Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика источников



2020-03-17 296 Обсуждений (0)
Характеристика источников 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе работы над темой были рассмотрены разнообразные аутентичные источники: дипломатические документы (японо-американские договоры, соглашения, декларации и коммюнике; внешнеполитические заявления и выступления официальных представителей Японии и США; материалы встреч и бесед официальных представителей Японии и США), документы органов исполнительной власти (правительственные программы, ведомственные периодические издания обзорно-аналитического характера), статистические источники, материалы японской, англоязычной и российской прессы.

Ниже выделены наиболее важные, на наш взгляд, источники в каждой из перечисленных групп.

Важную группу источников составили японо-американские дипломатические документы. Договор, являющийся основным источником международного права, относится к числу наиболее важных дипломатических документов. Анализ текста Японо-американского союза безопасности 1960 г. позволил более четко уяснить характер двусторонних отношений союзников. Значительную часть исследования составил анализ японо-американских соглашений и деклараций последнего десятилетия. В этой связи большую ценность в работе над исследованием представляли материалы интернет-сайтов Управления национальной обороны Японии (www.jda.go.jp), Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp), японского (www.us.emb-japan.go.jp) и американского (www.japan.usembassy.gov) посольств, а также Государственного департамента США (www.state.gov) и Центрального разведывательного управления США (www.cia.gov).

Кроме того, сайты Управления национальной обороны (www.jda.go.jp) и Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp) предоставляют богатый материал, позволяющий анализировать развитие внешнеполитической стратегии в Японии. Это - ведомственные периодические издания обзорно-аналитического характера. Управления национальной обороны (УНО) публикует Белую книгу по обороне (последние выходили в 1997, 2001, 2002 и 2004 гг.), а также ежегодный “Обзор стратегии в Восточной Азии” (“East Asian Strategic Review”), в котором характеризуются основные события в регионе за предыдущий год и, в соответствии с данными характеристиками, задается самое общее направление японской внешней политики на текущий год. Также, УНО периодически выпускает “Обзор политики обороны Японии” на русском, английском и китайском языках. Этот документ, составленный специально для иностранного читателя, носит крайне обобщающие формулировки (в основном речь идет о приверженности Японии делу обеспечения регионального и глобального мирного развития) и не отражает реальных внешнеполитических ориентиров Японии. Тем не менее, “Обзор” может быть полезен как документ, систематизирующий основные внешнеполитические шаги японского правительства.

Министерство иностранных дел публикует Дипломатический вестник (Diplomatic bluebook). Многие документы предоставлены в pdf-формате, что повышает их значение как источника.

Эти программные документы, а также правительственные программы- “Национальные программы обороны” (National Defense Program, выходили в 1995 и 2004 гг.)*, рассчитанные на девять лет и др., позволяют составить представление о военной доктрине Японии, т.к. в соответствии с Конституцией термин военная доктрина не употребляется.

Поскольку публикации документов не всегда вскрывают истинные цели внешней политики, косвенно такую информацию позволяют получить внешнеполитические заявления и выступления официальных представителей Японии и США, материалы встречь и бесед официальных представителей Японии и США (которые с некоторой долей условности относим к группе дипломатических источников). Полезный материал для исследования дали высказывания официальных представителей Японии и США, особенно совместные заявления премьер- министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми и американского президента Дж. Буша-младшего, а также представителей американского посла в Японии Говарда Бэйкера. Они дали возможность более детально исследовать политику Японии и США в региональном интерьере, а также их позицию в отношении проблемы обеспечения национальной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В качестве статистических источников в работе были использованы материалы электронного сборника ЦРУ Тhe CIA World Factbook. Этот источник предоставляет краткие характеристики стран всего мира по экономическим, демографическим, военным, территориальным и некоторым другим показателям. Минусом данного источника является включение в него относительно устаревших данных. Так, некоторые данные (например, военный бюджет Филиппин) указаны за 1998 г. Поэтому, в работе были задействованы еще несколько статистических источников. Во-первых, активно использовались статистические данные, предоставляемые информационно-аналитическим журналом “Зарубежное военное обозрение”, которые ежегодно печатаются в каждом первом номере журнала. Это - полный статистический обзор ВВТ стран мира, а также данные по военным бюджетам и численности ВС. Журнал предоставляет информацию за предыдущий год, поэтому степень достоверности почерпнутого материала достаточно велика, что представляет большую ценность для исследований в области международной военной безопасности.

