Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественное состояние общества в эпоху Просвещения (Монтескье, Руссо).



2020-02-04 643 Обсуждений (0)
Естественное состояние общества в эпоху Просвещения (Монтескье, Руссо). 0.00 из 5.00 0 оценок




Руссо. Естественное состояние людей трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно. Общество нуждается в гражданском мире - заключается Общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения Общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия Общественного договора. Суверенно не государство, суверенен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.

Монтескье. Принципы свои выводит из самой природы вещей. Всё имеет свои законы: они есть у божества, и у мира материального, и у существующего сверхчеловеческого разума, и у животного, и у человека. Закон – есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли. Законы должны соответствовать природе и принципам установленного правительства; физическим свойствам страны и её климату; образу жизни её народа; степени свободы; религии населения. Политическая свобода имеет место лишь при умеренных проявлениях, её нет ни в аристократии, где вся власть принадлежит одной знати, ни в демократии, где господствует народ. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены и могли сдерживать друг друга.

Монтескье предлагает каждому сословию (классу) предоставить часть верховной власти.

- законодательную власть необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати;

- исполнительную власть можно сохранить у дворянства оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией.

- судебная власть может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время.

Судьи дожны быть одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его.

Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую.

35. Общественный договор по Гоббсу и по Руссо, их различие. Руссо: Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти лежит воля и свободы каждого отдельного человека.

Гоббс: В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

36. Идеология Гражданского гуманизма. Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме. Основные принципы: Труд на благо общества, превосходство обществ.

37. ражданская свобода по Монтескье и Руссо. Этот договор должен становится не договором подчинения, а договором равенства. Руссо предлагает единственный способ не подчиняться общей воли – не вступать в договор, что означает не вступать в общество.

Монтескье: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной.

«Воля каждого» стала «волей всех»

40.Гражданское общество по Гегелю. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество, как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества является:

1. Система потребностей,

2. Отправление правосудия,

3. Полиции и корпорации.

В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:

1. субстанциальное (земледельцы - дворяне, крестьяне);

2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3. всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которая должна найти свое подтверждение в защите её со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя. Развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства как его основания. Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

1. Служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

2. Является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные, публичные интересы всех членов общества;

3. Устанавливает "правила игры", которых должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития; не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры: такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

4. Оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

5. Выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

6. Юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

7. Имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют на удовлетворение потребностей и интересов человека.

 



2020-02-04 643 Обсуждений (0)
Естественное состояние общества в эпоху Просвещения (Монтескье, Руссо). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественное состояние общества в эпоху Просвещения (Монтескье, Руссо).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)