РАЗДЕЛ IV. ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ 9 страница
Рефлексия условий профессиональной самоорганизации личности. Профессиональная самоорганизация - это деятельность сознания по осмыслению различных условий, сопровождающих выбор профессии. На основании рефлексии определяется достаточный набор предпосылок, которые необходимо иметь в виду для окончательного принятия решения. * *
Приложения
1. Ориентационная анкета Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответсвует реальности. Ответ “наиболее” получает 2 балла, “наименее” - 0. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. Все баллы вписываются в заготовленную ранее матрицу (таблицу ключа) рядом с буквенным обозначением направленности. Наибольшее количество баллов свидетельствует о ценностном приоритете одной из направленностей. С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (колонка Я в таблице ключа) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (колонка О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (колонка Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможно три варианта ответов: А, Б, В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две цифры, которые и запишите рядом с соответствующими буквами. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивыми. Среди вариантов ответа нет “хороших” или “плохих”, поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является “правильным” или “лучшим”для вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно. Тестовый материал 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В. Сознания того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; Б. Вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе; Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность; Б. Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может много достичь в жизни. 7. Борльше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается; Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют. 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б.Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б.Ощущение выполненных дел; В. Когда меня за что-нибудь хвалили. 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: А. Добился успехов в жизни; Б. По-нстоящему увлечен своим делом; В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь школа должна: А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; В. Для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; В. Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю когда: А. Другие меня ценят; Б. Испытывая удовлетворение от хорошо выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать. Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно орассказали о коллективе, в котором я работаю. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17. Для меня нет ниченго хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; В. Потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: А. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы; В. Здравый практичный ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: А. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют; В. Возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь, руководитель должен быть: А. Доступным; Б. Авторитеным; В. Требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; В. О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом. 24. Мне хотелось бы: А. Придумать интересный конкурс; Б. Участвовать в конкурсе; В. Организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать: В. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекнуть за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьми; Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом. ТАБЛИЦА - КЛЮЧ
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ САМООЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ В этой методике предлагается оценить сходство различных вариантов поведения с вашим собственным поведением. Методика поможет вам узнать о некоторых особенностях своей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности, но лишь в том случае, если вы дадите правильную и беспристрастную оценку своего поведения. В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения ваших сверстников в различных ситуациях. Вам нужно выбрать один из них ( и только один!) вариант, который больше всего напоминает вам собственное поведение. В бланке ответов найдите номер выбранного варианта поведения и поставьте крестик в клетку с этим номером. Будьте внимательны: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять только один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитайте количество крестиков в каждом из столбцов и поставьте сумму внизу в графе “итог” . ОПРОСНЫЙ ЛИСТ 1.1. Настроение неустойчивое: бурное веселье может смениться раздражением. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ После того, как учащиеся на бланке ответов подсчитывают количество крестиков в каждом столбце и проставят его в графе “итог” педагог просит их проставить в свободных клетках бланка слева направо по порядку следующие буквы: С, Ф, Х, М. Затем объясняет им, что эти буквы обозначают названия типов темпераментов, соответственно: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Сангвиник отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервной системы, флегматик - силой и инертностью (малоподвижностью) нервной системы, холерик - подвижностью и неуравновешенностью нервной системы, а меланхолик - слабостью нервной системы, ее неуравновешенностью, малой подвижностью. Если в какой-то графе у учащегося 8 или более крестиков, то у него ярко выражен соответствующий тип темперамента. Однако такой вариант втречается редко. Чаще бывает вариант, при котором большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в двух столбиках. При этом возможны два случая: а) примерно одинаковое количество выборов в обоих столбиках (распределение выборов типа 5 - 5 - 2 - 0, 6 - 5 - 4 - 2 - 1 и т.п.) - в таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента и б) преобладающее количество выборов в одном их столбиков (распределение выборов типа 7 - 1 - 1 - 0, 6 - 3 - 2 - 1, 7 - 5 - 0 - 0 и т.п.) - в таком случае можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одно из них. После определения степени выраженности данных типов у школьника преподаватель объясняет, каким образом можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы, предлагая им определенный алгоритм. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника. Пример № 1. Редко встречается распределение типа 6 - 4 - 2 - 0, т.е. наиболее ярко выражены черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходик к заключению о том, что в данном случае превалируют сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется. Пример № 2. При распределении типа 4 - 2 - 6 - 0, т.е. когда наиболее ярко заметны черты холерика, более слабо - сангвиника и отчасти - флегматика, мы можем прийти к заключению: в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены. БЛАНК ОТВЕТОВ
4. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ Опросник составлен на основе разработок уровня субъективного контроля Дж. Роттера. В результате тестирования выявляются 4 типа жизненного самоопределения: 1 - отсутствие жизненного выбора; 2 - выбор сделан под влиянием случайных факторов, не является обоснованным, требует дальнейшей работы над личностью; 3 - ситуация выбора характеризуется переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов жизненного самоопределения. Кризис может разрешиться благополучно при минимальной поддержке со стороны учителя; 4 - завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступаетк практической деятельности по его реализации. Полученные результаты могут служить одним из показателей способности или неспособности личности совершать осознанный выбор. Суть разработки сводится к тому, что существуют два основных способа осознавать и объяснять меру участия человека в том, что с ним происходит: Как крайняя экстернальность так и крайняя интернальность могут быть причиной многих сложностей в жизни. Наиболее оптимальный вариант - средние значения уровня субъективного контроля. Первому и второму типам жизненного самоопределения соответствует экстернальный УСК. Третьему и четвертому - средний и высокий уровни интернальности. Определение уровня субъективного контроля способствует довольно точному выявлению недостатков при жизненном самоопределении личности. ИНСТРУКЦИЯ Учащимся до 16-ти лет предлагается подтвердить или отвергнуть 44 утверждения (суждения) о различных жизненных ситуациях. Перед опросом респондентам раздаются бланки, в которых указаны номера утверждений. Рядом с каждым номером надо проставить “+” (если согласен) и “_ “(если не согласен). Затем ответы сопоставляются с ключом. ЛИСТ ОТВЕТОВ УСК 1. 12. 23. 34. КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ УСК 1. Ио - интернальность общая. 2. Ид - интернальность в области достижений. 3. Ин - интернальность в области неудач. 4. Ит - интернальность в области трудовых (учебных) отношений. 5. Им - интернальность в области межличностных отношений. ОПРОСНИК УСК Заполняйте лист ответов быстро, вносите первый ответ, который приходит в голову. Именно он будет самым правильным. Помните, что хороших и плохих ответов не бывает. Если затрудняетесь - поставьте прочерк. 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |