Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и объект исследования



2020-03-17 573 Обсуждений (0)
Предмет и объект исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным объектом исследования является Японо-американский союз безопасности. В качестве предмета исследования выступает роль Японо-американского союза в обеспечении военной безопасности а Азиатско-Тихоокеанском регионе на данном (постконфронтационном) этапе развития международных отношений.

 


Определение цели и задач

 

Целью исследования является комплексный анализ роли Японо-американского союза в обеспечении военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, его влияния на процессы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте новых региональных вызовов и угроз безопасности, а также выстраивания взаимоотношений с основными региональными акторами. Основной акцент мы делаем на исследование отношений союзников с акторами региона, т.к. это позволяет определить степень влияния Японо-американского союза на обеспечение военной безопасности в АТР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· определить современные угрозы и вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проанализировав степень риска непосредственно для стран региона, в первую очередь - для Японии и США;

· дать подробную характеристику системы принятия военно-политических решений в АТР, проанализировав роль союзников в данной системе;

· проанализировать стратегии национальной безопасности Японии и США;

· рассмотреть основные цели Японии в региональном интерьере на данном этапе развития международных отношений, характеризуя степень угроз и вызовов японским национальным интересам в АТР;

· рассмотреть основные интересы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте современных международных отношений;

· рассмотреть совокупный военный потенциал союзников в АТР, подробно описав Силы самообороны Японии и 7-й Тихоокеанский флот США, уделяя внимание проблемам развития военной системы Японии и перспективам реформирования системы американского военного присутствия в регионе;

· исходя из набранной информативной базы охарактеризовать роль Японо-американского союза в системе обеспечения военной безопасности в АТР, освещая динамику, проблемы и перспективы развития Японо-американского союза в контексте современных угроз и вызовов безопасности в АТР, а также механизм обеспечения союзниками своей роли в системе региональной безопасности.

 

Территориальные и хронологические рамки

 

Территориальные рамки данного исследования распространяются на большую часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Акцент сделан на исследовании Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Северо-Восточной Азии (СВА) как основных объектов приложения японо-американских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данной работе не рассматривается Южная часть Тихого океана, в которой находятся Австралия, Новая Зеландия, а также острова Океании и страны Центральной и Южной Америки. Эти государства на данном этапе развития международных отношений не попадают в сферу совместных японо-американских интересов и не оказывают влияния на формирование союзнических отношений в контексте обеспечения региональной безопасности.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1995 по май 2005 года. Нижняя граница обусловлена началом процесса реформирования японского послевоенного законодательства, который имеет большое значение в контексте развития региональной безопасности. Кроме того, именно с середины 1990-х гг. начинается трансформация Японо-американского союза безопасности с целью адаптировать его к новым международным условиям и обеспечить наиболее эффективный механизм обеспечения национальных интересов двух стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Верхняя граница является моментом, на котором завершается данная исследовательская работа. Более четко определить верхние временные рамки невозможно в силу незавершенности упомянутых ключевых процессов в развитии японо-американского военного союза.

Внутри данного хронологического периода можно выделить два основных периода, границей которых является 11 сентября 2001 г., когда в США был совершен ряд мощнейших терактов. После упомянутых событий в АТР происходит резкое ускорение, с одной стороны, процессов, направленных на создание многосторонней системы обеспечения региональной безопасности, а с другой - трансформация Японо-американского союза безопасности. Однако нельзя не отметить, что эти изменения являются логическим продолжением процессов, происходивших на протяжении всего первого подпериода (до 11 сентября 2001 г.), получивших ускорение в 2001 г.

 

Методология

 

Тема данного исследования, будучи напрямую связанной с международной проблематикой, требует раскрытия наиболее значимых тенденций современных международных отношений, а также отражает новейшие подходы к пониманию роли и функций национального государства в системе международных отношений. Таким образом, в ходе нашего исследования обосновано использование комплексного методологического подхода.

Методология данного исследования содержит применение общенаучных методов, таких как логический, исторический (при условии доминирования первого, т.к. речь идет о современности), системного и сравнительного анализа, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, диагноза и прогноза. Кроме того, в работе использованы методы, применяемые в социологических, политологических исследованиях, специально-исторические методы, в частности, историко-системный, историко-сравнительный и историко-генетический. Необходимость использования данных методов обусловлена выбранными нами принципами исследования - объективность, историзм, принцип целостности исторического исследования, характерные для классической историографии. На принципе историзма напрямую основаны историко-генетический и историко-сравнительный методы, а принцип системности прежде всего обуславливает и выражает методы структурного и функционального анализа.

Методики анализа международных отношений для нас включены в систему единого понятия “политический анализ” (анализ внутренней и внешней политики), который подразделяется на апробированные методы изучения (аналитический, сравнительный, исторический, логико-прогностический методы) и современные методические подходы к анализу управления (изучение процесса принятия решений, структурно-функциональный подход и некоторые другие).

