Цель: определить температуру тела.
Показания: невозможность определения температуры тела на коже.
Противопоказания: различные заболевания прямой кишки.
Оснащение: медицинский термометр (детский); часы; марлевые салфетки;
лоток с дезраствором; температурный лист, ручка; вазелиновое масло.
Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ребенку очистительную клизму.
Техника безопасности:во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к процедуре
|
1.Объяснить маме ход процедуры
| Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре
|
2.Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
3.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С
| Обеспечение достоверности результата измерения
|
5.Смазать термометр методом полива вазелиновым маслом
| Облегчает введение термометра в прямую кишку
|
Выполнение процедуры
|
1.Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу
Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх
| Учет анатомической особенности расположения сигмовидной и прямой кишки
|
2. Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении
| Обеспечение выполнения процедуры
|
3.Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на 1/2 его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинктеры, параллельно копчику
| Учет анатомических изгибов прямой кишки
|
4.Сжать ягодицы ребенка левой рукой
| Фиксация термометра
|
5.Засечь время - 3-5 минут
| Время, необходимое для получения достоверного результата
|
6. Извлечь термометр через салфетку и определить его показания
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Завершение процедуры
|
1.Сообщить маме/ребенку результат термометрии
| Обеспечение права на информацию
|
2.Записать результат в температурный лист
| Документирование результатов исследования
Обеспечение преемственности
|
3.Помыть термометр под проточной водой с мылом
| Механическое очищение термометра
|
4. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар
| Подготовка термометра к последующему измерению
|
5. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора)
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
6. Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой
| Подготовка к последующему использованию
|
7. Поместить термометр в футляр
| Обеспечение сохранности термометра
|
8. Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение: часы или секундомер, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к процедуре
|
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения
| Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
|
2.Обеспечить спокойную обстановку
| Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса
|
3.Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
4.Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу»
| Обеспечение достоверности результата
|
Выполнение процедуры
|
1.Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии
Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами.
| Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости.
|
2.Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту
| Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный
|
3. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса
Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии - напряжение хорошее, если полностью прекращается - напряжение слабое, если пульсация не ослабевает - пульс напряженный
| Обеспечение точности оценки напряжения пульса
|
Завершение процедуры
|
1.Записать результаты исследования в температурный лист
| Документирование результатов исследования
Обеспечение преемственности
|
2. Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке.