Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 4.10. Некоторые отличия при работе с жертвами торговли людьми и гражданами, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Раздел 4.10. Некоторые отличия при работе с жертвами торговли людьми и гражданами, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие европейские страны пошли путем, в соответствии с которым предполагаемые жертвы (граждане, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений), в обязательном порядке подпадают под действие антитрафикинговых программ, предусматривающих предоставление специальных социальных услуг. Как правило, речь не идет о полном наборе услуг, закрепленных в законодательстве для получения реабилитационной помощи и обеспечения реинтеграции человека, пострадавшего от преступления (например, для идентифицированной жертвы торговли людьми). Предполагаемой жертве предоставляется минимальный пакет услуг для покрытия срочных нужд с тем, чтобы физическое и психическое состояние человека улучшилось, он почувствовал доверие к окружающим людям и смог более подробно рассказать о том, что с ним произошло. Когда состояние предполагаемой жертвы нормализуется, целесообразно принять меры по накоплению недостающих данных о прямых индикаторах (признаках), необходимых для окончательной идентификации случая торговли людьми.

Придерживаясь такого подхода, некоторые страны делят процесс идентификации жертв торговли людьми на предварительную и окончательную идентификацию. Таким путем пошли Республика Молдова, Туркменистан и др.

На предварительном этапе с использованием индикаторов выявляются предполагаемые жертвы торговли людьми, которым обеспечивается доступ к минимальному пакету бесплатной помощи. Предварительный этап идентификации обязательно предполагает принятие мер к окончательной идентификации пострадавших на основе использования только прямых признаков торговли людьми.

Таким образом, только после окончательной идентификации пострадавшее лицо должно получать доступ к полному пакету специальных социальных услуг, обеспечивающих реинтеграцию жертвы торговли людьми в общество.

Белорусская практика пошла по пути, в соответствии с которым есть a) идентификация и b) предшествующие идентификации действия. Порядок самой идентификации жертв торговли людьми в Беларуси предполагает проведение правоохранительными органами следующей работы в течение 30 дней со дня заполнения анкеты (содержащаяся в анкете информация является основанием для начала осуществления идентификации):

1) проверка внесенных в анкету сведений путем сбора информации, позволяющей установить либо опровергнуть факт совершения торговли людьми или связанных с ней преступлений, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий;

2) признание либо отказ в признании человека жертвой торговли людьми на основании собранных данных (обратим внимание, что опрос человека и фиксация с его слов информации в анкете о возможных противоправных действиях не являются идентификацией, а лишь служат основанием для ее начала и не могут быть положены в основу признания человека жертвой торговли людьми без надлежащей проверки полученных данных);

3) проставление в анкете отметки о признании или не признании человека жертвой торговли людьми (человек, не признанный жертвой торговли людьми, продолжает оставаться гражданином, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, и пользоваться соответствующими правами, если 30-дневный срок с момента заполнения анкеты ещё не истек. Если отметка о непризнании человека жертвой торговли людьми поставлена на 30-й день (т.е. в последний день) со дня заполнения анкеты, то по истечении этого дня человек не имеет права на получение помощи в государственных реабилитационных учреждениях. Однако общественные и международные организации могут не следовать данному требованию и продолжать реабилитацию своими силами в соответствии со своими уставами);

4) в случае признания человека жертвой торговли людьми правоохранительные органы заново выясняют, какие виды помощи необходимы человеку, определяют реабилитационные организации (как государственные, так и неправительственные или международные), направляют и при необходимости сопровождают человека в эти организации для применения в отношении его мер по защите и реабилитации (в период свыше 30 дней со дня заполнения анкеты), о чем делают новую отметку в анкете.

В Беларуси идентификация жертв торговли людьми прекращается до истечения 30 дней со дня заполнения анкеты в случае:

- признания человека жертвой торговли людьми;

- получения достоверных сведений о том, что в отношении человека не совершались торговля людьми и связанные с ней преступления (исходя из белорусской практики, если есть хоть малейшее указание на то, что права человека были нарушены, идентификация продолжается до истечения 30-дневного срока со дня заполнения анкеты, даже если собранные данные исчерпывающие и прогнозируемо не позволят признать человека жертвой торговли людьми).

Правоприменительная практика Беларуси пошла по пути, при котором человек становится предполагаемой жертвой (гражданином, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений) и приобретает соответствующие права сразу же после заполнения компетентным специалистом анкеты. До этого человек считается потенциальной жертвой, правовой статус которой не урегулирован, так как оценочный взгляд строится на документально не оформленном предположении.

Гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, имеет право пользоваться всем спектром реабилитационных мер, предусмотренных законодательством Беларуси, но только в течение 30 дней после составления анкеты (кроме мер по обеспечению безопасности, применяемых к участникам уголовного процесса, а также государственной материальной поддержки).

Если по истечении 30 дней человек так и не признается жертвой торговли людьми, то государственные органы не могут оказывать ему реабилитационную помощь. Однако общественные и международные организации могут не следовать данному требованию и продолжать реабилитацию человека в соответствии со своими уставами.

Опыт Беларуси показывает, что человек может быть признан жертвой торговли людьми сразу же после заполнения анкеты (в один и тот же день), не дожидаясь истечения 30-дневного срока. Он сразу же может пользоваться правами, закрепленными за жертвами торговли людьми (оказание реабилитационной помощи на срок до 1 года и применение процессуальных мер безопасности). Как правило, такие случаи бывают при ситуациях, когда правоохранительные органы документируют преступную деятельность трафикеров и проводят оперативно-розыскные мероприятия, не позволяющие действовать гласно. К моменту первого контакта с потенциальной жертвой правоохранительные органы уже имеют достаточно улик на трафикеров.

Отметим, что есть случаи, когда уголовные дела не возбуждались, но люди всё равно признавались жертвами торговли людьми. Как правило, подобное имеет место при:

- вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (например, когда вскрыт факт торговли людьми прошлых лет, при этом истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности и т.п.);

- возбуждении не уголовного, а административного производства (например, в случаях незаконного трудоустройства граждан Республики Беларусь за рубежом, когда факт эксплуатации людей на территории иностранного государства не доказан).

В рассматриваемом контексте трактуются случаи прекращения уголовного дела из-за недоказанности участия трафикера в ситуации торговли людьми (неправильно, когда вначале человек признается жертвой торговли людьми, но с прекращением уголовного дела от него все отворачиваются).

Правоохранительные органы Беларуси выдают формализованные документы, подтверждающие, что нуждающиеся люди имеют право пользоваться реабилитационной помощью:

- в течение 30 дней (для граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений);

- более 30 дней, но не более 1 года, а также процессуальными мерами безопасности (для жертв торговли людьми).

Документ, дающий право на получение человеком соответствующей помощи, оформляется в виде направления для применения мер по защите и реабилитации по форме согласно приложению 3 к Положению.

Обратим внимание, что при заполнении направления для применения мер по защите и реабилитации запрещается использовать понятия «жертва торговли людьми», «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений» и иные формулировки, из которых следует, что лицо является или может являться жертвой торговли людьми (чтобы человек не испытывал чувство стыда и мог избежать определенных дискриминационных ситуаций).

Необходимо отметить, что государственные учреждения и организации, занимающиеся реабилитацией жертв торговли людьми, а также общественные объединения, международные и иностранные организации, первыми столкнувшиеся с гражданином, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, при инициировании идентификации перед правоохранительными органами вправе самостоятельно приступить к оказанию 30-дневной реабилитационной помощи в рамках своей компетенции, не дожидаясь результатов идентификации (при условии самостоятельного заполнения анкеты и проставления в ней отметки о начале реабилитации). Одновременно с этим нуждающийся человек направляется для прохождения процедур идентификации в правоохранительные органы. Запрос на проведение идентификации жертв торговли людьми оформляется по форме согласно приложению 2 к Положению (приложением к такому запросу является анкета).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе детально рассмотрена лишь одна из составляющих успешной деятельности по противодействию торговле людьми – идентификация, осуществляемая с использованием прямых и косвенных индикаторов, при этом индикаторы торговли людьми рассматриваются шире, чем признаки состава преступления, предусмотренного статьей 181 УК.

Каждое государство выбирает свой путь противодействия торговле людьми исходя из национальных приоритетов. Вместе с тем в основе современного построения успешной модели должны лежать международно принятые стандарты и положительный опыт.

Фундаментальные основы и принципы по противодействию торговле людьми, заложенные в Палермском протоколе и Конвенции Совета Европы, в большинстве своем имплементированы в национальное законодательство Республики Беларусь.

В международной практике противодействия торговле людьми часто встречается термин «стандартные операционные процедуры» или СОП.

Международные стандарты и принципы оказания услуг жертвам торговли людьми устанавливают критерии, обеспечивающие качество оказания того или иного вида помощи (услуг), отвечая на вопросы «что? и как? делать правильно». Стандартные операционные процедуры обобщают такие критерии и отвечают за последовательность того, «что? и как? делать правильно». При этом многие государства не закрепляют такие процедуры в своем национальном законодательстве, а используют их неформально, ориентируясь на публикации Международной организации по миграции, Управления ООН по наркотикам и преступности, Международной организации труда, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Вместе с тем авторитетные международные организации рекомендуют странам закрепить в своем национальном законодательстве стандартные операционные процедуры, подразумевая под ними документально оформленные алгоритмы действий по выполнению рабочих процедур, направленных на исполнение требований международных стандартов оказания услуг жертвам торговли людьми. Такой документ будет служить своеобразным путеводителем, поддерживающим специалиста любого государственного органа или общественной организации на пути идентификации, перенаправления, качественного и максимально эффективного оказания помощи жертвам торговли людьми на основании принципов уважения прав человека.

Схематично стандартные операционные процедуры можно представить в следующем виде:

1) процедуры по идентификации жертв торговли людьми;

2) процедуры по перенаправлению жертв торговли людьми:

– на реабилитацию (детализация того, как правоохранительным органам перенаправлять нуждающихся в помощи людей на реабилитацию в компетентные учреждения (организации),

– на идентификацию (детализация того, как иным заинтересованным государственным органам, общественным и международным организациям перенаправлять нуждающихся в помощи людей на идентификацию в правоохранительные органы);

3) процедуры по защите, реабилитации и социальной реинтеграции жертв торговли людьми;

4) процедуры по возвращению жертв торговли людьми в страну происхождения.

В Беларуси антитрафикинговые стандартные операционные процедуры имеют частичное законодательное закрепление (Закон о ПТЛ, Положение, а также ведомственные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования).

 

 

РАЗРАБОТЧИК:

 

Емельянов В.В. – заместитель начальника второго управления – начальник первого отдела второго управления главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь, полковник милиции  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Протокол Организации Объединенных Наций «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (принят в г. Палермо 15 ноября 2000 г.);

2. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.);

3. Факультативный протокол Организации Объединенных Наций к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (подписан в г. Нью-Йорке 25 мая 2000 г.);

4. Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. (ред. от 17 июля 2018 г.);

5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. (ред. от 17 июля 2018 г.);

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (ред. от 8 января 2018 г.);

7. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О противодействии торговле людьми» (ред. от 20 июля 2016 г.);

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений»;

9. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь. Под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.;

10. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми" (В.В. Емельянов, Д.В. Шилин) (по состоянию на 27 июля 2017 г.);

11. Методические рекомендации (стандартные операционные процедуры) для сотрудников пограничной службы по вопросам идентификации и перенаправления жертв торговли людьми, жертв сексуального и гендерного насилия среди иностранцев, задержанных за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь или незаконное пребывание на территории Республики Беларусь, а также лиц, ищущих убежище и дополнительную защиту. Минск 2016;

12. Конвенция Международной Организации Труда об упразднении принудительного труда (Конвенция 105) (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.);

13. Международный пакт Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16 декабря 1966 г.);

14. Конвенция Организации Объединенных Наций «О рабстве» (заключена в г. Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г.);

15. Дополнительная Конвенция Организации Объединенных Наций «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством» (заключена в г. Женеве 7 сентября 1956 г.);

16. Конвенция Международной Организации Труда относительно принудительного или обязательного труда (Конвенция 29) (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.);

17. Конвенция Международной организации труда № 182
«О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (заключена в г. Женеве 17 июня 1999 г.);

18. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств № 30-11 «О модельном законе «О противодействии торговле людьми» (принято в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 2008 г.);

19. Закон Туркменистана от 15 октября 2016 года «О противодействии торговле людьми»;

20. Уголовный кодекс Республики Молдова, принятый 18 апреля 2002 г.;

21. Закон Республики Молдова от 20 октября 2005 г. «О предотвращении и борьбе с торговлей людьми»;

22. Выявление жертв торговли людьми в Молдове. Рекомендации для специализированных НПО Республики Молдова. Кишинэу, 2006;

23. Выявление жертв торговли людьми. Тематическое издание Международного женского правозащитного центра «Ла Страда Молдова». Выпуск № 2, март 2006;

24. Торговля людьми в целях эксплуатации принудительного труда в Республике Молдова. Проблемы и пути решения. Кишинэу, 2011;

25. Справочное руководство ОБСЕ по обучению полиции: торговля людьми. ОБСЕ. Серия публикаций ДТУ/ОСВПД, том 12, Вена, июль 2013 г.;

26. Торговля людьми: идентификация потенциальных и предполагаемых жертв. Подход полиции, использующей концепцию сотрудничества с населением по месту жительства. ОБСЕ. Серия публикаций ОСВПД, том 10, Вена, июнь 2011 г.;

27. Механизмы перенаправления жертв торговли людьми на национальном уровне. Объединяя усилия по защите прав жертв торговли людьми. Практическое руководство. ОБСЕ/БДИПЧ 2004;

28. Е.Б. Мизулина. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. – Москва: Юристъ, 2006. – 591 с.;

29. Л.Н. Калинкович, В.В. Петко, Д.В. Петко. Расследование преступлений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации. Справочное издание для сотрудников правоохранительных и судебных органов Республики Беларусь и студентов по специальности «судебно-прокурорско-следственная деятельность». Минск: «Бонем», 2005. – 248 с.;

30. Социальная помощь жертвам торговли людьми, особенно женщинам. Практическое руководство для социальных работников и психологов. Издание второе. Кишинэу – 2004;

31. Сборник документов, применяемых для Республики Молдова по предупреждению и борьбе с торговлей людьми. Посольство США в Молдове, 2006;

32. Принудительный труд и торговля людьми: руководство для инспекторов труда / Беате Андрес; Международное бюро труда. – Москва: МОТ, 2009. VIII, 63 с.;

33. Рекомендуемые принципы и руководящие положения по вопросу о правах человека и торговле людьми. Комментарий. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Нью-Йорк и Женева, 2010 год;

34. Комментарий к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, см.: http://www.coe.int/trafficking.

 



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Раздел 4.10. Некоторые отличия при работе с жертвами торговли людьми и гражданами, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 4.10. Некоторые отличия при работе с жертвами торговли людьми и гражданами, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)