Тема 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции
План
1. Совершенная конкуренция: ее преимущества и недостатки. 2. Правило максимизации прибыли. 3. Поведение конкурентного предприятия в краткосрочном периоде. 4. Совершенно конкурентное предприятие в долгосрочном периоде 5. Эффективность и совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция представляет рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную продукцию) и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. Это означает, что все продавцы товаров предлагают практически одинаковый продукт: разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах – их фактически нет. Для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. В условиях совершенной конкуренции фирму называют конкурентной. Условия в которых возможна совершенная конкуренция: 1. Однородность продукта. Однородность продукта означает, что всего его единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и на их выбор не влияет информация о том, кем, где, когда и каким технологическим способом произведена та или иная его единица. 2. Малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену. В силу того, что конкурентная фирма не влияет на рыночную цену, она принимает ее как заданную величину, то есть является ценополучателем. Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продуктах) при некоторой установленной ею цене на свой продукт (рис. 1а). р Р
р0 D D
0 Q 0 Q а) спрос конкурентного предприятия б) рыночная кривая спроса Рис.1 Кривая спроса конкурентного продавца и кривая рыночного Спроса
Если конкурентная фирма установит цену, превышающую рыночную цену, то покупатели найдут более дешевый товар у конкурентов, и спрос на продукцию данной фирмы будет равен нулю. Если конкурентная фирма установит цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене. Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене пропорциональна объему продаж: TR = p*Q Средняя выручка конкурентной фирмы равна рыночной цене продукта. AR = p Предельная выручка конкурентной фирмы также равна рыночной цене продукта. MR = AR = p 3. Свобода входа и выхода.Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Входным барьером для вступления в отрасль может стать: · Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию(производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта); · Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли(тяжелая промышленность) ; · Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства(естественные монополии) · Прикрепление покупателей к продавцам(обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой); · Ограничение мобильности производственных ресурсов(правило регистрации граждан).
4. Совершенная информированность. Покупатели и продавцы обладают всей необходимой информацией о параметрах рынка. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит. 5. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» покупателя с одного продавца на другого требует затрат времени и транспортных расходов. 6. Рациональное поведение субъектов рынка. Покупатели максимизируют потребительский излишек, а продавцы – прибыль. На совершенном рынке невозможна ситуация, когда фирма стремится улучшить условия труда своих работников за счет сокращения прибыли. В рамках микроэкономической модели рынка такое поведение нерационально.
В какой бы рыночной структуре не действовало предприятие, оно должно решить для себя два важных вопроса: 1. Следует ли ему оставаться в отрасли и производить продукцию или прекратить существование? 2. Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги? Мысль о прекращении производства и ликвидации предприятия приходит к предпринимателю, когда его бизнес начинает получать убытки, т.е. валовые издержки превышают валовой доход (ТС > TR). Принимая решение о ликвидации предприятия, предприниматель должен принимать во внимание, что при полном прекращении производства его издержки будут равняться постоянным издержкам (он должен расплатится по всем своим обязательствам – арендная плата, кредит и т.д.). Поэтому, если дополнительное использование переменных ресурсов (которые прибавляют к постоянным издержкам переменные издержки) позволяет производить какой-либо объем продукции, доход от продажи которой покрывает все переменные издержки (TR > VC) и хотя бы часть постоянных издержек, то предпринимателю нужно продолжать производство. Предприятие должно остановить производство, если валовой доход от продажи какого-либо объема его продукции не превышает величину переменных издержек производства этого количество товаров и услуг, т.е. TR < VC. Если обе части этого неравенства разделить на величину объема производства Q, то получим другую интерпретацию. Предприятие должно прекратить производство, если цена товара не превышает средние переменные издержки, т.е. P<AVC. Если предприятие принимает решение продолжить производство, то оно должно решить, в каком объеме выпускать продукцию. В краткосрочном временном интервале совершенно конкурентное предприятие, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объем производства. В результате предприятие пытается приспособить свой объем производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два подхода. · Первый: Сравнение валового дохода и валовой прибыли TR,TC TC TR Q1 Q2 Q3 Q Рис. 2 Выбор объема производства предприятием путем сравнения валовых доходов и валовых издержек
Максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Разница по высоте между кривыми валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС) - это прибыль при каком-либо объеме выпуска продукции. Точки пересечения кривых валового дохода и валовых издержек (Q1,Q3) – это точки критического объема выпуска продукции. · Второй: Сравнение предельного дохода и предельных издержек Р МС MR,D,P 0 Q1 Q2 Q Рис.3 Выбор предприятием объема производства путем сравнения предельного дохода и предельных издержек
Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. изменяется предельная прибыль. Предприятие максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Используя либо первый, либо второй подходы, предприятие выберет объем производства Q2, который обеспечит ему максимальную прибыль. Правило максимизации прибыли предприятия,которое функционирует в какой-либо рыночной структуре, состоит в том, что предприятие будет максимизировать прибыль или минимизировать издержки, производя в той точке, где предельный доход равняется предельным издержкам, а кривая предельных издержек растет. Таким образом, главным условием для предприятия, которое максимизирует прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. МR = MC Для конкурентного предприятия правило максимизации прибыли может быть записано как Р = МС, то тех пор, пока для конкурентного предприятия Р = MR. Следовательно, прибыль максимальна в условиях совершенной конкуренции, когда P = MR = MC. Какой-либо выпуск ниже этого уровня означает, что предприятие может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли и наоборот. На краткосрочном временном интервале конкурентное предприятие, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточного времени для того, чтобы увеличить объем производства. В результате предприятие пытается выбрать объем производства, обеспечивающий максимизацию прибыли. Однако необходимо учитывать, что когда цена (р1) больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то конкурентное предприятие получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что доходы предприятия превышают все его издержки.
MC,P,ATC,AVC MC ATC P1 MR1 P2 MR2 AVC P3 MR3 P4 MR4
0 Q4 Q3Q2Q1 Q Рис. 4 Конкурентное предприятие в краткосрочном периоде. Если же рыночная цена (р2) на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентному предприятию лишь покрывать свои издержки, в результате предприятие получает нулевую экономическую прибыль, т.е. получает только нормальную прибыль. Конкурентное предприятие в этом случае находится на уровне самоокупаемости Р=min ATC, П=0
Когда же рыночная цена (Р3) падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то предприятие несет убытки minAVC < P < minATC, П<0 наконец, когда цена (р4) падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, предприятие находится в точке прекращения деятельности. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери предприятия превышают постоянные издержки и конкурентное предприятие закрывается, так как его убытки превышают максимально возможные, которые предприятие может себе позволить(они равны величине постоянных издержек производства) Р=minAVC Рыночная ситуация не всегда бывает благоприятной для фирмы и может сложиться так, что она не сможет получать прибыль. Сперва определим при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство, а при какой его продолжать. Допустим, цена упала значительно ниже той, которая давала прибыль. Не будучи в состоянии как-либо повлиять на цену, фирма может лишь попытаться приспособиться к новым условиям, варьируя объем выпуска. Если цена достаточно низка, то любой уровень выпуска будет приносить убытки. Но это еще не означает, что фирма должна исчезнуть с рынка. В краткосрочном периоде она может продержаться, если сведет свои убытки к минимуму и сможет покрыть хотя бы часть издержек. Например, при цене 81грн. за единицу продукции ситуация будет выглядеть так:
Если фирма не будет выпускать продукции, то ее доход будет равен нулю, но при этом она должна будет выплачивать постоянные издержки. Они и составят чистые убытки фирмы (-100). Ниже этого предела фирма не может опуститься, так как не сможет покрыть даже постоянных издержек. Но существуют варианты, при которых фирма хотя и несет убытки, но меньше 100 грн. В этом случае она может покрыть не только постоянные издержки, но и часть переменных. Таких вариантов несколько, но один из них (6 единиц выпуска) ведет к минимальным потерям. В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и совокупного дохода: Убытки = ТС – ТR В случае прекращения производства выручка фирмы будет равна нулю, а ее убытки будут равны издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случает больше издержек во втором случае, то есть: ТС – TR > FC Таким образом, убыточной конкурентной фирме целесообразно прекращать производство в том случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимального значения средних переменных издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек. Итак, как видно на рисунке 4, предприятие начнет производить с объема Q4, увеличивая его, чтобы сначала уменьшить убытки, потом обеспечить безубыточность своей деятельности, а затем получать прибыль. Таким образом, краткосрочная кривая предложения конкурентного предприятия совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек. Рыночная краткосрочная кривая предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемый всеми предприятиями, предлагающими стандартизованный продукт на рынок по любой возможной цене. Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех предприятий при каждой возможной цене.
В долгосрочном периоде предприятия могут различными путями приспособиться к рыночным изменениям. Допустим, что путем расширения производства и экономии в результате увеличения масштабов производства (положительный эффект масштаба) предприятиям отрасли удается снизить издержки производства на единицу продукции. Тогда в очередном краткосрочном периоде каждое предприятие начнет получать экономическую прибыль. Поскольку в условиях совершенной конкуренции отрасль открыта для входа в нее других предприятий, то возможность получения прибыли приведет к активной экспансии капитала в отрасль. Увеличение количества предприятий в отрасли приведет к увеличению предложения товара; если при этом рыночный спрос на товар, который производится предприятиями в отрасли, не изменится, то расширение предложения вызовет снижение цены товара. Процесс вхождения в отрасль новых предприятий будет продолжаться до тех пор, пока в данном краткосрочном периоде цена не упадет до значения средних валовых издержек и тогда все предприятия отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль. Следовательно, до тех пор, пока предприятия отрасли имеют возможность снижать издержки производства на единицу продукции благодаря эффекту масштаба и получать, таким образом, прибыль, в отрасли будет продолжаться приток других предприятий. В случае, когда предприятия отрасли начинают получать убытки вследствие увеличения издержек производства, обусловленного обратным эффектом масштаба, то это послужить сигналом для предприятий сокращать производство. Процесс входа-выхода будет продолжаться, пока предприятия не достигнут равновесия в долговременном периоде. Изложенное выше позволяет сформулировать три условия равновесия отрасли в долгосрочном периоде: 1) функционирующие предприятия лучшим образом используют имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждое предприятие отрасли в краткосрочном периоде максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельные издержки равняются цене, т.е. МС = Р; 2) для предприятий других отраслей не существует побудительных причин входить в данную отрасль. Это означает, что все предприятия отрасли имеют объем производства, который отвечает минимуму средних валовых издержек в краткосрочном периоде, и получают нулевую прибыль, т.е. АТС = Р; 3) предприятия отрасли не имеют возможности снижать валовые издержки на единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштаба производства. Это равносильно условию, что каждое предприятие отрасли производит объем продукции Q который отвечает минимуму средних валовых издержек в долгосрочном периоде, где кривая АТС (средних валовых издержек) имеет минимум. Данная ситуация изображена на рис. 5. Р МС АТС LATC Е MR
Q Рис. 5 Равновесие в долгосрочном периоде В точке Е удовлетворяются три условия равновесия: 1) МС = Р; 2) SATC кр. = Р; 3) кривая LATC имеет минимум. Когда все предприятия отрасли имеют объемы производства, которые отвечают минимуму их средних издержек в долговременном периоде, отрасль пребывает в равновесии. Допустим, что все предприятия отрасли пребывают в точке равновесия в долгосрочном периоде. В этом случае прибыль предприятия может повыситься или понизится только вследствие изменения цены товара, вызванных изменениями в рыночном спросе. Другой характер имеет кривая предложения отрасли в случае расширения производства при позитивном эффекте масштаба: увеличение объемов производства происходит при одновременном снижении издержек на единицу продукции и уменьшении (через вхождения в отрасль новых предприятия) цены товара. Следовательно, кривая предложения в этих условиях будет нисходящей. Если расширение объема производства отрасли вызывает увеличение издержек на единицу продукции и повышение цены товара ( это обусловливается обратным эффектом масштаба для предприятия при расширении отрасли, или увеличением цен на ресурсы в долгосрочном периоде), то кривая предложения отрасли в долговременном периоде приобретает классический «восходящий» вид. Как же применить проведенный анализ для отдельного предприятия? Во-первых, мы знаем, что кривая спроса отдельного предприятия, независимо от периода, который нами рассматривается, всегда представляет собой горизонтальную линию на уровне цены товара. Во-вторых, когда предприятия отрасли достигли равновесия в долгосрочном периоде, то каждое из них производит объем продукции, который отвечает минимальным издержкам в долгосрочном периоде. Если цены ресурсов и уровень используемой технологии не изменяются, то никакие причины не вынудят предприятие ни увеличивать, ни уменьшать объем выпуска. Делая допущение, что предприятия отрасли в долговременном периоде имеют неизменные средние издержки, мы оперируем с абсолютно эластичным предложением: какое-либо изменение объемов производства отрасли в условиях равновесия происходит при неизменной цене. Это означает, что и цена товара, оставаясь неизменной, не влияет на объем производства предприятием товара. Другими словами, в случае равновесия в долгосрочном периоде предложение отдельного предприятия абсолютно неэластично и всегда равняется объему, в котором предприятие минимизирует издержки в долговременном периоде. Если отрасль пребывает в равновесии и расширение объемов производства путем входа новых предприятий приводит к росту цен ресурсов и цен товаров, то одновременное повышение цены товара и издержек производства должно приводить к тому, что объем производства остается неизменным. В заключение можно допустить, что в неравновесном случае снижение издержек производства благодаря положительному эффекту масштаба, кривая предложения отдельного предприятия будет иметь «убывающий» характер.
Модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличить, не сократив другую. Общество находится на границе полезности-возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве предприятия выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными. Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание на ее слабые стороны. В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2028)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |