Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг



2015-11-07 1008 Обсуждений (0)
Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




ассортиментные наборы товаров количество единиц продуктов питания(П) количество единиц одежды(О)   общие расходы, у.е.
А В С Д Е

 

 
 


Qo

 

 

20

 

0

40 Qп

 

Рис.6 Бюджетная линия потребителя

 

Если I – доход потребителя, Рх - цена блага Х, Ру – цена блага У, а Х и У составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + Py Y

Свойства бюджетной линии:

1. изменение дохода смещает бюджетную линию, но не вызывает изменения ее наклона.

2. изменение цены товара А поворачивает бюджетную линию до новой точки пересечения с осью У, не изменяя ее точки пересечения с осью Х. изменение цены товара В вызовет обратную ситуацию.

 

Итак, если кривя безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия – что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете(рис.7). Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии – наиболее высокой точке для всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наиболее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия.

Точки У и Z показывают доступные данному потребителю комбинации продуктов П. и О, однако соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствуют факт их расположения на более низкой кривой безразличия І1. в тоже время точка W, хотя и соответствует большей сумме полезностей, чем точка Х, но находится выше бюджетной линии, и следовательно, недоступна для данного потребителя.

Qo

 
 


Y

 

W

I3

I2

 

0 Z I1


Рис.7. Равновесное положение потребителя.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3 …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, … Кn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода(рис.8). Эта кривая «доход-потребление» в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Теперь предположим, что доход не изменяется, а в качествен переменной возьмем цену одного из товаров, например товара Х. допустим, что цена блага Х снижается. Снижение цены соответственно отражают прямые NX2, NX3, NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 c бюжетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена-потребление».

Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой – реального дохода.

Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная з мена одного блага(У) другим благом(Х).

Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением цены, а в какой – связано с ростом реального дохода.

Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1(рис.8).

Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1. Обозначив точку касания бюджетной линии N1G2 c кривой безразличия U1 через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия Е0Е2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения(субституции).

Эффект замещения -изменение структуры потребительского спроса(соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода –это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

y

 
 


N2

 

N1 E1

E0

E2 U2

U1

0

RR2R1 G G2 G1 X

 

Рис.8 Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ (при снижении цены).

 

Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен.

Изучая ценообразования в Ирландии, он обнаружил, что во время катастрофического неурожая картофеля, который был одноосным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него менялся необычным образом: спрос менялся в том же направлении, что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

Причину этого нетрудно объяснить: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров(мясо, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары.

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром.

Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода(в случае снижения цен).

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижении цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение.

Товар Гиффена –это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

 



2015-11-07 1008 Обсуждений (0)
Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)