РАЗДЕЛ IV. ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ 10 страница
Обработка результатов За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Затем путем сложения находится общая сумма баллов по 5 шкалам: 1. Ио - шкала общей интернальности; Показатель (сумма баллов) испытуемого по каждой из шкал меньше Ио ср. свидетельствует об экстернальном уровне субъективного контроля (экстернальности), если показатель равен И ср., означает, что экстернальность равна интернальности, если показатель больше И ср. - интернальный уровень субъективного контроля (интернальность). Интерпретация и комментирование результатов Показатель Ио характеризует уровень субъективного контроля личности в целом, остальные четыре показателя Ид, Ин, Ит, Им дополняют и раскрывают его проявления в различных сферах поведения человека. Интернальность в области достижений Ид выражатся в стремлении человека приписать свои успехи, достижения либо собственным усилиям, либо счастливому случаю, стечению обстоятельств. Аналогично рассматривается и интернальность в области неудач - Ин. Интернальность в области трудовых отношений Ит проявляется, как ответственность за порученое дело, стремление к самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Экстернал в этих обстоятельствах полагается на руководителя, взрослого, учителя. Интернальность в области межличностных отношений. Их характеризуют инициативность, умение разрешать конфликты, налаживать отношения с людьми, в то время как экстернал предпочитает подчиняться мнению большинства, уходить от сложностей в человеческих отношениях, избегать неприятных контактов. Типам личностного (профессионального) самоопределения соответствуют следующие показатели УСК: 1 - 11 тип - ИО 25 баллов; 111 - 1У тип - Ио 26 баллов; С учащимися с 1 и 11 типом профсамоопределения требуется интенсивная профориентационная и профконсультационная работа. Для учащихся 11 типа, даже если у них есть выбор профессии, необходимо провести индивидуальную профконсультацию с обсуждением факторов выбора, личного профессионального плана, наметить пути дальнейшей работы с ним. Учащимся с 111 типом самоопределения требуется минимальная помощь в выборе. Учащиеся 1У типа имеют четкий профессиональный выбор, который они уже могут реализовывать в практической деятельности. Способы сообщения и комментирования результатов 1. Школьники сами в листе ответов вычисляют показатели шкал Ио, Ид, Ин и т.д. Ключи зачитываютлся или демонстрируются исследователем-консультантом. Только после этого им объясняется, что означает каждый результат. Такой вариант допустим в случае сообразительности школьников, их заинтересованности, т.е. когда есть уверенность у консультаната, что результаты будут подсчитаны правильно. Полезно и необходимо придать разъяснению результатов рекомендательный характер и совершенно избежать оценочных суждений в терминах “плохой”, “хороший”, “способный”, “неспособный” и т.п. 2. Если есть сомнения в том, что школьники смогут подсчитать результаты, консультант собирает листы ответов, обрабатывает их, вносит окончательные показатели по шкалам, раздает листы учащимся и затем комментирует также, как и в первом случае. 5. ТЕСТ НА ИЗМЕРЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ Импульсивность - это черта личности, противостоящая целеустремленности и обуславливающая недостаточный самоконтроль в деятельности, неопределенность жизненных целей, неустойчивость ориентаций и интересов. К каждому вопросу этой методики дается четырехбальная шкала ответов, из которых испытуемый должен выбрать только один, наиболее ему близкий. Номер ответа (1, 2, 3, 4) означает балл, которым он оценивается. Баллы суммируются и интерпретируются так, что чем больше их сумма, тем выше импульсивность. Нормы для этой методики на выборке страшеклассников отсутствуют. О П Р О С Н И К 1. Если Вы беретесь за что-то, то всегда доводите до конца? 1) Определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет. 2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес? 1) да, всегда; 2) часто; 3) редко; 4) нет, почти никогда. 10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задевает Вас, например, в автобусе или трамвае. 1) Так я реагирую почти всегда; 2) так я реагирую довольно часто; 3) я редко так реагирую; 4) я никогда так не реагирую. 11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях? КОД ОТВЕТОВ: 1, 2, 3, -4, 5, -6, 7, 8, 9, 10, -11, 12, 13, -14,-15, -16, -17,-18, -19, -20. Знак “минус” перед номером вопроса означает, что подсчет баллов по ответу на этот вопрос производится в обратном порядке (4-й ответ - 1 балл, 3-й ответ - 2 балла и т.д. ). Советуем учесть, что помимо импульсивности с помощью этой методики можно оценить еще две черты: уверенность в общении (вопросы 2, 4, 5, 9, 12, 16, 20) и целеустремленность (вопросы 1, 3, 8, 11, 14, 15, 18). 6. ТЕСТ НА ИЗМЕРЕНИЕ РИГИДНОСТИ Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки. Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест-опросник включает пятьдесят утверждений, требующих однозначной реакции (“да” или “нет”). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл. Содержание утверждений
КОД ОТВЕТОВ РИГИДНОСТЬ “нет” 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50; “да” 2, 3, 7, 12, 15, 19, 22, 25, 29, 35, 37, 42, 45, 47, 49; Ложь (напоминаем: это не лживость как личностная черта): “да” - 21, 28, 32, 36; “нет” - 5, 10, 16, 17, 24, 41. 7. МЕТОДИКА «АВТОНОМНОСТЬ-ЗАВИСИМОСТЬ» (Г.С.Парыгин) Инструкция. Прочитайте нижеследующие утверждения. Оцените, насколько каждое из них правильно по отношению к Вам. Если утверждение: а) совершенно правильно, то поставьте ++; б) пожалуй, правильно +; в) пожалуй, нет - ; г) совсем нет - -. Окружающие считают меня уверенным в себе человеком. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и не интересную для меня работу. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную , но и менее интересную. После того, как я завершил какую-нибудь работу, я обязательно проверяю, правильно ли я ее сделал. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже когда меня никто не контролирует. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела. У меня часто не хватает упорства для достижения поставленной цели. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. Когда я поглощен какой-либо работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится». Ключ к обработке данных 1. + 4. - 7. - 10. - 13. 16. - 2. - 5. + 8. - 11. + 14. + 17. - 3. - 6. + 9. - 12. - 15. - 18. - Оба положительных и оба отрицательных ответа объединяются соответственно в ответ «да» (+) или «нет (-). Если ответ обследуемого совпадает с ключом, то ему начисляется один балл, если не совпадает - ноль баллов. Набравшие 11 баллов и выше относятся к группе «автономных»; набравшие 7 и менее баллов - к группе «зависимых». 8. Тест “Я-концепция творческого саморазвития”. Особенностью предлагаемого теста является то, что вы должны осмыслить, понять и оценить самого себя с позиций прошлого, настоящего и будущего. Под прошлым имеется в виду то, какими вы были 3-4 года назад. Под будущим имеется в виду то, каким и кем вы себя видите, представляете через 3 года в будущем. Под настоящим имеется в виду то, что вы представляете собой сегодня, по крайней мере, в последний месяц. +1- отмечается существенный прогресс в саморазвитии;
По результатам тестирования необходимо просчитать сколько баллов вы набрали и соотнести их со следующей таблицей:
скорректировать “Я-концепцию...”. При корректировке следует использовать критерии: - индивидуальность - она должна учитывать ваши индивидуальные особенности и способности; Задания для творческого саморазвития Задание 1. 2. Из перечисленных заданий выберите то, которое заинтересует вас более всего и изучив соответствующую литературу обобщите: а) принципы и правила творческого саморазвития А.П. Чехова; б) принципы и правила творческого саморазвития Н.К. Рериха; в) принципы и правила творческого саморазвития любой, интересной для вас личности; 3. Проведите небольшое исследование и напишите доклад на одну из следующих тем: а) что дает Библия для вашего духовно-творческого саморазвития? б) что дает Коран для вашего духовно-творческого саморазвития? в) что дает Буддизм для вашего духовно-творческого саморазвития? 4. Составьте (на выбор) принципы и правила (в форме ”нравствен-ного кодекса”): врача, учителя, менеджера, бизнесмена, для лиц любой другой близкой для вас профессии. Обсудите их на одном из занятий. 5. Напишите сочинение-размышление на одну из тем: · Что я люблю и что ненавижу. · Моя любимая книга. · Мои увлечения, мое хобби. · Добро и зло. По каким критериям я их оцениваю. · Что для меня важнее: быть или иметь?
· Личностью не рождаются, личностью становятся. · Как жить, чтобы остаться непобежденным.
а) Л. Рон Хаббард. Дианетика. - М., 1993. б) В. Франкл. Человек в поисках смысла. - М., 1990. в) Э. Фромм. Иметь или быть. -М., 1990. 9. Проведите дискуссию на тему: “Что я ценю в людях и в жизни?”. После дискуссии предложите каждому члену группы назвать 10 качеств, которые каждый оценивает особенно высоко, а также 10 наиболее значимых компонентов качеств жизни. После этого полученный материал систематизируйте и ранжируйте. Задание 2. 1. Напишите сочинение на одну из тем: “Счастливыми не рождаются”; “Творческую личность разрушить нельзя”. 2. Проведите в группе конкурс на лучший научно-фантастический рассказ по одной из тем: “Встреча с инопланетянами”; “Россия 2050 года”; “Изобретатель элексира против конфликтов и войн”. 3. Проанализируйте и перечислите приемы творческой фантазии, использованные: а) в сказках А.С. Пушкина; б) в сказках Льюиса Керрола “Алиса в стране чудес” и “ Алиса в Зазеркалье”. 4. Проведите в группе конкурс на лучший афоризм. Для этого всей группе дается задание закончить начатые предложения: наивысшее назначение человека это....; самое главное в жизни - .....; человек может быть счастливым, если.....; быть свободным - это...; красота спасет мир, если...; человек только тогда может называться человеком, когда ....; смысл творчества человека не только в том, чтобы .... 5. Прочитайте книгу Ли Якокка “Карьера менеджера” и сформулируйте принципы и правила жизни конкурентоспособной личности. 6. Проведите хронометраж вашего времени в течение недели. Оцените степень рациональности его распределения. Какой процент времени в течение дня вы расходуете на творческое саморазвитие? 7. Задания-темы для психолого-педагогических микроисследований и последующих докладов: а) самоорганизация досуга; б) как жить. чтобы быть счастливым? в) о саморазвитии чувства юмора и остроумия; г) как читать человека словно книгу (о взаимосвязи между одеждой, манерами поведения, привычками и внутренним миром человека); д) о культуре чтения и скорочтения; е) как вести дискуссию, спор? ж) как выйти из стрессовой ситуации? з) самосовершенствование в любви; и) что значит быть свободным? к) мои стратегии творческой самореализации. 8. Игра-конкурс “Девиз жизни”. 9. Игра “Телефон доверия”. 10. Игра “Пресс-конференция” на тему “Мои стратегии творческого саморазвития”. Один из членов группы садится в центр, другие по очереди задают ему вопросы по проблемам творческого саморазвития. Затем на его место садится другой член группы и т.д. 11. Опираясь на синектические методы генерирования новых идей, проведите эвристическую игру на темы: а) как 11. Опираясь на синектические методы генерирования новых идей, проведите эвристическую игру на темы: а) как ускорить изучение иностранного языка; б) как жить, чтобы быть счастливым; в) как поднять уровень своего творческого потенциала; г) на любую из тем, которая вас интересует. 12. Игра “Нестандартные ситуации - нестандартные решения”. Группа разбивается на три команды: а) генерирующая нестандартные ситуации; б) генерирующая идеи и предложения выхода из нестандартной ситуации; в) команда экспертов, ставящая оценки и первой, и второй группе (по пятибальной шкале). · - вы становитесь жертвой рекетира, который требует от вас очень большую сумму денег, иначе грозит вам расправой; · - вы оказались без работы, .... но вы выиграли очень крупную сумму денег.... и т.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ” Всего: 44 часа: 24 лекционных, 10 семинарских, 10 практических 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пропедевтический курс, ориентирующий студентов на профессию учителя, как деятельность, сочетающую базовый и развивающий компоненты образования на основе традиционного и альтернативных подходов. Обеспечивает формирование базовых представлений о понятиях педагогической науки, как основы для становления самоорганизуемого личностно развивающего стиля педагогических отношений, а также начальных педагогических умений. Требования к знаниям и умениям обучающихся. Овладение научными основами профессиональной деятельности учителя, спецификой педагогической профессии, ме-тодами исследования в работе учителя; формирование самоустановки на овладение теоретико-методологическими знаниями как основой для "умения мыслить и действовать на личностном уровне", ознакомление с требованиями, предъявляемыми к учительской профессии и к личности педагога; овладение традиционными методами обучения и воспитания в опосредовании требованиями гуманистической педагогики, первичными умениями педагогического общения и конструирования нетрадиционного личностного стиля отношений с детьми. Овладение умениями, проявляющими первый уровень сформированности методологической культуры учителя: нормативно-необходимые: коммуникативные, организаторские, культурологические, познавательные и т.д., обусловленные деятельностью личностных структур сознания - критичностью, мотивированием, коллизийностью, рефлексией и т.д. Обоснование структуры учебной дисциплины. Курс соответствует логике присвоения учебного материала в личностно ориентированной парадигме образования. Продвижение от воспроизведения - понимания к построению собственных смыслов традиционной (формирующей) педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязанным представлением учебного материала на лекционных,семинарских и практических занятиях, с опорой на учебные пособия: В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. Педагогика ; Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. Под ред. С.А. Смирнова; Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания (раздел I, гл. 1,2; разд. II, гл.2, 2.4.). Традиционный подход рассматривается с позиций цели гуманистического образования, что способствует выработке оценочно-аналитических способностей студентов, развиваемых на практических занятиях начальной деятельностью личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии, опосредствования и т.д. Лекционный материал создает предпосылочную базу знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла понятийного аппарата педагогики в специально разработанных учебно-методических пособиях. Основные принципы отбора содержания лекционных занятий: открытость, феноменальность, нон-абсолютизация значений, дополнение знаний личностными студенческими пониманиями, ориентация на смысловое строение педагогических феноменов, конвенциональность знания. Способ изложения. Представление всех педагогических явлений, как феноменов, со свойствами коллизийности, противоречивости, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.; определение внешних и внутренних связей феноменов образования, воспитания, обучения, развития личности, творчества, педагогического общения, педагогической науки и ее методологии, альтернативных подходов и т.д.; антитезный способ изложения, исключающий повторение материала учебных пособий; создание ситуаций, развивающих осмысленное критическое отношение, мотивирующее творческое переосмысление педагогических традиций на практических занятиях. Обучение на практических занятиях применению методов внеконтекстных операций, дескрипторного описания, терминологической разминки, методологической рефлексии и т.д. Самостоятельная работа с учебником “Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания”. Осмысление разворачиваемых в пособии сигнальных ориентиров в исходные позиции для построения собственного видения педагогических проблем. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Тема 1: Введение в педагогику личности. Профессия педагога. Лекции - 4 часа, семинар 2 ч. Возникновение педагогической профессии. “Обыденные”начала передаточной педагогики.Объективное как основа личности. Субъектное как основа личности. От личностной идеи к образованию личности. Человеческая основа гуманистической педа-гогики. Два подхода к педагогической деятельности и два образа педагога. Традиция формирования и современный учитель. Проблематика современной школы в контексте развития педагогической профессии. Понятие о сознании и его возможностях в педагогической деятельности. Роль учителя, как ретранслятора знаний, опыта поведения и как организатора помощи в производстве знаний, опыта поведения посредством развития самоорганизационных основ сознания учащихся. Функции учителя в организации учебно-воспитательной деятельности: воспитательная, обучающая, познавательная, коммуникативная, консультативная, культурологическая, смыслотворческая, организаторская, исследовательская, функции педагогической поддержки. Семинар 1. Профессия педагога. Роль и функции учителя-воспитателя. Темы для обсуждения: 1.Два подхода к педагогической деятельности. 2.От личностной идеи к образованию личности. 3.Основные функции учительской деятельности. 4.Проблемы современной школы в опосредовании историей образования. Тема 2: Педагогика - наука о воспитании и обучении. Лекции - 4 часа, семинар - 2 часа. Специфика научного осмысления воспитания и обучения. Возникновение педагогической науки. Взаимосвязь “обыденной” философии и педагогики. Классика традиций и современные смыслы науки. Способ мышления как способ познания. Менталитет, культура и педагогика.Соблазны научного абсолюта и педагогика. Технократизм и педагогика. Научные основы объектной (формирующей) педагогики. Понятие предмета педагогической деятельности и науки.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |