Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 14. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция





Учебные цели:

1. Понять, что такое экономический цикл и раскрыть содержание его основных фаз.

2. Выяснить различие между циклической, фрикционной и структурной формами безработицы.

3. Выявить экономические издержки безработицы и другие отрицательные тенденции, развитие которых вызывается ее ростом.

4. Раскрыть содержание и роль закона Оукена в экономическом анализе.

5. Понять сущность инфляции и способы измерения ее уровня.

6. Выяснить различие между инфляцией спроса и инфляцией издержек производства, между непредвиденной и прогнозируемой инфляцией.

7. Понять, как влияет инфляция на реальные доходы, занятость и на динамику реального ВНП.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1.Деловой цикл его фазы.

2.Безработица и ее основные типы. Экономические издержки безработицы.

3.Инфляция ее определение и измерение. Социально – экономические последствия инфляции.

 

Контрольные вопросы:

1.Понятие делового цикла.

2.Фазы делового цикла.

3.Макроэкономическое равновесие.

4.Безработица, ее издержки.

5.Закон Оукена.

6.Типы безработицы.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Социальная политика государства.

2.Инфраструктура рынка труда Тюменского региона.

3. Региональные особенности государственного регулирования уровня занятости населения.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Экономический цикл

• Сезонные колебания

• Вековой тренд

• Фрикционная безработица

• Структурная безработица

• Циклическая безработица

• Полная занятость

• Естественный уровень безработицы

• Потенциальный объем производства

• Уровень безработицы

• Рабочая сила (самодеятельное население)

• Отставание объема ВНП

• Закон Оукена

• Инфляция

• Дефляция

• «Правило величины 70»

• Инфляция спроса

• Инфляция издержек производства

• Ожидаемая инфляция

• Непредвиденная инфляция

• Гиперинфляция

• Реальный доход

• Реальный уровень процентной ставки

 

1. Превышение на 1% текущего уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости равно отставанию реального объема ЧНП от потенциального ЧНП на 2,5%.



2. Уровень безработицы при отсутствии циклической формы безработицы.

3. Безработица, связанная с добровольной сменой наемными работниками места работы или с периодами их временного увольнения.

4. Потенциальный реальный объем ВНП минус фактический реальный объем ВНП.

5. Процентная ставка в денежном выражении с поправкой на инфляцию.

6. Все лица, которые могут и хотят работать.

7. Очень быстрый рост цен, порождающий «бегство» от денег.

8. Безработица, вызванная циклическим сжатием производства.

9. Доля рабочей силы, не занятая в каждый данный момент.

10. Повышение общего уровня цен.

11. Принцип расчета продолжительности периода, за который происходит удвоение уровня цен.

12. Безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства.

13. Рост цен, вызванный избыточным спросом при неизменном реальном объеме ВНП.

14. Количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального (денежного) дохода.

15. Снижение общего уровня цен.

16. Рост цен, вызванный ростом издержек производства.

17. Следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

18. Реальный объем производства продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов.

19. Колебания экономической конъюнктуры в течение года, не связанные с экономическим циклом, а вызванные сезонными колебаниями экономической активности.

20. Повышение цен, прогнозируемое получателем дохода. Поэтому он может принять меры для снижения (или предотвращения) негативных последствий инфляции дли его реального дохода.

21. Долговременные тенденции в развитии экономики, охватывающие 25, 50, 100 лет.

22. Занятость, составляющая менее 100% наличной рабочей силы, предполагающая фрикционную и структурную формы безработицы.

23. Повышение цен, негативное воздействие которого на реальный доход не может быть ослаблено из-за отсутствия заранее принятых для этого мер со стороны получателя дохода или государства.

 

Вопросы и учебные задания.

1.Экономические циклы Кондратьева обусловлены периодичностью

а) в сфере технических изобретений и открытий

б) жизненных циклов товаров

в) обновления жилищ и некоторых производственных сооружений

г) массового обновления основного капитала

2.Одной из причин существования естественного уровня безработицы является

а) наличие системы страхования по безработице

б) развитая инфраструктура рынка труда

в) отсутствие структурных изменений в экономике

г) сокращение доли молодежи в составе рабочей силы

3.Инженер, ищущий работу менеджера по продажам, относится к категории ________________ безработных.

а) структурных

б) фрикционных

в) циклических

г) скрытых

4.Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 25%. Номинальная ставка процента равна 35%. Реальная ставка процента в этих условиях

а) 8%

б) 10%

в)22,2%

г) 60%

5.Фаза экономического цикла, характеризующаяся сокращением безработицы, ростом заработной платы и ростом инвестиций, называется

а) оживлением

б) депрессией

в) кризисом

г) подъемом

 

6.В результате предпринятых антикризисных мер ежемесячный уровень инфляции в стране в отчетном периоде снизился на 2% относительно прошлого года, когда он был равен 14%. Годовой уровень инфляции в отчетном периоде составил

а) 290%

б) 1344%

в) 390%

г)12%

7.Уровень инфляции за год составил 18,1% . Соответственно в первом квартале 2%, во втором 5%, в третьем 6%, в четвертом

а) 4%

б) 5,1%

в) 4,5%

г) 15.9%

8.Индекс цен в базовом году составил 1,12, в отчетном -1,14. На основании этого можно утверждать, что уровень инфляции в отчетном году составил

а)1,79%

б) 27,68%

в) 13%

г) 101,8%

9.Если индекс потребительских цен в 1995 г. Составил 200%, а в 1996 г 300%. то темп инфляции равен:

а) 50%

б) 300%

в) 100%

г) 200%

10.Если фактический уровень безработицы составляет 8%, естественный уровень безработицы 6%. Потери ВВП при значении коэффициента Оукена 2,5 составят

а) 2,5%

б) 4,8%

в)2%

г) 5%

11.Студент очной формы, ведущий поиски работы, относится к категории

а) не входящих в рабочую силу

б) занятых

в) безработных

г) нетрудоспособного населения

12.Концепцию «длинных волн конъюнктуры» разработал

а) Н. Кондратьев

б) К. Маркс

в) Э. Тоффлер

г)Э. Хансен

13.Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы.

б) структурной формой безработицы

в) циклической формой безработицы

г) перманентной безработицей

д) все предыдущие ответы неверны

14.Рост совокупных затрат приводит к инфляции, если:

а) экономика развивается в условиях полной занятости.

б) фактический и потенциальный объем ВНП равны.

в) численность рабочей силы не растет.

г) верны только ответы а/ и б/

д) все предыдущие ответы верны.

15.Какое понятие из перечисленных ниже не относится к фазам делового цикла?

а) инфляция.

б) рецессия.

в) спад.

г) подъем.

д) оживление.

16.В период рецессии более всего сокращаются:

а) расходы потребителей на покупку лекарств;

б) уровень заработной платы;

в) государственные закупки товаров и услуг;

г) величина предпринимательской прибыли

д) все предыдущие ответы верны.

17.Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

а) относится к разряду занятых;

б) относится к безработным;

в) не учитывается в составе рабочей силы;

г) рассматривается как не полностью занятый;

д) рассматривается как потерявший надежду найти работу.

18.Определите, что из перечисленного ниже имеет отношение к инфляции спроса:

а)экономика развивается в условиях неполной занятости;

б) фактический объем ВНП меньше потенциального;

в) рост величины издержек на единицу продукции;

г) экономика функционирует на границе своих производственных возможностей;

д) спрос на товары и услуги падают.

19.Постоянный рост общего уровня цен на фоне падения покупательной способности национальной денежной единицы, - это

а)стагфляция

б) дефляция

в) инфляция

г) деноминация

20.Денежная единица страны, используемая в международных расчетах, - это

а) монета

б) банкнота

в) валюта

г) купюра

Список используемой литературы.

Основная литература:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.389-394

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева стр.121-122

3) «Введение в рыночную экономику», Под редакцией А.П. Лит, И.Н.Никулиной стр.383-397

4) Курс экономической теории,Под редакцией Чепурина, Киселевой.

стр.587

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.52-59

6) «Вводный курс по экономической теории», Под редакцией Журавлевой стр.260-262

7) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.515-517

8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.58-59,221,

246,749-786

 

Дополнительная литература:

9) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.320-332

10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.389-394

11) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.248

12) Экономический образ мышления,Пол Хейне стр.421-422,415

13)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.196-202

14) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.437-438

15)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. стр.120-122

 

Тема 15.Рынок денег и его взаимодействие с рынком благ.

 

Учебные цели:

1.Уяснить сущность денег и выполняемые ими функции.

2.Выяснить различные способы измерения денежной массы.

3.Выявить факторы, оказывающие влияние на спрос, предъявляемый на денежном рынке.

4.Понять, каким образом рынок денег приводится в равновесное состояние.

5. Рассмотреть структуру банковской системы.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Исторический процесс происхождения денег и их функции.

2.Определение и предложение денег.

3.Спрос на деньги.

4.Денежный рынок.

 

Контрольные вопросы:

1.Каковы преимущества бумажных денег по сравнению с монетами, изготовленными из драгоценных металлов? Каковы преимущества монет?

2.Перечислите элементы денежной системы.

3.Каким образом Центральный банк может влиять на объем денежной массы?

4.Что понимается под покупательной способностью денег?

5.Спрос на деньги и предложение денежной массы.

6.Перечислите цели денежно-кредитной политики.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Эффективность денежно-кредитной политики с позиции монетаристов и кейнсианцев.

2.Банковская система: структура, роль в расширении денежной массы.

3.Цели и инструментарий денежно-кредитной политики государства: операции центрального банка на открытом рынке.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Коммерческие банки

• Центральный банк

• Срочные вклады

• Счетная единица

M1

• Спрос на деньги для сделок

• Спрос на деньги со стороны активов

M2

• Активные операции банков

• Мз

• Средство обращения

• Чековые вклады

• Денежный рынок

• Бесчековые сберегательные вклады

• Средство сохранения ценности

• Денежный агрегат

• Общий спрос на деньги

• Пассивные операции банков

• Бумажные деньги

• «Почти деньги»

• Стоимость денег

 

1.Банки, предоставляющие широкий диапазон банковских услуг, прежде всего, открытие счетов до востребования и предоставление ссуд.

2. Количество денег, необходимое для использования в качестве средств обращения; изменяется в прямой зависимости от изменения номинального объема ВНП.

3. Вклады в коммерческих банках или сберегательных учреждениях, на которые можно выписать чек.

4. Сумма спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

5. Банк, задачей которого является регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой кредитно-денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеторговой деятельности.

6. Операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

7. Актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем.

8. Денежный агрегат, включающий в себя M1, бесчековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады.

9. Любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы.

10. Приносящие процент вклады в кредитных учреждениях, средства из которых могут быть изъяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода.

11. Количество денег, которое люди хотят хранить в качестве сбережений (объем финансовых активов в денежной форме); изменяется в обратной зависимости от величины процентной ставки.

12. Сберегательный счет, на который чек не может быть выписан.

13. Рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяет уровень процентной ставки.

14. Денежная единица, используемая для измерения и сравнения ценности товаров и услуг.

15. Денежный агрегат, включающий в себя М2 и крупные срочные вклады.

16. Деньги, используемые для покупки товаров и услуг, а также для уплаты долгов.

17.Денежный агрегат, в который включаются наличные металлические и бумажные деньги и чековые вклады.

18. Высоколиквидные финансовые активы, которые, не являясь средством обращения, могут быть быстро превращены в деньги (краткосрочные сберегательные вклады, срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги и сберегательные облигации).

19. Операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения активных операций.

20.Бумажные знаки, используемые в качестве средства обращения.

21. Количество товаров и услуг, которые можно обменять на единицу денег; покупательная способность денежной единицы; величина, обратная уровню цен.

 

Вопросы и учебные задания.

1.Фактором спроса на деньги является

а) скорость обращения денег в экономике

б) состояние баланса центрального банка страны

в) поступление налогов и сборов

г) экспортно-импортное сальдо торгового баланса страны

2.В качестве главной задачи государственной экономической политики представители _________________ выделяли стабилизацию денежной массы путем ежегодного прироста ее величины в пределах 3 – 5 %.

а) монетаризма

б) кейнсианства

в) институционализма

г) физиократов

3.Выполнение деньгами функции средства платежа не предполагает………

а)переноса накопленных ресурсов из настоящего в будущее

б) использование долговых обязательств

в) несовпадение во времени движения денег и товара

г) обращение фидуциарных денег

4.Все современные деньги развитых стран относятся на сегодняшний день к _______________ деньгам.

а) символическим

б) металлическим

в) электронным

г) чековым

5.К не денежным инструментам обращения – суррогатам – относят

а)расчетные векселя

б) монеты и банкноты

в) деньги на расчетных счетах

г) квазиденьги

 

6.Деньги не выступают в качестве

а) средства обращения

б) запаса ценности

в) единицы счета

г) средства управления

7.Денежная база в стране вследствие действий центрального банка увеличилась. При сохранении прежнего значения денежного мультипликатора денежная масса в стране:

а)увеличится пропорционально денежной базе

б) уменьшится пропорционально денежной базе

в) останется прежней

г) изменится непредсказуемо

8.При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен ( бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

а)был низко -эффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются.

б) был неудобен

в) препятствовал развитию общественного разделения труда.

г) основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах.

д) имели место все перечисленные выше причины.

9.М1 включает в себя:

а) металлические и бумажные наличные деньги и чековые вклады

б) металлические и бумажные наличные деньги и срочные вклады

в) металлические и бумажные наличные деньги и все банковские депозиты

г) все деньги и «почти деньги»

д) все предыдущие ответы неверны

10. Если номинальный объем ВНП сократится, то:

а) Вырастет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги.

б) Сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги

в) Вырастет спрос на деньги для сделок, но сократится общий спрос на деньги.

г) Сократится спрос на деньги для сделок, но вырастет общий спрос на деньги.

д) Спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги останутся неизменными.

11. Крупные срочные вклады включаются в состав:

а) М1

б) М2

в) М3

г) М2 и М3

д) Не включаются в состав М вообще.

12. Спрос на деньги со стороны активов предъявляется в связи с тем, что деньги являются:

а)Средством обращения.

б) Счетной единицей.

в) Средством сохранения ценности.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) По другим причинам.

13. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос:

а) В 5 раз больше номинального объема ВНП.

б) Составляет 20% номинального ВНП.

в) Равно отношению: 5 / номинального объема ВНП.

г) Равно отношению: 20% / номинального объема ВНП.

д) Равно отношению: 20% / 5.

14.Что из перечисленного ниже нельзя отнести к «почти деньгам»?

а)Не чековые сберегательные вклады.

б) Крупные срочные вклады.

в) Кредитные карточки.

г) Краткосрочные государственные ценные бумаги.

д) Небольшие срочные вклады.

15. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом:

а) Возрастает при увеличении процентной ставки.

б) Возрастает при снижении процентной ставки.

в) Снижается по мере роста номинального объема ВНП.

г) Снижается при уменьшении номинального объема ВНП.

д) Все предыдущие ответы неверны.

16. Денежная система – это

а) кругооборот товаров и услуг

б) исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения

в) непрерывное движение денег

17. Ценная бумага, владелец которой внес определенный вклад в капитал компании, и которая дает право на участие в управлении и получение дивидендов

а) ваучер

б) акция

в) облигация

г) вексель

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.380-394

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева стр.282-285

3) «Введение в рыночную экономику», Под редакцией А.П. Лит, И.Н.Никулиной стр.383-397

4) Курс экономической теории,Под редакцией Чепурина, Киселевой. стр.587

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.148-150

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.380-394

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.341-348

8) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.217

9) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.382-394,413-424

 

Дополнительная:

10) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр. том 2:328-

342,411-413

11)«Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.547-567

12) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.223-226

13) Экономический образ мышления,Пол Хейне стр.587

14)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.163-167

15) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.398-406

16)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. стр.595-640

17) «Вводный курс по экономической теории», Под редакцией Журавлевой стр.282-289





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)