Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2 . Классификация красноречия. Античное деление речей по признаку отношения к ним слушателя и его современные интерпретации.



2019-08-14 279 Обсуждений (0)
Тема 2 . Классификация красноречия. Античное деление речей по признаку отношения к ним слушателя и его современные интерпретации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Риторика, ораторское искусство, — одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчность, учет национальных особенностей и одновременно — общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В этом смысле термин «искусство» применительно к ораторству как нельзя более уместен.

В наши дни интерес к риторике резко возрастает: и в России, и за рубежом. Это вполне закономерно, поскольку любая либерализация общественной системы сопровождается усилением внимания к правам и свободам человека, среди которых свобода слова занимает далеко не последнее место. Потребность в искусном владении словом есть всегда, но насущной необходимостью оно становится именно в переломные, революционные моменты истории, в эпоху сознательно развиваемой демократии. Видимо, не случайно расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республик, с эпохой Ренессанса, с великими революциями во Франции в XVIII в. и России в XX в. Проследить, как развивалась теория публичной речи в разные исторические эпохи, и интересно, и поучительно. Практическая значимость изучения истории риторики особенно велика для нас, поскольку в отечественной гуманитарной науке теория публичной речи после М. В. Ломоносова развивалась слабо из-за сложных политических условий, в которых укреплялась российская цивилизация в новое время.

Само слово «риторика» и сейчас для многих ничего не значит или же обозначает напыщенную, внешне красивую, но бессодержательную речь, ему нередко сопутствуют эпитеты «манипулирующая» или «пустая». В работах же современных зарубежных исследователей, напротив, отмечается позитивное социально-культурное значение риторики, сыгравшей важную роль в судьбе европейской духовной культуры.

Для обучения оратора наибольшее значение имеет античная риторика, поскольку именно в ней были сформулированы все основные законы и правила красноречия, а все последующие теоретические работы развивали и конкретизировали идеи древних греков и римлян.

Как уже указывалось выше, ораторское искусство в элементарных формах появляется с возникновением человеческого общества. Дар слова, как лучший способ выражения разнообразных процессов внутренней жизни человека, как мощное орудие подчинения своей воле других, как способ живого общения, стал, по сути, краеугольным камнем в утверждении могущества человека.

По мере развития общества появилась настоятельная потребность в убеждающем слове, возникло само понятие «ораторства» — для обозначения убеждающего действия слова.

Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению, а в суде красноречие стало важнейшим условием успешного завершения судебного разбирательства.

Первое целостное представление об античном красноречии дают нам источники эпохи Перикла (V в. до н.э.). Сам этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей (например, знаменитое «Надгробное слово», произнесенное им во время похорон афинян, павших в первый год Пелопонесской войны).

В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Ее основы заложили Коракс, Лисий и Горгий.

Коракс дает такое определение риторики: «Красноречие — это служанка убеждения». Он первый делает попытку разделить ораторскую речь на части: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение.

Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты (V в. до н. э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии и виртуозности оперирования живым словом. Софисты считали целью своих теоретических и практических занятий с молодежью подготовку ее к общественной жизни, готовили также риторов (профессиональных ораторов). Развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Один из первых учебников красноречия был написан софистом Горгием.

Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427—347 гт. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг до н. э.).

Платон так определяет предмет и сущность риторики: «Красноречие — мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота»



2019-08-14 279 Обсуждений (0)
Тема 2 . Классификация красноречия. Античное деление речей по признаку отношения к ним слушателя и его современные интерпретации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2 . Классификация красноречия. Античное деление речей по признаку отношения к ним слушателя и его современные интерпретации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)