Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Создание речи и образа ритора для конкретной аудитории. Типы аудитории.



2019-08-14 468 Обсуждений (0)
Тема 7. Создание речи и образа ритора для конкретной аудитории. Типы аудитории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Аудитория – совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих взглядов, задач, целей или интересов.

Аудитория развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и точек зрения, выделяя тем самым группировки людей, придерживающихся той или иной позиции.

Объем аудитории. В зависимости от объема и речевой фактуры (устной, письменной, печатной, электронной, компьютерных сетей) аудитории подразделяются на сосредоточенные (ораторские) и рассредоточенные (аудитории письменной и печатной речи).

Сосредоточенные аудитории подразделяются на малые, средние и большие.

К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для продолженной речи — обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь предполагает импровизацию.

К средним относятся аудитории, в которых ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. Для ритора-оратора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов речи — преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

K большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой.

Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.

Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

Рассредоточенная аудитория представляет собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации. Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами устной и письменной речи.

Работа с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых отношений и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор, издатель, книготорговец, распространители и т.д. Кроме того, использование письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной читательской среде.

Массовая аудитория представляет собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации. Границы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареной распространения национального, межнационального или мирового языка. Современная массовая аудитория расширяется в мировых масштабах и становится глобальной; при этом обнаруживается явная тенденция ее превращения в англоязычную с использованием других языков в качестве своеобразных переводных эквивалентов английского.

Массовая аудитория охватывается информационными источниками разных уровней от глобальных в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных сетей (Интернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т. п.

Однородность и разнородность аудитории. Однородными являются аудитории, объединенные на основе общности мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной и т. п. Мировоззренческая общность аудитории предполагает обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми связывается содержание речи. Например, при обращении к ученым или студентам естественно будет связать тему речи с наукой, а при обращении к юристам — с правом.

Разнородными являются аудитории, объединенные на основе интересов или общности проблем. Для разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрения и плюрализм подходов к предлагаемым решениям. Общие ценности таких аудиторий могут быть сведены к взаимной корректности поведения и терпимости, а также к признанию прагматических, материальных интересов как универсальных.

Преимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на аргументацию предсказуема, а недостаток — в том, что убеждения и интересы аудитории могут расходиться с убеждениями ритора, и его аргументация будет восприниматься негативно и отторгаться.

Конвенциональность аудитории. Конвенциональными являются аудитории, объединенные техническими правилами речи, которые рассматриваются как обязательные или даже универсальные. К конвенциональным аудиториям относится, например, судебная коллегия: существуют нормы доказательства и опровержения, на основе которых суд принимает решения, поэтому критика речи в суде исходит из общепринятых представлений о том, что доказано или доказуемо.

Следует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как универсальные и общеобязательные, что существенно осложняет задачи ритора.

Культурное состояние аудитории. Существенное значение для оценки проблемной ситуации имеет отношение аудитории к культуре.[3] Академик Ю. В. Рождественский выделяет следующие основные культурные образования, каждое из которых отличается от других наличием одних форм культуры и отсутствием других, поэтому ему свойственны определенные устремления культурного строительства (отбор, присвоение, ассимиляция) и связанные с такими культурными устремлениями конфликты, из которых следуют определенные политические идеи.[4]

При анализе аудитории ритор учитывает ее культурный состав как склонность представителей того или иного культурного образования к определенным политическим представлениям и идеям.

Ритор.

Ритором называют человека, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных высказываний. Ритором является проповедник, философ, судебный оратор (обвинитель, защитник, судья), политический или общественный деятель, преподаватель, литератор-публицист.

Поскольку ритор постоянно выступает перед аудиторией и стремится быть влиятельным, в обществе складывается суждение о риторе, которое основано на содержании и форме его публичных произведений, мировоззрении, профессиональной подготовке и компетенции, общественной позиции и взглядах, характере поведения и внешнем облике, семейных и деловых связях, отношении к другим риторам. Это мнение о риторе формируется по мере его включения в общественную деятельность и, установившись, определяет оценку обществом любого выступления, предложения или поступка ритора. Начиная с некоторого момента общественной карьеры, изменить общественное мнение о риторе практически невозможно, тем более, что сам ритор постепенно срастается с собственным образом и оказывается не в состоянии высказаться или поступить вопреки ему.

Образ конкретного ритора складывается в аудитории на основе собственной деятельности ритора, ее публичных оценок, сравнения речевых действий различных лиц, но, что самое важное, на основе общего идеального образа ритора, который сформировался в ходе развития культуры общества.

