Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная одежда народов севера




 

 Республики Саха (Якутия) занимает огромную территориюнакоторой живут более ста национальностей. Это коренные народы-якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Как мы уже говорили, у каждого народа своя материальная культура, в котором каждая национальная одежда отражает характер. Костюмы изготавливались на разные структуры:для торговли и дальней поездки, дляповседневного рабочего быта, для церемонии и ритуала, для похорон и т. д. Адаптивные изменения во всех видах одежды повлияли на три основные характеристики южных групп населения, оказавшихся на севере,- в материале, в крое и украшениях. Как показывают исследования, эти изменения были настолько глубокими и значительными, что они обнаруживаются в народной одежде спустя многие сотни лет. Однако орнаменты и как элементы традиционной культуры, имеющие мировоззрение, были более устойчивы к инновациям. Об этих исследованиях мы написали отдельную главу. Для начала посмотрим северных народов по рисункам (рис.7, рис.8, рис.9 ).

 

    Рис.7


    Рис.8


    Рис.9

Но для создания современной одежды дизайнеры привыкли брать источники национального костюма уже адаптированного фасона. Для начала разберем якутский народный костюм XVII-XVIII века. Якутская культура делится на три периода: 1 этап – это дохристианский период до середины 18-го века, 2 этап начинается с середины 19-го века, это влияние русской культуры на якутскую культуру, 3 этап – это советское время, в котором был запрет национальной культуры, что культура потеряло свое развитие. Затем, в конце 20-го века началось возрождение культуры по России национальной культуры всех народов. Началось реконструирование национальной одежды. Материал якутской одежды изготавливали из меха волка, жеребятины, соболя, ровдуги обрабатывали из оленьей, жеребячьей и коровьей шкуры.

Также вышивали из конского волоса и оленьим подбородным волосом. Это занятие было очень кропотливым. Те изделия, которые были вышиты оленьим подбородком, не сохранились, кроме их элементов. Эти элементы сейчас хранятся в этнографических музеях. И в этих остатках, вышивка настолько кропотлива сделана, что как будто сшита современной машинкой. И, когда появился бисер, это было заменено бисерной вышивкой. Цветовая гамма бисера состояла из таких цветов как черный, белый и сине-голубой. А в 19-ом веке появляются уже разноцветные бисера, бусы. Покрой одежды 17-ых, 18-ых веков сильно отличается от покроя 19-го века. Во- первых, она имела короткий фасон, костюм, так называемый «Таналай сон». Одежду изготавливали из шкуры. Она имела многосоставный крой: она могла быть прямой, приталенной, могла быть безрукавкой.По краям он имел окантовки и украшался черным, белым и сине-голубымбисером. Также украшался металлическими бляшками. Они интересны тем, что совсем не похожи с теми металлическим украшениями, которых мы сейчас надеваем на традиционные праздники «илин кэбиьэр». В «Таналай сон» обязательно присутствуют символы «ынахсыт ойуу», которые благословляют женщину на плодородие. Также в этой одежде были обязательны звенящие украшения в виде колокольчиков и бубенчиков, чтобы отпугивать злых духов. В этой одежде не было спинной части. Поверх этой одежды раньше надевали украшение «кылдьыы» с висюльками. «Кылдьыы» можно ассоциировать с ожерельем кольцевой формы. Помимо этого, мужчины, женщиныи дети надевали натазники, оформленную бисером и металлическими подвесками «сыалдьа симэ5э». Натазники имели ноговицы, как короткие шорты имеют дополнение на преобразования брюки. Их надевали зимой, но на дальнюю дорогу поверх них надевали еще волчьи ноговицы. Поверх такой нательной одежды надевали ровдушные виды одежды. Одежда обязательно декорировалась по низу. Она имела разрез «оноо» на спинной части или на боковой части для удобства по верховой езде. Головной убор был с ушками или рожками «кулгаахтаах бэргэьэ». Для этого использовали беличий мех и украшали бисером,иногда добавляли звенящиеколокольчики и бубенчики, чтобы отпугивать злых духов. В это время существовала шапка «дьабака», только без бисерной орнаменитровки.

Также была развита торговля и поэтому и разных стран привозили разные материалы для легкой одежды из которых шили рубахи, так называемые «туу халадаай». Но «халадаай» это русская одежда, которая произошла из русского сарафана. Название которого имеет от русского слова «холод». И в Сибири «халадаай» распространился у многих народов. Так, «туу халадаай» надевали внутри безрукавки «таналай сон», отделанную бисером. Подкладку «таналай сон» делали из лисей шкуры или это могли быть шкуры и других различных сельскохозяйственных и лесных животных, его можно было надевать и зимой, и летом. Название «таналай сон» исходит от вида такого шитья, что в названии «таналайдыы тигээьин». Свадебная «таналай сон» безрукавная потому что, когда девушка выходит замуж у нее образно «обрезаются крылья». Поэтому девушка, которая выходит замуж, должна была иметь или безрукавки или одежду с короткими рукавами. И с этой одеждой надевали шапку «нуо5айдаах муостаах бэргэьэ». Шапка имеет круг, что символизирует «солнце» верхнего мира. И «круг» в шапке у женщин был размером больше, чем в шапке у мужчин. Почему это именно так, еще не известно и не определено. Характерным цветом якутского костюма был благородный бежево-охристый цвет, создавался с использованием натуральных красителей или натуральных цветов меха, кожи и замши. В узорах и орнаментах якутского костюма есть много общего с тюркоязычными и монголоязычными народами Сибири и Центральной Азии. Истоки этих параллелей восходят к Пазырьским холмам на Алтае (около 5-3 тысяч лет до нашей эры), а также к достопримечательностям Ближнего Востока (5-3 века до нашей эры). Примеры «Таналай сон» можно помтореть по рисункам (рис.10, рис.11).

 


                      Рис.10

                       Рис.11  


Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-начале XX вв. принес в Якутию мощное влияние русской культуры. Начали широко использовать ткани. Появились новые виды одежды: пальто с воротником, платья «халадаай с байборой», фабричная обувь, бижутерия. Такое новое дыхание было дано развитию ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Однако, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу остался в гармонии с костюмом их предков-тюркских и монгольских народов.Якутский свадебный костюм 19-20 века на рисункке (рис.12)

                   Рис. 12

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия жизни, идентичность занятий и культур привели к созданию одного и того же типа одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры. Такой тип одежды хорошо приспособлен к кочевой жизни охотников и оленеводов. Традиционная одежда народов севера Якутии, как я уже указывала, делилась на определенные характерные виды. При этом крой, материал и технология его изготовления не отличался и тип одежды не менялся, разница заключалась лишь в изменении количества украшений, в привлечении новых материалов, что особенно заметно в одежде для церемониальных целей. Строгой дифференциации верхней и нижней одежды по сезону не существует. Изношенная меховая одежда также служила летней одеждой, и наоборот, у некоторых народов, живущих в зоне тундры, несколько летних рубашек или платьев, надетых одновременно, могли служить зимней одеждой. Народы тундры и лесотундры в качестве зимней одежды широко использовали меховую верхнюю одежду распашного и глухого типа. Верхняя одежда народов севера, назначенная для охоты, определялась по цвету и материалу – для охоты зимой (белый мех на снегу); для охоты осенью - цветная ровдушная (ткань), также соответствующая защитному цвету. Основной фасон одежды для рыбалки был практичным: меховой костюм, короткая верхняя одежда, которая не мешала свободе действий и не была тяжелой при ходьбе. Акцент делался на том, чтобы одежда была прочной, служила дольше, защищала от насекомых летом и была удобной для свободы передвижения при работе и охоте. Покрой женской одежды часто не отличался от мужской одежды, он отличался только наличием богатого декора. Итак, наиболее важным распространенным видом одежды была глухая и распашная верхняя одежда, кухлянка, камлейка. Зимой кухлянку, глухую меховую куртку из оленьего меха, носили в два слоя: наружный (с наружным мехом) и внутренний (с мехом внутри), в теплое время года – в один.

Ворот, когда в расслабленном положении, имеет широкую форму и, если его затянуть, то он становится глухой и не дает проникнуть холодному воздуху. Если все затяжки растянуты, то кухлянка становится больше похожа на накидку. Он обдувается ветром, и в нем не жарко. Еще одним часто используемым элементом является пояс, на котором висели ножи, сумки и другие необходимые подручные предметы. Кухлянка настолько практична и функциональна в степени защиты, что охотники часто останавливаются в них и спят на свежем воздухе в тундре, используя накидку в качестве спального мешка. Они надевают кухлянку на голое тело.

Из-за того, что мех северного оленя пористый, через капилляры влага от пота выводится наружу. Кухлянка остается сухой. И вши не живут в оленьей шерсти.

 Дизайн кухлянок почти универсален для каждого народа крайнего севера. Региональные различия все равно существуют, но не столь заметные: различия могут быть в конструкциях рукавиц, в присутствиях или отсутствиях капюшона, в специальных нагрудниках. Единственное, что остается неизменными – это, конечно же, основной фасон, материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры тюленей) и покрой. Эта одежда напоминает эскимосскую парку, которая также была сделана из оленьей шкуры, только с удлиненным задним подолом.Есть много экспертиз и теорий возникновения глухой одежды – кухлянки. Но я думаю,источником вдохновения является все же эскимосская парка. Парка, действительно, очень оригинальная вещь, что и сейчас популярна в современном обществе. На рисунках (рис.13, рис.14) показана глухая и распашная одежда северных народов.

 


Рис.13


Рис.14

 

Что касается камлейки, этот наряд используется в качестве плаща. По внешнему виду эта куртка похожа по стилю на вышеупомянутую глухую кухлянку. Камлейку обычно носят в качестве наружного слоя на малицах или кухлянках, а морские зверобои - на охоту. Камлейку изготавливают из кишечника и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, тюленя, морского льва. Такая особая структура материала предотвращает прохождение воды и снега, защищает мех основной верхней одежды и придает комфорт владельцу (рис.15).


Рис.15


Сокуй - дорожная куртка, силуэт также напоминает кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Имеет капюшон, который часто украшали оленьим хвостом. В особенно сильные морозы, сокуй используется в качестве дополнительного слоя поверх других меховых изделий (рис.16)

                 Рис. 16

            

 

Малица - глухая дубленка из оленьей кожи. Край подола украшают из нескольких полос оленьей или собачьей шерсти. Крой свободный, как у кухлянки. Отличительной особенностью является удлиненная спинка. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы (рис.17)

         Ри
с.17

         


Производственная летняя обувь имеет короткую форму, но зимой, в сильные морозы они носят длинные меховые сапоги до бедер.Для рабочей обуви, особенно весной и осенью, носят старую и изношенную обувь (рис.18, рис.19).

                           Рис.18

                           Рис.19

На кафтанах эвенки обычно ездили на оленях. Это повлияло на развитие типа кафтана с удлиненным подолом.

В кафтане эвенков имеются швы, соединяющие передние части пола со спинкой на плечах, а у эвенков и юкагиров-на груди. Кроме того, в кафтане эвенков рукава вшиваются в прорези, у эвенков и юкагиров верхняя часть кожи вырезается вместе с верхней частью рукавов. Кафтан эвенков сохранил узкий рукав, верх которого был частью кожи, и поэтому он не имеет тенденцию расширенного вида.


Также рукавицы эвенков и эвенов отличаются материалом, но абсолютно имеют одинаковый стиль. Они имеет прорез для высвобожденияруки наружу (рис.1.1.14).

                       Рис. 1.1.14


Нижняя часть одежды состоит из отдельных частей. Натазники и ноговицы в виде брюк, обусловленные к суровому климату севера, где особенно теплая одежда была необходима на улице. Натазники и ноговицы, в некотором роде, имеют функцию трансформации. Можно надевать их как цельные штаны или же отсоединить обоих, так чтобы дома ходить только в натазниках.. Они прикреплялись и отсоединялись с помощью замшевых веревок. Следует отметить, что такое сложное разделение брюк обусловлено их практичностью (рис. 1.1.15; 1.1.16)

                             Рис. 1.1.15

                             Рис. 1.1.16


Штаны меховые. Определенного термина для этих штанов не известен. Такие штаны наиболее распространенные для народов Севера. Зимой принято надевать две пары или же поддевать под такие штаны, используя как чулки (1.1.17; 1.1.18)

Рис. 1.1.17

     Рис. 1.1.18


Головные уборы, как и другие элементы одежды, носились в зависимости от времени года и богатства семьи. Головные уборы у народов севера, по большей части капорообразной формы. Общим для всех типов шапок является меховая опушка. Материалом для шапок служит мех лисы, соболя, белки и волка. Очень редко можно встретить грубое сукно. По форме шапка напоминает круглый шлем. Шапки юкагиров, эвенов и эвенков, независимо от ценности и разнообразия мехового материала, всегда просты по стилю, удобны и легки (рис. 1.1.19)

                        Рис. 1.1.19

Зимой жители севера Якутии носили меховые унты из оленьего камуса (шкура, снятая с ноги оленя). Слово «унты» происходит от эвенкийского «унта», что означает «обувь». Подошву изготавливали из стриженной шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. Внутреннюю стельку делали из войлока. На обуви были сделаны отвороты из цветной ткани. По внешнему виду женские унты отличались от мужских наличием большой инкрустация бисера или вышивки (рис. 1.1.20)

 

                        Рис. 1.1.21


Рукавицы кокколо. Рукавицы, как и обувь, вышивались из камуса молодых оленей. Наиболее широко используемым материалом была ровдуга – замша из оленьей или лосиной шкуры. Запястную часть обычно украшали бисером или цветными нитями (1.1.22)

                           Рис. 1.1.22

 

Ритуальные костюмы предназначались для свадебных, похоронных и шаманских ритуалов. Все они были строго канонизированы. Большое значение в одежде придается декору, стилю шитья, материалу костюма. Также используют круглые орнаменты из кости мамонта в виде бусы, бисера. Вышивку по правилам располагается на швах и краях одежды, чтобы «предотвратить» проникновение в одежду злых духов. Украшение на одежде обладает определенной сакральной силой, вселяя в обладательницу этой вещи чувство уверенности и неуязвимости, силы и мужества. Например, изображение солнца или орнамент «паук» означают благожелательность и имеют защитную функцию. Эвенки и юкагиры любили использовать сочные теплые тона красного, желтого и зеленого бисера. Эвены, в свою очередь, предпочитали контрастное сочетание цветов: золотисто-красный цветиз ровдуги и бело-голубой бисер. Традиционная чукотская одежда сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, которая была распространена для всех арктических народов мира. Чукотский орнамент определялся культом природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде-это астральные знаки, символы вселенной: солнце, звезды и космоса. Треугольный орнамент-символ женского пола, связанный с культом плодородия, значимость в продолжении человеческого рода, укрепление могущества общины. Следует отметить, что языческая вера северных народов не позволяла анатомически точно изображатьлюдей, животных и птиц. Поэтому сейчас для нахождения определенной информации существуют только длинные ряды символов и аллегорий в результате которой, можно понять только с помощью расшифровки. На рисунках (1.1.23; 1.1.24; 1.1.25; 1.1.26)

 


                      Рис. 1.1.23


                      Рис.1.1.24

 


                       Рис. 1.1.25


                    Рис. 1.1.26

 

 

Все же, по современным источникам, если сравнивать Чукотский народ с остальными северными народами Якутии, в основном, глухую одежду носили Чукчи. Но на территории Якутии чукчи появились сравнительно недавно. В середине XIX века. Они поселились в западной тундре между Колымой и Индигиркой. Этот район привлек чукотских оленеводов богатыми ягельскими угодьями. Большая часть жизни чукчей прошла в открытой тундре. Постоянные миграции, утомительная работа по выпасу и охране стада (чукчи пасут своих оленей без помощи собак), поиски пастбищ дают выбор мужчинам только работать.Кухлянкаотлично служит для таких условий жизни. В нем можно спать на свежем воздухе, используя ее как спальный мешок. Также она имеет специальный пояс, который отлично закрепляет ножи и другие боеприпасы.

Как уже упоминалось выше, камлейка, которая также является национальной одеждой чукчей, служила защитой в сырую и снежную погоду от промокания мехового костюма под ней. Теперь эта вещь в современном слове называется - плащевой дождевик. Куртка изготавливается из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпа, сивуча. Но женщины не менее заняты повседневной работой, так как их дело это заботится о яранге и навесе, готовить еду, выделывать шкуры, шить одежду и обувь. Женская одежда чукчей, напротив, характеризуется иррациональностью. Это цельный меховой комбинезон (Керкер), состоит из широких брюк, соединенных с еще более широким корсажем с низким вырезом. Корсаж вырезан двумя глубокими мысами на груди и на спине, и вырезы обшиты широкой полосой простейшего собачьего меха. Он в основном состоял из двух полосок разных цветов, сшитых вместе. К широким проймам пришиваются очень широкие и длинные рукава,которые постоянно мешали чукчанкам работать. Эта странная одежда имеет перехватв талии и поддерживается шнурками, стягивающими разрез на груди, но вся верхняя часть ее сидит так свободно, что одного движения плеч достаточно, чтобы сбросить ее с одного плеча или полностью высвободить обе руки из верхней части рукавов. Женщины-чукчанки выполняли какую-либо работу особенно в согнутом положении, всегда начинали с того, что высвобождали из корсажа руки и работали на холоде, не чувствуя холод и мороз. Таким же функциональным способом они кормят грудью своих младенцев. Старые женщины наоборот поднимают выше разрезы своего керкер, защищая свою шею шалью или просто полоской оленьей шкуры. Обувь чукчанок состоит из чулок чуть ниже колена, которые внизу сшиты из тонкого пыжика, но у икры состоят из толстой шкуры взрослого оленя, слегка остриженной, но все же придающей икрам неподходящую толщину. Меховые сапоги затягиваются у колен таким же шнурком, как и мужчин, но поверх штанов. Самый элегантный цвет для чукотской женской одежды считается темно-коричневый с пятнами на коленях. Женская шапка мало чем отличается от мужской. Точно также мужчины и женщины имеют одинаковые рукавицы, сделанные из камусов, выкроенные более рационально, чем русские или ламутские рукавицы, несмотря на внешнее идентичность их формы. Женский комбинезон керкер на
рисунках (рис. 1.1.27; 1.1.28; 1.1.29; 1.1.30)

      Рис. 1.1.27                                         Рис. 1.1.28

 


     Рис. 1.1.29


Рис. 1.1.30






Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)