За отправную точку исследования можно взять понятие безопасности. Идея взаимной безопасности государств - это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества. У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, утверждению либеральной демократии сопутствовали естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности.

Возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой для достижения общих целей. Концепция международных режимов безопасности может служить интегрирующей теоретико-методологической платформой, призванной объединить усилия различных типов и систем региональной (субрегиональной) безопасности в области превентивной дипломатии, миротворчества и конфликтного урегулирования (3). На данном этапе международного развития АТР представляет собой плюралистическое сообщество безопасности, в котором многосторонний переговорный механизм заменяет формальную интеграцию (в отличие от амальгированных (интегрированных) сообществ безопасности, таких как НАТО, ОВД и т.п.). Подобные сообщества еще только зарождаются на региональном и субрегиональном уровнях, требуя своей концептуализации.

Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего возможного (или действительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества исходит из принципа общего участия, при котором наличие формальных институтов является необязательным, а поддержание неформального диалога представляется более уместным и эффективным (4).

Концепция безопасности на основе сотрудничества, явившаяся адаптированным компромиссом теорий коллективной безопасности и реализма (баланса сил) в международных отношениях, реализуется в виде поэтапного многостороннего диалога, дополняющего двусторонние оборонительные союзы, гибкого по форме и составу участников, для обсуждения широкого спектра проблем безопасности и стабильности. Негласные, но устоявшиеся правила здесь - выработка повестки дня на основе консенсуса, многоуровневый подход, восхождение от простых форм диалога к более сложным. Такой диалог возможен только на основе широкого понимания безопасности - не только военной, но и экономической, демографической, экологической (5).

Подход к национальной безопасности связан с выявлением угроз безопасности для основных групп населения на базе обобщения эмпирического материала и стратегического анализа. В соответствии с этой базой формулируются комплексные долгосрочные ответы институционального характера с вовлечением различных акторов и использованием разнообразных средств. Механизм предотвращения угроз и ликвидации их последствий включает в себя использование политико-правовых, экономических и силовых инструментов (6). При этом безопасность нельзя определять как положение, при котором не угрожает опасность, то есть отсутствуют условия и силы, способные нарушить стабильное функционирование общества, поскольку такую ситуацию даже теоретически смоделировать невозможно. Более реалистичной представляется позиция, которая исходит из того, что безопасность представляет собой не мир без опасностей, а способность к адекватному ответу на реальные и возможные вызовы исторического процесса и непосредственные угрозы стабильности и развитию человеческого общества в целом и его отдельным образованиям (7).

Таким образом, мы понимаем безопасность как систему мер, включающую баланс интересов, которая обеспечивает надежное существование социального объекта (системы). Кроме того, в исследовании мы рассматриваем в первую очередь такой геополитический уровень безопасности, как региональная безопасность, связанный с пространственно-географическим взаимодействием изучаемых социальных организмов. Поэтому важно отдельно зафиксировать определение понятия регион.

Применительно к нашему исследованию, вопрос о четком определении географических рамок Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время является спорным, хотя бы в силу наличия в названии как “азиатской”, так и “тихоокеанской” составляющих. Разброс мнений относительно стран, входящих в АТР, колеблется от 12 до 61 (8). Часто в АТР включают такие страны, как Бангладеш, Бутан, Индия, Мадагаскар, Монголия, Непал, Пакистан, Шри Ланка и некоторые другие (9). При этом основная проблема состоит в выборе метода и критериев для выделения некоего целостного явления в мировой политике и в экономике (в данном случае - Азиатско-Тихоокеанского региона).

В данном исследовании при определении географических рамок изучаемого региона использован метод системного подхода.

Азиатско-Тихоокеанский регион, даже если ограничить его по смыслу названия только азиатскими государствами, имеющими непосредственный выход в Тихий океан или его моря*, обладает некоторыми характерными чертами, присущими ему в большей степени, чем другим регионам планеты. Прежде всего, это один из самых густонаселенных районов Земли. Государства АТР занимают менее одной пятой земной суши (около 19%), а проживающее здесь население составляет почти треть человечества (более 32%). К тому же во многих странах региона продолжается выраженный демографический рост (10).

Другой особенностью АТР, проявившейся в последнее время, стало быстрое экономическое развитие большинства государств региона. Причем даже финансовый кризис, потрясший в 1997-1998 гг. государства Восточной Азии, не смог оказать долгосрочного сдерживающего влияния на тенденцию роста их экономик.

Еще одной особенностью Азиатско-Тихоокеанского региона, которая, собственно, и определяет присутствие в его названии океанской составляющей, является тесная связь жизни населяющих регион народов с морской деятельностью. Это обуславливает, прежде всего, островное положение целого ряда стран региона.

К ним относятся Япония, Филиппины, Индонезия, Тайвань, Сингапур и Бруней, а также, с определенной степенью условности, Малайзия, объединяющая часть территорий острова Калимантан и юга полуострова Малакка. Кроме того, на полуостровах расположены Северная и Южная Корея, Вьетнам, Таиланд и Камбоджа. Наконец, морскими побережьями огромной протяженности с прилегающими к ним островами обладают Китай и Россия на ее Дальневосточных рубежах.

Таким образом, под Азиатско-Тихоокеанским регионом мы понимаем определенный когнитивно-географический континуум (11), который формируют несколько географических образов, пересекающихся в различных содержательных аспектах (культурных, политических, экономических): страны субрегиона ЮВА (десять стран, составляющих АСЕАН), субрегион СВА (в который по географическому, культурному и экономическому принципам включаем Японию, Китай с Гонконгом и Тайвань, а также обе Кореи, Дальневосточные рубежи России), Океанию, Австралию, Новую Зеландию, страны Тихоокеанской Северной и Южной Америки. При этом основным критерием для нас является обязательный выход территории государства на Тихий океан.

В качестве частных теорий международных отношений мы принимаем государственно-центристский подход (наиважнейшая проблема политики - как она распределяется и регулируется и данный вопрос является важнейшим и в сфере международных отношений) и системный подход к международным отношениям, в соответствии с которым государство воспринимается как явление, не оторванное от международной реальности. Данный подход исходит из предположения, что действия государства зависят, помимо всего прочего, и от структуры взаимоотношений с другими государствами). Уолц, Томсон [Waltz, Thomson]. Внутри государство связано объемной структурой правил, которые делают его власть подотчетной обществу. За пределами своей территории государство связано другим набором правил. Государство - это ядро любой международной системы, поскольку они составляют те четкие объединения, без которых такая система не может существовать по определению (12).

Основные термины и понятия

 

Биполярная система (bipolar system) - cистема международных отношений с двумя центрами. Примером биполярной системы международных отношений является “холодная война”.

Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 334.

Геополитика (Geopolitic) - это одно из фундаментальных понятий теории международных отношений. Оно характеризует место, роль, и конкретно - исторические нормы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государства или блоков государств на локальные, континентальные и глобальные международные отношения.

Опр. по Костриков С.П. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1999.

Глобализация (globalization) - понятие применяется для обозначения двух групп проблем. Первая - т.н. глобальные проблемы современности, т.е. проблемы, решение которых требует объединения усилий если не всего человечества, то значительной его части. Вторая - проблемы, связанные с нарастанием взаимодействия субъектов международного общения и с интернационализацией, пронизывающей политику, экономику, культуру всех народов и государств.

Опр. по Бовин Е.А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. 2004. № 4-5. С. 173-174.

Зона свободной торговли (free trade area) - стадия экономической интеграции, при которой устраняются тарифные барьеры между странами-участниками.

Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 339.

Кризис (crisis) - острая политическая ситуация, ставящая под угрозу национальные интересы. Для кризиса характерно лавинообразное развитие событий, что предъявляет требования к принятию политических решений.

Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 340.

Многополярная система (multipolar system) - система международных отношений, которая характеризуется множественностью центров силы.

Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 342.

Международная безопасность - категория, фиксирующая такое состояние международных отношений, при котором реализуются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики. Предпочтительность той или иной формы международной безопасности для каждой конкретной страны зависит от ее национальных интересов.

Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153.

Национальная безопасность - есть категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов государства как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153.

Национальные интересы (national sovereignty)

Интерес - это категория политики, отражающая осознание (субъективизацию) объективных потребностей государства. Внешнеполитический интерес, т.е. национальные интересы вовне, являются выражением общих и частных потребностей государства, вытекающих из его социально-политической природы, а также его места и роли в системе международных отношений.

Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153.

Превентивная дипломатия (preventive diplomacy) - дипломатические действия, предпринятые заранее до развития насильственных форм проявления конфликта.

Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 345.

Союз военно-политический - Объединение двух или нескольких государств для достижения политических целей военными средствами. Может иметь либо захватнический, карательный, агрессивный, либо оборонительный, освободительный, миротворческий характер. Конкретными целями создания могут быть коллективная самооборона, миротворчество, борьба с терроризмом, подавление массовых антиправительственных движений, установление регионального или мирового лидерства и др. Как правило, инициаторами создания военно-политического союза и направляющей силой в них выступают наиболее сильные государства, стремящиеся играть ведущую роль в региональных или глобальных военно-политических процессах. Участие других государств обуславливается идеологической солидарностью, этническим или конфессиональным родством, общностью геополитических интересов, экономической зависимостью и т.д. В зависимости от целей союза, их соответствия демократическим нормам международного права военно-политические союзы могут быть открытыми, полуоткрытыми и тайными.

Опр. по Военный энциклопедический словарь. М.: ОНИКС, 2002. С.1224.

 



2020-03-17 573 Обсуждений (0)
Предмет и объект исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и объект исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)