Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика педагогики как науки: исторический генезис, предмет, задачи, структура



2015-11-07 1429 Обсуждений (0)
Характеристика педагогики как науки: исторический генезис, предмет, задачи, структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин педагогика пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает детоводство. С течением времени роль, и значение педагогов переосмысливалась, и в дальнейшем так называли тех людей, которые имели специальную подготовку, позволяющую им воспитывать молодое поколение.

Существует множество точек зрения на этапы становления педагогики. Из них самой продуктивной является концепция Франса Хофмана (немецкого исследователя). Он выделяет 3 этапа в становлении этапов развития педагогики:

1) мудрость воспитания:

Исторические источники, археологические раскопки свидетельствуют о том, что воспитывающее воздействие на молодое поколение стали применять очень давно. Небольшим человеческим сообществом грозило бы полное вырождение, если бы первобытные люди не позаботились о выработке способов поведения своих детей с целью овладения необходимыми правилами поведения. На пути к достижению этой цели и родилось воспитание. На этом этапе воспитание было простым и разумным. Одинаковым для всех. Готовящим к повседневной жизни. Полностью основывалось на примере взрослых. Формы воспитания: изустная, инициация и фиксированная во время появления письменности. Первый этап развития педагогики характеризуется одной неизменной чертой – почти неизменной тенденцией к обобщению конкретного воспитательного опыта. Этот опыт передавался от поколения к поколению в виде традиций, обычаев, ритуалов, а позже в легендах, сказках, мифах, поговорках, анекдотах. Пока еще нет специальных учебных заведений и учителей, но появляется потребность в специализированном обучении и воспитании, феномен учительства и ученика. Общество развивается, идет накопление научных знаний, усложняется производство. Поэтому на определенной ступени развития человеческого общества возникает необходимость в специально организованном воспитании. Наконец-то, воспитание выделяется в особую общественную функцию.

2) пайдагогия

Этот этап совпадает с развитием рабовладельческого общества. Важную роль в становлении этого этапа сыграла педагогическая мысль Древней Греции, ибо в условиях греческих государств впервые появилось стремление к теоретическому осмыслению воспитательной практики. Появился учитель (софисты, бродячие философы). Мудрость в понимании древних греков предполагала два умения: умения хорошо говорить (ритория) и рассуждать (логика). Жизнь заставила софистов приступить к разработке содержания образования. В итоге софисты выдвинули идеи раскрепощения личности, подведя под нее «7 свободных искусств»: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Появляются школы в чистом виде. Спартанская система. Древние Афины. Древний Рим. Второй этап совпадает с развитием рабовладельческого общества. На этом этапе: воспитание выделяется в особую общественную функцию, возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание подрастающего поколения.

3) 3-й этап

Характеризует формирование педагогики как самостоятельной научной теории. Это произошло благодаря труду и авторитету Коменского Яна Амоса в 17 веке («Великая дидактика»). Коменский ввел в педагогику целый ряд понятий : урок, школьный учебный год, каникулы, метод обучения, принципы обучения. Обогатил понятийный запас педагогики. Коменский разработал систему школьного образования, которая включала 4 шестилетних периода: материнская школа (рождение-6 лет), школа родного языка (6-12 лет), латинская школа или гимназия (12-18 лет), академия (18-24 года). Коменский разработал принципы школьного образования: уважение к личному достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей учащихся, удовлетворение потребностей и интересов, всемерное развитие склонностей и способностей. Последователи Коменского: Джон Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро. 18-19 век Песталоцци-основоположник теории начального образования и теории развивающего обучения. 19 век Дистервег разработал принципы воспитания, ввел дидактические правила ведения урока. 19 век Ушинский-основоположник научной педагогики в России. 30ые годы Макаренко разработал теорию и методику воспитания человека в коллективе, развил теорию семейного воспитания. 70ые годы Сухомлинский «Сердце отдаю детям». 1988 год Всесоюзный съезд учителей страны. Было узаконено движение творчески работающих учителей, которое стали называть новаторским.

Предметом педагогики является воспитание человека как особая функция общества. Долгие годы организованным воспитанием охватывались только дети, поэтому педагогику называли наукой о воспитании детей. Но поскольку система воспитания касается не только детей, но и всех взрослых педагогикой называется наука о воспитании человека на всех возрастных этапах. Воспитание – весь процесс влияний, который идет на человека со стороны общества, страны, государства, семьи, школы, СМИ и т.д.; это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к жизни и труду необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества (Бабанский); это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее черт, качеств, отношений, способов поведения в обществе.

Задачи педагогики:

1) Переосмысление целей воспитания. Профессор Е.В. Бондаревская в качестве целей воспитания рассматривает воспитание человека культуры. По ее мнению, опираясь на достижение современных наук о человеке: человек-существо природное, социальное и культурное. Человек культуры – это личность свободная, гуманная, духовная, творческая, практичная.

2) Дать научно обоснованные рекомендации по организации процесса воспитания, применения специальных методов и особых форм работы с детьми.

3) Углубленное изучение и обогащение мирового опыта развития школы и педагогики.

4) Педагогика разрабатывает научные основы содержания образования, т.е. отвечает на вопрос чему учить, дает обоснованные советы по организации процесса обучения, применению тех или иных методов обучения и использованию различных форм учебных занятий.

5) Определение роли и значение учителя в обществе, разработка системы требований, которым должен удовлетворять совершенный профессионал.

6) Обобщает и пропагандирует передовой опыт как школ, так и отдельных учителей, теоретически осмысливает и перерабатывает те находки и удачи, которые появляются в опыте учителей. Проводит опытную и экспериментальную проверку идей, положений, которые кажутся бесперспективными.

7) Научное обеспечение и организация психологической, диагностической, коррекционной и профессионально-ориентационной служб в школе. Разработка содержательных критериев оценки деятельности школы.

8) Создание модели управления в сфере образования на основе демократизации, государственных и общественных форм управления.

Структура. В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать довольно значительное их число. Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития и формирования личности детей дошкольного возраста. Педагогика культуры (направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе). Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Военная педагогика (специализированная отрасль педагогики, исследующая проблемы обучения и воспитания молодежи в военных учебных заведениях, готовящих кадры для армии и флота). Социальная педагогика (наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды). Гуманистическая (свободное всестороннее развитие личности, реализация своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация) в противовес традиционному учебно-воспитательному процессу). Коррекционная педагогика (особая отрасль педагогики, которая изучает проблемы воспитания и развития детей с различным нарушениями в психофизическом развитии).

 




2015-11-07 1429 Обсуждений (0)
Характеристика педагогики как науки: исторический генезис, предмет, задачи, структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика педагогики как науки: исторический генезис, предмет, задачи, структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)