Кроме того, в работе были использованы:

- Военный альманах 2001-2002: Справочник по вооруженным силам США (русское издание). В книге, подготовленной американскими специалистами, рассмотрены различные аспекты военной деятельности США, дана характеристика ВС США, их человеческой составляющей, финансов, отношений с другими странами в военной сфере. Издание содержит большой объем статистического и иллюстрированного материала. Перевод осуществлен по инициативе Центра оборонной информации (Москва).

- Географический справочник ЦРУ (русское издание). Справочник подготовлен Центральным разведывательным управлением для нужд правительства США. Первый подобный “Справочник” был опубликован в августе 1962 г. В 1975 г. “Справочник” впервые стал доступен широкой публике, его стало продавать Управление печати правительства США. “Справочник” содержит данные по всем регионам мира о международных организациях, структурах ООН, данные по международным договорам и соглашениям, по охране окружающей среды и некоторые другие разделы (в том числе подробный список аббревиатур). В России “Справочник” переведен впервые (в 2003 г.).

Тема данного исследования находит широкое отражение в современной прессе, чем обусловлено активное привлечение материалов из японских, американских и отечественных газет. Эти источники дали богатый фактический материал по рассматриваемой проблематике, позволили детально исследовать политику Японии и США в отношении проблемы обеспечения военной безопасности в регионе и во взаимоотношениях со странами АТР. Кроме того, материалы прессы позволили четко установить хронологическую канву событий.

Японская пресса представлена в работе тремя общенациональными газетами на японском языке и рядом англоязычных японских газет.

Общенациональные газеты на японском языке: “Asahi Shimbun” - “Восходящее солнце” (12,7 млн экз.), “Yomiuri Shimbun” - “Репортер” (14,5 млн экз.), “Mainichi Shimbun” - “Ежедневная газета” (5,9 млн экз.). На эти газеты приходится 45,5 % суммарного тиража всех японских ежедневных газет. Сегодня объем каждой из них - 24-36 полос утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8-16 полос вечером (до 4-х выпусков со сменными полосами). “Аsahi” и “Yomiuri”, появившиеся в Японии еще в период Мэйдзи (1868-1912), считаются старейшими газетами во всем азиатском регионе. Эти газеты отличаются высоким профессиональным и познавательным уровнем публикуемых материалов, ориентацией на разные категории читателей.

· “Asahi Shimbun”: четко структурирована. Каждая рубрика имеет свое место в газете. Интересующие нас полосы: 7-я (посвящена политике), с 9-й по 12-ю (внешнеполитические события и международные новости). Основана в 1879 г.

· “Yomiuri Shimbun”: для нашего исследования имела небольшое значение, т.к. наиболее сильной стороной газеты является экономическая информация. Кроме того, от 40 до 60 процентов объема газеты отводится рекламе. Основана в 1874 г.

· “Mainichi Shimbun”: уделяется много внимания качеству содержащейся информации, ее достоверности. Основана в 1872 г.

Японская англоязычная пресса: в первую очередь, это выпускаемые крупнейшими общенациональными концернами издания “The Japan Times” (80 тыс. экз.) и “Тhe Daily Yomiuri” (52,8 тыс. экз.), “Asahi Evening News” (38,8 тыс. экз.). В основном эти газеты предназначены для иностранного читателя.

· “The Japan Times”: ежедневная газета, с 1992 г. выходит на 24 полосах. До 40 % (примерно 10 полос) площади отдается под рекламу. Основана в 1897 г.

· “Тhe Daily Yomiuri”: ежедневная газета, отличается разнообразием редакционных материалов и широким кругом тем публикаций. Стандартный объем - 94 полосы в неделю (реклама при этом занимает приблизительно 10 %). В качестве приложений публикует также наиболее интересные материалы или отдельные номера зарубежных изданий, таких как “The Washingtonpost” и др. Основана в 1955 г.

· “Asahi Evening News”: единственная ежедневная вечерняя англоязычная газета Японии. Представляет собой 12-полосное издание. Основана в 1954 г.

Учитывая сложность японской иероглифики, следует особо подчеркнуть важность японской англоязычной прессы.

Необходимо отметить, что при написании работы использовались электронные варианты вышеперечисленных газет Это - он-лайновые газеты, которые по содержанию информационных материалов почти не отличаются от традиционных газет “на бумаге”. Кроме доступности, у он-лайновых газет есть еще ряд видимых преимуществ перед обычной прессой: в силу технических особенностей электронной газеты, которые позволяют резмещать огромный объем информации на сайте, они содержат самостоятельные специфические ссылки (например, наличие архивных материалов). Также, он-лайновые версии японских газет несут очень мало рекламы. При этом они придерживаются традиционных газетных принципов: читатель имеет право быстро просмотреть весь материал газеты и определить для себя степень важности материала, руководствуясь его объемом, месторасположением, размером шрифта. Службы asahi.com, yomiuri-оn line, mainichi с самого начала предоставляют пользователю право выбора языка между английским и национальным японским.

Также, в работе использовались он-лайновские аналоги американских газет “Washington Post” и “New York Times”.

Среди отечественной прессы можно выделить такие издания, как “Красная звезда” (ежедневная газета, печатный орган Министерства обороны РФ) и “Независимое военное обозрение” - еженедельное приложение к “Независимой газете”, которая является частной газетой, принадлежащей Борису Березовскому), в которых печатаются исключительно данные по военной проблематике, а также газеты “Коммерсантъ” (частная газета Б.А. Березовского), “Российская газета” (правительственная газета) и “Труд” (газета Газпрома). Данные периодические издания можно охарактеризовать как качественную массовую прессу, использование которой позволило собрать обширный материал для данной исследовательской работы.

Итак, заявленная тема охватывает достаточно широкий круг источников, значительный объем которых был получен из научной периодической литературы, прессы, а также посредством Интернета. Тексты документов в основном представлены в pdf-формате и полностью соответствуют своим печатным аналогам. Документы, представленные в виде html-страниц, брались исключительно с официальных сайтов, что не позволяет усомниться в их достоверности.

 


Литература

 

1. Япония: снова на марше? / Отв. ред. Рамзес В.Б. - М.: Восточная литература, 2001. С. 276.

. Левчук А.Н. Японо-американский военный союз: роль Окинавы в отношениях между Токио и Вашингтоном в 1990-е гг. Автореферат диссертации кандидата исторических наук / РАН, институт востоковедения. - М., 2002. С. 21.

. Петровский В.Е. Восточно-Азиатский вектор // Международная жизнь.2004. № 10. С. 110.

. Там же.

. Там же. С. 111.

. Там же. С. 113.

. Бруз В.В. Историография исследования проблемы безопасности // Военная мысль. 2004. № 6. С. 41.

. Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. - М.: Наука, 1997. С. 15.

9. www.apcss.org/Countries/countries.html

. Агафонов Г. Д. Азиатско-Тихоокеанский регион и военный потенциал России // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 6. С. 31.

.Опр. по Замятин Д.Н. АТР и Северо-Восток России: проблемы формирования географических образов трансграничных регионов в XXI в. // Восток. 2004. № 1. С. 147.

. Международные отношения: социологические подходы / Под ред. Цыганкова П.А. М.: Гардарики, 1998. С. 52-58, 155.

 


Глава I. Геополитическая ситуация в АТР на рубеже XX-XXI веков

 

§ 1. Современные угрозы и вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

Азиатско-Тихоокеанский регион обладает некоторыми характерными чертами, присущими ему в большей степени, чем другим регионам планеты.

· Это один из самых густонаселенных районов Земли.

· Другой особенностью АТР, проявившейся в последнее время, стало быстрое экономическое развитие большинства государств региона. Такое финансово-экономическое состояние позволяет практически всем государствам АТР с той или иной степенью интенсивности наращивать свою военную мощь. Вследствие этого суммарные военные расходы стран Азиатско-Тихоокеанского региона приближаются к аналогичным затратам Европейского союза, поэтому сегодня почти четверть всего экспорта вооружений приходится именно на данный регион (1).

- Огромное значение, которое имеет морская деятельность для жизнедеятельности стран АТР, являясь основным стимулом для развития региональных экономик и коммуникаций, требует, с одной стороны, достаточно высокого уровня развития морской инфраструктуры в государствах АТР, а с другой - защиты национальных интересов в прилегающих районах морей и океанов (2).

Все это, несмотря на нынешнюю относительно спокойную обстановку а АТР, создает потенциальную угрозу миру и стабильности в регионе, а в случае перерастания локальных конфликтов в более масштабные грозит обернуться столкновением, охватывающим географические рамки не только Азиатско-Тихоокеанского региона, т.е. существует угроза втягивания в региональный конфликт внерегиональных государств.

Такая опасность связана с тем, что демонтаж жестких конструкций биполярного миропорядка после окончания “холодной войны” привел к серьезной разбалансировке традиционной для всего послевоенного периода системы основных сдержек и противовесов в международных отношениях. В результате ко многим традиционным и еще неразрешенным проблемам глобальной и региональной стабильности добавились новые, не менее серьезные и опасные вызовы. В их числе, прежде всего, воинствующий национализм, сепаратизм, экстремизм, а также терроризм как средство достижения политических целей (3).

Одновременно начала стремительно возрастать опасность дестабилизирующего воздействия именно локальных и внутренних конфликтов на обстановку не только в отдельных частях планеты, но и в общемировом масштабе. По существу, речь снова идет об опасности деструктивного влияния напряженности на локальных уровнях на устойчивость общей ситуации в мире, несмотря на снятие с повестки дня международных отношений такого фактора, как глобальное биполярное противостояние. При этом в условиях растущей глобализации неизмеримо возрастает воздействие на всеобщую стабильность подобных конфликтов, которые в общемировом измерении казались незначительными(4). Основной характеристикой международной ситуации после окончания “холодной войны” стала неопределенность. Между тем, объективной реальностью нынешних международных отношений является то, что Соединенные Штаты - лидер современного мира, и этот факт нельзя игнорировать. Но формы новой модели мира еще не оформились окончательно(5). Внешняя политика и концепции безопасности крупных государств стали менее стабильными и последовательными, увеличились элементы недоверия между ними, что, в свою очередь, негативно отразилось на безопасности в АТР (6). Достаточно сказать, что в последние десятилетия в регионе имел место ряд пограничных вооруженных конфликтов, и сейчас здесь насчитывается, как минимум, 19 очагов напряженности. Они обусловлены несовпадениями позиций почти 40 стран, касающихся территориальных, политико-экономических и религиозно-этнических проблем двусторонних и многосторонних отношений(7). Конец идеологического противостояния между Западом и “Востоком” привел к еще большему разнообразию политического ландшафта Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, с одной стороны, способствовало активному восприятию региональным сообществом, как сразу после окончания “холодной войны”, так и в настоящее время, лозунга многополярности международных отношений, который все более укрепляется в качестве стержневого элемента внешнеполитической философии многих влиятельных стран мира, прежде всего России (8), а также КНР, Индии и ряда других стран. Из этого следует, что и устройство системы безопасности на общерегиональном уровне в значительной степени тяготеет к многосторонней, или, как ее здесь называют, “кооперативной” или “корпоративной ” схеме. Правда, подобный подход уживается с по сути противоположным мнением многих стран АТР о специфическом месте США в этом регионе и в этом контексте об особом значении американо-японского и американо-южнокорейского военного сотрудничества для поддержания здесь мира и стабильности (9).

С другой стороны, многообразие Азиатско-Тихоокеанского региона и наличие объективно существующих и подчас крайне серьезных противоречий между расположенными здесь государствами делают процесс создания структуры региональной безопасности очень не простой и требующей тщательной проработки задачей.

