Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ





Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, которое равносильное сдвигу кривой предложения S вверх к S1 (рис.3).

Р D S1

1 налог S

2 излишнее налоговое

бремя

0 Q

1- оплачивают потребители 2 - оплачивают производители

Рис.3 Распределение налогового бремени.

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, которое является омертвелыми затратами, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как помогает определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую - потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем (сравним деление отрезка АЕ1 на АВ и ВЕ1 в первом случае и в втором на рис.4).

       
   
 


P S1 P S1

P2 E1 S p2 E1 S

P1 B E D p1 B E

Pa A pa A

0 Q 0 Q

Q2 Q1 Q2 Q1

а) налоги и эластичный спрос б) налоги и неэластичный спрос

Рис.4 Эластичность спроса и распределение налога

Подобное явление легко объяснимо, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать намного труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - то на производителей(см.рис.5). Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения перемещение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

       
   


P P S1

S1 S



p2 E1 p2 E1

p1 B E S p1 B E

pa A D

pa A

0 Q2 Q1 Q 0 Q2 Q1 Q

а) налоги и эластичное предложение б) налоги и неэластичное

предложение

 

Рис.5 Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Тема 4. „Теория потребительского выбора”

План

1. Полезность блага. Закон убывающей предельной полезности.

2. Потребительский выбор и правило максимизации полезности.

3. Особенности спроса потребителя.

3. Объяснение поведения потребителя с помощью бюджетных линий и кривых безразличия.

4. Эффект дохода и эффект замещения

5. Парадокс и товары Гиффена.

 

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег на покупку данного товара?

Чтобы ответить на первый вопрос нужно выяснить полезность данного товара для покупателя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена и доход и составляют содержание теории поведения потребителя.

1.

Цель потребителя – получить товары и услуги для удовлетворения своих запросов и удовольствия.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность - это то удовлетворение, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами.

Полезность меняется в зависимости от количества потребления товаров или пользование услугами (один стакан воды в жажду или много стаканов воды).

Различают совокупную и предельную полезность

(TU) Совокупная полезность представляет собой общую полезность, получаемую в результате потребления товара либо набора товаров и услуг.

(MU) Предельная полезность – величина добавленной полезности получаемой от потребления каждой последующей единице блага.

Совокупная полезность товара или услуги для потребления возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления. Чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности, получаемое от каждой дополнительной единицы некоторого продукта.

Взаимосвязь между количеством потребляемого продукта и степени его удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы продукта отражает закон убывающей предельной полезности: по мере роста количества потребляемого продукта общая полезность от потребления возрастает, но все в меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого продукта будет сокращаться.

Таблица 1. Закон убывающей предельной полезности.

 
 


Порядковый номер Предельная полезность Совокупная полезность

пирожного (ед. полезности) (ед. полезности)

1-е 4 4

2-е 3 7

3-е 2 9

4-е 1 10

5-е 0 10

Как видно из таблицы, каждое следующее пирожное обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущим, по мере того как потребность в пирожных у потребителя приближается к насыщению.

Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности. Например, третье пирожное имеет предельную полезность = 2 ед. полезности, а совокупная полезность 3-х пирожных равна 9 (4+3+2). Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается.

Т.е. можно сделать вывод, что чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя

Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.

 

В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально – значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно предположить, что совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности — А, В и С. Допустим, что предельная полезность (МU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предель­ная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл.2).

Таблица 2





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)