РАЗДЕЛ IV. ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ 11 страница
Смысл и назначение педагогических понятий. Понятие “смысл” в педагогике. Практические смыслы теории. Многоплановость смыслов воспитательной деятельности в опосредовании "заказами" на результат учительского труда. Личностные смыслы понятий педагогики личности. Значение методологии в педагогической деятельности. Методологические возможности педагогической теории и практики. Кооперация и разделение наук об образовании. Выделение педагогики в специальную отрасль науки. Обусловленность педагогики философией; взаимосвязь с психологией. Значение педагогической теории: научный компонент педагогического знания - специфика предмета педагогической науки. Понятие о концепциях, теориях, подходах, системах, парадигмах, моделях воспитания и обучения. Организационная структура педагогической науки. Основные функции методологии в контексте формирующего и развивающего подходов, их взаимосвязь и влияние на практику. Показатели влияния методологии на кризисный характер современного образования. Разнообразие видов педагогики: дошкольная, школьная, вузовская, инженерная, военная, социальная (семейная, дворовая, клановая, неформалитета, мафиозная и т.д.); партийная педагогика (коммунистическая, националистическая, фашистская и т.д.). Семинар 2. Темы для обсуждения: 1.Специфика научного осмысления образования. 2.Обусловленность смысла учительской работы "заказами" на ее результат. 3.3. Предмет педагогической науки. 4.4. Методология как основа развития науки. 5.4.Научные основы кризиса отечественного образования. Сообщение: "Методологические фантазии". Тема 3: Основные категории педагогики. Лекции - 4 часа, семинар - 2 часа. Категориальный аппарат педагогики. Общие категории, их взаимообусловленность и специфика: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация, идеалы, идеи, становление личности с позиций формирующих и гуманистических подходов. Проблемы сущности общих категорий: понятие ценностей и антиценностей (общественных и личностных); установка и осмысление как ценностные основы реализации каждой категории. Ценностный смысл воспитания с позиций моделирования (формирования) личности и с позиций развития личности, как модели образования. Понятия "открытое образование", "личностно ориентированное образование", "самоорганизуемое образование", "педагогика сотрудничества", "аксиология в образовании", "тоталитарное образование". Частные категории педагогических процессов: цель, принципы, содержание, условия, методы, технологии, формы. Проблемы иерархии частных категорий в их взаимообусловленности и содержательной сущности. Факторы педагогических процессов: социальные (мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы) и биологические. Этнопедагогика. Феномен имплицитной концепции воспитания как этнокультурной традиции. Региональная традиция в имплицитном воспитании. Семинар 3. Темы для обсуждения: 1.Проблема понимания общих категорий педагогики. 2.Социализация личности и ее механизмы. 3.Многофакторность воспитания. 4.Базовый канон имплицитного воспитания региона. Тема 4: Личность современного учителя. Лекции - 2 часа, семинар - 2 часа. Понятие "личность" в формирующем и гуманистическом подходах. Структура личности с позиций самоорганизации сознания. Личностные основы поведения: что определяет личность и индивидуальность. Педагогический аспект понятий "сознание", "мышление", "деятельность". Личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, коллизийность, рефлексия, автономность, и т.д. Требования к личности современного учителя в соответствии со Стандартом подготовки учителя (1995г.). Закон "об образовании" (1996г.). Проблемы профессиональной подготовки современного учителя в контексте неявной реставрации формирующей традиции в высшем образовании. Субъектность учителя как основа ценностно-личностного влияния на учащихся. Подструктуры личности в опосредовании деятельностью личностных структур сознания: педагогическая направленность, педагогический опыт, педагогические способности, особенности личности. Педагогическая эрудиция, интуиция, инсайт. Источники, факторы развития и становления. Система педагогической поддержки становления профессиональных характеристик деятельности учителя. Семинар 4. Темы для обсуждения: 1.Личностное и индивидуальное в учительской деятельности. 2.Педагогические особенности структур личности учителя. 3.Личностные структуры сознания как фактор развития профессиональных характеристик. 4.Педагогические способности и возможности учителя. 5.Сообщение: "Характеристика личностных особенностей любимого учителя& Тема 5: Методы педагогического исследования. Лекции - 2 часа, практич. занятие - 2 часа. Студент - исследователь. Предмет исследований: личность, отношения в процессе воспитания и обучения, эффективность их результатов. Определения методов исследования. Методы: изучения личности, среды, определения места учителя в жизни учеников, внутригрупповых взаимодействий, приоритетных влияний, прогнозирования и т.д. Методы теоретического исследования. Экспериментальные методы. Методы других наук. Этапы исследования. Количественная обработка полученных данных. Интерпретация результатов исследований. Практическое занятие 1 . 1.Посещение (просмотр видеозаписи) урока учителя-мастера. 2.Отработка первичных умений педагогической диагностики, наблюдение, анкетирование, тестирование на предмет выявления профессиональных интересов, склонностей, направленностей, мотивации, профессионального опыта и т.д. у товарищей по группе. 3.Анализ урока с позиций проявления доминирующих показателей профессионального поведения учителя. 4.Определение поведения учителя в использовании различных подходов к воспитанию в процессе обучения. Тема 6. Базовые компоненты образования. Лекции - 4 часа, семинар - 2 часа. Понятие "базовый компонент воспитания, обучения" в контексте формирующего и гуманистического подходов. Традиционный подход к воспитанию. Проблемы: воспитательных направлений, категориального сдвига содержания воспитания и др. Методы формирующего воздействия. Классификация методов формирующего воспитания. Возможности применения в гуманистической парадигме "тормозящих и развивающих приемов педагогического воздействия". Понятие о коллективе как о средстве формирования личности. Традиционный подход к обучению. Проблемы передаточной дидактики. Содержание обучения как система привносимых знаний. Классификация передаточных методов обучения. Результативность традиционного подхода к базовому компоненту образования. Семинар 5. Темы для обсуждения: 1.Базовый компонент: основа исполнительства или творчества. 2.Проблемы содержания и методов воспитания. 3.Традиция и смысл в методах и приемах педагогического воздействия. 4.Методы обучения: передача знаний или формирование опыта познания. Тема 7: Культура труда будущего учителя. Практич. занятия - 2 часа. Гигиена умственного труда: правила сохранения и повышения умственной работоспособности, техника личной работы; научная организация труда студента педагогического вуза, культура работы с источниками, простое и сложное планирование. Развитие памяти. Предварительное знакомство с методологической культурой учителя. Выработка начальных умений самоорганизации учебных навыков.Экзаменационная сессия. Подготовка рефератов и курсовых работ. Практическое занятие 2. 1.Отработка умений научной организации труда студента: конспектирование, аннотирование, реферирование, сноски, организация выполнения курсовой работы. 2.Упражнения по развитию памяти. Тема 8: Педагогическое общение. Лекции - 2 часа, практич. занятия - 2 часа. Сущность педагогического общения - речевое воздействие и взаимодействие. Роль монолога и диалога во взаимодействии с учащимися. Трудности педагогического общения: незнание партнеров, волнение, скованность, изменение целей, непривычность, отсутствие контакта. Причины: приоритет монолога, непререкаемость, подавление инициативы учащихся, регламентация дисциплины, морализаторство, ущемление амбиций и достоинства. Система педагогического общения: моделирование отношений, коммуникативная атака, способы управления общением, анализ позиций и ролей партнеров в общении, стили общения, конфликты в общении. Преодоление трудностей: распознавание стилей общения (авторитарный, либеральный, псевдодемократический, лженоваторский, демократический); создание фона доброжелательности, взаимопонимания; управление своим состоянием, восприятие ученика как партнера; знакомство с умениями "мы-ты-я - менеджмента". Практическое занятие 3. 1.Определение педагогических стилей, объяснение возможных причин их возникновения (по результатам анализа урока). 2.Составление и проигрывание ситуаций с различными стилями педагогического общения. 3.Предложения студентов и обсуждение вариантов преодоления негативных стилей педагогического общения. Тема 9: Педагогическое творчество. Лекции - 2 часа, практич. занятия - 2 часа. Педагогическое творчество - результат деятельности самоорганизуемого педагогического сознания, как профессиональная функция учителя. Функции педагогического мышления: осмысление, переосмысление, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, конструирование педагогических проектов. Специфика педагогического творчества как деятельности по преодолению противоречий. Критерии: отказ от стереотипов и шаблонов, снятие противоположностей в пользу жизнеспособного компромисса, отказ от передачи готового, чужого опыта, творчество как открытие неизвестного, умение видеть проблемы, привносить в их решение собственную позицию, независимость суждений, риск, критический взгляд на "постулаты", смелость воображения, юмор. Творческий процесс: выделение проблемы, постановка задачи, проектирование решения, анализ и т.д. Практическое занятие 4. 1.Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству. 2.Соотношение увиденного с личностными представлениями об этапах творческого процесса. 3.Предложение своих вариантов решения конфликтных ситуаций и проблем. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др.Педагогика: Учеб.пособие. - М.; Школа-пресс, 1997. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ 1. Введение в специальность: Учеб. пособие/ Под ред. Л.И.Рувинского. - М.: Просвещение, 1988.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ" Всего: 74 часа: 50 лекционных, 24 семинарских. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Базовый курс, формирующий специфическую культуру педагогического мышления. Основная идеология: развитие заложенных в курсе "Введение в педагогическую профессию" оценочно-аналитических умений рефлексивной деятельности на основе сопоставительного рассмотрения современных формирующих и развивающих образовательных теорий и систем. Формирование методологической культуры учителя посредством реализации концепции подготовки студентов к самоорганизуемой личностно ориентированной педагогической деятельности. Задачи курса: 1. Знание и понимание терминов: конформная личность; творческая личность; свободная творческая личность; гражданская позиция; социализация личности; роль и значение в образовании педагогических теорий и систем: коллективистского воспитания, формирующего образования, коммунарского воспитания, личностно ориентированного образования, личностной культурологии образования, педагогической поддержки, самоорганизуемого воспитания, аксиологии в образовании, самоорганизации жизненного самоопределения; распознавание причин кризиса образования; феноменология в педагогике; методологических особенностей гуманистического и материалистического системообразования, бинарной и тринитарной методологии; философско-педагогические аспекты целеполагания в образовании; синергетика в образовании; знаниевая и развивающая парадигмы; нравственная проблематика содержания воспитания; ориентировочное содержание моделей воспитания; новаторские технологии и репродуктивные методы обучения; стратегические и тактические принципы построения образовательных систем и авторских тезнологий; гуманистические условия моделирования отношений воспитательного взаимодействия; основы самоорганизуемой воспитательной деятельности; ценностный подход к воспитанию; педагогические аспекты синергетических принципов самоорганизующихся систем; методологическая культура учителя, как организатора педагогической поддержки учащихся; 2. Овладение умениями: проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; знанием и пониманием феноменологии методологии педагогики; распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; уметь моделировать условия воспитания творческой личности; применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, профессионального самоопределения учащихся; уметь критически переосмысливать ценности традиционного образования для самостоятельного построения собственных смыслов альтернативных педагогических подходов; владеть умениями, проявляющими второй и третий уровни сформированности методологической культуры учителя - критериально-содержательные: умения смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культуросообразных и гуманных смыслов педагогической деятельности и т.д.; конструктивно-содержательные: умения целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу личностной самоорганизации. Обоснование структуры учебной дисциплины Курс продолжает развитие логики понимания и принятия учебного материала в парадигме личностно ориентированного образования. Начальная деятельность личностных структур сознания, инициированная в курсе "Введение в педагогику", преобразуется в мотивированное принятие педагогических решений. Формирование готовности к самоорганизуемой воспитательной деятельности происходит в процессе изучения данной дисциплины, как продвижение умений преодолевать противоречия в содержании традиционного образования к умениям перестраивать имеющиеся знания на основе "дискредитации прежних смыслов". На основании этого умения развиваются способности к построению собственной педагогической картины, с определением своего места в ней, как творческого учителя. Результатом овладения целостным комплексом теоретических умений становится разработка собственных учебно-воспитательных сценариев по созданию условий, востребующих самоорганизационные начала личности. Сценарии апробируются на педагогической практике. Практические умения - преобразование условий в средства самоорганизуемого воспитания - формируется в процессе изучения дисциплины "Педагогическая технология". 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Тема 1.Стратегия и методология построения педагогических систем. Методология педагогической науки. Бинарная и тринитарная методология. Системный, личностный, деятельностный подходы. Формирующая система и теории развития. Проблема воспитания творческой личности в противоречии формирующему подходу. Проблематика целеполагания. Целостность педагогического процесса. Методологическая культура личностной ориентации. Закономерности и принципы различных педагогических систем и теорий. Воспитание как система и противоречия систем воспитания. Тема 2. Кризис современной педагогики и пути его преодоления. Методологические основы кризиса образования. Философия материализма и методология образования. Кризис образования как показатель методологической недостаточности. Кризисные особенности национального образования. Структурно-системные особенности кризиса. Содержательно-методологические особенности. Имплицитная теория воспитания.Неявные ориентиры этнопедагогики. Концепция этногенеза и педагогическая традиция. Этнохарактерологические особенности и этнопедагогическая специфика образовательного пространства региона. Методологические особенности гуманистической философии образования. Истоки гуманистической альтернативы. Стратегии педагогической деятельности. Гуманистические стратегии преодоления кризиса. Зарубежные гуманистические теории образования. Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования. Идеологические, философские, гносеологические и т.д. функции методологии, их влияние на состояние образования.Приоритетные ценности исследований и организации единого образовательного пространства. Тема 3. Парадоксы педагогических традиций и авторские воспитательные системы. Значение и смысл педагогических традиций. Традиции педагогических систем. Неявные традиции этноса и педагогическая мифология. Феномен традиции коллективистского воспитания. Парадоксы принципов коллективизма.Специфика и проблематика отечественных авторских систем. Системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. Педагогическое новаторство и наука. Система педагогического сотрудничества. Феноменология парадоксальности авторских педагогических систем советского и постсоветского периодов. Общие проблемы педагогического творчества. Тема 4. Современные подходы к образованию личности. Парадигмальный подход к образованию. Стратегии педагогической деятельности. Типы воспитательных систем: воспитание, основанное на трансцедентных ценностях; воспитание, основанное на социоцентрических ценностях; воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. Культуросберегающая и практическая функции образования. Общие парадигмы образования: Традиционалистская, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), эзотерическая. Частные парадигмы образования. Личностно-развивающее обучение. Системы развивающего обучения Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Современные концепции личностного образования. Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов). Дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В.Сериков). Проективная модель личностно ориентированного обучения Н.И.Алексеева. Парадоксы современных подходов к образованию личности. Тема 5. Концепции и системы педагогики личности Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман). Педагогическая поддержка как новая культура воспитания. Педагогика свободы и педагогика необходимости. Ученик как индивидуальная действительность. Социализация и индивидуализация воспитания. Свободоспособность. Культурное и нравственное взаимодействие учителя и учеников. Система педагогической поддержки личности. Тема 6. Феноменология воспитательных систем. Педагогические ценности феноменологии. Новые ценности образования. Феноменология как метод гуманистического познания. Истоки самоорганизации сознания. Феноменология в педагогике. Ценностные точки нравственной опоры. Общие и личностные ценности. "Ценностная лестница потребностей" А.Маслоу. Феноменологическое определение "правильности" воспитания. Педагогические принципы и методы феноменологии. Феноменологические ориентиры воспитания. Тема 7. Национальные особенности аксиологии Философские основания российской духовности. Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Л.М. Лопатин, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев, С.Л. Франк и др. о содержании ценностей воспитания. Российские особенности ценностей воспитания. Нравственный характер самоорганизации в России.Ценностные парадоксы образовательной ментальности. Разночтения ценностей национального самосознания. Феномен российской неадаптивной активности. Тема 8. Педагогическая синергетика. Неклассическая наука и педагогика. Синергетические условия педагогической самоорганизации. Основные признаки закрытого и открытого образования. Синергетический потенциал кризиса образования. Синергетические образы учителя и ученика. Национальные приоритеты самоорганизации сознания. Синергетическая взаимосвязь консервативности и инновационности образования. Российский феномен "педагогического новаторства" как опыт стихийной самоорганизации. Синергетические ориентиры воспитания. Открытость учебно-воспитательной информации. Включение "обыденных" пониманий (экспертных оснований, приписываемых значений). Нравственная, культурная, религиозная, политическая и др. самоидентификация. Нравственность убеждающей коммуникации. Неявная педагогическая этнокультура.Социогенетическая нераскаянность.Диалогичность содержания образования. Регулирующее воспитательную практику содержание учебного материала . Кумулятивный эффект образования. Тема 9. Творческие принципы самоорганизации
Тема 10. Содержание самоорганизуемого воспитания. Стратегии обновления содержания воспитания. Феномен и парадоксы категории "содержание". Гуманистические смыслы содержания воспитания. Актуальные проблемы содержания воспитания. Научные основы реорганизации содержания образования. Приведение содержания образования в соответствие с социально-демократическими изменениями в обществе.Приведение содержания образования в соответствие с уровнем научно-технического прогресса. Перевод содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов ценностных ориентаций. Перевод содержания с эмпирической основы на концептуальную. Структурно-вариативная организация содержания образования. Тактические особенности разработки содержания воспитания. Тема 11. Содержание моделей самоорганизуемого воспитания и условия их реализации. Модели научения и воспроизведения. Модель разностороннего и гармоничного развития личности. Модели коллективиста, патриота, защитника, труженика, семьянина и т.п. Модели межличностных и групповых отношений в совместной деятельности образования. Модели эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в системе "педагог-учащийся". Ценностно-ориентационное единство. Неявные соблазны содержательных ориентиров советских моделей воспитания. Феномен мифологизации содержания моделей воспитания. Зарубежный опыт моделирования личности. Психоаналитические, когнитивные, культурологические, гуманистические, смыслооринтированные, потребностные, мотивационные и т.п. модели воспитания. Феноменология заданного и порожденного смысла. Нейролингвистическое программирование в педагогике. Синергетические особенности педагогического моделирования. Ориентация моделирования на внутренние источники и механизмы самоорганизации личности. Моделирование воспитательных систем с ориентацией на принцип. Тема 12. Технологические основы самоорганизуемого воспитания Адаптационная и "терапевтическая" педагогические системы. Адаптация и мимикрия. Индивидуальная и групповая социализация. Анатомия лидерства, внешняя и внутренняя социализация. Использование элементов психотерапевтических подходов к социализации личности в моделировании воспитательных отношений с учащимися. Методологический поиск как основа эффективности авторской системы. Методологические регулятивы построения авторских систем. Система средств педагогической поддержки самоорганизуемого поведения. Коллектив и группа. Терапия группы. Группы внешней и внутренней социализации. Алгоритмы самоорганизации. Программы диагностики и ценностных переориентаций. Программы самоорганизации рефлексии. Тема 13. Традиционные дидактические теории и системы Проблема целеполагания в дидактике. Содержание обучения (проблемы и перспективы). Система принципов в репродуктивной дидактике. Традиционный подход к формированию мотивации учения в современной дидактике. Сравнительный анализ принципов и методов передаточной (формирующей) и развивающей дидактики. Современные классификации методов обучения (формирующий подход). Развивающие (на традиционной основе) технологии обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Особенности обучения по системе Л.В. Занкова.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Феномен личностно-развивающей системы обучения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |