Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текстуальное оформление речи.



2019-08-14 295 Обсуждений (0)
Текстуальное оформление речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Написать:

А. Вступление, которое выполняет функции: установления контакта с аудиторией, мобилизации внимания, ввода в проблему и настроя изложения.

Б. Главную часть, т.е. само логическое доказательство или опровержение, состоящую из 3-х частей: тезиса (суждение, истинность которого надо доказать); аргументов (истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис) и способа доказывания, т.е. цепи умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

В. Заключение, которое выполняет функции: суммировать сказанное в главной части подчеркнуть основные мысли выступления; закрепить интерес зрителей к теме речи, ее идеям; создать у аудитории чувства и соответствующее настроение.

 

2. Отработать текст для устного выступления. Перевести его в разговорную речь, используя стилистические фигуры (инверсию, повтор, градацию и т.д.) и тропы (эпитеты, сравнения, метафоры и др. художественные средства усиления эмоциональности).

Литературное оформление речи повышает речевую культуру исполнителя, обогащая его знаниями выразительных средств языка и навыками использования их в речевом общении, способствует приобретению умений композиционно-логически выстраивать свою речь; формирует убеждение, что слово в профессии работника культуры - не только средство коммуникации, но и орудие воспитания.

 

ПОНЯТИЕ. СУЖДЕНИЕ. ТЕЗИС.

 

Понятие - форма мышления, в которой отражены существенные признаки предмета, процесса или явления. Понятия бывают общие, единичные, конкретные, абстрактные.

Общее - океан, космонавт...

Единичное - Тихий океан, космонавт Гагарин...

Конкретное - книга, стул, стол...

Абстрактное - храбрость, вдохновение...

Понятие разделяется на - понятие по объему и понятие по содержанию.

Объем - совокупность количества.

Содержание - признаки, качества.

Они находятся в обратном количественном соотношении (чем больше содержание, тем меньше объем и наоборот).

С понятием производятся три операции: ограничение, обобщение, определение .

Ограничение - ход от большего, от рода к виду: ученый, русский ученый, русский ученый XVIII века - Ломоносов.

Обобщение - ход от вида к роду: Ломоносов, русский ученый ХVIII века, русский ученый, ученый.

Определение, имеет три ступени: описание - РОЯЛЬ - большой, черный, треугольный корпус....; характеристика - РОЯЛЬ - клавишно-струнный инструмент... ; указание - музыкальный инструмент - рояль.

Суждение - форма мышления, отображающая наличие или отсутствие какого-либо признака, предмета или явления. Может быть истинным или ложным. Просьба, требование или вопрос - не суждение.

Тезис - сжатое изложение основной мысли, идеи.

 

Тема 12. Композиция речи (расположение). Разработка плана речи.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово «композиция» восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, связывание». В современном литературном языке оно имеет несколько значений:

1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.

3. Теория сочинения музыкальных произведений.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.) .

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Характеризуя композицию ораторской речи, обязательно учитывают, как соотносятся между собой и со всем текстом части выступления. Если соотношение нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему: «Зимние Олимпийские игры». Естественно, аудитория предполагала услышать рассказ об Олимпийских играх, узнать имена новых чемпионов, результаты последних соревнований. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление – говорил об истории Олимпийских игр, на изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И хотя оратор интересно рассказывал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как их ожидания не оправдались. Из за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

План как основа композиции. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший последовательности выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. «Для успеха речи, – писал известный русский юрист и общественный деятель А.Ф. Кони в статье «Советы лекторам», – важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, то такую речь почти невозможно слушать».

Предварительный план. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.

Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно проблемы предполагается осветить. Из перечисления вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако его стержневая роль сохранится. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

Рабочий план. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи. Составление такого плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда он написан, легче определить, какие разделы оказались перегружены фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе подготовки выступления он уточняется, сокращается или расширяется.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Он сообщается слушателям после объявления темы или во введении при раскрытии цели выступления. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой и сложный план. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Его можно превратить в сложный, для чего необходимо пункты разбить на подпункты. Главное – он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Более того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Составные элементы композиции. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своего выступления. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трех частная, включающая в себя вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого закона края. Рассмотрим эти составные элементы композиции.

Вступление. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, вторая – сидит с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разгадывать кроссворды и т. п.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, поэтому очень важно начало речи, так называемый зачин. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективный прием – задавать вопросы слушателям, что позволяет активизировать их внимание.

Прием парадоксального цитирования использовал для создания определенного эмоционального настроя слушателей, для их подготовки к восприятию своих идей один из лекторов, выступавших по проблемам молодежи. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты:

«1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала высказанные мнения, так как они совпадали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470–399 гг. до н. э.), вторая – у Гесиода(720 г. до н. э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка – свыше 3000 лет.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Заключение. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачный финал губит порой неплохую речь. Иногда выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произнеся заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них было недостаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В конце подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Если первые слова должны привлечь внимание слушателей, то последние – усилить эффект выступления.

Именно такую роль играют заключительные слова одной из защитительных речей крупнейшего русского адвоката Ф.И. Плевако по делу крестьян-лютеран: «Нет, вы не осудите их. Мученики терпения, страстотерпцы труда беспросветного найдут себе защиту под сенью суда и закона.

Вы пощадите их.

Но если слово защиты вас не трогает, если я, сытый, давно сытый человек, не умею понять и выразить муки голодного и отчаянного бесправия, пусть они сами говорят за себя и представительствуют перед вами.

О, судьи, их тупые глаза умеют плакать и горько плакать; их загорелые груди вмещают в себя страдальческие сердца; их несвязные речи хотят, но не умеют ясно выражать своих просьб о правде, о милости.

Люди они, человеки!..

Судите же по человечески!..»

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова произносятся высоким тоном, эмоционально.

Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают полного успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно утратил контакт с аудиторией. Чтобы этого не произошло, важно правильно построить главную часть речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запоминать прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции.

Действительно, очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический – изложение материала в хронологической последовательности, с анализом изменений, которые произошли с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения и положения – убедительными. Необходимо не только убедить в чем то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек, творчески подходил к подготовке выступления перед аудиторией, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.



2019-08-14 295 Обсуждений (0)
Текстуальное оформление речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текстуальное оформление речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)