Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 5. Ценовая эластичность и реальные проявления





Учебные цели

1. Понять, что означает ценовая эластичность спроса.

2. Уяснить, как ценовая эластичность спроса может быть использована для измерения реакции объема спроса на изменения в цене товара.

3. Раскрыть содержание спроса: эластичного, единичной эластичности и неэластичного.

4. Выявить, чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары.

5. Понять, что означает эластичность спроса по доходу и уяснить как она рассчитывается.

6. Установить связь между величиной коэффициента эластичности спроса по доходу и характером реализуемого товара.

7. Изучить перекрестную эластичность спроса и метод ее расчета; сравнить различия в величине коэффициента перекрестной эластичности по взаимозаменяемым, взаимодополняемым и нейтральным товарам.

8. Обратить внимание на ценовую эластичность предложения, формулу расчета ее коэффициента, а также зависимость его величины от фактора времени.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Ценовая эластичность спроса и реальные проявления.

2.Ценовая эластичность предложения .

3.Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.

4.Применение анализа спроса и предложения.

5.Государственное регулирование цен.

 

Контрольные вопросы:

1.Эластичность спроса, ее факторы.

2.Какие предметы из перечисленных ниже, по – вашему, обладают наиболее неэластичным спросам: духи, соль, пенициллин, сигареты, мороженное, шоколадное мороженное, шоколадное мороженное фирмы «Penguin» Почему?

3.Как изменится общая выручка при росте Р, когда спрос эластичен (неэластичен или единичен)?

4.Опровергните следующее утверждение: «Если кривые пересекаются, эластичный спрос означает эластичное предложение»

5.Объясните три различных типа равновесия по Маршаллу.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования.

2.Значение эластичности в микроэкономическом анализе.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:



• Коэффициент ценовой эластичности спроса

• Коэффициент эластичности спроса по доходу

• Абсолютно неэластичный спрос

• Спрос единичной эластичности

• Коэффициент перекрестной эластичности спроса

• Неэластичный спрос

• Эластичный спрос

• Взаимозаменяемые товары

• Предметы роскоши

• Недоброкачественные товары

• Абсолютно эластичный спрос

• Коэффициент ценовой эластичности предложения

• Взаимодополняемые товары

• Нормальные товары

 

1. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности выше единицы (т. е. объем спроса изменяется в большей степени, чем цена).

2. Такие товары, для которых существует обратное соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.

3. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении его цены.

4. Спрос, объем которого не меняется при изменении цены.

5. Величина процентного изменения объема предложения товара при однопроцентном изменении его цены.

6. Такие товары, для которых коэффициент эластичности спроса по доходу больше единицы (иными словами, потребление этих товаров растет быстрее дохода покупателя).

7. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении дохода потребителя,

8. Случай, при котором изменение объема спроса происходит при неизменной цене товара.

9. Величина процентного изменения объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара.

10. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности равен единице, т. е, цена и объем спроса изменяются в одинаковой степени.

11. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, т. е. величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.

12. Товары, дня которых существует прямое соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.

13 Товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя.

14. Товары, объем спроса на которые растет при увеличении дохода потребителя.

 

Вопросы и учебные задания

 

1. В результате уменьшения сезонного спроса произошло падение цен на арбузы 15 до 10 руб. за килограмм. Величина предложения осталась неизменной. Это говорит о том, что предложение товара является:

а) абсолютно неэластичным, так как показатель равен 0

б) абсолютно неэластичным, так как эластичность спроса равна (8) (бесконечности)

в) абсолютно эластичным, так как эластичность равна 0

г) абсолютно эластичным, так как эластичность предложения равна (8) (бесконечности)

2.С ростом предложения ипотечных кредитов вырос спрос на кирпич, что привело к росту цен на него на 10%. Объем предложения кирпича увеличился с 500 млн до 800 млн штук. Это характеризует предложение кирпича как:

а) эластичное, так как эластичность больше 1

б) неэластичное, так как эластичность больше 1

в) абсолютно эластичное, так как эластичность равна (8) (бесконечности)

г) абсолютно неэластичное, так как эластичность равна 0

3.При понижении цены на макаронные изделия с 37 до 33 ден. ед. за 1 кг спрос на них увеличивается с 250 до 253 тонн. На основании значения коэффициента точечной эластичности спроса по цене можно сделать вывод, что спрос:

а) неэластичен, растет медленнее, чем снижается цена, коэффициент эластичности 0,111;

б) абсолютно эластичен, его объем может быть любым при одном и том же значении цены, коэффициент эластичности ( - 0,111 );

в)неэластичен, снижается медленнее, чем растет цена, коэффициент эластичности 0,098;

г) абсолютно неэластичен, при любом значении цены его объем будет постоянным, коэффициент эластичности ( - 0,098 );

4.Малейшее уменьшение цены товара, приводящее к сокращению предложения до нуля, характерно для:

а)эластичного предложения;

б)эластичности предложения равной единице;

в) абсолютно эластичного предложения;

г) абсолютно неэластичного предложения;

5.Цена товара возросла на 10%, а объем производства – на 5%. Это означает, что предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) с единичной эластичностью;

г) с бесконечной эластичностью;

6.Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше 0, то товары являются:

а) субститутами;

б) комплиментами;

в) независимыми;

г) нормальными;

7.Кривая предложения фирмы сдвинулась таким образом, что предложение товара упало, а выручка фирмы увеличилась. Это возможно, если:

а) предложение неэластично по цене;

б) спрос неэластичен по цене;

в) предложение эластично по цене;

г) спрос эластичен по цене.

8.Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный

б) эластичный

в) единичной эластичности

г) абсолютно неэластичный

д) абсолютно эластичный

9.Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:

а) растет

б) сокращается

в) сокращается в том случае, если спрос является эластичным

г) сокращается в том случае, если спрос является неэластичным

д) остается неизменной.

10. Ценовая эластичность спроса будет выше:

а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши.

б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя.

в) чем больше альтернативные издержки производства товаров.

г) чем менее необходим товар потребителю.

д) ни в одном из перечисленных случаев.

11. На какую категорию товара падает спрос при росте доходов населения?

а) товары первой необходимости;

б) предметы роскоши;

в) товары низшего качества;

г) товары с единичной эластичностью спроса.

12. Перекрестная эластичность двух товаров близка к 0. Это могут быть товары:

а)пиво и лимонад;

б) столы и стулья;

в)библия и виски;

г) мясо и сыр.

13. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар?

а) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы.

б) общая выручка продавца сокращается, если цена растет.

в) покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены.

г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены.

д) общая выручка продавца растет, если цена уменьшится.

14. Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1%.

б)рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1%.

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки.

г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса.

д) ни одно из утверждений не является верным.

15. Товар можно отнести к недоброкачественным, если :

а) эластичность спроса по доходу равна – 0,5.

б) ценовая эластичность его спроса равна 1,3.

в) перекрестная эластичность его спроса равна – 0,7.

г) эластичность его спроса по доходу равна 1,3

д) перекрестная эластичность его спроса равна 0,1.

 

16. Снижение средних реальных доходов населения с 12 до 10 тыс. ден. ед. привело к снижению спроса на мебель на 33%. Значение эластичности спроса по доходу, равное _____, характеризует данный товар как:

а) 2,предмет роскоши

б) -0,5, первой необходимости

в) -2, низшей категории

г) 0,5, длительного пользования

17. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то данное предложение:

а) Неэластично.

б) Единичной эластичности.

в) Эластично.

г) Абсолютно эластично.

д) Абсолютно неэластично.

18. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) Вырастут, так как увеличится объем продаваемой продукции.

б) Сократятся, так как относительное снижение цен окажется больше чем относительное увеличение объема продаж.

в) Вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спроса.

г) Останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен.

д) Не представляется возможным ответить на вопрос.

19. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:

а) Растет.

б) Сокращается.

в) Сокращается в том случае, если спрос является эластичным.

г) Сокращается в том случае, если спрос является неэластичным.

д) Остается неизменной.

20. Производитель товара Х снизил цену на свой товар на 5%, в результате чего объем продаж вырос на 4%. Спрос на товар Х является:

а) Эластичным.

б) Неэластичным.

в) Спросом единичной эластичности.

г) Абсолютно эластичным.

д) Не предоставляется возможным ответить на вопрос.

21. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар?

а) Имеется большое число товаров заменителей.

б) Покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своих доходов.

в) Данный товар является для потребителей товаром первой необходимости.

г) Период времени, в течение которого предъявляется спрос, является очень коротким.

д) Относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены.

22. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) Вертикальную линию.

б) Горизонтальную линию.

в) Кривую линию.

г) Прямую линию с отрицательным наклоном.

д) кривую линию с положительным наклоном.

23. Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как:

а) Доходы потребителей увеличиваются.

б) Произойдет сдвиг вправо кривой спроса.

в) Вырастет общий уровень цен.

г) Потребители смогут приобрести товары-заменители.

д) Все ответы верны.

24. Товар можно отнести к недоброкачественным, если:

а) Эластичность его спроса по доходу равна – 0,5.

б) Ценовая эластичность его спроса равна 1,3.

в)Перекрестная эластичность его спроса равна – 0,7.

г) Эластичность его спроса по доходу равна 1,3.

д)Перекрестная эластичность его спроса равна 0,1.

 

Список используемой литературы.

Основная:

 

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.105-131

5) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. стр.116-120

6) «Введение в рыночную экономику», Под редакцией А.П. Лит, стр.74-77

И.Н.Никулиной

11) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.87-89

14) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов. стр.85-88,484-

 

Дополнительная:

2) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.32-51

3) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.260-265

9)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.192-196

12) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.21-23

15)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.Б. стр.230-

234,243-

249,221-





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)