Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 7. Издержки производства





Учебные цели

1. Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она выражает связь между структурой затрат и выпуском продукции, а также графически изобразить ее с помощью карты изоквант.

2. Раскрыть содержание предельной нормы технологического замещения ресурсов.

3. Обратить внимание на закон убывающей предельной производительности.

4. Выявить понятия среднего и предельного продукта переменного фактора производства.

5. Обратить внимание на различные виды эффектов масштаба производства.

6. Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику.

7. Уяснить понятие изокосты.

8. Выявить условие минимизации фирмой своих издержек, а также оптимальный путь роста фирмы.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Экономические издержки.

2.Издержки производства в краткосрочном периоде.

3.Издержки производства в долгосрочном периоде.

Контрольные вопросы:

1.Что такое явные и скрытые издержки?

2.Что такое нормальная и экономическая прибыль?

3.Дайте характеристику краткосрочного и долгосрочного периода.

4.Объясните Закон убывающей отдачи.

5.Дайте определение совокупному, предельному и среднему продукту.

6.Как обозначаются постоянные, переменные, общие издержки и что они значат

7.Средние издержки.

8.Объясните положительный и отрицательный эффект масштаба производства.

Темы рефератов и докладов:

1.Снижение издержек как элемент стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

2.Концепция вмененных издержек в экономических расчетах.

3.Показатели технологической эффективности производственной деятельности фирмы.

4.Показатели экономической эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Предельный продукт фактора производства

• Средние общие издержки

• Оптимальная линия роста

• Предельные издержки

• Долгосрочный период (долгосрочный временной интервал)

• Отрицательный эффект масштаба производства

• Средние переменные издержки



• Карта изоквант

• Неизменный эффект масштаба производства

• Производственная функция

• Общие постоянные издержки

• Производительность труда

• Общие переменные издержки

• Положительный эффект масштаба производства

• Неявные издержки

• Изокванта

• Изокоста

• Общие издержки

• Краткосрочный период (краткосрочный временной интервал)

• Капиталоотдача

• Средние постоянные издержки

• Общий объем продукта

• Производство

• Экономические издержки

• Средний продукт фактора производства

• Бухгалтерские издержки

• Предельная норма технологической замены

 

1. Совокупность изоквант, каждая из которых указывает на максимально возможные объемы выпуска продукции, достигаемые при использовании различных сочетаний применяемых ресурсов.

2. Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы.

3. Дополнительные издержки, связанные с увеличением производства единицы продукции.

4. Стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

5. Ситуация, при которой рост объема производства в фирме соответствует росту затрат ресурсов.

6. Процесс преобразования факторов производства в продукты.

7. Издержки, равные сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов.

8. Выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства.

9. Ситуация, при которой объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые ресурсы.

10. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции.

11. Прирост общего объема продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса.

12. Общие издержки в расчете на единицу продукции.

13. Средняя производительность капитала, общий объем продукции в расчете на единицу капитала.

14. Кривая, показывающая все сочетания переменных ресурсов, которые могут быть использованы при выпуске данного объема продукции.

15.Зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным выпуском продукции.

16. Издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменении объема производства.

17. Количество одного ресурса, которое может быть сокращено «в обмен» на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.

18. Период, в течение которого изменяется объем применения всех факторов производства.

19.Линия, определяющая долгосрочный путь расширения фирмы и проходящая через точки касания изокост и соответствующих изоквант.

20. Вся сумма издержек, связанная с производством данного объема продукции.

21. Прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.

22. Выпуск продукции в расчете на единицу данного переменного ресурса.

23. Постоянные издержки в расчете на единицу продукции.

24. Средний продукт труда, объем продукции в расчете на единицу используемого труда.

25. Ситуация, при которой рост объема производства в фирме отстает от роста затрат.

26. Период, в течение которого не изменяется объем применения некоторых факторов производства.

27. Переменные издержки в расчете на единицу продукции.

 

Вопросы и учебные задания

1.Какие из перечисленных ниже изменений в составе производственных ресурсов относятся к краткосрочным, а какие к долгосрочным?

а)Компания «Робинзон Крузо» открывает новый ресторан.

б) Компания «Мостострой – 15» нанимает еще 200 рабочих.

в) Фермер принимает на своем участке больше удобрений.

г)На фабрике фирмы «Скороход» вводится третья рабочая смена.

2.Определите, к какой категории издержек (постоянным или переменным) относятся следующие виды затрат:

Затраты на рекламу продукции; на приобретение топлива; процентные платежи по выпущенным фирмой облигациям; плата за морские перевозки; затраты на сырье; налог на недвижимость; жалование управленческого персонала; страховые взносы; расходы на заработную плату рабочих; амортизационные отчисления; налог с продаж; плата за арендуемое фирмой конторское оборудование.

3.Отрицательный эффект масштаба заключается в том, что с ростом объема производства:

а)долгосрочные средние издержки увеличиваются

б) долгосрочные средние издержки снижаются

в) валовые издержки уменьшаются

г)валовые издержки увеличиваются

4.Валовые издержки фирмы представлены функцией

ТС = 2Q4 – 5Q3 + 7Q2 +10Q +50 Предельные издержки производства третьей единицы продукции равны________ден. ед.

5.Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется:

а) производственной функцией

б) отдачей от масштаба

в) эффектом масштаба производства

г) законом убывающей производительности

6.Выручка предприятия рассчитывается как:

а) произведение себестоимости и количества продукции

б) разность цены и средних валовых издержек

в) произведение средних валовых издержек и количества продукции

г)произведение цены и количества продукции

7.Какое утверждение неверно?

а)MР = АР при максимальном значении АР;

б) АР растет до тех пор, пока увеличивается МР;

в) АР достигает максимума до того, как ТР становится максимальным;

г)ТР максимально при МР = 0.

 

8.Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки)

а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль.

б) включает в себя явные издержки, но не включает неявные.

в) включает в себя неявные издержки, но не включает явные.

г) не включает в себя ни явные, ни неявные издержки.

д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

9.Какое из следующих утверждений является правильным?

а) Бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль.

б) Экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки

в) Бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль.

г) Экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль.

д) Явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

10. В долгосрочном периоде:

а) Все издержки являются переменными.

б) Все издержки являются постоянными.

в) Переменные издержки растут быстрее, чем постоянные.

г)Постоянные издержки растут быстрее, чем переменные.

д) Все издержки выступают как неявные.

11. Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки.

а) МС

б) ТVC – TFC

в) TFC + TVC

г)TFC + TVC + MC

д) (TFC + TVC) : Q

12. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции.

Средние переменные издержки составляют 2руб., средние постоянные издержки 0,5 руб. Общие издержки составят:

а)2,5 руб.

б) 1250 руб.

в) 750 руб.

г)1100 руб.

13.Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10 %, а объем производства возрастает при этом на 15 %, то в этом случае:

а) Наблюдается отрицательный эффект масштаба.

б) Наблюдается положительный эффект масштаба.

в) Действует закон убывающей производительности.

г) Кривая LATC сдвигается вверх.

д) Фирма получает максимальную прибыль.

14. Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы?

а) Средние переменные издержки.

б) Бухгалтерские издержки.

в) Средние постоянные издержки.

г) Предельные издержки.

д) Неявные издержки.

15. Какое из следующих утверждений, относящихся к кривой краткосрочных предельных издержек, является неверным?

а)Предельные издержки равны средним издержкам, когда средние издержки принимают минимальное значение.

б) Когда средние издержки сокращаются, предельные издержки оказываются меньше средних издержек.

в) Предельные издержки больше средних издержек в том случае, когда объем выпускаемой продукции больше оптимального.

г)На величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства.

д) Предельные издержки не зависят от постоянных издержек.

16. Совокупный доход предприятия – 800 тыс. руб. Заработная плата работников составила 300 тыс. руб. Затраты на сырье и материалы – 350 тыс. руб. Неявные издержки – 50 тыс. руб. Тогда экономическая прибыль составит ____ тыс. руб.

а)100 руб.

б) 500 руб.

в) 150 руб.

г)0

17. Если при выпуске 10 ед. продукции валовые издержки составляют -1400 руб., а при выпуске 11 ед. -1470 руб., то предельные издержки равны:

а)40 руб.

б) 143 руб.

в) 50 руб.

г)133,6 руб.

18. Средние переменные издержки рассчитываются как:

а) (ТС-FC)/Q

б) VC/Q;

в) АС- АFC;

г)VC-FQ/Q

д) АС+АFC

 

19. Понятие переменных и постоянных издержек имеет место только:

а) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде;

в) для фирмы монополиста;

г)для рынка совершенной конкуренции;

д) все ответы неверны.

20. Верно ли утверждение, что издержки производства – это:

а) затраты на производство и реализацию продукции;

б) постоянные и переменные издержки;

в) расходы на производство и рекламу;

г) а+б+в?

21. Постоянные издержки – это:

а) затраты на зарплату аппарата управления, охрану, процент за кредит, амортизация оборудования;

б) затраты на зарплату рабочих, охраны, стоимость сырья и оборудования;

в) затраты на оплату труда работников, амортизацию оборудования, рентные платежи;

г)затраты на сырье, электроэнергию, ренту, проценты по кредиту.

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.154-175

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева стр.199-205

 

3) Курс экономической теории,Под ред. Чепурина, Киселевой. стр.340-354

4)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.178-187,

210-213

5) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.307-323, 337-344

6) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.313-318

7) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр135, 424-

Дополнительная:

8) «Экономика», Самуэльсон Г.А. том 2: 378-398

стр.251-256

9) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.414-

428,583-592

10) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.152-153

стр.174,244

11) Экономический образ мышления,Пол Хейне стр.679

12)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.53-57,

178-183

13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.337-342,

366-372

14) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.341-344

стр.143-147

 

Тема 8. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

 

Учебные цели:

1. Выявить основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2. Объяснить, почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта.

3. Понять, как конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, принимает решение о предложении товаров и услуг.

4. Объяснить, почему в определенных условиях фирмы временно прекращают производство продукта.

5. Показать, как формируется краткосрочная кривая предложения фирмы.

6. Уяснить, как устанавливается долгосрочное равновесие в конкурентной

отрасли.

7. Понять, как в условиях конкурентной экономики достигается наиболее эффективное использование ресурсов общества.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Чистая конкуренция: понятие и сфера распространения.

2.Максимизация прибыли в краткосрочной перспективе: два подхода.

3.Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2.Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной.?

3.Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

 

Темы рефератов и докладов:

1.Сравнительные черты видов конкуренции.

2.Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций.

3.Предприятие в условиях совершенной конкуренции.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Правило MSC = MSB

• Средний доход (AR)

• Точка безубыточности (критического объема производства)

• Свобода входа и выхода из отрасли

• Предельный доход (MR)

• Совершенная конкуренция

• «Прайс-тейкер»

• Кривая предложения конкурентной фирмы

• Точка закрытия

• Нулевая экономическая прибыль

• Правило MR - МС

• Правило MR = МС = Р

• Нормальная бухгалтерская прибыль

• Отрасль с постоянными издержками

• правило P = минимум LRAC

• Кривая предложения отрасли на краткосрочных временных интервалах

• Отрасль с возрастающими издержками

• Отрасль с убывающими издержками

 

1. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

2. Отрасль, в которой расширение производства вызывает повышение цен на потребляемые ресурсы.

3. Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.

4. Общий доход, деленный на объем проданной продукции.

5. Означает, что фирма получает только нормальную бухгалтерскую прибыль.

6. Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек.

7. Отрасль, в которой расширение производства не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.

8. Фирма, которая не может влиять на цену своего продукта.

9. Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

10. Условие эффективности распределения ресурсов в системе конкурентных рынков.

11. Объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта.

12. Ситуация, при которой фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать ее.

13. Кривая, показывающая количество продукции, которое все фирмы отрасли предложат к продаже по разным ценам в краткосрочном периоде,

14. Соответствует объему производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных издержек.

15. Условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

16. Часть экономических издержек фирмы,

17. Условие долгосрочного равновесия конкурентной отрасли,

18. Отрасль, в которой расширение производства вызывает понижение цен на потребляемые ресурсы.

 

Вопросы и учебные задания:

1.Фирма функционирует в рамках совершенной конкуренции и реализует продукцию по цене 30 ден. ед. Зависимость валовых издержек производства (ТС) от изменения объемов производства представлена в таблице:

 

Q
ТС

Величина средних переменных издержек представлена последовательностью:

а) 0, 25, 22,5, 20, 20, 21, 23,3

б) 0, 25, 20, 15, 20, 25, 35

в) 30, 30, 30, 30, 30, 30, 30

г) -30, -15, -15, 0, 10, 15, 10

2.Характеристикой рынка совершенной конкуренции является:

а)стандартизация продукции

б) ограниченный вход в отрасль и выход из нее

в) дифференциация продукции

г)наличие рыночной власти у продавцов

3. В условиях совершенной конкуренции рыночная доля конкретного продавца является:

а)незначительной

б) большой

в) значительный

г)стопроцентный

4.Характеристикой рынка совершенной конкуренции является

а) отсутствие рыночной власти у продавцов

б) ограниченный вход в отрасль и выход из нее

в) дифференциация продукции

г)наличие рыночной власти у продавцов

 

5. Если предельные издержки превышают средние издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то фирма;

а) Получает положительную прибыль.

б) Выбирает объем производства, соответствующий точке, расположенной правее минимума кривой средних издержек.

в) Не прекратит производство.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Все предыдущие ответы неверны.

6.Какой из следующих рыков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) Стали

б) Услуг парикмахерских

в) Автомобилей

г) Акций и облигаций фирм

д)Бензина

7. Если рыночная цена ниже AVC, то типичная фирма в конкурентной отрасли:

а) имеет сверхприбыль;

б) работает безубыточно;

в) закрывается и, возможно, покидает отрасль;

г) сокращает выпуск и повышает цену производства.

8. Если Р < АТС, то фирма должна:

а) остановить производства

б) производить продукт в объеме, когда Р = МС и Р >AVC;

в) сократить накладные расходы;

г) продолжать производство, пока Р > AFC.

9. Какое свойство отсутствует на рынке совершенной конкуренции?

а) мобильность ресурсов;

б) однородность продукции;

в) реклама;

г) много покупателей.

10. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»?

а) Прибыль, получаемая фирмой при МС =МR.

б) Прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли.

в) Прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел.

г) Минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности.

д)Прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни.

11. Экономическая прибыль:

а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде.

б) Эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли.

в) Имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы.

г) Существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.

д) Все предыдущие ответы неверны.

12. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары.

б)Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене.

в) Все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке.

г) Имеет место свободный вход и выход на этот рынок.

д) Все предыдущие ответы верны.

13. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б)Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС.

в) Кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон.

г) Кривые средних и предельных издержек имеют U – образную форму.

д) Кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.

14. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а) кривыми предельной и средней выручки;

б) кривой общей выручки;

в) кривой общих издержек;

г) кривой предельных издержек.

15.Кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде является:

а)кривая предельных издержек;

б)линия цены товара;

в) возрастающая часть кривой средних издержек;

г)часть кривой предельных издержек выше кривой средних переменных издержек.

16. Функция общих издержек имеет вид: ТС = 50Q + 2Q2. Сколько прибыли получит фирма, реализуя продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 250 руб.

а)5000;

б) 4000;

в) 4500;

г)5300.

17.Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количества участников рынка:

а) монополистическая конкуренция

б) монополия

в) совершенная конкуренция

г) олигополия

Список используемой литературы.

Основная:

 

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.219-222

2) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.291-293

3) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.223-235

4) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.326-331

 

Дополнительная:

5) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.207-213,

229-233

6) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.291-294

7) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.37

8) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.326-331

9)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф. стр.131-136





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.048 сек.)