Прежде всего, не нужно забывать, что подавляющее большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона долгое время находилось в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрело суверенитет в среднем 50 лет назад. Борьба между их бывшими метрополиями, сопровождавшая весь период колонизации, способствовала разделению народов этого региона и отголоски этого проявляются и сейчас во взаимных территориальных претензиях, периодическом обострении этнической и религиозной розни. Поэтому всякое следование внешним установкам, даже выработанным группой стран собственно Азиатско-Тихоокеанского региона, не говоря уже об участии в них государств западной цивилизации, воспринимается ими настороженно (10). А возникшие в результате кризиса 1997-1998 гг. трудности экономического характера обострили ряд неурегулированных спорных вопросов и усилили противоречия, существующие в отношениях между многими странами региона.

Поэтому, несмотря на то, что в АТР сохраняется общая военно-политическая стабильность, по-прежнему вызывают озабоченность такие традиционные очаги напряженности, как Корейский полуостров и Тайваньский пролив, Южно-Китайское море (где споры ведутся в основном вокруг двух групп островов - Парасельских и Спратли). Растет беспокойство и в отношении дальнейших планов развертывания противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) в Северо-Восточной Азии, с перспективой ее распространения на Тайвань, южную Корею и Австралию.

Таким образом, можно выделить первый обобщающий блок традиционных угроз и вызовов в АТР, включающий в себя:

1. Территориальные споры и конфликты.

2. Гонка вооружений.

3. Межэтнические, межрелигиозные, внутриполитические угрозы и вызовы безопасности.

4. Внерегиональные (внешние) угрозы и вызовы безопасности.

Кроме того, анализ споров за последние 25 лет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые возникают в результате правовых проблем, связанных с территориальными претензиями между государствами и использованием ресурсов морей и океанов, можно сгруппировать по 4-м позициям:

5. Споры по поводу пределов юрисдикции и владения островами и территориями (таких более 300 проблем).

6. Споры по поводу прав на эксплуатацию природных ресурсов или права плавания в пределах районов признаваемой национальной юрисдикции.

7. Споры по поводу прав на районы океана, лежащие за пределами признанных границ.

8. Споры, возникшие в результате проблем на берегу, как внутренних, так и международных.

Кратко охарактеризуем традиционные угрозы и вызовы безопасности в АТР:

Традиционно выделяют два очага нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Быстрое развитие в Северной Корее ракетно-ядерных технологий при отсутствии конструктивного диалога между Сеулом и Пхеньяном становится, по мнению японских военных, одним из основных дестабилизирующих факторов в АТР. Они, в частности, считают, что Москва, с учетом истории ее взаимоотношений с КНДР, может оказать влияние на Пхеньян и попытаться убедить его заморозить развитие этих технологий (11).

Как показали дальнейшие события, “повлиять” на Пхеньян вполне смогли и США. Конечно, в резком тоне США и Японии в адрес Пхенъяна есть и идеологическая составляющая. КНДР, КНР и Вьетнамская Народная Демократическая Республика (ВНДР) являются последними уцелевшими звеньями коммунистического пояса. Но Китай пока играет по общепринятым правилам “политической игры”, поэтому он предсказуем, а Северная Корея в такой “игре” почти не участвует, у нее свои нормативы поведения во внешнем мире (избыточное применение блефа, шантажа, угрозы применения силы) и это делает ее опасной. К тому же бедная страна с тоталитарным режимом и угрозой возникновения нестабильной внутренней ситуацией, в случае обладания ядерным оружием, очень опасна в смысле возможности попадения ОМУ в руки международных террористических организаций.

Однако, у США, так же как и у Японии, есть основания с настороженностью подходить и к перспективе объединения Кореи, т. к. у Вашингтона нет уверенности в том, что правительство единой Кореи будет в дальнейшем приветствовать пребывание американских войск на полуострове и что Корея не начнет крупномасштабного политико-экономического маневра в сторону Китая и России.

Китай, в свою очередь, также не хочет реальных перемен на Корейском полуострове, грозящих большей самостоятельностью объединенной Кореи от КНР и ликвидацией в ходе объединения северокорейского коммунистического режима - одного из последних союзников Пекина в регионе.

Россия же в принципе не против корейского объединения, однако также не прочь на какое-то время сохранить статус-кво на полуострове, т. к. ей не совсем выгодно соседство сильной Кореи. Таким образом, можно констатировать наличие скрытой, отрицательной мотивации у многих держав (США, Японии, Китая и др.) по корейской проблеме (12). Видимо, наличие этого фактора еще долгое время будет вносить дополнительную нестабильность в ситуацию на Корейском полуострове, мешая конструктивному разрешению конфликта.

Еще одна традиционно выделяемая зона нестабильности - Тайваньский пролив.

Если между Китаем и Тайванем возникнет вооруженный конфликт, существует реальная опасность вовлечения в него Японии, хотя бы в силу ее относительной близости к зоне конфликта. В принципе, Япония признает территориальную целостность и неделимость Китая. Естественно, что недавнее обострение отношений между Пекином и Тайбеем вызвало здесь беспокойство и озабоченность, равно как и усиление борьбы китайского руководства за стратегическое лидерство в регионе (13).

Вероятность резкого ухудшения военно-политической ситуации на Корейском полуострове и вокруг Тайваня, а тем более вокруг территориальных проблем между странами АТР в ближайшей перспективе достаточно мала. Представляется, что в обозримой перспективе существующий статус-кво будет сохраняться при усилении международного контроля за соблюдением всех достигнутых ранее договоренностей.

Корейский полуостров и Тайваньский пролив уже не одно десятилетие являются потенциально взрывоопасными очагами напряженности в АТР и, хотя они и относятся к разряду территориальных споров, тесно связаны с угрозой гонки вооружений.

Перспективы начала процесса ограничения вооружений в АТР, а тем более их сокращения, в настоящее время весьма невелики. Это обусловлено продолжением наращивания военной мощи США и других стран Запада, а также склонностью к диктату другим странам своего понимания принципов построения нового миропорядка, стремлением вынудить их действовать в русле своих интересов. Все это подталкивает ряд стран региона к принятию мер по совершенствованию своей обороноспособности, что активизирует гонку вооружений и осложняет процесс создания системы региональной безопасности (14).

Ситуация в Тихоокеанском регионе дает и другие поводы для беспокойства. Как уже упоминалось выше, Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой весьма пеструю в политическом, этническом и религиозном отношении часть карты мира. Вынужденная необходимость ориентироваться во время “холодной войны” на один из двух противостоящих политических блоков временно затушевывала многочисленные противоречия внутри самих государств региона, придавая любым спорам политико-идеологическую окраску.

Однако распад биполярной системы мирового политического устройства высвободил такие “дремавшие” движущие силы и деструктивные для социально-экономического прогресса факторы, как агрессивный национализм, религиозная нетерпимость, этническая вражда, исторические “обиды” и пр (15).

Сейчас региональные религиозные и этнические конфликты в АТР все чаще перерастают границы отдельных государств. В качестве источников этой угрозы необходимо назвать растущую по разным причинам религиозность населения, религиозный экстремизм, рост этнического самосознания. Обострение межэтнических и религиозных противоречий чревато острыми затяжными конфликтами, внутриполитической нестабильностью, распадом государств.

Попытки урегулирования религиозных и межконфессиональных конфликтов не прекращаются как внутри отдельных государств их политическими режимами, так и с использованием миротворческих сил ООН.

Самый недавний из удачных примеров: в мае 2002 г. была проведена сравнительно ясная разделительная линия между мусульманами и христианами в Азии: Восточному Тимору была предоставлена независимость от Индонезии, и, таким образом, был положен конец бесконтрольному внутригосударственному насилию. Правда, для этого понадобилось миротворческое вмешательство ООН.

Но даже после этого в Индонезии сохраняются многочисленные очаги межкультурной напряженности: между даяками-протестантами в Борнео и мусульманами-переселенцами с Мадуры и Явы, между христианскими и мусульманскими сельскими общинами на Молуккских островах и стремящейся к независимости мусульманской провинции Ачех на Суматре, где существует протестантское меньшинство, которое не хочет отделения от Индонезии (16).

Что же касается внерегиональных угроз и вызовов безопасности в АТР, то они исходят в основном от Индии и Пакистана, которые оказывают возрастающее влияние на ситуацию безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе по следующим причинам:

9. Демографический и экономический факторы вынуждают искать решение своих проблем вне пределов национальных территорий.

10.Религиозное противостояние индусов и мусульман.

11.Вступлении Индии и Пакистана в неформальный “ядерный” клуб, что привело к созданию качественно новой стратегической ситуации.

12.ВМС Индии по количеству и качеству кораблей могут представлять прямую угрозу для стран АТР (17).

Итак, по сравнению с периодом “холодной войны” в АТР не только изменилась расстановка сил, но и усложнилась и стала более разнообразной политика великих держав, оказывающих непосредственное воздействие на систему безопасности в этом регионе. Можно констатировать, что государства, непосредственно расположенные в этом регионе, испытывают возрастающее чувство нестабильности в области безопасности. Причем после окончания “холодной войны” основным фактором угрозы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе является морское пространство, где не согласованы вопросы взаимоотношений между заинтересованными странами (18).

И географически, и стратегически АТР, сильно зависящий от морского фактора, отличается от других регионов мира. Все государства региона используют свой выход к морю, обеспечивая безопасность, развивают экономику, и в целом опираются на этот фактор. Государства, расположенные в этом регионе, развиваются очень высокими темпами. Используя морское пространство, группа промышленно развитых стран этого региона добивается роста объема внешней торговли, своей мощи. Соглашение о морском законодательстве, опубликованное ООН в 1994 г., оказало большое влияние на обеспечение безопасности АТР, вызвало положительную реакцию со стороны стран этого региона. В прошлом морское пространство выполняло ограниченную функцию связи и коммуникации с “изолированными районами”, а теперь, как “открытое пространство”, играет роль “государственного капитала”, с дальнейшей перспективой постепенного превращения его, на основе многостороннего соглашения по рациональному использованию, в “собственность всего человечества” (19).

Понимание роли и функции морского пространства позволяет государствам, расположенным в этом регионе, проводить на базе конкуренции активную морскую политику. В частности, в меморандуме Азиатско-Тихоокеанского совета по сотрудничеству в области безопасности (АТССБ) № 4 “Рекомендации в интересах регионального морского сотрудничества” 1999 г. отмечается значимость морских проблем в жизнедеятельности стран АТР. По мнению авторов меморандума, именно морское сотрудничество должно внести основной вклад в региональную стабильность, ослабляя напряженность и уменьшая риск возникновения конфликтов (20).

Тем не менее, именно в силу такого географического положения стран региона и существенной зависимости их экономики от морской деятельности, а также наличия исторически обусловленных противоречий, существует немало спорных проблем. Причем такие споры нередко становились причинами локальных вооруженных конфликтов, имевших место даже в последние годы (21).

Некоторые страны этого региона стремятся к увеличению морских сил, чтобы осваивать морские богатства, расширять свою власть на морском пространстве и обеспечивать за счет этого непрерывный рост экономических показателей. Официально они добиваются этого в соответствии с соглашением ООН, чтобы предотвратить незаконный промысел и торговлю на море, защитить систему своего управления морским пространством. Однако военные планы некоторых государств таят в себе элементы угрозы странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое чувство испытывается из-за того, что до недавнего времени военные намерения государств региона были далеки от прозрачности (22). Кроме того, в случае укрепления военно-морских сил, повышения боеспособности армии, совершенствования оперативного искусства возрастает риск случайных столкновений между государствами региона. Если не будут разработаны необходимые меры и средства для регулирования отношений и сотрудничества между ними, то развертывающаяся конкуренция, сопровождающаяся стремлением маленьких государств АТР добиться своих целей на морском пространстве, может породить серьезные конфликты между ними. Если подобные конфликты по поводу юрисдикции морского пространства превратятся в масштабные вооруженные столкновения, будет ограничено морское судоходство со стороны властей прибрежных государств, нависнет угроза морским коммуникациям из-за бандитских действий пиратов. Все это создаст крайне нестабильную обстановку во всем регионе. Сегодня, когда в определенной степени ослаблена угроза безопасности на суше, территориальная безопасность стран Азиатско-Тихоокеанского региона, его стабильность тесно связаны с решением основной задачи обеспечения безопасности на морских просторах (23). Такие проблемы, как право владения островами, конфликты вокруг природных богатств на дне океана, конфликты по поводу определения, установления морских границ, укрепления безопасности на морских коммуникациях, защита окружающей среды на море выдвинуты самой жизнью и требуют законодательного разрешения. Безопасность морского судоходства, которое является “главной артерией” для экономического развития, коммуникации прибрежных государств, должна быть твердо гарантирована как в мирное время, так и в чрезвычайных обстоятельствах. Морские коммуникации АТР являются одним из важнейших элементов судоходства, где больше всего возникает чрезвычайных происшествий, угроз для мореплавания.

С учетом указанных факторов, определяющих развитие стратегической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, военно-морская безопасность имеет комплексный характер и может быть охарактеризована следующим образом:

13.Основная тенденция в эволюции ситуации в области военно-морской безопасности в АТР за последние 25 лет обусловлена общим изменением геополитической ситуации в мире -прекращением “холодной войны”, превращением мира из двухполюсного в однополюсный или многополюсный и проистекающим из этого снижением уровня военного и военно-морского присутствия.

14.Для большинства стран региона окончательно оформилась тенденция - обеспечивать военно-морскую безопасность преимущественно своими силами, за счет строительства ВМС, для решения задач по противодействию реальным угрозам национальной безопасности на море. По этой причине рынок оружия стран ЮВА считается одним из наиболее притягательных для стран- экспортеров.

15.Интенсификация японо-американского сотрудничества в области безопасности (договор об обороне 1997 г.).

16.Основные внешние стратегические угрозы национальной безопасности определяются следующим:

· военная доктрина США предусматривает военно-морское присутствие в АТР, демонстрацию силы, участие в локальных конфликтах с использованием развернутых здесь уже в мирное время группировок флота;

· Китай, который претендует на полное господство в зоне Южно-Китайского моря и, соответственно, имеет территориальные споры со многими государствами региона;

· значительный потенциал наращивания мощи Японии, отсутствие мирного договора и споры из-за островов Южной Курильской гряды не способствуют стабилизации региональной обстановки (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и грядя Хабомаи);

· Индия и Пакистан, каждая из которых претендует на доминирующую роль в непосредственно прилегающих к ЮВА районах, имеют определенные сложности в отношениях с теми или иными государствами; потенциально считается, что их политическая и экономическая экспансия, особенно со стороны Индии, может привести к возникновению новых угроз в области военно-морской безопасности;

· угроза внешнего вмешательства во внутренние дела государств региона под видом миротворческих операций.

В настоящее время главные устойчивые составляющие геополитического ландшафта АТР - США, Китай и Япония. Так что ответы большинства стран региона на внешние вызовы и угрозы будут заключаться, по-видимому, в использовании отработанной еще в годы “холодной войны” системы маневрирования между великими державами-теперь применительно к новому балансу сил в регионе; в дифференцированном отношении к каждой из сторон “треугольника” с учетом противоречий между ними. Такая политическая линия может стать одним из факторов поддержания регионального единства в интересах безопасности и стабильности (24).

Переходный период современных межгосударственных отношений, насыщенных неопределенностями и рисками, создает предпосылки для появления новых вызовов и угроз, которые обязательно должны учитываться в процессе актуального анализа.

К числу новых угроз и вызовов безопасности в АТР в современных условиях можно отнести, во-первых, остро вставшую в регионе проблему загрязнения окружающей среды, а во-вторых, расширение противоправной деятельности различных преступных группировок, приобретших в последнее десятилетие транснациональный харак



2020-03-17 296 Обсуждений (0)
Характеристика источников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика источников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)