Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация взаимодействия судов со средствами массовой информации.



2019-05-23 664 Обсуждений (0)
Организация взаимодействия судов со средствами массовой информации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпоха перестройки обозначила для судебной власти долгосрочную перспективу по реализации обеспечения открытости и гласности правосудия, важнейшим инструментом осуществления которой является взаимодействие судов со средствами массовой информации.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1406 (в ред. от 18.08.2015) утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". Принятие семилетней программы было обусловлено повышенным вниманием общества к судебной системе.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решить, в частности, проблему по существенному улучшению доступа к информации о деятельности государственных органов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" предусматривает ряд изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции.

В рамках реализации мероприятий Программы по информатизации судебной системы должны быть обеспечены:

- открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов Российской Федерации;

- предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса, начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;

- снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов Российской Федерации по отправлению правосудия.

В целях реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" был разработан Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Приказом Верховного Суда РФ от 18.06.2010 №10-П (в ред. от 30.12.2011).

Доступ к информации обеспечивается путем:

- присутствия граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании по делам, рассматриваемым Верховным Судом;

- обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда в средствах массовой информации;

- размещения информации на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет;

- размещения информации в занимаемых Верховным Судом зданиях (помещениях) в специально отведенных местах;

- ознакомления пользователей информацией с информацией, находящейся в архивном фонде Верховного Суда;

- предоставления пользователям информации по их запросу в виде документированной информации и в виде электронного документа;

- предоставления информации в устной форме - на приеме граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по телефонам справочных Верховного Суда.

Порядок обеспечения присутствия граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании по делам регулируется на основании Регламента Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 №2.

Разбирательство дел в Верховном Суде открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Граждане (физические лица), представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать в судебном заседании, если судебное заседание не является закрытым.

Информация, связанная с рассмотрением дел в Верховном Суде, размещается на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет, информационных табло, расположенных в комплексе зданий Верховного Суда.

Порядок пропуска в здания и служебные помещения Верховного Суда установлен Положением о пропускном и внутриведомственном режимах в зданиях Верховного Суда.

Большую роль в правоприменительной деятельности играет обобщение судебной практики "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", утвержденное Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 (в ред. от 09.02.2012).

В преамбуле Постановления отмечено, что при применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными ст. 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями - с другой.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, касающегося свободы массовой информации, и разрешения вопросов, возникающих у судов при применении Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, дал судам некоторые разъяснения. По тематике данной статьи приводим только те, которые регулируют вопросы взаимодействия средств массовой информации и судебной власти.

Так, при разрешении дел, связанных с деятельностью средств массовой информации, необходимо принимать во внимание, что осуществление свободы выражения мнений и свободы массовой информации налагает особые обязанности, особую ответственность и может быть сопряжено с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Поскольку федеральными законами не предусмотрено каких-либо ограничений в способах доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (в т.ч. через сайты в сети Интернет), при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу ст. 55 и 60 ГПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Для правоприменительной практики особо ценным положением Постановления является определение дефиниции "цензура". В частности, цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В отсутствие соответствующих законодательных запретов и ограничений любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста является незаконным.

Не может признаваться цензурой адресованное непосредственно журналисту требование должностного лица предварительно согласовывать исходный текст интервью (расшифровки), взятого у этого лица (ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). При этом судам предписана необходимость учитывать, что выдвижение соответствующего требования является правом интервьюируемого лица, обязательность такого предварительного согласования не установлена. Суд (судья) не может препятствовать представителям средств массовой информации в доступе в судебное заседание (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации") и в освещении ими рассмотрения конкретного дела, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, если дело рассматривается в закрытом судебном заседании, если представители средств массовой информации удалены из зала судебного заседания за нарушение ими порядка в судебном заседании (ст. 159 ГПК РФ, ст. 258 УПК РФ).

Следует отметить, что порядок доступа граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения, устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов. Представители средств массовой информации, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. В силу положений процессуальных кодексов РФ указанные нормы не устанавливают обязанность лица, ведущего аудиозапись, уведомлять суд об осуществлении такой записи, а равно получать разрешение на ее ведение.

Вместе с тем, поскольку кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются лишь с разрешения суда (судьи) (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ), представитель средства массовой информации, присутствующий в открытом судебном заседании, в целях получения соответствующего разрешения обязан поставить в известность суд (судью) о своем намерении произвести кино- и (или) фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио или телевидению.

При решении вопроса о возможности и о порядке проведения кино- и (или) фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению суду (судье) следует исходить из соответствующих процессуальных норм (ч. 7 ст. 10, ч. 5 ст. 158 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ), а также из необходимости обеспечения баланса права каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации") и права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (ст. 152.1 ГК РФ). Учитывая, что гласность правосудия предполагает необходимость широкого информирования общественности о деятельности судов, судам следует стремиться к более полному использованию потенциала средств массовой информации для объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информации о деятельности судов.

Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Кроме того, в целях взаимодействия с редакциями средств массовой информации суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей) могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения (ч. 3 ст. 22 названного Федерального закона).

Судам при предоставлении информации об их деятельности необходимо соблюдать требования действующего законодательства о порядке, форме и сроках предоставления такой информации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья не обязан давать каких-либо объяснений (в т.ч. и представителям средств массовой информации) по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и в порядке, которые предусмотрены процессуальным законом.

Редакция средства массовой информации обязана опубликовать вступившее в законную силу судебное решение, если в нем содержится требование об опубликовании именно в данном средстве массовой информации. Согласно положениям ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" к обязательным относятся сообщения, которые редакция средства массовой информации обязана опубликовать в силу закона или указания суда.

К законным способам поиска и получения информации в целях дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга лиц относится институт аккредитации журналистов (корреспондентов), предусмотренный ст. 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и предоставляющий аккредитованным журналистам дополнительные возможности для поиска и получения информации.

В целях объективного освещения в средствах массовой информации деятельности судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента было разработано Положение об аккредитации представителей средств массовой информации при Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации.

Право на аккредитацию своих представителей при Судебном департаменте имеют официально зарегистрированные в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" на территории Российской Федерации средства массовой информации.

Аккредитация средств массовой информации подтверждается аккредитационной карточкой, которая выдается сроком на 1 (один) год.

Аккредитованные журналисты имеют право:

- получать информацию о деятельности судебной системы, судей, органов судейского сообщества и Судебного департамента;

- в приоритетном порядке получать доступ к официальным документам органов судейского сообщества и Судебного департамента;

- получать информацию о времени проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для средств массовой информации и общественности;

- в случаях и порядке, которые установлены законом, с учетом мнения сторон и судей присутствовать в зале судебных заседаний при рассмотрении конкретных уголовных и гражданских дел, проводить фото-, кино- и видеосъемку, диктофонную запись в судебных процессах;

- присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых Судебным департаментом и органами судейского сообщества, а также пользоваться телефонами для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений по Москве и Московской области, другой техникой (множительной, ЭВМ), установленной в специально отведенных для аккредитованных журналистов местах;

- получать необходимую информацию у сотрудников Отдела, в т.ч. на специально организуемых Отделом брифингах, встречах и пресс-конференциях;

- использовать в установленном порядке видео- и фотоматериалы Отдела, а также материалы архива Судебного департамента;

- знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами, а также получать их электронные копии на собственных носителях;

- обращаться за содействием в организации встреч, бесед с Генеральным директором Судебного департамента и его заместителями, руководителями структурных подразделений, представителями судейского сообщества к работникам Отдела.

Аккредитованные журналисты обязаны:

- уважать права, законные интересы, честь и достоинство федеральных судей, мировых судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента;

- соблюдать правила внутреннего распорядка судов общей юрисдикции и Судебного департамента, приказы и распоряжения председателей соответствующих судов, регламентирующих порядок организации их работы, а в залах судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел - требования процессуального законодательства и распоряжения судей или председательствующих по делу;

- в своей профессиональной деятельности использовать только документально подтвержденные факты, соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики, а также не распространять материалы негативного характера, содержащие бездоказательную критику судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента;

- соблюдать требования ст. 51 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" о запрещении использования права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам профессии, места жительства и работы.

К информации, не подлежащей распространению в средствах массовой информации, относятся:

- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

- персональные данные (информация о гражданах);

- иные сведения, установленные действующим законодательством.

Правосудие в Российской Федерации основано на принципах открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы необходимо рассматривать как средство формирования позитивного общественного мнения о деятельности судебной системы, повышения уровня доверия населения к правосудию и правовой культуры.

Одновременно эти принципы выступают в качестве правовой основы для взаимодействия судов и средств массовой информации. Несмотря на специфику целей и задач, суды и средства массовой информации действуют в одном информационном пространстве, что способствует определению четких форм взаимодействия.

Суды должны реализовывать принцип открытости и гласности судопроизводства не только путем проведения открытых судебных процессов, но и путем оказания СМИ информационной, консультативной помощи. В этом случае общество будет получать качественный информационный продукт о деятельности суда и судебных процессах. Вероятность ошибок фактического характера и высказывания ошибочного мнения публично в связи с неполной или неверной информацией снижается.

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

 

БИЛЕТ 11

 



2019-05-23 664 Обсуждений (0)
Организация взаимодействия судов со средствами массовой информации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация взаимодействия судов со средствами массовой информации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)