знания из абстрактных знаний логическим путём. Это обстоятельство особенно важно с точки зрения возможности построения теории, так как оно избавляет от необходимости непосредственного изучения каждой индивидуальной ситуации, сводя задачу изучения к отбору и исследованию сравнительно небольшого числа связей и к выявлению правил соединения отдельных знаний теории применительно к особенностям того или иного индивидуального случая. Сопоставление же получаемых этим путём знаний с индивидуальными ситуациями позволяет судить, насколько удачно произведён отбор связей и насколько правила их соединения соответствуют действительности.

2. Энциклопедия философских наук Гегеля. При жизни Гегеля «Энциклопедия философских наук» издавалась трижды — в 1817, 1827 (дополненное издание, объём которого по отношению к первому изданию увеличился вдвое) и 1830 годах (третье издание отличалось глубокой разработкой философии духа). Впоследствии она выходила и под другим названием — «Система философии», которое также во многом соответствовало исходным намерениям автора, попытавшегося изложить в рамках одной работы все три части своего учения — логику, философию природы и философию духа. Согласно Гегелю, основа всего существующего — абсолютная идея. Она осуществляет самопознание, и с этой целью объективирует себя, создавая природу и человека. Высшая ступень этого самопознания — абсолютное знание в форме философии.

Абсолютная идея, реализуя себя в природе, предстаёт в виде телесных единичностей. Но в их основе лежат роды, всеобщее, то есть понятие. Природа создаётся для того, чтобы из неё возник человек, а с ним — человеческий дух. Человеческое познание, раскрывая идеальные сущности вещей, которые суть их роды, достигает ступени абсолютного знания, под которым Гегель подразумевает адекватное выражение абсолютной идеи посредством научных понятий, логических категорий.

Рассматривая значение «Энциклопедии философских наук» в контексте философского учения Гегеля, К. Топп пишет, что для Гегеля философия имеет смысл только как наука, а подлинная философская наука появляется там, где знание поднимается на уровень разума и становится принципиально идентичным своему предмету].



2020-02-04 485 Обсуждений (0)
Свобода человека с позиции трансцендентальной философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свобода человека с позиции трансцендентальной философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)