Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Крайняя необходимость.



2020-02-04 295 Обсуждений (0)
Крайняя необходимость. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гражданская правовая крайняя необходимость

опасность исходит из чужой вещи (застрелить собаку)

опасность не от вещи, но она нужна чтобы устранить общественную опасность (например чтобы потушить пожар)

Уголовно правовая крайняя необходимость

чтобы устранить опансоть, необходимо совершить действия, похожие на преступление (например при пожаре, человек, чтобы потушит его, ломает дверь в доме)

Извинительная крайняя необходимость не признается т.к. когда субъект сам причинил опасность или если он находится в особых правоотношениях, можно допустить, что он принимает опасность. Имеется ввиду, что опасность и связанные с ней последствия были приемлемы для субъекта, и он принял опасность, и ввиду этого законодатель не признает за ним право на извинительную КН. Но и в этом случае наказание м.б. смягчено.

Принуждение к КН. Состояние КН имеет место если субъект принуждается 3-им лицом к противоправному поведению путем насилия или актуальной угрозы для жизни, здоровья или свободы для самого себя, своих родственников и близких.

Право на задержание (закреплено в УПК)

Разрешенный риск (аналог обоснованного риска РФ)

Выполнение приказа

 

42. Система наказаний и мер безопасности по уголовному праву зарубежных стран и особенности их назначения.

В зарубежных государствах система наказаний, как правило, не отличается большим разнообразием. Наряду с ней нередко устанавливается и система специальных уголовно-правовых мер - мер безопасности, отличающихся от первых по целям, основаниям назначения и продолжительности.

В Англии и США отдельные виды наказаний, преимущественно вспомогательного характера, можно встретить не в уголовных законах, а в других нормативных актах.

 В этом вопросе французский законодатель сделал существенный шаг вперед, установив в УК исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых за преступления, проступки и нарушения. Однако в связи с введением уголовной ответственности юридических лиц французская система уголовных наказаний стала дуалистичной и включает две подсистемы: наказаний для физических лиц и наказаний для юридических лиц.

В целом, система наказаний в зарубежных государствах включает следующие основные виды: 1) лишение свободы (различные виды тюремного заключения) и 2) штраф. В ряде государств сохраняется смертная казнь. Наряду с основными видами предусматривается большое количество дополнительных (или вспомогательных) наказаний, связанных с ограничением различных прав осужденного (прав на вождение автомобиля, на ношение или хранение оружия, на осуществление профессиональной деятельности и т.п.). К числу дополнительных наказаний во многих государствах отнесена и конфискация имущества. Однако приоритет отдается специальной конфискации, а не общей, что во многом связано с повышенным вниманием законодателей зарубежных стран к защите частной собственности.

В уголовном праве Англии отсутствует деление наказаний на основные и дополнительные. Санкции бывают абсолютно определенными (смертная казнь и пожизненное тюремное заключение) и относительно определенными (тюремное заключение на срок от одного дня до 25 лет и штраф). Относительно определенные санкции в английском праве отличаются указанием только верхнего предела наказания. Санкции обычно носят альтернативный характер. Однако за умышленное убийство установлено безальтернативно пожизненное лишение свободы. Предусмотренные в санкции наказания в виде тюремного заключения и штрафа могут быть назначены вместе. Назначение максимального наказания, а также одновременно двух наказаний - лишения свободы и штрафа возможно тогда, когда преступление имеет характер "наихудшего случая" (the worst-case). К обстоятельствам "наихудшего случая" относятся, например, преднамеренность, жестокость, крупный размер причиненного ущерба и т.п.

Помимо конфискации имущества в Англии существуют и другие виды наказаний вспомогательного характера, как-то: лишение активного и пассивного избирательного права, лишение водительских прав сроком до трех лет.

В большинстве американских штатов в настоящее время система наказаний строится с учетом деления преступлений на ряд категорий, каждой из которых соответствует своя подсистема уголовно-правовых мер. Так, в штате Нью-Йорк за фелонию класса "А" суд вправе назначить тюремное заключение в пределах от 15-25 лет до пожизненного. Для фелонии класса "В" максимум лишения свободы составляет 25 лет, класса "С" - 15 лет, класса "О" - 7 лет, класса "Е" - 4 года. Минимальный срок лишения свободы по общему правилу не может быть менее одного года.

