Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время



2019-08-14 267 Обсуждений (0)
Тема 4. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время 0.00 из 5.00 0 оценок




В средние века, в эпоху феодализма, классическое красноречие утратило свое влияние на общественную жизнь. Новый расцвет риторики наступил лишь во времена буржуазных революций.

Падение рабовладельческой Римской империи в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменяются иерархической субординацией сеньоров и вассалов.

Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого являются догматизм и схоластика.

Христианская церковь обратила свое слово ко всем без исключения: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно — одним из инструментов политической пропаганды: значительная часть проповедей напрямую соотносилась с идеологическими запросами, утверждая соответствующие нормы нравственности и социального поведения.

Проповедование предполагало довольно высокий уровень ораторского мастерства. На основе проповеди развивается средневековое ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения были связаны прежде всего с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы. О чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой — привносили в выступление элементы схоластики.

Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски

Отголоски средневековой схоластичности, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом чаще всего проявляются в неоправданном обилии цитат и славословий, бездоказательности речи.

Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви.

На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407г.) считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Другой выдающийся оратор средневековья — Фома Аквинский (1225—1274), чьи труды легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века — это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.

Этот тип риторики оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распространению способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно на латинском языке.

Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio — чтение, lector — чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV-XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

«Новое время» началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и уже к началу XVI в. ознаменовавшим новую эпоху в истории. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, — это наиболее характерные признаки эпохи.

В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.

Среди выдающихся ораторов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369—1415), ректора Пражского университета и религиозного

проповедника, выступившего против монополии латыни и положившего начало новому чешскому литературному языку.

Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гёте, Г. Лихтенберг и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание Монтеня: «Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!» .

Вот как определяет ораторское искусство французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер: «Красноречие — это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушить ему все, что нам угодно» .

Целая программа действий оратора содержится в высказываниях французского физика и философа Блеза Паскаля (1623—1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть.

Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять. Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое».

Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.

Леонардо да Винчи считал, что «хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями»



2019-08-14 267 Обсуждений (0)
Тема 4. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)