Это значит, что действия ритора должны соответствовать, в первую очередь, представлению общества о том, каким следует быть, по выражению Квинтилиана, «достойному мужу, готовому к речи.»

Нормативный образ ритора предстает в различных вариантах: одно дело образ проповедника и духовного наставника, как, например, святителей Филарета Дроздова, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского; иное дело образ главы государства, как царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Екатерины II, или государственных деятелей, как Α. Μ. Горчакова, Π. Α. Столыпина; иное дело образ ученого — Μ. В. Ломоносова, Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова. Различаясь характером деятельности, общественным положением, содержанием произведений, все эти деятели обладают, однако, общими чертами, которые делают их выразителями общественного идеала ритора, свойственного русской культуре.

Составляющие образа ритора.

Образ ритора отражает основные свойства риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами пафос, логос, этос.

Пафосом называется “намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему.” Содержание пафоса — мысль-воление, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие.

Логосом называются словесные средства, которые используются ритором в аргументации выдвинутых предложений. Логос порождается пафосом и предстает как аргументация — система целесообразных средств выражения замысла речи и его обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории.

Строение аргументации основано на общепринятых моделях и правилах, которые позволяют представить замысел в форме, приемлемой для аудитории, то есть объединить мысли ритора и аудитории, достичь согласия аудитории с доводами и ее присоединения к предложениям ритора.

Аргументация может быть рассмотрена с точки зрения характера и состояния проблемы, задач и техники убеждения, с точки зрения состояния и динамики аудитории.

С точки зрения состояния проблемы аргументация подразделяется на эпидейктическую (показательную), судебную (судительную) и совещательную. Это разделение видов аргументации основано на отношении предмета речи ко времени и на последовательности решения проблемы.

Итак, совещательная, судительная и показательная речь образуют цепь, в которой показательная речь выступает в качестве ключевого звена: если нет согласия о ценностях и нормах, становятся невозможными оценки прошлого и решения о будущем. Из этого не следует, что всякое высказывание будет либо показательным, либо судительным, либо совещательным: в зависимости от состояния проблемы, уровня однородности аудитории, степени ее предметной подготовки эти три вида аргументации могут в различных пропорциях соотноситься между собой в любом высказывании.

Вместе с тем очевидно, что речь в суде или речь историка будет судительной, речь проповедника или философа — показательной, речь политика или руководителя предприятия — совещательной.

С точки зрения техники и задач убеждения аргументацию можно подразделить на научную, диалектическую, учительную, эристическую и софистическую.

Правила логоса. Ритор не должен:

• использовать софистическую аргументацию;

• создавать необоснованные суждения;

• создавать аргументацию, понимание и оценка которой недоступны аудитории;

• использовать неприемлемые речевые средства и выражения.

При анализе проблемной ситуации и при разработке темы ритор принимает во внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ в глазах аудитории максимально соответствовал ее представлениям об идеальном образе ритора. Правильный образ ритора является важнейшей предпосылкой приемлемости аргументации и влиятельности речи, поскольку от доверия и симпатии к ритору зависит доброжелательное или настороженное отношение аудитории к содержанию речи.

Индивидуальный образ ритора складывается в его практической деятельности и во многом зависит от культуры аудитории, к которой ритор обращается: аудитории с высокой культурой формируют влиятельный образ ритора, аудитории с низкой культурой формируют образ ритора, сомнительный с точки зрения пафоса, логоса и этоса, поскольку ритору всегда приходится в большей или меньшей степени подстраиваться под аудиторию.

С другой стороны, и аудитория является продуктом речевых действий ритора: в ходе продолженной речи (например, духовной или учебной гомилетики) в аудитории происходят изменения: одна часть ее меняется в ходе речи, другая — покидает ритора, третья постепенно приходит и осваивается с аргументацией.

Это развитие аудитории срастается со становлением образа ритора. B результате ритор и аудитория в определенный момент развития аргументации обнаруживают, что оба отражающие друг друга образа — образ ритора и образ аудитории — в своих основных чертах сложились и их, оказывается, можно достаточно точно охарактеризовать. Это будет означать, что у ритора на самом деле сложилась более широкая потенциальная аудитория: найдутся группы людей, которые по тем или иным причинам проявят интерес к ритору и станут искать контакта с ним.

 

Тема 8 . Логика речи. Суждение и умозаключение. Логическая аргументация.

Мы уже говорили, что ораторское искусство — это комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового общения. Попытаемся рассмотреть первый из упомянутых аспектов — логический. При этом будем иметь в виду, что такое вычленение довольно условно: в живой речи все элементы очень тесно связаны, и отделить логический аспект от, скажем, психологического так же трудно, как разделить рациональную и эмоциональную сферы человеческой психики. Собственно говоря, устное публичное выступление всегда привлекает именно ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но они сами по себе немногого стоят, если не опираются на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими при­емами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Поскольку формальная логика является обязательным предметом в учебных программах гимназий, колледжей, гуманитарных вузов, нам нет необходимости подробно раскрывать содержание логических законов и операций, рассмотрим лишь их применение в деятельности оратора.

Разумеется, эффективность, действенность любой речи достигается прежде всего ее содержательностью. Как писал Цицерон, «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то ее словесное выражение представляется пустой болтовней».

Однако одной содержательности еще недостаточно. Суть выступления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов.

И приступая к подготовке своего будущего выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемами: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать ее более ясной, каким образом расположить материал речи, как использовать имеющиеся факты и аргументы. В классических риториках это соответствует этапам «изобретения» и «расположения», в наше время чаще употребляется термин «логическая организация речи». Именно здесь закладывается во многом успех речи, и поэтому такую важную роль играет логическая культура оратора.

Под этим понятием подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как: способность определенно (т.е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.

На схеме 4 показано, использование каких законов логики обес­печивает нам эти качества.

Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости вы­ступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью планов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия.

Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы. Деление необходимо произво­дить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями. Деление также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конк­ретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публич­ное выступление.

Интересный и важный вопрос — соотношение плана и импровизации. Устное публичное выступление — это живое общение оратора с аудиторией, и оно немыслимо без незапланированных, неожиданных, импровизационных моментов. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике

Вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода придает речи динамизм, живость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт оратора с аудиторией, сильнее воздействовать на ее чувства. Но если оратор чрезмерно увлекся интуитивными, неожиданными находками, если уходит от темы слишком далеко, если импровизация заслоняет рациональную, логическую, содержательную сторону речи — такое выступление нельзя считать удачным. В хорошей публичной речи импровизация лишь оттеняет тщательность и глубину подготовки, соразмерность и продуманность плана.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

В классической модели элементы композиции — это:

вступление,

определение предмета,

изложение,

подтверждение,

опровержение,

заключение.

И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологии восприятия очень важными являются первый и последний элементы; т. е. начало и конец речи. Для того, чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная «подготовка», вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение же должно закрепить мысль, связать начало и конец речи, подытожить сказанное. Речь должна быть стройной и пропорциональной, и по правилу, предложенному еще Леонардо да Винчи, по объему начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения различных композиционных частей публичной речи в образной афористичной форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

 

 

Рассмотрим последовательно целевые установки каждой части и основные приемы, которые использует оратор для достижения поставленных целей (см. схему 5).

Главная задача вступления — расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М. В. Ломоносов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали.

Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Главные требования к вступлению:

1) оно должно быть предметом особого внимания оратора, поскольку, как писал известный теоретик красноречия П. Сопер, «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение»;

2) следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления;

3) стиль изложения должен быть доступным;

4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи;

5) опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать; внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Катилины).

Главная часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация, опровержение. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.

Основные требования риторики здесь таковы:

1) как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства;

2) приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

3) при выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве;

4) аргументы должны быть истинными и достаточными для до­казательства тезиса;

5) не подменять аргументы своим мнением;

 

 

6) избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи;

7) при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь;

8) помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Аргументация может быть односторонней и двусторонней, и чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованней и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, пред­почтительней становится двусторонняя аргументация.

Заключение речи, как уже говорилось, предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать луч­шему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргу­ментацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д.;

4) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

5) концовка выступления должна создать соответствующее на­строение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональ­ный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи ее цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме б. Как видим, в центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы.

Тезис, по выражению М. М. Сперанского, — это «царствующая мысль», к которой «должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно». Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи, сформулированное тоже Сперанским: «обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить все сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сем расстоянии».



2019-08-14 468 Обсуждений (0)
Тема 7. Создание речи и образа ритора для конкретной аудитории. Типы аудитории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Создание речи и образа ритора для конкретной аудитории. Типы аудитории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.054 сек.)