БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Из каждых трех заболевших детей, которым необходима медицинская помощь, у двоих наблюдаются болезни, связанные с поражением органов дыхания. Такой высокий уровень заболеваемости обусловлен анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, функциональной незрелостью их защитных механизмов, влиянием неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорированием эффективных методов закаливания и др. В связи с этим работникам дошкольных учреждений необходимо иметь представления об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания с целью их предупреждения и своевременного выявления. При этом следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений целого ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОВРИ, корь, краснуха, дифтерия). Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония). Острый бронхит Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Это одно из частых заболеваний органов дыхания. Предрасполагающими факторами являются климато-погодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, резкий контраст температур, излишне сухой воздух, загрязненный и запыленный воздух городов, очаговые инфекции носоглотки, нарушение носового дыхания и др. По происхождению различают бронхиты: Ø инфекционные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные; Ø обусловленные физическими и химическими вредными факторами; Ø смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов); Ø неуточненной природы. Острые бронхиты различают по уровню поражения: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением бронхов среднего калибра; 3) бронхолиты. Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. Существуют разные сроки течения острого бронхита: 1) остротекущий (не более 2 недель); 2) затяжной (до месяца и более); 3) рецидивирующий (до 3 и более раз в течение года). Предрасполагающие факторы: охлаждение или резкое перегревание, загрязненный воздух, пассивное курение. Симптомы острого бронхита проявляются в зависимости от происхождения заболевания, характера, степени выраженности поражения слизистой оболочки бронхиального дерева, интоксикации и дыхательной недостаточности, темпов развития болезни. Развитие острого бронхита может происходить в течение нескольких часов, а также нескольких дней, что обычно и наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного заболевания. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние. Одновременно с симптомами бронхита могут появиться и другие признаки острого респираторного заболевания: насморк, боли в горле при глотании, осиплость голоса, а также боли за грудиной и между лопаток. Основным симптомом, определяющим развитие острого бронхита, является стойкий первоначальный сухой кашель, который появляется с самого начала и держится в течение всей болезни, исчезая последним при выздоровлении ребенка. При присоединении поражения гортани кашель приобретает оттенок лающего. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Развитие одышки, как правило, говорит о поражении мелких бронхов, что приводит к более тяжелому течению заболевания. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы. При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания врачами назначаются медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. При острых бронхитах для облегчения общего самочувствия, снятия неприятных ощущений в области трахеи, для обильного потоотделения назначаются горчичники на область грудины, паровые ингаляции, потогонные и грудные сборы. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, из сухой малины, теплые щелочные минеральные воды. В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная и звуковая гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами. Детей рекомендуется направлять в загородные и специализированные климатические санатории. Острая пневмония Пневмония (греч. рneumon – легкое; син.: воспаление легких) – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания. Заболеваемость пневмониями составляет около 15-20 на 1000 детей первого года жизни и около 5-6 на 1000 детей старше 3 лет. Борьба с острой пневмонией является первоочередной задачей органов здравоохранения, так как до сих пор существуют случаи летального исхода от этого заболевания. Острая пневмония у детей развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются тяжелая перинатальная патология (внутриутробная гипоксия, родовая травма, и др.), аспирационный синдром, гипотрофия, врожденные пороки сердца, пороки развития легкого, различные наследственные иммунодефициты, гиповитаминозы. У детей школьного возраста основными предрасполагающими факторами являются хронические очаги инфекции в ЛОР-органах, рецидивирующие и хронические бронхиты, курение (даже пассивное). Острую пневмонию в современной классификации разделяют по типу, тяжести и течению заболевания. По типу острые пневмонии различают как очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая единица легкого), интерстициальные. По тяжести выделяют 3 формы: легкая, средней тяжести и тяжелая. Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (могут развиваться судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких. Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Как правило, это дети с признаками незрелости организма и легких, у них возникают рецидивы и в более старшем возрасте, течение пневмонии характеризуется большей тяжестью и длительностью. Дети, относящиеся к группе внимания, нуждаются в нормальной среде, условиях воспитания, рациональном вскармливании, закаливающих мероприятиях. Дети группы повышенного риска нуждаются в своевременном лечении заболеваний (рахит, экссудативный диатез, гипотрофия, анемия, врожденные и наследственные заболевания, частые острые респираторные заболевания). Важно отметить, что у детей с гипотрофией, рахитом и экссудативным диатезом пневмонии протекают обычно тяжело и смертность от них бывает чаще. Пневмония обычно начинается на 3—5-й день острого респираторно-вирусного заболевания. У больного еще отмечаются выраженные катаральные явления верхних дыхательных путей. В этот период изменяется поведение ребенка (отмечается повышенная возбудимость). Повышается температура, появляется одышка, цианоз (синюшность) носогубного треугольника, у детей раннего возраста иногда возникает пена у рта. Все эти проявления говорят о возможности развития пневмонии. Появляется также кашель, частое поверхностное напряженное дыхание, раздуваются крылья носа, втягиваются уступчивые места грудной клетки, возникают хрипы на фоне жесткого или ослабленного дыхания. Окончательное подтверждение диагноза дает рентгенологическое исследование, а также результаты в первые дни болезни лабораторных, биохимических и бактериологических исследований. Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. На дому можно лечить больных с легкой и среднетяжелой формами пневмонии. Врач доверяет лечение ребенка семье только тогда, когда есть уверенность в четком выполнении всех его рекомендаций. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого значительно зависит эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни. Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя заметить первые признаки заболевания у ребенка и как можно скорее организовать ему врачебную помощь. Неполноценное и запоздалое лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к ее затяжному характеру и к развитию хронической формы. При лечении острой пневмонии важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления санитарно-курортное лечение. Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель. Для полного выздоровления этим детям необходимы дополнительные оздоровительные мероприятия. Рекомендуется массаж грудной клетки или общий массаж, который улучшает функцию дыхания, лимфо- и кровообращение, процессы обмена, сердечную деятельность, повышает тонус ребенка. Полезны гимнастические упражнения, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры. Необходимо полноценное питание и постепенное увеличение пребывания детей на воздухе. Одновременно назначается лечение хронических очагов инфекции (аденоидита, отита, тонзиллита, синусита и др.). Рекомендуется и санаторное лечение.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |