Профилактика заболеваний органов дыхания
Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических мероприятий и медицинского образования населения по воспитанию здорового образа жизни ребенка. Прежде всего – это стимуляция неспецифических защитных свойств организма, сезонное облучение ультрафиолетовыми лучами, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей, как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой. В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела ребенка как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Благоприятно воздействуют на организм прогулки в зеленой зоне города (в парке, сквере). Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Лечебная физкультура должна содержать комплекс упражнений с преимущественным воздействием на мускулатуру, участвующую в акте дыхания. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как они способствуют задержанию попавшей инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозных зубов, холециститов и других очагов инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями). Из общих гигиенических мероприятий, укрепляющих организм ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды и расширяющих его адаптационные возможности, важно подчеркнуть обязательное соблюдение режима дня: достаточное пребывание на воздухе, сон необходимой по возрасту продолжительности, полноценное режимное питание. Воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений необходимо вести постоянную разъяснительную работу с родителями по всем перечисленным выше вопросам. . ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Распространенность гастроэнтерологических заболеваний в возрасте от 0 до 14 лет составляет 79,3 на 1000 детей с подъемом в 5-6 лет и 9-12 лет и максимальным пиком в возрасте 6 лет. Функциональное расстройство желудка Функциональное расстройство желудка (ФРЖ) является самостоятельным заболеванием или ранней стадией хронического гастродуоденита и язвенной болезни. В основе ФРЖ лежат: 1. Алиментарные причины: нарушения режима питания (длительные голодные паузы и обильный прием пищи), еда всухомятку, плохое пережевывание пищи, употребление острой, раздражающей и сокогонной пищи, прием (при наличии пищевой аллергии) продуктов, являющихся аллергенами. 2. Заболевания органов пищеварения (панкреатит, холецистит, гепатит, хроническая дизентерия, глистная инвазия и пр.) или других внутренних органов (органов дыхания, мочеотделения, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, а также функциональные или органические заболевания ЦНС). Дети жалуются на неопределенные разлитые боли в животе или эпигастральной области. Боли возникают в связи с приемом пищи или независимо от нее, иногда в связи с волнением или физической нагрузкой. Боли могут быть схваткообразными (при нервно-психическом напряжении) или ноющими (при интоксикации, приеме острой пищи), сопровождаются чувством распирания, тяжести в эпигастральной области. При приеме большого объема пищи (особенно непривычной, но вполне доброкачественной), спустя несколько часов, появляется чувство тяжести в подложечной области или боли в животе. Возникает обильная рвота, приносящая облегчение, боль исчезает. Лечение. Необходимо устранить причину, вызвавшую ФРЖ. При приеме большого объема пищи, сопровождающегося обильной рвотой, следует промыть желудок теплой водой. При пищевой аллергии – немедленно исключить из питания пищевой аллерген, промыть желудок, дать солевое слабительное, антигистаминные препараты, симптоматические средства. Профилактика– соблюдение режима питания, лечение заболеваний органов пищеварения. Острый гастрит Острый гастрит – это острое воспаление слизистой оболочки желудка неинфекционной этиологии. К основным причинам острого гастрита неинфекционной этиологии следует отнести различные нарушения в приеме пищи: перегрузку желудка большим объемом непривычной, но вполне доброкачественной пищи, употребление большого количества незрелых ягод, яблок и других фруктов, копченостей, обильный прием очень холодной (мороженое) или горячей пищи. Вследствие перераздражения интерорецепторов желудка неадекватными пищевыми раздражителями наступает усиление секреции, спазм привратника и рвота. В случае отсутствия рвоты задержавшаяся пища подвергается брожению и гниению с образованием молочной, уксусной, масляной и других кислот и сероводорода. Иногда острый гастрит возникает вследствие приема некоторых лекарственных препаратов (аспирина, цитостатиков и др.) или повторного поступления в организм пищевых аллергенов. Это сопровождается резким усилением секреции желудочного сока. Клиника. Спустя несколько часов после приема пищи (обычно ночью после нарушения пищевого режима в течение дня) ребенок просыпается от чувства тяжести в подложечной области или боли в животе. Возникает обильная рвота. Рвотные массы обычно кислые с остатками непереваренной пищи. В случае повторной рвоты примешивается желчь, и дети жалуются на горький вкус во рту. Общее состояние страдает незначительно или не нарушается совсем. После рвоты наступает, как правило, облегчение, все явления стихают, боль в животе затихает и ребенок засыпает. В последующие 1-3 дня отмечается вялость, недомогание, пониженный аппетит, отрыжка, обложенный язык, иногда неустойчивый стул. При правильно проведенном лечении заболевание через 1-3 дня заканчивается выздоровлением. Профилактика – устранение причин – правильный режим питания. Хронический гастрит Хронический гастрит – заболевание, характеризующееся хроническим воспалительным процессом слизистой оболочки желудка и постепенным развитием атрофии желудочных желез. Причины те же, что и при остром гастрите. Кроме этих причин имеют значение генетические факторы: наследственно обусловленная гиперхлоридгидрия (повышенная кислотность), пониженная резистентность слизистой оболочки к повреждающим воздействиям. Под влиянием экзогенных факторов происходит механическое (термическое или химическое) повреждение слизистой оболочки желудка. Дети жалуются на слабость, быструю утомляемость, головную боль, иногда на головокружение, снижение аппетита. Ведущими симптомами являются боль и тошнота по утрам или после приема пищи. Боли возникают во время еды или сразу после нее, при ходьбе, при беге и в положении стоя. В дальнейшем у части больных антральным гастритом возникает дуоденальная или пилорическая язва, у других прогрессирует гастрит с постепенным снижением желудочной секреции. Лечение проводится только по назначению и под контролем врача. Профилактика– правильный режим питания. Язвенная болезнь Язвенная болезнь – хроническое рецидивирующее заболевание, протекающее с формированием язвы в желудке и/или в двенадцатиперстной кишке. Распространенность этого заболевания среди детей и подростков колеблется от 0,7 до 6,2%. Заболеваемость встречается во всех возрастах с пиком у школьников 8-12 лет и составляет среди других гастроэнтерологических заболеваний у детей этого возраста 6-7%. Развитию язвенной болезни нередко предшествуют различные предъязвенные состояния. К основным причинам относятся: 1. Нарушения в питании: поспешность в приеме пиши, еда всухомятку, грубые нарушения количественного и качественного характера (острая раздражающая пища, большой ее объем, очень высокая или низкая температура пищи, питья; беспорядочное питание с большими интервалами); 2. Лямблиоз, вызывающий явления дуоденита, при котором нарушения нервно-рефлекторного характера ведут к дистрофическим и деструктивным изменениям в слизистой оболочке; 3. Хронические очаги инфекции и интоксикации и другие заболевания желудочно-кишечного тракта или других органов и систем; 4. Прием некоторых лекарственных веществ (ацетилсалициловая кислота, анальгин, сульфаниламидные препараты, глюкокортикоиды и др.); 5. Высказывается предположение о наследственной и аллергической природе или аллергическом компоненте в генезе язвенной болезни; 6. В последние годы дискутируется вопрос о роли кампилобактер в развитии язвенной болезни. Данный микроорганизм, обладая способностью к адгезии на эпителий слизистой желудка, особенно в антральном отделе (где слизь щелочной реакции), вызывает в нем нарушение секреции слизи (и возможно, ее качества), инфильтрацию слизистой и ее воспаление. Создаются условия для агрессии желудочного сока к практически обнаженной слизистой оболочке, возникает некроз и образование язвы. 7. Центральное место в развитии язвенной болезни занимают нарушения физиологических взаимоотношений коры и подкорковых образований, срыв кортиковисцеральных механизмов при длительном психоэмоциональном перенапряжении (большая школьная нагрузка, конфликты в семье и в школе).
При локализации язвы в области дна и тела желудка отмечается функциональная недостаточность желудочных желез. При локализации язвы в пилородуоденальном отделе все специфические функции слизистой оболочки обычно значительно повышены. У детей язвы чаще локализуются в двенадцатиперстной кишке (в 6-12 раз чаще, чем в желудке). Возможно сочетание язвы желудка с язвой двенадцатиперстной кишки, а также с эрозивным дуоденитом. У детей раннего возраста заболевание протекает атипично. Чем моложе ребенок, тем менее специфичны жалобы. В старшем возрасте симптоматика сходна с таковой у взрослых, но более стертая. В большинстве случаев отсутствует характерный язвенный анамнез, что объясняется тем, что дети быстро забывают боли, не умеют их дифференцировать, не могут указать их локализацию, причину, их вызвавшую. Нередко заболевание расценивается длительное время, как дискинезия желчных путей, хронический гастрит и др. Ведущей жалобой является боль, которая вначале носит неопределенный характер. Нередко она локализуется в области эпигастрии, пупка, иногда разлитая по всему животу. В дальнейшем боль становится постоянной, более интенсивной, принимает ночной и «голодный» характер. Диспепсические расстройства (рвота, тошнота) у детей встречаются реже и выражены меньше, чем у взрослых. Еще реже бывает изжога, отрыжка и гиперсаливация (много слюны). С увеличение продолжительности заболевания частота диспепсических нарушений нарастает. Аппетит у большинства детей не нарушается. По мере развития язвенной болезни усиливается эмоциональная лабильность, нарушается сон вследствие значительных болевых ощущений. Отмечается склонность к запорам или неустойчивому стулу. Выявляется обложенность языка. Осложнения: перигастрит, перидуоденит, стеноз пилородуоденальной области, пенетрация («прободение») в другие органы, например, в поджелудочную железу, прободение язвы с развитием перитонита, кровотечение из язвы с летальным исходом. Профилактика. Первичная профилактика должна быть направлена на устранение причин этого заболевания: устранение погрешностей в диете и режиме питания, своевременное лечение лямблиоза и хронических очагов инфекции, профилактика психо-эмоционального напряжения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |