Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 9. Монополия.Определение цены и объема производства





Учебные цели:

1. Уяснить понятие монополии.

2. Определить условия, при которых может существовать монополия.

3. Показать, как монополия выбирает объем выпуска продукции и цену, при которых прибыль максимальна.

4. Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискриминацию, а также показать последствия ценовой дискриминации.

5. Сравнить результаты функционирования монополии и конкурентной отрасли.

6. Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирования естественной монополии.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Чистая монополия и монопольный спрос.

2.пределение цены и объема продукта.

3.Экономические эффекты монополии.

4.Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие факторы обусловили появление первых монополий?

2.Какие организационные формы монополий вы знаете?

3.Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

4.Какими методами монополии осуществляют контроль за ценами?

5.Опишите процесс возникновения естественной монополии.

6.Концерн и конгломерат в чем сходство и различия этих форм.

7.При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную.

8.Охарактеризуйте наиболее важные барьеры для вступления в отрасль.

9.Назовите основные направления демонополизации российской экономики.

Темы рефератов и докладов:

1.Типы монопольной власти.

2.Негативные последствия монополизации рынка.

3.Цели, принципы и формы государственной антимонопольной политики.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Монополия

• Лицензии

• Барьеры для вступления в отрасль

• Ценовая дискриминация

• Патенты

• Совершенная ценовая дискриминация

• Простая монополия

• Максимизация общего дохода

• Легальная монополия

• Р > МС

• Естественная монополия

• Чистые потери общества (социальная цена монополии)

• Предельный доход

• Излишек потребителей

 

1. Продажа по разным ценам одной и той же продукции, одним производителем, разным покупателям.



2. Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

3. Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

4. Доказательство неэффективности простой монополии.

5. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.

6. Законодательные ограничения на занятия для отдельных профессий и сфер производства.

7. Меньше рыночной цены продукта в случае простой монополии.

8. Исчезает при совершенной ценовой дискриминации.

9. Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.

10. Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.

11. Имеет место, когда монополия может продавать каждую единицу своего продукта по ее цене спроса.

12. Уменьшение излишка потребителей и продавцов в результате сокращения монополией объема выпуска ниже эффективного уровня.

13. Монополия, которая продает каждую единицу продукции по одной и той же цене.

14. Достигается, когда MR = 0; ценовая эластичность

Вопросы и учебные задания:

1.На рынке монополистической конкуренции

а) фирмы производят дифференцированный продукт

б) отсутствует стратегическое взаимодействие фирм

в) фирмы производят стандартизированный продукт

г)присутствует стратегическое взаимодействие фирм

2.Уникальный продукт (отсутствие заменителей) характерен для

а)монополии

б) монополистической конкуренции

в) олигополии

г)совершенной конкуренции

3.Монополист – производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR – 180 ден. ед.; МС – 100 ден. ед.; АТС – 200 ден. ед. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

а)повысить цену и увеличить объем выпуска.

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска.

в) снизить цену и увеличить объем выпуска.

г)снизить цену и уменьшить объем выпуска.

д) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска.

 

4.На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы монополиста:

Тогда степень ее монопольной власти ( коэффициент Ларнера) составляет

а)0,5

б) 0,25

в) 0,2

г)0,33

5.На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы монополиста (см. выше), тогда выручка монополиста от продажи оптимального объема производства равна:

а)1200 тыс. ден. ед.

б) 200 тыс. ден. ед.

в) 1350 тыс. ден. ед.

г)600 тыс. ден. ед.

6.Непреодолимые рыночные барьеры входа в отрасль характерны для:

а)монополии

б) монополистической конкуренции

в) олигополии

г)совершенной конкуренции

7.Издержки фирмы – монополиста заданы функцией ТС = 2Q2 + 20; спрос на товар фирмы – Qd = 30 – Р, тогда монопольная цена и объем производства соответственно равны:

а) 25 и 5

б) 8 и 4

в)24 и 6

г)10 и 5

8.На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста:

(СМОТРИ № 4)

Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна

а)200 тыс. ден. ед.

б) 200 ден. ед.

в)1200 тыс. ден. ед.

г)1350 ден. ед.

9.На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы монополиста:

(СМОТРИ - № 4, 5,8)

Тогда оптимальный объем производства равен :

а) 20

б) 30

в)40

г)60

10. Монополист выбирает уровень производства, при котором спрос на его продукцию:

а) неэластичен или единичной эластичности;

б) эластичен или единичной эластичности;

в) единичной эластичности;

г)любой эластичности.

11. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а)Может назначить любую цену на свой продукт.

б) Максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

в)Может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене.

г)При данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.

д) Сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

12. Ценовая дискриминация – это:

а) Продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям.

б) Различия в оплате труда по национальности или полу.

в)Эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

г)Повышение цены на товар более высокого качества.

д) Все предыдущие ответы неверны.

13. Если монополист максимизирует прибыль при МR = MC =AC, то его экономическая прибыль:

а)положительна;

б) отрицательна;

в) нулевая;

г)может принимать любое значение.

14. Объем продукции, произведенный монополией, «неэффективен», так как:

а) Р > MC;

б) P >АТС;

в) монополист способен увеличивать доход, снижая цену;

г) АТС снижаются.

15. На рынке существует естественная монополия, если:

а) фирма является собственником всех ресурсов, используемых в производстве рассматриваемого продукта;

б) производственная функция фирмы имеет постоянную отдачу от масштаба;

в) AVC фирмы падают с увеличением выпуска;

г)фирма обслуживает покупателей одной территории.

16. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:

а) Уровень прибыли ниже нормального для данной отрасли.

б) Неспособность фирм данной отрасли к расширению производства.

в) Невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль.

г)Более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.

17. Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количества участников рынка:

а) монополистическая конкуренция

б) монополия

в)совершенная конкуренция

г)олигополия

 

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.225-235

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. стр.392-397

3) «Введение в рыночную экономику», под ред.А.П. Лит, стр.323

И.Н.Никулиной

4)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.227-234

5) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.236-

239,190-205

6) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория».

7) «Вводный курс по экономической теории», стр.574-575,

под ред. Журавлевой 309-401, 484

460-470

8) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили стр.260 стр.1

 

Дополнительная:

9) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.289-291,

440-450

10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.37 стр.331-335

11) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.331-335

12) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.357-358

13)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.. стр.458-476

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Учебные цели:

1.Раскрыть особенности двух основных форм несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции и олигополии.

2. Объяснить, как определяются цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции; краткосрочном и долгосрочном временных интервалах.

3.Обсудить проблему эффективности монополистически конкурентных рынков.

4.Уяснить, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска.

5.Раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.

 

Вопросы для практического обсуждения на практическом занятии:

1.Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.

2.Олигаполия и экономическая эффективность.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение олигаполии, монополистической конкуренции и положения каждого рынка относительно чистой монополии и совершенной конкуренции.

2.Назовите два фактора, которые способствуют созданию и существованию олигаполий, и объяснит роль каждого фактора.

3.Опишите поведение олигаполии, способствующие сотрудничеству.

4.Изобразите ломаную кривую спроса и использовать ее для объяснения нежелания олигаполистов изменять цены.

5.Назовите четыре свойства монополистической конкуренции.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Региональные олигаполистические рынки в России(на примере).

2.Специфика монополистической конкуренции (на примере).

3.Оценка степени монополизации нефтедобывающей отрасли и рынка маркетинговых услуг Тюменского региона.

4.Согласование цен в условиях олигаполии (на примере).

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Несовершенная конкуренция

• Картель

• Концентрация рынка

• Олигополия

• Дифференциация продукта

• Тайный сговор

• Доминантная стратегия

• «Ломаная» кривая спроса

• Матрица результатов

• Монополистическая конкуренция

• Теория игр

• Дуополия

• Ценовой лидер

• Равновесие Нэша

• Ценовая война

 

1. Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.

2. Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

3. Таблица, показывающая результаты для каждой возможной стратегии одного игрока и каждой возможной реакции другого игрока.

4. Анализирует поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.

5. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

6. Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.

7. Стратегия игрока, дающая наилучший результат независимо от действий конкурента.

8. Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

9. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.

10. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.

 

11. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм.

12. Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, продавая на рынке дифференцированный товар.

13. Решение игры, при котором стратегия каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентом.

14. Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

15. Фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.

 

Вопросы и учебные задания.

1.Больше всего условиям олигополии соответствует рынок:

а) сотовой связи

б) пшеницы

в) парикмахерских услуг

г)хозяйственных товаров

2.Продуктовая дифференциация характерна для:

а) монополистической конкуренции

б) олигополии

в) монополии

г)совершенной конкуренции

3.Наиболее яркой характеристикой монополистической конкуренции является

а)количество продавцов

б) дифференциация продавцов

в) товарная дифференциация

г)разнообразие цен

4.К чистой олигополии относят :

а)рынок сырой нефти

б) рынок стали

в) автомобильный рынок

г) рынок бытовой техники

5. Олигополия – это рыночная структура, при которой:

а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;

б) товар исключительно однороден;

в) товар неоднороден, покупателей немного;

г) товар исключительно неоднороден.

6.Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют барьеры для проникновения в отрасль;

б) действует незначительное количество продавцов;

в) фирмы способны организовывать картель;

г)фирмы обладают большей или меньшей рыночной властью.

7. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:

Цена Объем спроса Объем выпуска Общие издержки

10 5 5 45

9 6 6 47

8 7 7 50

7 8 8 55

6 9 9 65

а)Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Если сохранится данное предположение, то такой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) Появится ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г)Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

8.Ценовая война свойственна одной из четырех рассмотренных нами основных рыночных структур:

а)совершенной конкуренции;

б)монополии;

в) монополистической конкуренции;

г)олигополии.

9. Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

а)дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализации вкусов потребителей;

б) фирмы производят оптимальный объем продукции;

в) ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям;

г)использование ресурсов наиболее эффективно.

10. На рынке олигополии

а)производится как дифференцированный, так и стандартизированный продукт

б) существует взаимозависимость фирм

в) фирмы производят уникальный продукт

г)отсутствует стратегическое взаимодействие фирм

11. К дифференцированной олигополии относят.

а) автомобильный рынок

б) рынок бытовой техники

в) рынок сырой нефти

г)рынок металла

12. Больше всего условиям монополистической конкуренции соответствует отрасль:

а) легкой промышленности

б) военного машиностроения

в) сельского хозяйства

г)коммунального хозяйства

13. Отличие монополистической конкуренции от совершенной состоит в том, что:

а) имеются барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) продается дифференцированный, а не однородный товар;

в) в длительном периоде при монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;

г)при монополистической конкуренции продаются уникальные товары.

14. Монополистически конкурентные отрасли обеспечивают дифференциацию продукта:

а) слишком большую;

б) слишком маленькую;

в) оптимальную;

г иногда слишком большую, иногда слишком маленькую, иногда оптимальную.

15. При монополистической конкуренции источником рыночной формы власти является:

а) отсутствие конкуренции;

б) барьеры проникновения в отрасль;

в) дифференциация продукта;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

16.Какие из указанных не относятся к чертам монополистической конкуренции:

а) множество покупателей;

б) дифференцированная продукция;

в) один продавец;

г) ведущая роль рекламы 17.Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количества участников рынка:

а) монополистическая конкуренция

б) монополия

в) совершенная конкуренция

г) олигополия

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.175-194

2) Курс экономической теории,под ред. Чепурина, Киселевой. стр.333

3) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.215,223

4) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.88-92

5) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.448-467

6) «Вводный курс по экономической теории», под ред. Журавлевой стр.172-174

7) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили стр.233

 

Дополнительная:

8) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.207-213,

229-233

9) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.282-287

10) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.215-217

11) Экономический образ мышления,Пол Хейне стр.514-517

13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.345, 347,

361-363, 372-

16)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. стр.67-99

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)