Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 4.Механизм функционирования рынка





Учебные цели:

1. Определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение».

2. Выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение.

3. Понять графическое изображение функции спроса и функции предложения.

4. Объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Анализ индивидуальных рынков.

2.Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса.

3.Предложение. Закон предложения.

4.Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

 

Контрольные вопросы:

1.Рынок как продукт эволюции товарного хозяйства.

2.Достоинства рыночного механизма (гибкость, эффективность и др.), его границы и недостатки.

3.Методы построения кривых спроса и предложения.

4.Какие факторы могут вызвать расширение спроса на пшеницу? Расширение предложения? Как дешевые хлопкоуборочные машины повлияют на цену хлопка? На доходы фермеров.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Субъекты рыночного хозяйства.

2.Инфраструктура рыночной экономики.

3.Функции государства в рыночном хозяйстве.

4.Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

 

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а. Объем спроса

б. Объем предложения

в. Кривая спроса

г. Кривая предложения

д. Рыночный спрос

е. Рыночное предложение

ж. Закон спроса

з. Закон предложения

и. Эффект дохода

к. Эффект замещения

л. Взаимозаменяемые товары

м. Взаимодополняющие товары

н. Принцип убывающей предельной полезности

о. Изменение спроса

п. Изменение объема спроса

р. Изменение предложения

с. Изменение объема предложения

т. Рыночное равновесие

 

1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

2. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица произведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

3. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену, при которой их объемы уравновешиваются.



4. При снижении цен, на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

5. Количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время.

6. Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

7. Количество конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене.

8. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которые продавцы могут и хотят предложить на рынке.

9. Сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар при разных ценах из общего ряда предлагаемых цен.

10. Изменение количества товара, которое производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на этот товар.

11. Принцип, который выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения (при прочих равных условиях).

12.Стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.

13. Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора.

14. Принцип, который выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).

15. Изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора.

16. Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.

17. Изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях).

18. Разные количества продукта, которые желают и способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение данного времени.

 

Вопросы и учебные задания.

1.Рынок наркотиков в РФ можно отнести к рынку

а)нелегальному

б) потребительскому

в) продавца

г) регулируемому

2.Исходное равновесие на рынке данного товара соответствует точке А.

Ожидается рост потребления данного товара под действием рекламы, при этом государство сокращает налоги на производителей этого товара. Вследствие этого в краткосрочном периоде равновесная цена устанавливается на уровне:

 

а)53

б) 34

в) 42

г) 67

3.Если государство установит на товар Х предельную цену на уровне ниже равновесной, то:

а) возникает дефицит данного товара;

б) образуется излишек товара;

в) установится равновесие на рынке данного товара;

г) повысится качество товара;

д) производство данного товара прекратится:

4.Реализацию интересов рыночных субъектов и соединение интересов продавца и покупателя обеспечивает ______________ функция рынка.

а) санирующая;

б) стимулирующая;

в) информационная;

г) посредническая;

5.Увеличение величины спроса на говядину может быть вызвано:

а) увеличением цены на баранину;

б) ростом доходов потребителей;

в) изменением предпочтений потребителей;

г) снижение цены на говядину;

6.К субъектам рынка капитала не относят:

а) наемного рабочего завода;

б) арендатора складских помещений;

в) продавца строительных машин;

г) заемщика ссудного капитала;

7.Смягчение отрицательного влияния рыночных отношений на возможность реализации интересов отдельных членов общества характерно для_________________ рыка.

а) регулируемого;

б) неразвитого;

в) свободного;

г) деформированного.

8.Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:

а) налоги на производство данного продукта;

б) спрос на данный продукт;

в) эффективность производства данного продукта;

г) цены на исходные ресурсы.

9. Какой из перечисленных процессов в отношении товара вызывает:

а) смещение кривой спроса вправо;

б) смещение кривой спроса влево;

в) увеличение количества запрашиваемого товара вдоль по кривой;

г) уменьшение количества запрашиваемого товара вдоль по кривой.

10. Закон спроса предполагает, что:

а) Повышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

11.Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) Падение спроса на второй товар.

б) Рост спроса на второй товар.

в) Увеличение объема спроса на второй товар.

г) Падение величины спроса на второй товар.

12. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо.

а) Потребность;

б) Спрос;

в) Необходимость;

г) Желание.

13. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) Эффект замещения;

б) Принцип убывающей предельной полезности;

в) Эффект дохода;

г) Закон предложения.

14. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) Цена повысится;

б) Увеличится общее количество товара;

в) Цена останется стабильной;

г) Благосостояние общества возрастает.

15.Функция спроса задана уравнением Qd = 90 – 0,03P где Qd – величина спроса, тыс. шт., P – цена, ден. Ед.; функция предложения, тыс. шт., P –цена, ден. ед. Равновесный объем продаж составит ______тыс.шт.

а)30

б) 2

в) 3

г) 330

16. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

а) Согласования решений потребителей, потребителей и владельцев факторов производства.

б) Синхронизации этих решений.

в) Согласования и синхронизации этих решений.

г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений.

17.Какое из этих явлений не может быть следствием снижения потребительского спроса на продукт:

а) Падение прибыли в отрасли, производящей этот продукт.

б) Сокращение предложения продукта.

в) Сокращение производства в отрасли.

г) Рост цен на ресурсы, которые заняты в этой отрасли.

18. Закон спроса предполагает что:

а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

19. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

а) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

г) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

20. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а) Сдвиг кривой спроса вверх (вправо).

б) Сдвиг кривой предложения вверх (влево).

в)Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх.

д) Сдвиг кривой предложения вниз (вправо).

21. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а)Вкусов и предпочтений потребителей.

б)Размера или распределения национального дохода.

в) Цены товара.

г)Численности или возраста потребителей.

22. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) Падение спроса на второй товар.

б) Рост спроса на второй товар.

в)Увеличение объема спроса на второй товар.

г) Падение величины спроса на второй товар.

23. В результате опроса потребителей удалось выяснить, кто по какой цене согласен купить телевизор «Электрон», причем каждый назвал максимально возможную для себя цену. Все данные сведены в таблицу:

Цена(ден.ед.)
Потенциальное            
Количество продаж по данной цене            

а) Постройте кривую спроса.

б) Определите величину спроса при цене 170 ден. ед.

24. Ситуация равновесия на рынке товара имеет место тогда, когда:

а)Величина спроса равна величине предложения;

б) количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене;

в)На этом рынке нет ни нехватки, ни излишка товара;

г)Справедливо все вышеперечисленное.

25. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет:

а) смещаться вправо и вверх;

б)смещается влево и вниз;

в)смещается влево и вверх;

г) смещается вправо и вниз.

26. Сдвиг кривой спроса на товар может быть вызван:

а) изменением дохода потребителя;

б) изменение вкусов и предпочтений потребителя;

в) изменением цен на товары – заменители;

г) изменение цены на данный товар;

д) изменением издержек производителей данного товара.

27. Вся совокупность организационных, юридических и материальных механизмов и институтов, обеспечивающих обмен товарами, - это

а) демпинг

б) экономика

в) рынок

г) спрос

28. Если по мере увеличения цены на данный товар величина спроса на него будет падать, то это демонстрирует действие закона:

а) убывающей предельной полезности

б) предложения

в)Шермана

г) спроса

29. Повышение цен на ресурсы, необходимые для производства розеток, вызовут:

а) снижение равновесной цены розеток

б) рост равновесного количества розеток

в) повышение равновесной цены розеток

г) сокращение равновесного количества розеток

30.Рынок как экономическая форма организации общественного производства позволяет:

а) расширить ограниченные возможности индивидуумов

б) тратить как можно больше денег

в) создавать сбережения

г) осуществлять контакт покупателей продавцов.

Список используемой литературы.

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю стр.51-61,

81-94

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. стр.78-82

3) «Введение в рыночную экономику», Под ред. А.П. Лит,

И.Н.Никулиной стр.99-140

4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. стр.153

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.85-92

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.51-69

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.83-86,

111-113

8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.137, 150,

450-458

9) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.233- 240,

264,225-229

 

 

Дополнительная литература:

10) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.42-63

11) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.277-279

12)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.57-63

13) Джек Харвей, «Постигаем экономику» стр.14-18

14)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.Б стр.36-38,

599-600

 





Читайте также:

I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на современном этапе
А. Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда?
Анализ сегментации рынка. Потребительские предпочтения
В межполовых отношениях компенсация животных инстинктов заключается в противодействии женскому доминированию и образованию стадного сексуального рынка.
В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
В) режим функционирования и режим развития
Внедрение системы управления безопасностью функционирования воздушного транспорта на основе качественной подготовки авиационного персонала ГА
Воздействие карьерной стратегии развития персонала на социально экономические результаты функционирования организации
Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие
Идеология и политика. Политическая идеология: понятие, носители, функции, формы институциализации, уровни функционирования



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)