Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Ораторское искусство России



2019-08-14 254 Обсуждений (0)
Тема 5. Ораторское искусство России 0.00 из 5.00 0 оценок




Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711—1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия (мы уже приводили его выше), перечисляет условия успеха публичного выступления.

Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.

В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, — это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772—1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти» , т. е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, – это «склонить ум, тронуть сердце» .

М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей .

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А. Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н. Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве

 М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского.

Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необходимо отметить и значение другого жанра — русского судебного красноречия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства.

Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых — П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним — П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается.

Из всех задач, стоящих перед оратором, П. С. Пороховщиков особо выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содержание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи («Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья») ; 2) подчинить себе слушателей, заставить их

принять предлагаемую позицию: «пленить, доказать и убедить», создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи.

К работам П. С. Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А. Ф. Кони («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.).

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX — нач. XX в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813—1855), наиболее яркими представителями — В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Отдельное направление истории русской риторики — развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилю В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова, А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба,

 Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект — культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е — 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

 



2019-08-14 254 Обсуждений (0)
Тема 5. Ораторское искусство России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Ораторское искусство России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)