В случае совершения фелонии класса "В" или "Е" суд вправе назначить определенный приговор со сроком лишения свободы в пределах одного года включительно, если сочтет, что вынесение неопределенного приговора - это слишком суровая мера для данного подсудимого.

За совершение мисдиминоров по УК штата Нью-Йорк суд должен вынести определенный приговор. При этом за мисдиминор класса "А" срок лишения свободы не может превышать одного года, за мисдиминор класса "В" не может быть более трех месяцев.

За совершение нарушения по законодательству данного штата также выносится определенный приговор. Срок лишения свободы в этом случае не может превышать 15 дней.

С категорией преступного деяния связаны и размеры штрафа, который может быть назначен вместе с лишением свободы*(381).

В США, в отличие от Англии, существует деление на основные и дополнительные виды наказания. Первые представлены лишением свободы и штрафом"*(382). К основным наказаниям относится и смертная казнь, сохранившаяся в большинстве штатов. Многообразны дополнительные наказания: лишение избирательных прав; запрещение занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность; конфискация имущества; запрещение пользования имуществом в течение установленного срока; арест или принудительная распродажа имущества; возложение обязанности загладить причиненный вред и др.

По федеральному законодательству за измену государству, покушение на свержение силой правительства США или использование с этой целью оружия в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение американского гражданства.

Некоторые штаты предусматривают назначение такого наказания, как кастрация (стерилизация), для лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности. Так, согласно _ 645 УК штата Калифорния за совершение полового сношения с девочкой моложе 10 лет в качестве дополнительного наказания судом может быть предписана операция "с целью предупреждения производства этим лицом потомства".

В уголовном законодательстве США существует специальная система наказаний для юридических лиц (корпораций), основное место в которой занимает штраф. По законодательству ряда штатов организациям может быть предоставлена пробация или назначено распространение в средствах массовой информации обвинительного приговора суда.

Система наказаний во Франции строится в соответствии с классификацией преступных деяний на три группы. Преступления караются уголовными наказаниями, проступки - исправительными, нарушения - полицейскими.

Наибольшей суровостью отличаются уголовные наказания. В зависимости от их продолжительности уголовные наказания делятся на два вида: срочные и бессрочные. К срочным относятся уголовное заключение и уголовное заточение на срок до тридцати лет, к бессрочным - пожизненное уголовное заключение и пожизненное уголовное заточение*(383). Минимум срочных уголовных наказаний УК установил в десять лет. Все названные виды лишения свободы могут быть назначены только в качестве основных наказаний. Смертная казнь во Франции отменена специальным законом в 1981 г.

За совершение преступления, наряду с уголовным заключением или заточением, физическим лицам может быть назначен штраф, максимальный размер которого составляет 50 млн. франков, а также одно или несколько дополнительных наказаний.

Среди исправительных наказаний основное место занимают тюремное заключение и штраф. Максимальный срок тюремного заключения за совершение проступка составляет десять лет. В качестве исправительных наказаний могут быть назначены штрафо-дни, бесплатные общественно полезные работы, лишение или ограничение некоторых прав.

Штрафо-дни и бесплатные общественно полезные работы образуют систему альтернативных наказаний и не предусмотрены в санкциях Особенной части УК. Их альтернативный характер связан с возможностью назначения вместо тюремного заключения, предусмотренного за совершение того или иного проступка.

Система полицейских наказаний представлена штрафом и наказаниями, лишающими определенных прав или их ограничивающими. Максимальный размер штрафа за нарушение для физических лиц составляет десять тысяч франков.

В УК Франции все "составы"*(384) сформулированы по принципу фиксирования лишь основных наказаний. Дополнительные виды предусмотрены в Особенной части отдельно, применительно к целым группам преступных деяний и даются в конце каждой главы.

Система наказаний для юридических лиц разработана с учетом специфики нового для Франции субъекта уголовной ответственности. Основное место в этой системе занимает штраф. Возможно назначение и других наказаний, затрагивающих имущественные интересы юридического лица: конфискации, включая общую, запрещения привлекать вклады населения или выдавать чеки, закрытия одного или нескольких заведений юридического лица, запрещения осуществлять какой-либо вид деятельности, лишения лицензии. Помимо имущественных наказаний предусмотрено наказание, касающееся репутации: распространение вынесенного судом приговора. Юридическое лицо может быть помещено под судебный надзор.

Решением палаты Трибунала большой инстанции г. Парижа от 3 ноября 1995 г. по ст. 222-20 УК Франции были осуждены два юридических лица за неумышленное причинение ранений человеку, повлекших полную утрату трудоспособности на срок свыше 3 месяцев. Оба юридических лица были приговорены к уплате штрафа*(385).

Действующий УК ФРГ содержит в Общей части раздел третий, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния. В главе первой "Наказание" рассматриваемого раздела предусмотрено два вида наказания, которые по своей правовой природе являются основными - лишение свободы (_ 38, 39) и денежный штраф (_ 40-43). Согласно Основному закону (Конституции) ФРГ 1949 г. смертная казнь в ФРГ не применяется.

К дополнительным наказаниям отнесено одно - запрещение управлять транспортным средством (_ 44), которое назначается наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, когда преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством, на срок от одного года до трех лет.

Кроме того, новеллой системы наказаний, предусмотренной УК ФРГ, является такое специфичное для германского уголовного права наказание, как имущественный штраф (_ 43а). Он имеет особую правовую природу. В настоящее время имущественный штраф на практике применяется крайне редко и по существу рассматривается как новый вид денежного штрафа*(386).

Специфичным для системы правовых последствий деяния по УК ФРГ является и такой ее элемент, как дополнительные последствия. Дополнительными признаются такие последствия, которые наступают для осужденного без самостоятельного вынесения таких последствий в приговоре. К ним относится лишение права занимать определенные должности, права пользоваться преимуществами, полученными в результате публичных выборов, права избирать или голосовать, права быть избранным (_ 45). Такое дополнительное последствие, как поражение в гражданских правах, с 1 апреля 1970 г. исключено из УК ФРГ.

УК ФРГ различает следующие виды дополнительных последствий:

1. Лицо, осужденное к лишению свободы на срок не менее одного года, лишается на срок до пяти лет права занимать публичные должности и пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов (абз. 1 45). При наличии соответствующих условий, указанных выше, данное дополнительное последствие, которое можно определить как утрату пассивного избирательного права, наступает автоматически. С утратой права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, осужденный одновременно утрачивает соответствующие права и полномочия по должности, которыми он обладал, если иное не предусмотрено УК ФРГ. Причем не требуется специальное вынесение этого правового последствия в приговоре. Утрата права занимать публичные должности, прежде всего, касается должностей, которые выполняют публичные задачи, например, связанные с государственным управлением или деятельностью органов юстиции.

2. В определенных случаях, специально указанных в УК ФРГ (например, 358), дополнительные последствия, наступающие в связи с осуждением за определенные в этой норме должностные преступные деяния, наряду с лишением свободы на срок не менее шести месяцев суд может лишить лицо, совершившее деяние, права занимать публичные должности на срок от двух до пяти лет (абз. 2 _ 45). Данное правовое последствие не наступает автоматически и поэтому требуется вынесение этого дополнительного последствия в приговоре.

3. Суд может лишить осужденного права публично избирать или голосовать на срок от двух до пяти лет (абз. 5 _ 45), если это специально предусмотрено УК ФРГ. Эти дополнительные последствия предусмотрены, например, _ 108с (в связи с осуждением за определенные в данной норме преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием), _ 101 (в связи с осуждением за измену Родине или угрозу внешней безопасности) и рядом других.

4. Лишение правового положения и прав действительны с момента вступления приговора в законную силу. Продолжительность утраты прав исчисляется со дня отбытия лишения свободы, истечения давности или освобождения от наказания. Определенная специфика исчисления лишения указанных прав как дополнительных последствий существует для случаев, когда наряду с наказанием в виде лишения свободы были назначены меры исправления и безопасности, связанные с лишением свободы. Тогда срок лишения указанных выше прав исчисляется со дня окончания исполнения данных мер. Целям ресоциализации служит правовое предписание _ 45b о восстановлении в правах, если фактически истекла половина срока или "суд ожидает, что в будущем осужденный не совершит больше умышленных преступлений".

5. По своей правовой природе специфическим дополнительным последствием, на наш взгляд, является и опубликование приговора по уголовным делам об оскорблении (_ 200).

Специфичным институтом германского уголовного права является так называемая система мер (Massnahmen). Германский законодатель понимает их как правовые последствия виновно совершенного деяния. Меры не относятся к наказаниям, дополнительным наказаниям и дополнительным последствиям. На основании п. 8 _ 11 УК ФРГ к ним относятся: "Любые меры исправления и безопасности, конфискация имущества, изъятие предметов преступления, уничтожение орудий преступления и запрещенных к обороту вещей".

Так называемое дополнительное уголовное право (Neben-strafrecht) содержит специфические меры, например, запрет содержания животного (_ 20 Закона о защите животных).

Специфичные меры предусмотрены в так называемом молодежном уголовном праве (Yugendstrafrecht). К ним можно отнести воспитательные и исправительные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних в редакции от 11 декабря 1974 г.*(387)

Среди правоведов Германии наблюдается неоднозначное отношение к мерам исправления и безопасности. Один из комментаторов УК ФРГ К.Лакнер считает, что "в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реакционная система. В ней меры наряду с наказанием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника:" Профессор Лакнер подчеркивает, что в настоящее время проводится широкая дискуссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме*(388)

 

43. Привлечение юридического лица к уголовной ответственности в зарубежных странах.

Англия и США

Корпорации.

К уголовной ответственности могут быть привлечены корпорации, такие как инкорпорированные компании, публичные корпорации или органы самоуправления.

действие (или бездействие) и психическое состояние высших должностных лиц корпорации (контролирующих служащих) определяется как действие и психическое состояние корпорации. В этом случае возникает не замещающая, а личная ответственность корпорации.

Следует упомянуть о двух исключениях, при которых описанный выше способ идентификации применить невозможно. Во-первых, к ним относятся преступления, которые по своей природе не могут быть совершены корпорацией, например, половые преступления, двоеженство и пр.

Преступления за которые корпорации привлекаются к УО:

1) охрана окружающей среды

2) защита прав потребителя

3) коррупция

4) охрана труда

Корпорация может быть привлечена к УО, если это прописано в статуте.

Физическое лицо, наряду с корпорацией несет уголовную ответственность.

Франция

Уголовная ответственность юридических лиц во Франции наступает не за все преступные деяния. При этом случаи привлечения к уголовной ответственности должны быть специально предусмотрены нормативно-правовым актом. Данное правило называется принципом специализации.

Область применения материальной ответственности к юридическим лицам рассматривалась французским законодателем достаточно широко в начале и постепенно расширялась с 1994 года.

Например, рассмотрим квалификацию преступления и уголовного проступка против человека. Прежде всего, стоит отметить, что законом установлено, что примерно половина всех преступлений может вызвать ответственность юридических лиц. Это касается, например, преступлений против человечества, а также нанесения неосторожных телесных повреждений, сводничества или незаконного оборота наркотиков. Однако ответственность юридических лиц не предусмотрена в случае совершения убийства или насильственных действий, что, быть может, является законодательным пробелом.

В почти любом из преступных деяний против собственности юридическому лицу, в случае причастности, может быть предъявлено обвинение в краже, укрывательстве, вымогательстве, мошенничестве, отмывании денег и т.д.

Кроме того, юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за все преступления и проступки против основополагающих интересов нации, будь то терроризм, взяточничество, злоупотребление властью или фальшивомонетничество.

Наконец, различное специально-правовое регулирование предусматривает уголовную ответственность юридических лиц за экономические или экологические преступления.

В настоящее время практика показывает, что уголовная ответственность юридических лиц особенно применима в таких отраслях права как: потребительское право, трудовое право, экономическое право (конкуренция) и право окружающей среды.

К санкциям уголовным и (или) исправительным относятся:

1) штраф;

2) ликвидация в случаях, когда учрежденное юридическое лицо отклонилось от объявленной цели своей деятельности для того, чтобы совершить инкриминированные ему преступные деяния, или, когда речь идет о совершении им преступления или проступка, каковые, будь они совершены физическим лицом, повлекли бы за собой наказание тюремным заключением на срок свыше пяти лет;

3) запрещения навсегда или на срок в пять лет либо более осуществлять прямо или косвенно какую-либо одну или несколько разновидностей профессиональной либо общественной деятельности;

4) помещения под судебный надзор сроком на пять лет или больше;

5) закрытия - навсегда либо на срок в пять лет или более одного или нескольких учреждений предприятия, способствовавшего совершению инкриминированных преступлений;

6) лишения - навсегда либо на срок в пять лет или свыше - права заключать сделки с государственными организациями;

7) запрещения - навсегда либо на срок в пять лет или более -

привлечения сбережений населения;

8) запрещения - на срок в пять лет или более - выпускать какие-либо чеки помимо тех, которые дают чекодателю право на изъятие денежных средств со счета сразу же по предъявлении чека либо акцептованы, а равно пользоваться аккредитивами;

9) конфискации предмета, послужившего или предназначенного стать средством совершения преступного деяния либо полученного в результате его совершения;

10) публикация объявления о принятии такого рода судебного постановления либо распространения его в печати или в аудиовизуальных средствах массовой информации.

Германия

В результате длительных дискуссий в Германии была введена квазикриминальная (административно-уголовная) ответственность юридических лиц, предусмотренная ст. 14 УК.

По немецкому уголовному праву организации подлежат уголовному наказанию только за те преступления, в которых могли участвовать. Перечень этих преступлений исчерпывающий:

1) продолжение деятельности партий, объявленной противоречащей конституции;

2) нарушение запрета на объединение;

3) распространение пропагандистских материалов организации, являющихся неконституционными;

4) использование знаков неконституционных организаций;

5) создание вооруженных групп;

6) создание преступных сообществ;

7) создание террористических сообществ.

Из всего многообразия наказаний, установленных УК ФРГ, к юридическим лицам могут применяться только изъятие предмета преступления или его стоимости и штраф. В последние годы в ФРГ достаточно активно обсуждается возможность создания полноценного института уголовной ответственности организаций.

Рассмотрение признаков уголовной ответственности юридических лиц в зарубежных странах позволят нам выделить и рассмотреть некоторые специфические черты указанного института в законодательстве России

 

44. Унифицированное европейское законодательство о борьбе с трансграничной преступностью.

Правовой основой взаимодействия России и ЕС в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом является Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европолом), подписанное 6 ноября 2003 г. в Риме. К нему можно добавить и «дорожные карты» по формированию Россией и ЕС общего пространства внешней безопасности и общего пространства свободы, безопасности и правосудия.

Сотрудничество по борьбе с транснациональной преступностью ведется в отношении восьми категорий преступлений. Осуществляется обмен опытом и практической информацией, нормативно-правовыми актами и методическими пособиями. Организуются совместные семинары, ознакомительные визиты и консультации.

За реализацию соглашения с российской стороны отвечают Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба и Росфинмониторинг. В структуре МВД России действует специальное подразделение, отвечающее за информационный обмен и координацию совместных действий с Европолом.

Российские эксперты регулярно предоставляют Европолу информационные материалы об организованной преступности и международном терроризме, которые используются им в ежегодных докладах о ситуации в ЕС.

Наряду с этими формами сотрудничества в практику вошло участие российской делегации в ежегодных встречах руководителей национальных контактных пунктов третьих стран по взаимодействию с Европолом и конференциях руководителей правоохранительных органов государств-членов ЕС и стран-партнеров Европола.

Европейские эксперты регулярно приглашаются для участия в семинарах и конференциях, организуемых в России. В свою очередь, российские специалисты регулярно участвуют в заседаниях профильных рабочих групп, конференциях и семинарах Европола по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, а также в области защиты свидетелей.

Несмотря на регулярные контакты, практика взаимодействия показывает, что действующая правовая база сотрудничества требует обновления. Уже не первый год рассматривается вопрос налаживания оперативного сотрудничества с Европолом.

С октября 2010 года ведутся переговоры по заключению нового соглашения, которое будет предусматривать возможность обмена оперативной информацией и персональными данными, а также проведения совместных оперативных мероприятий. Реализация этих планов позволит не только сохранить динамику развития сотрудничества, но и поднять его на новый уровень.

В развитие Совместного заявления саммита Россия-ЕС 3 октября 2001 года и Совместного заявления по борьбе с терроризмом от 11 ноября 2002 года, закрепивших принципы и определивших области сотрудничества Россия-ЕС в противодействии терроризму, Российская Федерация и Европейский союз 28 января 2014 г. в ходе саммита приняли обновленное Совместное заявление по борьбе с терроризмом, в котором подтвердили приверженность сотрудничеству в этой сфере, основанном на принципах и нормах международного права, уважении прав человека, при лидирующей роли ООН. В рамках политического диалога Россия-ЕС предусмотрено проведение консультаций по антитеррористической тематике.

В настоящее время Европейский Союз (далее - ЕС) представляет собой сложное интеграционное объединение, в рамках которого реализуются различные формы межгосударственного сотрудничества и взаимодействия: от единого таможенного и валютного пространства, до унификации правовых средств защиты интеллектуальной собственности. Вместе с тем, как показывают события последних лет, процесс европейской интеграции далеко не окончен; можно отметить стремление к еще более тесному взаимодействию государств-участников ЕС как в уже охваченных едиными нормами сферах, так и в рамках новых перспективных направлений сотрудничества.

Одним из наиболее важных направлений единой общеевропейской политики выступает сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью. В актах Европейского Союза данная сфера взаимодействия получила наименование «сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере» (далее СПСО). Правовой основой такого направления сотрудничества выступают несколько учредительных актов ЕС, среди которых:

- Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) 1992 г.;

- Амстердамский договор 1997 г.;

- Ниццкий договор 2001 г.

Указанные нормативные документы утверждают особое место сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере в интеграционной системе ЕС, образуя так называемую «третью опору» Союза. Здесь следует напомнить, что данный термин является весьма важным в правовой регламентации компетенции Союза по отношению к компетенции государств-участников ЕС. Он обозначает один из важнейших компонентов функционирования Союза. Предмет третьей опоры образуют вопросы деятельности по предотвращению, расследованию, привлечению к ответственности и исполнения наказаний.

Поначалу, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г., Европейский Союз, в рамках третьей опоры, не имел серьезных самостоятельных полномочий (что отчасти и оправдывало название опоры - «сотрудничество»). В отличие от первой опоры (Европейские сообщества), институты Союза не обладали правом издавать нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью. Их деятельность сводилась к координации и содействию усилиям государств-членов в этой области, а также к разработке конвенций, предлагавшихся странам для ратификации. Третья опора, была изъята из-под юрисдикции судебных органов Европейского Союза.

Такого рода подход к определению компетенции Союза (с акцентом на межправительственное сотрудничество) показал свою неэффективность. Он не позволял оперативно принимать необходимые меры в борьбе с преступностью; многие важные инициативы (включая проекты конвенций) так и остались на бумаге.

 

Ситуация начала меняться с вступлением в силу Амстердамского договора. Коренная ревизия правовых основ СПСО, предпринятая этим документом, значительно усилила рычаги воздействия у институтов Европейского Союза в рамках третьей опоры. Хотя полномочий в этой сфере по-прежнему значительно меньше, чем в сфере первой опоры, но, в целом они значительно возросли по сравнению с первоначальной редакцией Договора о Европейском Союзе, а реализовывать их сложнее. В частности, Европейский Союз получил право издавать нормативные акты (рамочные решения - акты общего характера, издаваемые институтами ЕС, содержащие единые принципы сотрудничества в конкретной области, предоставляющие возможность государствам-участникам самостоятельно определять формы и способы такого сотрудничества) по вопросам уголовного права и процесса, а третья опора была включена в сферу юрисдикции Суда ЕС.

Основные полномочия Европейского Союза в рамках СПСО и акты, издаваемые в этой области, перечислены в ст. 34 учредительного договора.

Как и в рамках общей внешней политики и политики безопасности, Европейский Союз уполномочен «издавать общие позиции, определяющие подход Союза к определенному вопросу». От имени Европейского Союза полномочия по изданию общих позиций осуществляет Совет ЕС. Поскольку общие позиции не содержат юридических норм в правоохранительной сфере (т.е. в области внутренних дел), их издание представляется малоэффективным инструментом в деле борьбы с преступностью. По этой причине общие позиции в рамках третьей опоры принимаются крайне редко.

Другое полномочие, сохраненное из первоначальной («Маастрихтской») редакции Договора о Европейском Союзе, состоит в подготовке текстов конвенций, рекомендуемых государствам-членам для подписания и ратификации. Текст конвенции разрабатывается Советом, однако для вступления в силу любая конвенция в качестве международного договора нуждается в дополнительном согласии государств-членов «в соответствии со своими конституционными правилами».

 

Сначала требовалось, чтобы конвенция была ратифицирована всеми государствами-членами. Это требование, как показала практика, было сложно выполнить. Поэтому Амстердамский договор ослабил его. В настоящее время достаточно ратификации конвенции половиной стран-участниц (т.е. четырнадцатью на данный момент). Соответственно текст конвенции приобретает юридически обязательный характер лишь на территории стран, ее ратифицировавших.

Статья 29 Договора о ЕС 1992 г. указывает, что приоритетными задачами сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере является противодействие тяжким и особо тяжким преступлениям, которые представляют чрезвычайную угрозу государствам-членам ЕС. Среди таких преступлений Договор называет терроризм, торговлю людьми, преступления против детей, торговлю наркотиками, оружием, коррупцию и мошенничество. Важно отметить, что противодействие указанным видам преступлений в актах Союза имеет различную правовую основу. Так, только применительно к торговле наркотиками и терроризму предусматривается установление на уровне Союза минимальных стандартов, определяющих признаки составов соответствующих преступлений. В отношении других указанных видов преступлений такихтребований нет.

Рассматривая уголовную политику Европейского Союза, следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция (которая в настоящее время получила нормативное отражение в актах Союза), связанная с выделением двух основных направлений деятельности:

- полицейского сотрудничества;

- сотрудничества в области уголовной юстиции.

Последнее направление уголовной политики ЕС заключается в совместных усилиях государств-членов, вытекающих из положений ст. 31 Договора о Европейском Союзе. В частности, сотрудничество в сфере уголовной юстиции включает в себя: расследование уголовных дел и исполнение наказаний; выдача (экстрадиция) преступников; гармонизация процессуального законодательства государств-членов; разграничение подведомственности уголовных дел между странами; гармонизация законодательства по борьбе с наиболее тяжкими преступлениями (организованная преступность, терроризм, торговля наркотиками и т.д.).

Полицейское сотрудничество, как одно из направлений уголовной политики Европейского Союза, имеет важнейшее значение для всей системы обеспечения правопорядка и безопасности в государствах-членах ЕС, поскольку с криминологической точки зрения в настоящее время преступность внутри Европейского Союза стала во многом «транснациональной», что требует постоянной координации деятельности правоохранительных органов разных стран.

Следует отметить, что Договор о Европейском Союзе, также как и в отношении сотрудничества в сфере уголовной юстиции, определяет перечень направлений полицейского сотрудничества. Среди них:

- сотрудничество в проведении оперативно-розыскных мероприятий как по запросам, так и непосредственно правоохранительными органами одного государства-члена на территории другого государства-члена;

- информационное сотрудничество, заключающееся в постоянном функционировании системы обмена сведениями между правоохранительными органами государств-членов;

- сотрудничество в сфере подготовки кадров, т.е. применения единых унифицированных стандартов полицейской подготовки, направленной на повышение эффективности взаимодействия между полицейскими разных государств-членов;

- сотрудничество в области криминалистического обеспечения расследования и раскрытия преступлений, единообразного применения криминалистических методик.

Данные направления полицейского сотрудничества в рамках ЕС в настоящее время реализуются посредством деятельности специального учреждения Европейского Союза – Европейской полицейской организации (Европол – официальное наименование – Европейская полицейская организация.

В некоторых языках Европы используется другой термин – Европейское полицейское ведомство. Кроме того, уже с 1999 г. в официальных документах ЕС употребляется сокращенное наименование – Европол. Все три наименования в настоящее время носят официальный равнозначный характер).

Европейская полицейская организация обладает собственными правами и обязанностями, которые автономны и не производны от аналогичных прав и обязанностей институтов ЕС. Следовательно, это дает основание определять место Европола в системе ЕС наряду с его основными институтами – Европейской Комиссией, Европейским парламентов, Советом ЕС и т.д. Однако с другой стороны, Европол не может быть отнесен к числу институтов Европейского Союза, поскольку его статус и правовое положение не регламентированы учредительными договорами.

В настоящее время Европейская полицейская организация занимает особое место в организационном механизме Европейских сообществ и Европейского Союза. С одной стороны по причине широкой автономности, наличию собственной правосубъектности (в том числе и международной) Европол в своем правовом статусе приближается к международной организации. Однако характер регулирования нормами Европейского Союза, подотчетность институтам ЕС дают повод отнести его к органам ЕС, сформированным на основе соглашений между государствами-членами. Все это обусловлено спецификой его функций – осуществление сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.



2020-02-04 295 Обсуждений (0)
Крайняя необходимость. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Крайняя необходимость.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)