Раздел 4.4. Поиск потенциальных жертв
Для поиска и установления первого контакта с потенциальной жертвой используются активные и пассивные методы, а также развитие путей самоидентификации. Активные методы идентификации заключаются в поиске потенциальных жертв торговли людьми в возможных местах их пребывания на различных этапах торговли людьми или после самостоятельного высвобождения человека из ситуации торговли людьми. В абсолютном большинстве случаев применение активных методов связано с осуществлением оперативно-розыскной деятельности уполномоченными государственными органами. Во многих странах мира в системе криминальной полиции/милиции созданы специализированные оперативные подразделения, основной задачей которых является выявление как жертв, так и фактов торговли людьми (преступлений, связанных с торговлей людьми). Так, в системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь создано главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции, в структуру которого входит управление по противодействию торговле людьми и преступлениям в сфере нравов (второе управление). В составе криминальной полиции Национальной полиции Украины создан Департамент борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми. В Министерстве внутренних дел Республики Молдова действует Центр по борьбе с торговлей людьми Сотрудники оперативных полицейских служб, специализирующихся на противодействии торговле людьми и связанным с ней преступлениям, ищут потенциальных жертв и следы торговли людьми в местах возможной эксплуатации на территории государства, а также собирают информацию о вывозе граждан своей страны за границу в целях эксплуатации. Методы оперативно-розыскной деятельности используют органы пограничной службы и государственной безопасности при осуществлении своих полномочий, в том числе в пунктах пропуска на границе, где они могут столкнуться с жертвами торговли людьми. Жертвы торговли людьми могут попасть в поле зрения сотрудников подразделений по гражданству и миграции МВД и органов по труду, занятости и социальной защите в ходе работы с нелегальными мигрантами, беженцами, социально уязвимыми категориями населения. Существенную помощь правоохранительным органам Беларуси в поиске жертв торговли людьми могут оказать представители общественных объединений, международных и иностранных организации, когда они первыми вступают в контакт с потенциальными жертвами, членами их семей и другими лицами, располагающими сведениями о случаях торговли людьми. При первом контакте с выявленной потенциальной жертвой сотрудники правоохранительных органов должны предложить ей свою помощь. Пассивные методы идентификации заключаются в создании благоприятных условий для того, чтобы сами жертвы торговли людьми, их родные или близкие могли обратиться за помощью в: - правоохранительные органы; - дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь (за рубежом); - органы по труду, занятости и социальной защите; - учреждения образования; - государственные организации здравоохранения; - общественные объединения, международные и иностранные организации, осуществляющие деятельность в сфере противодействия торговле людьми (в том числе в создаваемые ими центры по защите жертв торговли людьми и оказанию им помощи). В качестве инструмента пассивной идентификации целесообразно использовать телефоны «горячей линии», на которые могут обратиться за консультацией лица, пострадавшие от торговли людьми или обладающие сведениями о случаях торговли людьми. Очень мощные и хорошо финансируемые государством горячие телефонные линии созданы в США и Великобритании (которые также обслуживают звонки из-за рубежа). Большое внимание такому инструменту идентификации уделяется в европейских странах. Как правило, такие «горячие линии» имеют упрощенный (короткий) телефонный номер для облегчения доступа нуждающихся в помощи людей. Например, в Беларуси – это номер 113, в Турции – 157. Так, благодаря звонку граждан Беларуси, находившихся в Турции, на белорусскую «горячую линию» удалось ликвидировать международную преступную группу, занимавшуюся торговлей людьми. В г. Измире из нелегального борделя сбежали четыре белорусские девушки, забрав телефон одного из сутенеров и спрятавшись в недостроенном корпусе отеля. В полицию позвонить они не могли, так как не знали турецкого языка. Сутенеры вычислили, где находятся девушки, окружили строящееся здание и стали ждать вечера. Девушки понимали, что скоро их схватят, а наказание может быть ужасным. Они дозвонились на белорусскую горячую линию и сообщили о своей проблеме. К делу подключились Министерство внутренних дел и Министерство иностранных дел Беларуси, которые вышли на связь с Почетным консулом Республики Беларусь в г. Измире. Почетный консул о случившемся проинформировал турецкую полицию, которая сработала очень оперативно и профессионально. Когда начало темнеть и сутенеры вошли в недостроенное здание (они находились в нескольких метрах от девушек, которые забрались на самый последний этаж), полиция окружила стройку и задержала сутенеров, оказав помощь гражданам Беларуси. В дальнейшем выяснилось, что супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия проституцией и консумацией. В течение 2010 года преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись сексуальной и трудовой эксплуатации. Трафикерша из Беларуси осуждена к 5 годам лишения свободы. Ее муж с тремя подельниками осуждены в Турции. К развитию путей самоидентификации можно отнести распространение среди социально уязвимых категорий населения информации о феномене торговли людьми, о правах жертв торговли людьми и контактных телефонах специализированных служб и организаций, проведение лекций, социальных кампаний, опубликование тематических материалов в средствах массовой информации, размещение социальной рекламы на телевидении и городских билбордах. Таким образом, предположение о том, что человек пострадал от торговли людьми или связанных с ней преступлений, можно сделать на основе: 1) материалов оперативно-розыскной деятельности или расследуемых уголовных дел; 2) анализа ситуации, в которой находился человек; 3) оценки поведения человека и его физического, психического состояния; 4) непосредственного разговора с лицом, в отношении которого имеются предположения о его возможных проблемах; 5) информации, полученной от иных лиц; 6) обращения на информационную «горячую линию»; 7) самоидентификации человека, обратившегося за помощью. Необходимо учитывать, что жертвы торговли людьми неохотно идут на контакт и не любят посвящать в свои проблемы даже близких родственников. Как правило, они не хотят говорить о случившемся в силу чувства вины и страха, которое испытывают. Это особенно характерно для лиц, подвергающихся сексуальной эксплуатации. Очень часто жертвы торговли людьми не могут себя самостоятельно идентифицировать в силу недостаточных знаний. Вывод о том, что перед нами потенциальная жертва (гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений), можно сделать на основании индикаторов и признаков, которые мы рассмотрели в главе 2. Такого человека еще нельзя назвать жертвой торговли людьми, так как не проводилась идентификация. Первыми, кто сталкивается с потенциальными жертвами (первичный контакт), не всегда могут быть правоохранительные органы. Не редки случаи, когда люди со своими проблемами приходят в дипломатические представительства и консульские учреждения родного государства за рубежом, государственные организации здравоохранения или учреждения образования, органы по труду, занятости и социальной защите, а также в общественные объединения, международные и иностранные организации. В зависимости от того, в какое учреждение (организацию) обратился человек, находятся формы будущей работы с ним: – если это правоохранительные органы, то проведение идентификации жертв торговли людьми; – если это дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения образования, государственные организации здравоохранения, центры по защите жертв торговли людьми и оказанию им помощи, то инициирование идентификации жертв торговли людьми; – если это общественные объединения, международные и иностранные организации, то участие в идентификации жертв торговли людьми.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |