Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поступление и использование средств дорожного фонда




Хотя учет сборов ДФ ведется отдельно по каждому виду сборов, не все средства, накопленные на его счетах (312,7 млн леев) за период 2014–2016 гг. были направлены и перечислены в соответствии с установленной целью, а именно для восстановления и ремонта/содержания автомобильных дорог общего пользования, что свидетельствует об отсутствии прозрачности в менеджменте принятия решений, а также о неэффективном администрировании взыскиваемых сборов и налогов, предназначенных для формирования ДФ. В РМ преобладают перевозки товаров на большие расстояния по сравнению с перевозками пассажиров, что свидетельствует и о преимущественном росте объема перевозимых/продаваемых экономическими агентами товаров, который в 2016 г. составил 10,0 млн т, или на 31,6 % больше по сравнению с 2015 г. В этом контексте объем перевозимых товаров возрос на 17,3 процентных пункта по сравнению с прошедшим ими расстоянием, что подчеркивает последовательное освоение перевозчиками автомобильных дорог общего пользования.

Не эффективное и непрозрачное распределение средств дорожного фонда институциональными руководящими лицами значительно подрывает вклад пользователей автомобильных дорог общего пользования. Анализ свидетельствует о снижении из года в год средств, предназначенных для ДФ, размер которого в 2016 г. достиг уровня 1015,0 млн леев, или на 307,3 млн леев (23,3 %) меньше уровня 2014 г. Снизились также перечисления средств в ДФ на сумму 323,7 млн леев, или на 24,5 % по сравнению с предыдущим периодом (рис. 1).

В результате анализа структуры источников формирования ДФ можно отметить, что существенный удельный вес в их образовании приходится на отчисления от акцизов на нефтепродукты (около 70 %), которые снизились с 1010,3 млн леев в 2014 г. до 651,0 млн леев в 2015-м и до 531,1 млн леев в 2016 г. (рис. 2).

 

Рис. 1. Доходы ДФ в Республике Молдова

 

Рис. 2. Доходы ДФ в Республике Молдова

от акцизов на нефтепродукты и дорожных сборов

 

Оформление таможенных процедур на нефтепродукты с взысканием акцизов не всегда эффективно по определению количества импортируемого топлива.

Администрирование акцизов осуществляется Таможенной службой РМ путем применения контрольных действий по оплате акцизов, а также Государственной налоговой службой (ГНС) с принятием контрольных мер уже на месте нахождения/расположения обложенных акцизами товаров суммы на единицу измерения товара. В 2014–2016 гг. Таможенная служба РМ собрала таможенные доходы от акцизов на нефтепродукты в сумме 4366,3 млн леев, из которых наиболее существенные (97,0 %) получены от акцизов, взысканных с бензина и дизельного топлива.

Существенный удельный вес (около 71,1 % дорожных сборов, предназначенных для ДФ) приходится на сбор за использование дорог автомобилями, зарегистрированными в РМ, который в 2016 г. был накоплен в сумме 331,9 млн леев, или на 112,8 млн леев (151,4 %) больше по сравнению с 2014 г. (219,1 млн леев) (рис. 3).

 

Рис. 3. Число транспортных средств в Республике Молдова

 

В зависимости от объекта налогообложения и ставки физические и юридические лица, владельцы автомобилей, зарегистрированных в РМ, должны самостоятельно рассчитывать сбор. Поступление указанного сбора консолидируется в результате проведения обязательного технического осмотра автомобилей, а также их государственной или текущей регистрации. Внушительное количество штрафов, налагаемых Государственным инспекторатом полиции РМ за нарушение правил технического осмотра автомобилей, привело к уменьшению количества не прошедших технический осмотр транспортных единиц, движущихся по дорогам общего пользования. Так, в 2014 г. были оштрафованы водители 18417 автомобилей, в 2015 г. – 13816 и в 2016 г. – 1805.

Вследствие того, что поступления от сбора за использование дорог зарегистрированными и незарегистрированными автомобилями, общая масса, весовая нагрузка на ось или габариты которых превышают допустимые лимиты, составляют удельный вес всего около 1,7 % от общей суммы дорожных сборов, наблюдается значительная преждевременная деградация автомобильных дорог общего пользования перевозчиками, которые перевозят грузы большого тоннажа. Так, необходимы меры для приведения в соответствие данных по начислению указанного сбора, предусмотренного для последующей уплаты.

Не менее важными в образовании ДФ являются поступления от сбора за выдачу разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок грузов и, по случаю, пассажиров, которые до перечисления в государственный бюджет, накапливаются на счетах Национального агенства автомобильного транспорта РМ. Неэффективное отражение в отчетности транспортных единиц не обеспечивает получение ожидаемых результатов. Часто на текущих счетах налогоплательщиков записываются начисленные суммы дорожных сборов лишь при представлении экономическими агентами отчетов. Анализ данных о числе налогоплательщиков, которые представили отчеты со ссылкой на дорожные сборы, показывает, что они из года в год сокращаются – со 11153 налогоплательщиков в 2014 г. до 11046 – в 2016-м, что указывает на неэффективное применение ГНС соответствующих мер для достижения прогресса в аспекте повышения ответственности недисциплинированных экономических агентов.

Средства ДФ используются неэффективно и нерезультативно для восстановления, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. Существенный удельный вес в используемых средствах приходится на работы по содержанию дорог: они составили 98,1 % в 2014 г., 94,9 % – в 2015-м и 97,4 % – в 2016 г. Так, по сравнению с 2015 г. отмечалось снижение на 3,4 % качества автомобильных дорог общего пользования путем сохранения дорожной сети в посредственном состоянии на уровне лишь 34,7 %. Также не был достигнут уровень снижения дорожных происшествий: зарегистрировано их увеличение на 143 случая против установленного числа. Так, если в 2014 г. число дорожных происшествий на местных и национальных дорогах составило, соответственно, 297 и 1301, то эти цифры в 2016 г. приблизились к 673 и 1746 соответственно.

Менеджмент управления средствами дорожного фонда не обеспечивает эффективности их использования. Приемка работ по строительству/ремонту автомобильных дорог общего пользования часто производится с отклонениями от законодательных положений в области качества в строительстве, что подрывает качество выполненных работ.

Заключение

Механизмы по накоплению, использованию и осуществлению мониторинга средств дорожного фонда, внедряемые ответственными лицами, имеющими в этой связи полномочия, действуют неэффективным способом, без достижения эффективного менеджмента. Существуют большие резервы как в процессе администрирования и использования, так и в процессе осуществления мониторинга средств ДФ, что влияет на получение ожидаемых результатов, в том числе на стабильность и устойчивость развития инфраструктуры дорог в РМ.

 

Список использованных источников

1. Аксенов, И. Я. Единая транспортная система. – Москва : Транспорт, 1980. – 382 с.

2. Миротин, Л. Б. Глобальные задачи развития и интеграции транспортных систем / О. Н. Ларин, Л. Б. Миротин // Транспорт: наука, техника, управление. – 2007. – № 5 – С. 20–21.


 






Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)