Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 6. Поведение потребителей и максимизация полезности



2015-11-06 1441 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. Поведение потребителей и максимизация полезности 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебные цели

1. Раскрыть содержание предельной полезности товара, показать ее отличие от общей полезности и сформулировать закон убывающей предельной полезности.

2. Уяснить правило максимизации полезности.

3. Изучить кривые безразличия и дать их характеристику, а также разобраться в карте безразличия и установить, чем отличаются друг от друга различные кривые, расположенные на карте.

4. Обратить внимание на предельную норму замещения продуктов и показать, что лежит в основе изменения ее величины.

5. Раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике.

6. Уяснить положение потребительского равновесия и выявить, под влиянием каких факторов оно может изменяться.

7. Понять, каким образом могут быть построены кривые «доход—потребление» и «цена—потребление» и как на основе кривой «цена—потребление» строится кривая спроса.

8. Раскрыть содержание эффекта дохода и эффекта замещения и влияние, оказываемое ими на величину потребительского спроса.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Теория поведения потребителей.

2.Предельная полезность и кривая спроса.

3.Практическое применение теории.

Контрольные вопросы:

1.Объясните различие между предельной и общей полезностью.

2.Сформулируйте закон убывающей предельной полезности и удостоверьтесь, что вы понимаете егозначение в числовом и графическом изображении.

3.Сколько бы вы пожелали платить за посещение кино? (назовите максимальную цену, при повышении которой вам пришлось бы совсем отказаться от посещения кинематографа.) Сколько вы тратите на кино в год? Подсчитайте дополнительную выгоду потребителя.

4.Почему не имеет смысла следующее утверждение: «В положении равновесия предельные полезности всех товаров должны быть равны»? Сформулируйтеправильно положение и объясните, почему вы сделали именно так.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Микроэкономический анализ рынка пассажирских авиаперевозок.

2.Микроэкономический анализ практики стимулирования работников со стороны нанимателя.

3.Микроэкономический анализ выбора между работой и досугом.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Полезность

• Кривая безразличия

• Бюджетная линия

• Предельная норма замены

• Эффект замены

• Кривая «доход—потребление»

• Предельная полезность

• Карта безразличия

• Эффект дохода

• Равновесие потребителя

• Набор безразличия

• Кривая «цена—потребление»

 

1. Соотношение, в котором одно благо может быть заменено другим без изменения уровня полезности для потребителя.

2. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.

3. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.

4. Способность блага удовлетворять потребность.

5. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

6. Кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия.

7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода.

8. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

9. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.

10. Кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода.

11. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую полезность.

12. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.

Вопросы и учебные задания.

1. Заполните пропуски в таблице.

Q потребленных единиц Совокупная полезность Предельная полезность
-
 
 
 
 
 

 

2. Студент Петров каждую неделю покупает хлеб и молоко по цене 1 руб. и 80 копеек соответственно. В настоящее время он покупает такое количество этих продуктов, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 80 и 70 «утилам». Можно ли сказать, что он покупает максимизирующий полезность набор хлеба и молока? Если нет, то каким образом ему следует перераспределить свои расходы между этими двумя продуктами?

3. Доход Александры составляет 200 руб. в неделю. Она живет в простом мире, в котором существуют только два вида ограниченных благ: говядина и рубашки. Килограмм говядины стоит 5 руб. а каждая рубашка 20 руб.

а) Сделайте таблицу, показав пять потребительских пар, которые Александра может себе позволить.

Говядина Рубашки
Количество(Q) Расходы(1рубхQ) Количество(Q) Расходы(2рубхQ) Общая сумма расходов
         
         
         
         
         

б) Нанесите на график эти точки и воспользуйтесь вашим графиком для характеристики бюджетного ограничения Александры.

в) Если Qr – это объем спроса Александры на говядину, а Qp – объем ее спроса на рубашки, то напишите равенство, аналогичное равенству (1), характеризующее множество потребительских пар, которые Александра может купить.

г)Каковы альтернативные издержки Александры по приобретению двух дополнительных рубашек.

д) Как изменилось бы бюджетное ограничение Александры; если бы цена говядины упала до 1руб. за килограмм, цена рубашек – до 4 руб. за штуку, а ее доход – до 40 руб. в неделю.

4. Марина имеет недельный резерв в размере 6 руб., который она тратит на комиксы и конфеты. Каждая книга комиксов стоит 2 руб., а каждая конфета -1руб. Полезность для Марины каждую неделю складывается из полезности от комиксов и полезности от конфет. Две составляющие ее функции полезности представляются следующим образом:

Просмотренные комиксы Совокупная полезность комиксов Съеденные конфеты Совокупная Полезность от конфет

а) Показывает ли функция полезности Марины убывающую предельную полезность от комиксов?

б) Покажите, что для Марины не оптимальна трата всего свободного остатка денег на комиксы.

в) Покажите, что также не оптимальна для Марины трата всего ее резерва для конфет.

г) Какую комбинацию благ выберет Марина?

5. У Наташи завтра два экзамена: по экономике и по истории. Она чувствует себя уверенно в экономике, но беспокоится по поводу истории. Наташа хотела бы максимизировать сумму баллов, полученных ею по двум экзаменам. Остается мало времени, иона может потратить еще только 1 ч. на занятия. В зависимости от того, сколько дополнительных минут она тратит на подготовку к каждому экзамену, она ожидает получить следующие баллы.

Количество минут посвященных экономике Ожидаемые баллы по экономике Количество минут Посвященных истории Ожидаемые баллы по истории

 

а)Что означает «убывающая предельная полезность» в данном случае?

б) Объясните Наташе, почему ей не следует посвящать весь час более трудному для нее предмету – история.

в) Как ей следует потратить этот час?

г) Как изменилось бы оптимальное использование ее времени, если бы все баллы по экономике были на 20 пунктов ниже, а по истории – на 10 пунктов выше?

6. Юрий не купит ни одного альбома пластинок, если каждый из них стоит свыше 6 руб. Если цена находится между 5 и 6 руб. то он будет покупать по одному альбому в месяц. Если цена от 3до 5 руб. он будет покупать по два альбома в месяц. При цене от 1 до 3 руб. он будет покупать по три альбома в месяц.

а )Каким будет потребительский излишек Юрия, если каждый альбом стоит 2 руб.?

б)Предположим, что цена возрастает до 4 руб. На сколько уменьшится потребительский излишек от пластинок для Юрия?

в) Покажите, почему ваш ответ на вопрос (б) дает денежную меру величины издержек, которые несет Юрий вследствие увеличения цены альбомов пластинок.

7. Некурящий человек, находясь рядом с курильщиками, получает:

а)отрицательный внешний эффект потребления

б) отрицательный внешний эффект производства

в) положительный внешний эффект потребления

г)положительный внешний эффект производства

8. Изменение наклона бюджетной линии при неизменности карты кривых безразличия приведет к :

а) смещению точки равновесия потребителя

б) сохранению прежней точки равновесия потребителя

в) смещению кривой безразличия

г) исчезновению точки максимального удовлетворения потребностей

9. Движение по кривой безразличия влево, меняющее состав приобретаемого потребительского набора, приводит к_______________ общей полезности набора товаров.

а) сохранению на прежнем уровне

б) снижению

в) повышению

г) непредсказуемому изменению

10. Предельная полезность приобретения большого столового сервиза при наличии в доме достаточного количества разных (неодинаковых по дизайну) столовых приборов будет ______________ предельной полезности приобретения первой и единственной чашки.

а) значительно меньше

б) больше

в) аналогична

г) значительно больше

11. Человек, приобретший второй зонтик, подходящий по цвету ко второму пальто, таким образом _____________ общую полезность имеющегося у него набора товаров.

а) увеличивает

б) уменьшает

в) сохраняет на прежнем уровне

г) меняет непредсказуемо

12. Увеличение дохода потребителей графически выражается в:

а) изменение наклона бюджетной линии.

б) Параллельном сдвиге бюджетной линии вправо

в) Параллельном сдвиге бюджетной линии влево

г)Уменьшение наклона бюджетной линии

д) Увеличение наклона бюджетной линии.

13. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а)Уменьшается

б) Увеличивается

в) Увеличивается в медленном темпе

г)Увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной

д) Является величиной отрицательной.

14.Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

а) Разницу между общей и предельной полезностью

б) Общую полезность

в) Среднюю полезность

г) Предельную полезность

д) Каждую из перечисленных величин.

15.Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полезность) потребитель должен:

а) Не покупать недоброкачественных товаров

б) Быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям

в) Уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров

г) Быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег

д) Распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого – либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.

16. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

а) Максимизирует полезность

б) Желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет

в) Не полностью использует свой бюджет

г) Находится в положении потребительского равновесия

д) Ни один из ответов не является верным.

17. В условиях действия принципа убывающей предельной полезности рост потребления блага:

а) снижает общую полезность;

б) приводит к тому, что величина общей полезности становится отрицательной;

в) снижает предельную полезность и, следовательно, общую полезность;

г) снижает предельную полезность, но может повысить общую полезность;

д) обязательно увеличит общую полезность.

 

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.132-154

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. стр.192

3)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.42-46

4)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.159-163

5) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.182-189

6) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.252-258

7) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.319

8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.368-380

9)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. стр.39-55,

104-109

10) «Вводный курс по экономической теории», Под ред. Журавлевой

стр.230-237

 

Дополнительная:

11) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.179-203

12) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.265-272

13) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.317

14) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.321-337

 



2015-11-06 1441 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. Поведение потребителей и максимизация полезности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 6. Поведение потребителей и максимизация полезности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)