Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система принятия решений.



2020-03-17 343 Обсуждений (0)
Система принятия решений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Япония и США, будучи союзными государствами, активно взаимодействуют в политико-дипломатической, военно-стратегической и других областях. Они проводят регулярные консультации на всех уровнях и по возможности вырабатывают согласованные позиции по широкому кругу вопросов, касающихся мирового развития, отношений с третьими странами, военно-стратегической проблематики и т.д.

Япония тесно координирует свою деятельность в военно-политической области с американской администрацией. Военные проблемы и вопросы регулярно обсуждаются на заседаниях объединенных военно-политических органов, а также на встречах представителей ведомств и высших руководителей двух стран. Система объединенных военно-политических органов, созданная в рамках договора безопасности, позволяет обеим странам решать общие проблемы военно-политического сотрудничества, а также конкретные вопросы, связанные с организацией взаимодействия вооруженных сил и управлением ими при возникновении чрезвычайных обстоятельств в АТР (схема 2) (3).

Будучи нацеленным на решение совместных задач по обеспечению безопасности, японо-американский союз, тем не менее, не является полностью оформленной военной организацией, готовой к немедленному и эффективному функционированию. Его организация, законодательная база и принципы построения позволяют характеризовать его скорее как базу, на которой в чрезвычайной ситуации может быть в течение определенного времени создан полноценный военно-политический механизм, способный эффективно решать поставленные перед ним задачи. Так, в структуре японо-американского договора безопасности, в отличие от НАТО или американо-южнокорейской системы безопасности, отсутствует Объединенное командование. Даже после принятия в 1997 г. так называемых “Новых принципов японо-американского сотрудничества в сфере обороны”, которые существенно расширили рамки взаимодействия двух стран в сфере обеспечения безопасности, американо-японский союз не стал полноценной военной организацией, наподобие НАТО (4).

 

схема 2

 

Консультативный комитет был создан в 1960 г. после обмена нотами, в которых выражалось согласие США при некоторых обстоятельствах проводить предварительные консультации с Японией с целью использоваться для подобных консультаций между правительствами “в случае необходимости”. 26 декабря 1990 г. в связи с 30-летием вступления в силу договора безопасности по просьбе японской стороны статус Консультативного комитета был повышен. В него вошли: со стороны Японии - министр иностранных дел и начальник Управления национальной обороны, со стороны США - государственный секретарь и министр обороны (5).

Условно данное решение можно назвать первым шагом на пути реформирования японо-американского союза безопасности на более равноправных началах, к осознанию необходимости которого Токио и Вашингтон пришли во второй половине 1990-х гг.

Эволюция японо-американского союза (1995-2005 гг.)

С середины 1990-х гг. в японо-американских отношениях в области обеспечения безопасности, после продолжительного затишья, произошли значительные события, которые оказали существенное влияние на позицию и роль Японии в структуре региональных и глобальных международных отношений. До этого продолжительное время совместные японо-американские материалы (соглашения, заявления, декларации и т.д.), регламентирующие двусторонние мероприятия по безопасности, вообще не появлялись (6).

В начале 1990-х гг. из-за изменившейся международной ситуации, а также в результате противоречий в различных областях двусторонних отношений, союзниками стала ощущаться необходимость пересмотра договора. Основными причинами этого можно назвать:

Изменение международной ситуации после окончания “холодной войны”. Распад биполярного мирового порядка вызвал необходимость реформировать существующее совместное законодательство Японии и США, чтобы приспособить союз, рассчитанный на обеспечение безопасности в условиях конфронтации с СССР, к новым реалиям международной жизни.

- изменение международного статуса Японии, которая вышла на второе место в мире по своим экономическим показателям и смогла нарастить значительный военный потенциал в виде Сил самообороны. Таким образом, появилась необходимость придать союзу более равноправный характер, который бы соответствовал современному международному весу Японского государства.

появление большого числа новых угроз и вызовов регионального и мирового масштаба. Необходимость таким образом реформировать союз, чтобы он был способен адекватно реагировать на импульсы нестабильности в АТР.

реальная опасность распада японо-американского военно-политического союза в середине 1990-х гг. по причине несоответствия старой системы сотрудничества новой международной обстановке, а также из-за причин частного характера - в первую очередь, эскалации недовольства японской общественности присутствием ВС США на территории Японии, вызванным инцидентом на Окинаве в 1995 г., когда три американских военнослужащих надругались над малолетней японской школьницей.

В США также рассматривался вариант отказа от военного союза с Японией. В ходе дискуссии по проблеме будущих ориентиров Японо-американского союза в США эксперты разделились на тех, кто обращал внимание прежде всего на экономические трения между двумя странами, и тех, кто на первый план ставил важность обладания базами в Тихом океане. В Японии с новой силой зазвучал призыв к самостоятельности, резко возросло недовольство общественности присутствием американских военных на территории Японии. В политических кругах существовало три точки зрения на судьбу договора:

· отказ от военного альянса, отжившего свой век с окончанием “холодной войны” (оппозиционные партии);

· сохранение договора и потенциала сдерживания в условиях нестабильной обстановки в мире и регионе (военные, правительство, часть ЛДП);

· качественное изменение договора, с уменьшением значимости военного компонента и акцентом на политическом, экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве (СДПЯ) (7).

Однако контуры будущего японо-американского тесного взаимодействия угадываются уже в Новых направлениях программы национальной обороны Японии, принятых в 1995 г. Указанный документ предусматривал реформу Сил самообороны, рассчитанную примерно на 15 лет. В Программу был включен пункт об участии Сил самообороны в миротворческих операциях ООН, международных спасательных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий в любом районе земного шара, а также заявлялось о необходимости изучить вопрос о создании совместно с США противоракетной обороны театра военных действий (8).

Вслед за этим, 16 апреля 1996 г. премьер-министр Японии Р. Хасимото и американский президент У. Клинтон подписали “Совместную декларацию по вопросам безопасности на XXI-е столетие”. Стороны выразили уверенность в том, что японо-американские отношения являются краеугольным камнем региональной системы безопасности и являются существенными для поддержания американской вовлеченности в дела АТР. США подтвердили, что на данном этапе они требуют присутствия в регионе 100-тысячного контингента своих войск (в том числе в Японии - 47,6 тыс. человек). Япония выразила готовность оказывать организационную поддержку США во время проведения совместных военных учений и в случае участия американских ВС в миротворческих операциях (9). Также было подписано Соглашение, касающееся взаимного тылового обеспечения и предоставления услуг Силам самообороны и ВС США. Однако его рамки ограничиваются совместными учениями под эгидой ООН, то есть ситуацией мирного времени.

Подписание декларации ознаменовало переход японо-американского военного сотрудничества в области безопасности на качественно новый уровень. Договор во второй половине 1990-х гг. начал, таким образом, приобретать симметричность.

В продолжение пересмотра основ военного сотрудничества 23 сентября 1997 г. состоялось подписание новых “Руководящих принципов двустороннего сотрудничества в области обороны”, концептуально изменивших характер двусторонних военных обязательств. В рамках нового соглашения в случае возникновения кризисных ситуаций Япония берет на себя обязательства по материально-техническому обеспечению и оказанию тыловой поддержки ВС США. Предусматривается также участие ВМС Японии в экономической блокаде и принудительное инспектирование гражданских судов третьих стран, хотя Токио настоял на внесении оговорки о необходимости предварительного принятия соответствующей резолюции ООН. Таким образом, военное сотрудничество Японии и США вышло на уровень совместного мониторинга обстановки в регионе и возможного одностороннего реагирования на чрезвычайные ситуации в “районах, прилегающих к Японии” (10). Правда, некоторым ограничением применения “Руководящих принципов” можно считать то, что они ориентированы на ситуацию, а не на географические районы (11). Кроме того, в документе зафиксировано, что “Япония осуществляет все свои действия в пределах ограничений конституции и в соответствии с такими основными положениями, как проведение курса, исключительно ориентированного на оборону, и три неядерных принципа” (12).

К категории “чрезвычайных ситуаций” относятся возникновение или угроза возникновения вооруженных конфликтов вокруг Японии; нестабильность в районе, где вооруженный конфликт приостановлен; перерастание внутриполитического хаоса в определенном государстве в региональную проблему; массовое появление беженцев в результате политической нестабильности в определенном государстве и вероятность их наплыва в Японию; определение Советом Безопасности ООН действий конкретного государства как представляющих угрозу миру; признание какого-либо государства агрессором и введение против него экономических санкций. Решение о задействовании “Руководящих принципов” принимается правительством Японии по согласованию с США. В экстренной ситуации японское правительство может получить одобрение парламента на такие действия постфактум (13). Формулировки, относящиеся к определению “чрезвычайных ситуаций”, достаточно расплывчаты и не исключают широкого толкования в случае их применения.

Для принятия “руководящих принципов” потребовалось внесение некоторых поправок в существующее законодательство, в частности, изменение “Закона о силах самообороны”. Было подтверждено право военно-морских сил проводить минно-тральные операции за пределами японских территориальных вод. Кроме того, военным кораблям и вертолетам было дано официальное право эвакуировать японских граждан из “опасных зон” за рубежом. В мае 1998 г. было подписано Соглашение, предусматривающее взаимное оказание поддержки в тыловом обеспечении ВС обеих стран, поставки материалов, оборудования и услуг не только в мирное, но и в военное время (14).

Кроме того, в 1999 г. парламент Японии в острой политической борьбе принял закон “О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии”, регулирующий деятельность Сил самообороны в соответствии с “Руководящими принципами” 1997 г. и Конституцией.

Согласно этому Закону Токио продемонстрировал готовность к участию в проведении совместных с Вашингтоном военных операций за пределами национальной территории. Япония взяла на себя обязательства по оказанию тыловой поддержки американским войскам. В частности, Токио обязался решать задачи по обеспечению, передаче американцам разведывательной информации, предоставлению ВС США военных и гражданских объектов инфраструктуры (15).

Принятие “Руководящих принципов” ознаменовало собой новый этап на пути упрочения и расширения сферы действия военного союза США и Японии, скрепленного “договором безопасности”.

Процесс совершенствования национального законодательства в сфере обороны получил значительное ускорение после террористических акций в США в сентябре 2001 г. При этом характерной особенностью позиций Токио является стремление целенаправленно и максимально использовать создавшуюся ситуацию для дальнейшего смягчения имеющихся в японском законодательстве ограничений на использование Сил самообороны за пределами национальной территории и расширение их функций. 29 октября 2001 г. в Японии был принят новый закон “О специальных мерах по борьбе с терроризмом”. Принятие этого закона закрепило за Японией место в антитеррористической коалиции, создало правовую базу для использования Сил самообороны Японии в широкомасштабных операциях в составе антитеррористических группировок, формируемых без мандата ООН, в соответствии с единоличным решением Вашингтона. Этот факт придает новое измерение японо-американскому сотрудничеству в политической, экономической и военно-стратегической сферах.

Новый уровень военно-стратегического партнерства Японии и США был недавно закреплен участием японских Сил самообороны в американской кампании “по освобождению” Ирака после принятия японским парламентом 26 июля 2003 г. Закона об особых мерах по поддержке восстановления Ирака.

Кроме того, 19 февраля 2005 г. был принят совместный документ под названием “Общие стратегические цели”, согласно которому на Японию распространяется ответственность за поддержание мира в Тайваньском проливе. США и Япония снова объявили об углублении сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе(16).

Таким образом, во второй половине 1990-х гг. происходит переоценка военного союза Японии и США. В новой обстановке область ответственности японо-американского союза существенно расширяется. Однако на данный момент сохраняется большое число неразрешенных моментов. Необходимо пересмотреть текст собственно “договора безопасности”. Наличие в нем пунктов, аппеллирующих к японской Конституции, существенно снижает эффективность Японо-американского военно-стратегического взаимодействия.

Проблемы и перспективы японо-американского союза безопасности.

По Конституции Силы самообороны Японии не имеют права участвовать в “коллективной обороне”. Поэтому, согласно японо-американскому договору безопасности, в случае, если японский корабль подвергся вооруженному нападению, американские ВМС обязаны прийти на помощь и защитить его. Однако если атакован американский корабль, но нет непосредственной угрозы для Японии, то ее военно-морские силы не имеют права вмешиваться в бой и оказывать помощь союзнику (17). Также, по причине конституционного запрета на коллективную оборону, Токио сможет использовать будущую систему ПРО только для уничтожения ракет противника, направленных на ее собственную территорию, исключая при этом ракеты, пролетающие над ее территорией и угрожающие США. Однако в том случае, если цель стартовавшей ракеты с большой долей вероятности определена не будет, японская сторона намерена рассматривать пуск как угрозу и осуществлять перехват. Такая формулировка не может удовлетворить Вашингтон, который со своей стороны гарантировал союзнику защиту от ракетной атаки до того момента, пока в стране не будет построена собственная система ПРО (18).

Поэтому для Японии сейчас остро встал вопрос о необходимости пересмотреть Конституцию страны. Кроме того, требуется пересмотреть послевоенные законы, регламентирующие статус Сил самообороны Японии, с тем, чтобы обеспечить Токио возможность оказывать реальную поддержку региональной и международной политике Вашингтона.

Эволюция японского оборонного законодательства в последние десять лет свидетельствует о стремлении Токио реформировать систему национальной обороны Японии, с целью обеспечить легитимную базу для пересмотра Японо-американского “договора безопасности” 1960 г. Деятельность Сил самообороны нацеливается на значительное расширение функциональных обязанностей с целью выполнения не свойственных до этого региональных задач. Такая роль Сил самообороны означает совершенно новую роль Японии в системе японо-американских мероприятий по безопасности в качестве равного партнера, ответственного за предотвращение развития и урегулирование всех конфликтных ситуаций, которые могут произойти в регионе.

Еще один момент, который требует скорейшего законодательного разрешения - зафиксированная в Японо-американском договоре безопасности неравноправная подчиненная роль Токио по отношению к Вашингтону. В первую очередь, этот момент связан с американским военным присутствием на территории Японии.

Ст.6 Японо-американского договора безопасности закрепляет за США право размещать на японской территории свои военные базы и воинские контингенты. Кроме того, в 1960 г. (одновременно с договором безопасности) было заключено соглашение о статусе американских военнослужащих, установившее судебную неприкосновенность военных США на территории Японии.

Около 75 процентов военных баз американских войск, находящихся в Японии, расположены на острове Окинава, который занимает полпроцента от всей территории страны. Всего на острове находятся 25 тысяч американских военнослужащих, из которых 16 тысяч - морские пехотинцы.

На Окинаве зафиксированы многочисленные случаи злоупотребления американских военных своим положением: приземления американских военных на возделываемые земли и дома крестьян, много катастроф, проблема загрязнения моря и рек из-за последствий военных учений и строительных работ на базах. Большое число уголовных преступлений: убийства, изнасилования, кражи, применение огнестрельного оружия (19). Под военные базы США заняты тысячи гектаров плодородных земель, что мешает развитию фермерства, а также практически все удобные морские бухты, что препятствует развитию рыболовства и судоходства (20).

Все эти негативные последствия вызывают многочисленные протесты японской общественности. Этот вопрос требует законодательного разрешения, с целью смягчить “колониальный” принцип присутствия американских ВС на территории Японии. При этом о полном отказе Японии от присутствия ВС США не может быть и речи, т.к. этот момент лежит в основе Японо-американского союза. Гарантию безопасности страны и стабильности в регионе Токио продолжает видеть в американском присутствии на территории Японии.

Кроме того, две главные индустрии на Окинаве - туризм и обслуживание американских военных баз (21). Поэтому внезапный вывод американских военных баз с Окинавы приведет к краху экономической инфраструктуры префектуры. Поэтому пересмотр основ присутствия ВС США в Японии будет до сих пор ограничиваться проблемой численности американского военного контингента.

Недавно губернатор острова Окинава потребовал, чтобы американские морские пехотинцы покинули территорию этой провинции. По словам представителей Пентагона, губернатору вряд ли следует надеяться на удовлетворение всех его просьб, однако они будут рассмотрены руководством министерства обороны (22). США приняли решение о сокращении численности морских пехотинцев, размещенных на Окинаве, на 5 тыс. человек, однако Токио заинтересован в более значительных уступках со стороны США по этому вопросу (23). Кроме того, Пентагон намерен перевести в Японию штаб первого корпуса сухопутных сил США, которому будут подчинены американские армейские части и подразделения по всей Азии (24). Под прямой контроль штаба первого корпуса предполагается также перевести сухопутную дивизию США в РК. Сейчас штаб первого корпуса находится на базе Форт-Льюис в штате Вашингтон. Численность первого корпуса в случае развертывания за счет резервистов может достигать 40 тыс. человек, его главная задача - операции в АТР. Токио на данном этапе выступает против этих планов, ссылаясь на то, что они выходят за рамки договора безопасности (25).

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на протесты японской общественности, американское военное присутствие на территории Японии сохранится в дальнейшем как одно из необходимых элементов японо-американского союзничества. Это безусловно, даже при условии некоторого снижения численности американских военных на Окинаве, сохраняет неравноправное положение Японии по отношению к своему союзнику. Однако для Японии возможность кардинально изменить эту ситуацию означала бы отказ от союзнических отношений с США, что, на данном этапе военно-политического развития Японии, для Японии крайне нежелательно.

Японо-американский союз безопасности лежит в основе обеспечения обороноспособности Японии. Тем не менее, с точки зрения обладания атрибутами, необходимыми для обеспечения своей национальной безопасности, Япония уже мало чем отличается от других развитых государств. Тем не менее в Японии все чаще раздаются голоса о необходимости принятия дальнейших мер: наращивания военного сотрудничества с США, расширения сферы действий японских Сил самообороны на иностранной территории, пересмотра Конституции 1947 г., придания УНО статуса министерства, усиления разведывательных органов и расширение их функций и т.п. (26). В этих условиях многие страны региона озабочены возрождающимся в Японии национализмом. В первую очередь это страны АТР, которые пострадали от агрессии японского милитаризма в 1937-1945 гг., во вторую очередь - традиционные оппоненты Японии - КНР и КНДР. Для этих стран Японо-американский союз является единственным гарантом сдерживания роста японского милитаризма. Однако нередко высказываются опасения, что в случае отказа Токио от Конституции 1947 г. японское правительство может также пересмотреть односторонний отказ от ядерного оружия, что в конечном счете приведет к появлению в АТР сильной ядерной Японии и полной потере США контроля над своим союзником.

Однако не стоит преувеличивать стремление Японии обрести военную независимость от своего союзника и главного стратегического партнера. Во-первых, маневренные возможности Японии на этом направлении крайне невелики. Безусловно, США крайне нежелателен поворот Токио к самостоятельной силовой игре, поэтому Вашингтон будет внимательно контролировать процесс трансформации Японии в полноправное военное государство. Скорее всего, это будет учитываться и при модернизации японо-американского союза, который неизбежно последует за пересмотром японской Конституции. Во-вторых, необходимо учитывать объективную необходимость для Японии всемерно укреплять союзнические отношения с США. Такая необходимость связана с наличием большого числа угроз и вызовов в современной системе международных отношений, в первую очередь угрозы транснационального терроризма, а также новых вызовов со стороны КНР и КНДР.

В 2001 г. военные ведомства Японии находились в состоянии шока, понимая, что не смогут самостоятельно, без помощи ВС США, противостоять крупномасштабным террористическим актам на собственной территории (27). В то же время в начале XXI века резко ухудшилась ситуация на Корейском полуострове и стала очевидной исходящая со стороны КНР угроза стратегическим интересам Японии в АТР.

Таким образом, в случае разрыва по какой-либо причине Японо-американского союза Токио потребуется в короткие сроки построить непроницаемую систему обороны, способную противостоять всем видам вторжений и угроз, включая войну с использованием ядерного оружия, а также демонстрации военной силы или запугиванию на основе такой силы. Однако, одной Японии на данном этапе трудно создать и обеспечивать такую систему, хотя бы по экономическим соображениям, и, кроме того, такой подход к обороне все еще противоречит политической системе Японии (28).

В таких условиях курс Токио на развитие и упрочение военного союза с США, с которыми Япония, к тому же, имеет тесные экономические связи, представляется единственно возможным.

С другой стороны, США для обеспечения условий, благоприятствующих сохранению своей гегемонии в мире, также необходима политическая, экономическая и военная поддержка Японии в регионе. Важное значение для США имеет наличие американских военных баз на японской территории, которые обеспечивают возможность “проекции силы”. Наличие своих военных баз в Японии существенно сокращает время, необходимое для реагирования на возникновение кризисной ситуации в субрегионе СВА и во всем АТР. Расстояние от Окинавы, где находятся американские авиабазы, до наиболее взрывоопасных районов, которыми являются Корейский полуостров и Тайваньский пролив, составляет около 1000 и 1500 км соответственно, в то время как континентальная часть США, где сосредоточены основные силы ВС, удалена от них на 10-12 тыс. км. (29). Таким образом, очевидна стратегическая заинтересованность США в сохранении своего военного присутствия на территории Японии, которое возможно только в условиях укрепления и реформирования Японо-американского союза.

Кроме того, разрушение системы военного сотрудничества с Японией, вывод американских войск с ее территории привели бы к формированию альтернативной системы безопасности Японии и к выбору новых стратегических союзников, что в конечном счете привело бы к утрате американского доминирования в регионе. Это, безусловно, противоречит американским долгосрочным интересам США в АТР (30). Кроме того, появление самостоятельной, обладающей ядерным оружием Японии поставит под сомнение способность США выполнить союзнические обязательства по отношению к Южной Корее, а также защитить Тайвань от притязаний КНР (31).

Анализ эволюции Японо-американского союза в 1995-2005 гг. свидетельствует о стремлении Токио и Вашингтона реформировать с целью укрепления свои союзнические отношения. В первую очередь на это указывает активизировавшееся в последнее время стремление Токио пересмотреть послевоенное законодательство, во многом препятствующее расширению Японо-американского союза. В середине 1990-х гг. власти Японии проявляли известную осторожность и нерешительность в выборе конкретных форм сотрудничества, оставляя для себя открытыми различные варианты, не исключающие возможность одновременного расширения стратегических связей с Китаем, Россией и другими азиатскими странами. К началу XXI века Япония решительно вступила на путь укрепления военного партнерства с США.

Главная цель “направленного в XXI век” Японо-американского союза -бессрочное сохранение американского военного присутствия в регионе, в сдерживании роста гегемонизма КНР, в том числе путем интеграции его в региональные экономические структуры, в контроле за ситуацией на Корейском полуострове и готовности к разблокированию других конфликтных ситуаций. США при этом стремятся переложить часть бремени за обеспечение мира, безопасности и стабильности в АТР на Японию с одновременным сдерживанием ее военных амбиций. Поэтому некоторое неравноправие в отношениях союзников будет сохраняться. Это обусловлено тем, что США воспринимают союз с Японией как необходимый элемент в системе обеспечения региональной безопасности, тогда как для Токио Вашингтон является единственным союзником и до сих пор необходим как гарант обеспечения ее национальной безопасности.

 


Литература

 

1. Латышев И. Договор безопасности, таящий угрозу // Азия и Африка сегодня. 1998. № 3. С. 19.

2. Treaty of mutual cooperation and security between Japan and the United States of America

3. Стефашин В.В. Система принятия военно-политических решений в Японии // Восток. 1997. № 3. С. 129-130.

4. Шлындов А. Японо-американские отношения в политико-дипломатической и военно-стратегической областях // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 4. С. 71.

5. Бунин В.Н. Завершение очередной реформы японо-американского союза безопасности // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 6. С. 23.

6. Бунин В.Н. Новый этап в развитии японо-американского союза безопасности (на рубеже XX-XXI вв.) / Информационный бюллетень № 9 ИДВ РАН. Центр исследований Японии. М., 1997. С. 30-31.

7. Бунин В. Японо-американский союз безопасности. История и современность. М., 2000. С. 148.

8. National Defense Program Outline in and after FY1996

9. Japan-U.S. joint declaration on security alliance for the 21st century (April 17, 1996)

10.Добринская О. А. Отношения Японии с крупными державами АТР // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3. С. 97.

Joint press conference of the Japan-US security consultative committee (New York, September 23, 1997) / http://www.mofa.go.jp.

11.Новые руководящие принципы двустороннего сотрудничества в области обороны 1997 г.; Бунин В. Японо-американский...........................Указ. соч. С. 290-311.

12.Joint Statement U.S.-Japan Security Consultative Committee Completion of the review of the Guidelines for U.S.-Japan Defense Cooperation (New York, September 23, 1997)

http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/defense.html

14 Бунин В. Япно-американский......................................Указ соч. С. 146.

. Морские силы самообороны Японии // Морской сборник. 2001. № 12. С. 55.

16. См. глава 2 , параграфы1,2.

. Кузарь. В. С “пацифизмом отдельной страны” покончено? // Красная звезда. 2003. 11 ноября. С. 2

18. Japan`s missile defence only for itself http://www.alertnet.org/thenews/newsdesk/T201699.html 09.01.2005.

. Фукуёси Сёдзи Окинава - “остров-база” // Азия и Африка сегодня. 2000. № 10. С. 52-53.

. Баженова Ж. М. Американское военное присутствие на Окинаве // Россия и АТР. 2003. № 3. С. 132.

.Okinawa http://www.jpri.go 20.04.2005.

. Okinawa governor wants Marines off island <http://www.kansascity.com/mld/kansascity/news/local/11144093.htm> - Kansas city star, 17.03.2005

Американцев слишком много // Красная звезда. 2004. 20 октября.

.U.S. presses Japan on military centers // The Asahi Shimbun. 22. 09. 2004.

25. Ни в какие рамки // Красная звезда. 2004. 6 марта.

26.Сенаторов А.И. Япония: от “одинокого пацифизма” к “обычной стране”? // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 1. С. 85.

. Белокурова Г. В тени старшего брата // НГ. 2001. 20 сентября. С. 6.

. Overview of Japan`s defense policy 2002.

http://www.jda.go.jp/e/index_.htm 1.02.2005.

29. Шлындов А.Указ. соч. С. 70.

30. Крупянко М., Арешидзе Л. Новые задачи старого союза // Азия и Африка сегодня. 2000. № 5. С. 28.

. Быков П. Последний рецепт // Эксперт. 2002. № 15. С. 101.


Заключение

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне наличия большого числа вызовов и угроз военной безопасности, в том числе присутствия таких потенциально взрывоопасных очагов конфликтности, как Корейский полуостров и Тайваньский пролив, отсутствует система обеспечения региональной/субрегиональной безопасности. В АТР до сих пор не сложился многосторонний механизм принятия военно-политических решений, что, безусловно, понижает возможности стран региона реагировать на потенциальные и реальные угрозы и вызовы, в первую очередь - адекватно препятствовать угрозам международного терроризма и распространения ОМУ.

С другой стороны, отсутствие в регионе межгосударственных структур типа НАТО или ОБСЕ обуславливает главенствующую роль Японо-американской системы региональной безопасности, в основе которой - присутствие американского военного контингента в Японии. (по Договору 1960 г.). В Японии находится около 50 тыс. военных США - половина всего личного состава американского контингента в регионе. Кроме того, Японо-американское лидерство в АТР обуславливается сильным обоюдным военным потенциалом союзников, а также неоспоримым на данном этапе международных отношений положением США как единственной сверхдержавы и лидера процессов глобализации.

В АТР такая ситуация воспринимается двояко: ряд стран региона склонны рассматривать Японо-американскую систему безопасности как эффективный механизм, а военное присутствие ВС США в регионе - как необходимый элемент сдерживания, благоприятный в финансовом отношении. Придерживающиеся противоположной точки зрения государства АТР опасаются склонности Вашингтона применять политику силы, оправдывая ее необходимостью т.н. гуманитарной интервенции.

Самим союзникам, безусловно, такое положение дел выгодно. Поэтому в спорных вопросах, чреватых, в результате их разрешения, внутрирегиональными перестановками (проблема объединения двух Корей, вопрос о присоединении к Китаю Тайваня) США и Япония придерживаются политики сохранения статус-кво. Кроме того, в рамках своего монополизма Токио и Вашингтон проводят активную региональную политику, по их инициативе проходят семинары и конференции по вопросам безопасности, с партнерами и союзниками США регулярно проводятся военные учения. Можно с уверенностью утверждать, что союзники и впредь будут пытаться сохранить лидирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Вместе с тем, Японо-американский союз нуждается в реформировании. В первую очередь, это вызвано изменением международной ситуации после окончания “холодной войны”, а также несоответствием нынешнего военно-экономического потенциала Японии положению неравноправного подчиненного партнера США, зафиксированному в Договоре. Кроме того, текст “Договора безопасности” почти полвека остается неизменным и накладывает определенные ограничения на развитие союзнических отношений двух стран, т.к. апеллирует к послевоенному законодательству Японии.

В последнее десятилетие (с середины 1990-х гг.) явно обозначилась тенденция к пересмотру и усовершенствованию совместного законодательства Японии и США. Японское правительство взяло четкий курс на пересмотр послевоенного японского законодательства, в стране возрождается национализм. Это также косвенно свидетельствует о стремлении японской стороны пересмотреть Японо-американский договор с целью укрепления союза, т.к. современное военное законодательство Японии ограничивает возможности союзников, в том числе снижает эффективность японо-американской системы региональной безопасности.

Японо-американский союз, таким образом, не статичен, он активно адаптируется к новой международной обстановке, которая характеризуется наличием большого числа новых угроз и вызовов безопасности, насыщенностью неопределенностями, а также процессами глобализации, которая обуславливает новое прочтение старых угроз, таких как этнические, религиозные, внутриполитические угрозы безопасности (национальной, региональной и международной).

Кроме того, в последнее время в АТР заметно ускорились процессы создания региональной/субрегиональной системы безопасности. В конце XX века завершилось объединение стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время активно проводится диалог по формуле АСЕАН+три (страны АСЕАН, Япония, РК, КНР), наметилась возможность создания новой формулы АСЕАН+КНР. В перспективе такие объединения могут бросить вызов лидирующему положению Японо-американской связки в вопросах обеспечения региональной безопасности. Растущая мощь и международный авторитет Китая также не могут не волновать союзников. Этими моментами во многом и обусловлена необходимость укреплять и развивать двусторонний союз безопасности. И если в начале 1990-х гг. союз переживал кризисный период, связанный с изменением международной обстановки, деградацией многих положений Договора 1960 г., кроме того - с эскалацией недовольства японской общественности присутствием американских военных на Окинаве, то со второй половины 1990-х гг. Япония и США встали на путь реформирования союза безопасности с целью его укрепления.

Проблемы в отношениях между Токио и Вашингтоном, безусловно, остаются. Япония продолжает играть по отношению к Соединенным Штатам роль “младшего брата” и такое положение, видимо, сохранится на неопределенный срок. Это связано с тем, что для Японии США -единственный союзник, тогда как для Вашингтона Япония является лишь частью, пусть центральной, региональной блоковой политики США. Кроме того, США будут контролировать процесс возрождения Японии в качестве полноправной военной державы и сдерживать стремление Токио к самостоятельной силовой политике.

Поэтому Японо-американский союз в региональном контексте воспринимается как гарант того, что Япония не пойдет по пути милитаризации. Этим обусловлено то, что многие страны АТР полагаются на американскую систему безопасности и до сих пор не стремились создать альтернативную региональную (субрегиональную) систему принятия военно-политических решений. Сами союзники также до сих пор стремились сдерживать развитие многосторонних проектов в области безопасности.

Однако новая международная реальность требует создания более эффективного регионального механизма обеспе



2020-03-17 343 Обсуждений (0)
Система принятия решений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система принятия решений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)