Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-методическое обеспечение деятельности психологов исправительных учреждений



2015-11-27 895 Обсуждений (0)
Научно-методическое обеспечение деятельности психологов исправительных учреждений 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностика личности; психологическая профилактика деструктивных явлений в социальной среде осужденных; психологическая коррекция личности и поведения осужденных – ведущие направления психологической работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях России.

Исследование мнений психологов-практиков о психодиагностике как одном из основных направлений деятельности, проведенное преподавателем психологического факультета ВИПЭ ФСИН России О.Н. Ракитской, совместно с начальником психологической службы УФСИН по Вологодской области Е.С. Глебовой, показало, что психодиагностике (при возможности) предпочли бы консультирование 68% опрошенных и ведение психокоррекционных групп (тренингов) 53% респондентов. В исследовании приняли участие 28 практических психологов учреждений уголовно-исполнительной системы Вологодской области. Сотрудники отвечали на вопросы анкеты, освещающей вопросы предпочтений в выборе психодиагностического инструментария, потребности в освоении новых методик, в целом отношение к психодиагностической деятельности. Анализ полученных данных показал, что выбор психодиагностических методик для работы достаточно разнопланов, отсутствует устоявшийся, «обязательный» набор методик.

Выбрав степень осведомленности и частоту применения в качестве критериев классификации психодиагностических методик, мы сгруппировали все используемые практическими психологами УИС методики следующим образом:

1) Методики «широко известные» и часто применяемые в деятельности (проективная методика «Дом-Дерево-Человек», метод цветовых выборов М. Люшера, 16-тифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, личностный опросник Айзенка, опросник Г. Шмишека);

2) Методики «широко известные», но крайне редко применяемые в деятельности (опросник межличностных отношений Т. Лири, автобиографический метод изучения личности, опросник САН, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест умственных способностей Амтхауэра, Hand-test, опросник стиля поведения в конфликте К.Томаса);

3) Методики «достаточно известные» и эпизодически применяемые в деятельности (опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, тест восьми влечений Сонди, патодиагностический опросник Личко, уровень субъективного контроля Роттера, опросник терминальных ценностей, коммуникативные организационные способности (КОС).

Полученные в ходе исследования данные обсуждались на научно-методическом семинаре для пенитенциарных психологов «Актуальные вопросы психодиагностики осужденных», проведенном в ВИПЭ в ноябре 2005 года. В ходе дискуссии психологи исправительных учреждений указали на то, что они заинтересованы в качественном проведении психологической диагностики, но при работе с имеющимся психодиагностическим инструментарием сталкиваются с рядом трудностей. Достаточно часто осужденные в силу низкого образовательного статуса просто не понимают смысла утверждений, представленных в опросниках. Кроме того, стандартизированные самоотчеты подвержены воздействию фактора «социальной желательности».

Совершенно очевидно то, что существует настоятельная необходимость поиска, а затем – апробации в условиях УИС психодиагностических приемов, которые были бы органично «вплетены» в процесс психологического консультирования и коррекции. Указанные психодиагностические приемы широко применяются в рамках нарративного подхода. В практической работе нарративные техники используются не только как терапевтический, но и как диагностический инструмент. В первом случае, на основе клиентских нарративов (в первую очередь, проблемного нарратива, т.е. рассказа, содержащего жалобу клиента), психолог устанавливает характер отношений между клиентом и его собственным нарративом. Анализ специфики этих отношений позволяет сделать выводы о психологическом портрете клиента, основных линиях функционирования его психики, организации поведения. Таким образом, нарративная работа близка к принципам функционирования проективных методик.

На наш взгляд, крайне интересным является применение диагностических проб в психологическом консультировании. В тех случаях, когда клиент ограничен в средствах описания своего внутреннего мира, использование графических приемов, образа, метафоры является необходимым для сбора достаточных и конкретных сведений, способствует построению доверительных отношений клиента и консультанта. В качестве примера можно привести коррекционно-диагностическую процедуру моделирования биографии «Альбом моей жизни», разработанную Т.Ю. Андрущенко[27].

Процедуру моделирования биографии можно отнести к проективным техникам, в которых клиенту предлагается из многочисленного изобразительного ряда отобрать те варианты иллюстраций, которые в большей мере соответствуют картине его актуальных переживаний и устремлений. Большая индивидуальная свобода в осуществлении выбора предполагает действие механизмов проекции. Диагностическая беседа реализует нарративный подход, позволяющий клиенту, опираясь на ресурсы обыденного мышления, последовательно рассказывать о различных этапах своего жизненного пути, актуализируя старое и обнаруживая новое отношение к различным сторонам внешнего и внутреннего мира. Данная процедура позволяет реализовать в процессе консультирования диагностические и психотерапевтические возможности воздействия.

Групповая дискуссия, проведенная в рамках указанного выше научно-методического семинара показала заинтересованность психологов в применении новых психодиагностических приемов, в частности нарративных техник.

В настоящий момент психологами Вологодской воспитательной колонии осуществляется подбор оборудования и материалов, необходимых для проведения коррекционно-диагностической процедуры моделирования биографии «Альбом моей жизни» с категорией несовершеннолетних осужденных.

О.А. Тоболевич – преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы АПУ ФСИН России



2015-11-27 895 Обсуждений (0)
Научно-методическое обеспечение деятельности психологов исправительных учреждений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-методическое обеспечение деятельности психологов исправительных учреждений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (895)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)