Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ



2015-11-07 1578 Обсуждений (0)
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Заболевания органов дыхания у детей раннего и до­школьного возраста занимают одно из ведущих мест в струк­туре общей заболеваемости.

Из каждых трех заболевших детей, которым необходима медицинская помощь, у двоих наблюдаются болезни, свя­занные с поражением органов дыхания. Такой высокий уро­вень заболеваемости обусловлен анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, функциональной не­зрелостью их защитных механизмов, влиянием неблагопри­ятных изменений в экологической обстановке, несоблюде­нием гигиенических требований к воздушному и темпера­турному режиму, игнорированием эффективных методов закаливания и др. В связи с этим работникам дошкольных учреждений необходимо иметь представления об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний орга­нов дыхания с целью их предупреждения и своевременного выявления. При этом следует учитывать, что некоторые за­болевания органов дыхания относятся к числу первых про­явлений целого ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОВРИ, корь, краснуха, дифтерия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).

Острый бронхит

Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Это одно из частых заболеваний органов дыхания. Предрасполагаю­щими факторами являются климато-погодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, рез­кий контраст температур, излишне сухой воздух, загряз­ненный и запыленный воздух городов, очаговые инфек­ции носоглотки, нарушение носового дыхания и др.

По происхождению различают бронхиты:

Ø инфекци­онные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные;

Ø обусловленные физическими и химическими вредными факторами;

Ø смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов);

Ø неуточненной природы.

Острые бронхиты различают по уровню пораже­ния: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением брон­хов среднего калибра; 3) бронхолиты.

Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. Существуют разные сро­ки течения острого бронхита: 1) остротекущий (не более 2 недель); 2) затяжной (до месяца и более); 3) рецидивирующий (до 3 и более раз в течение года).

Предрасполагающие факторы: охлаждение или резкое перегревание, загрязненный воздух, пассивное курение.

Симптомы острого бронхита проявляются в зависимо­сти от происхождения заболевания, характера, степени вы­раженности поражения слизистой оболочки бронхиаль­ного дерева, интоксикации и дыхательной недостаточно­сти, темпов развития болезни. Развитие острого бронхита может происходить в течение нескольких часов, а также нескольких дней, что обычно и наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного за­болевания.

При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, разви­вается слабость, появляются озноб и лихорадочное состоя­ние.

Одновременно с симптомами бронхита могут появиться и другие признаки острого респираторного заболевания: насморк, боли в горле при глотании, осиплость голоса, а также боли за грудиной и между лопаток. Основным симп­томом, определяющим развитие острого бронхита, являет­ся стойкий первоначальный сухой кашель, который появ­ляется с самого начала и держится в течение всей болезни, исчезая последним при выздоровлении ребенка. При при­соединении поражения гортани кашель приобретает отте­нок лающего. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вслед­ствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Развитие одышки, как правило, говорит о поражении мелких бронхов, что приводит к более тяжело­му течению заболевания. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верх­ней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клет­ки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения ост­рой пневмонией больного целесообразно госпитализиро­вать. В зависимости от происхождения заболевания врача­ми назначаются медикаментозные средства: жаропонижа­ющие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. При острых бронхитах для об­легчения общего самочувствия, снятия неприятных ощу­щений в области трахеи, для обильного потоотделения на­значаются горчичники на область грудины, паровые инга­ляции, потогонные и грудные сборы. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, ме­дом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, из су­хой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная и звуковая гимнастика и общее облучение ультрафиолето­выми лучами. Детей рекомендуется направлять в загород­ные и специализированные климатические санатории.

Острая пневмония

Пневмония (греч. рneumon – легкое; син.: воспаление легких) – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания. Заболеваемость пневмониями составляет около 15-20 на 1000 детей первого года жизни и около 5-6 на 1000 детей старше 3 лет. Борьба с острой пневмонией является первоочередной задачей органов здравоохранения, так как до сих пор су­ществуют случаи летального исхода от этого заболевания.

Острая пневмония у детей развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в боль­шинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхож­дение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.

Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются тяжелая перинатальная патология (внутриутробная гипоксия, родовая травма, и др.), аспирационный синдром, гипотрофия, врожденные пороки сердца, пороки развития легкого, различные наследственные иммунодефициты, гиповитаминозы. У детей школьного возраста основными предрасполагающими факторами являются хронические очаги инфекции в ЛОР-органах, рецидивирующие и хронические бронхиты, курение (даже пассивное).

Острую пневмонию в современной классификации раз­деляют по типу, тяжести и течению заболевания. По типу острые пневмонии различают как очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая еди­ница легкого), интерстициальные. По тяжести выделяют 3 формы: легкая, средней тяжести и тяжелая. Течение болез­ни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с ослож­нениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосуди­стой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (мо­гут развиваться судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем.

Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких.

Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Как правило, это дети с признаками незрелости организма и легких, у них возни­кают рецидивы и в более старшем возрасте, течение пнев­монии характеризуется большей тяжестью и длительнос­тью. Дети, относящиеся к группе внимания, нуждаются в нормальной среде, условиях воспитания, рациональном вскармливании, закаливающих мероприятиях. Дети груп­пы повышенного риска нуждаются в своевременном лече­нии заболеваний (рахит, экссудативный диатез, гипотро­фия, анемия, врожденные и наследственные заболевания, частые острые респираторные заболевания). Важно отметить, что у детей с гипотрофией, рахитом и экссудативным диатезом пневмонии протекают обычно тяжело и смертность от них бывает чаще.

Пневмония обычно начинается на 3—5-й день остро­го респираторно-вирусного заболевания. У больного еще отмечаются выраженные катаральные явления верхних дыхательных путей. В этот период изменяется поведе­ние ребенка (отмечается повышенная возбудимость). По­вышается температура, появляется одышка, цианоз (синюшность) носогубного треугольника, у детей раннего возраста иногда возникает пена у рта. Все эти проявле­ния говорят о возможности развития пневмонии. Появ­ляется также кашель, частое поверхностное напряжен­ное дыхание, раздуваются крылья носа, втягиваются ус­тупчивые места грудной клетки, возникают хрипы на фоне жесткого или ослабленного дыхания. Окончатель­ное подтверждение диагноза дает рентгенологическое исследование, а также результаты в первые дни болезни лабораторных, биохимических и бактериологических исследований.

Как правило, детей с острой пневмонией госпитализи­руют. На дому можно лечить больных с легкой и среднетяжелой формами пневмонии. Врач доверяет лечение ребен­ка семье только тогда, когда есть уверенность в четком выполнении всех его рекомендаций. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого значительно за­висит эффективность последующего лечения и дальней­шее течение болезни.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя за­метить первые признаки заболевания у ребенка и как мож­но скорее организовать ему врачебную помощь. Неполно­ценное и запоздалое лечение больных даже с легкой степе­нью течения болезни может привести к ее затяжному характеру и к развитию хронической формы.

При лечении острой пневмонии важно правильно выб­рать лечебный режим, рациональное питание, лекарствен­ную терапию, физиотерапию и в период восстановления санитарно-курортное лечение.

Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утом­ляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблю­дается кашель. Для полного выздоровления этим детям необходимы до­полнительные оздоровительные мероприятия. Рекоменду­ется массаж грудной клетки или общий массаж, который улучшает функцию дыхания, лимфо- и кровообращение, процессы обмена, сердечную деятельность, повышает тонус ребенка. Полезны гимнастические упражнения, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры. Необходимо полноценное питание и постепенное увеличение пребыва­ния детей на воздухе. Одновременно назначается лечение хронических очагов инфекции (аденоидита, отита, тон­зиллита, синусита и др.). Рекомендуется и санаторное ле­чение.



2015-11-07 1578 Обсуждений (0)
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)