Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преодоление спонтанности индивидуального



2020-02-04 512 Обсуждений (0)
Преодоление спонтанности индивидуального 0.00 из 5.00 0 оценок




7.Материалистическое понимание истории. Материалистические понимание (концепция) истории – это взгляд наисторию, разработанный К.Марксом, согласно которому «материальные», или экономические, факторы играли главную роль в определении историческихперемен. Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Основой материалистического понимания истории[1][2], формулируемого марксизмом, является признание факторов уровня развития производительных сил и, в частности, материального производства ведущими (но не определяющими автоматически) по отношению к процессам развития и изменения общественного сознания.

Исторический материализм рассматривает общество как систему, развивающуюся количественно, эволюционно из-за постепенного развития производительных сил, и качественно, революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений. Он утверждает, что общественное бытие (базис) формирует его общественное сознание (надстройку), а не наоборот. Социальная структура общества есть внутренне противоречивое сочетание базиса и надстройки.

8. Экономическая теория Маркса и необходимость социальной революции. Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. С помощью этого нового понятия Маркс пытался объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов, отношения к собственности и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате нарастания внутренних противоречий и разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал в рамках капиталистической формации идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается. Однако, согласно Марксу, достижение социального консенсуса и социальной гармонии возможно на более высоких уровнях общественного развития (коммунизм), становящихся началом подлинной человеческой истории.

9. Четыре тезиса о человеке в контексте «философии жизни». Осн: Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю.

1.Человек не объект, а субъект (человек пробудись, активно сопротивляйся коллизии, не капитулируй-сопротивляйся. Актуализируй свое особенное, неповторимое. Человек существо таорческое)

2.Здесь и теперь( экзистенция- это существование. Что было до меня? Зачем я родился? Иметь или быть? Познавать или понимать?

3.Человек существо конечное, смертное.(в трудных ситуациях, ты творишь себя)

4.Человек существо свободное.(обстоятельство-ЧУШЬ!

10. Содержание категории «жизнь» в творческой эволюции А. Бергсона. "Творческая эволюция" Анри Бергсона. В отличие от других представителей "философии жизни" Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая по-новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А. Бергсона - жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта, однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв". Его познание возможно только на основании интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии (сопереживания), посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственно, и следовательно, невыразимо. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа, в известном смысле, как самое жизнь. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися (в процессе жизни) интуициями.

11. Человек в контексте рационализма и иррационализма. Рационализм ‒ обозначение философских течений, которые, признают разум основой познания и поведения людей. Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Разум способен постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

Иррационализм – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.

Представители иррационализма выдвигают на первый план: волю (волюнтаризм); непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм); мистическое «озарение»; воображение; инстинкт; «бессознательное» и т.п.

Иррационализм объявляет недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). Как утверждают сторонники иррационализма, эти сферы реальности невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. С одной стороны, рассудок осознает и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Сторонники иррационализма ориентируются на внерациональные формы человеческого познания.

Сторонники иррационализма считают, что рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности.

Содержание категории «жизнь» в академической школе В. Дильтея и Г. Зиммеля.

1. Академическая философия жизни. Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность - это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, "практическом" отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в "жизни" центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к "Я", а с другой - к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни - это переживание, "жизненный опыт".

"Жизненный опыт" и выступает объектом познания, он не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Поэтому представители этой школы отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное; методом "наук о духе" выступает непосредственно переживание исторических событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики - искусства истолкования, искусства "понимания" письменных текстов, "зафиксированных жизненных откровений". По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново, "истолковать и воспроизвести в ее жизненности", "вжиться" и "сопереживать". Дильтей в своих работах опирался прежде всего на историю и психологию (описательную, понимающую, а не объяснительную, естественнонаучную).



2020-02-04 512 Обсуждений (0)
Преодоление спонтанности индивидуального 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преодоление спонтанности индивидуального

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)