Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

 

 

Кафедра экономической теории

 

Головинов О. Н.

Фомина М. В.

 

 

Микроэкономика

Курс лекций

Для студентов экономических специальностей

всех форм обучения

 

Донецк 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Вступление к микроэкономике ……………………….. 3

2. Теория спроса и предложения………………………….12

3. Эластичность спроса и предложения………………… 30

4. Теория потребительского выбора……………………....42

5. Издержки производства………………………………....58

6. Рынок совершенной конкуренции……………………...72

7. Рынок несовершенной конкуренции и его модели…....86

8. Рынки факторов производства……………………… 104

9. Список литературы..........................................................126

 

 

ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ К МИКРОЭКОНОМИКЕ

План

1. Цели микроэкономической теории и ее методология.

2. Материальные потребности и экономические ресурсы. Альтернативная стоимость.

 

Микроэкономика интересный и нужный предмет поскольку понимание того, что такое микроэкономика необходимо для принятия управленческих решений, разработки социальной политики, а в общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики.

Изучая факты, выдвигая гипотезы, экономисты делают обобщения, раскрывают принципы (законы), на основе которых и функционирует экономика. В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни различают микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика анализирует поведение отдельных элементов и структур, таких как потребители, фирмы, банки, области производства, товарные и финансовые рынки. Микроэкономика - это наука о принятии решений. Она закладывает основу для понимания предпринимательских решений и индивидуального выбора.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования больших структур - рынков в областях промышленности.



Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика раскрывает, как функционируют и развиваются области промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияет политика правительства и экономические условия в других странах.

В настоящее время границы между микро и макроэкономикой все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, предприятий, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

В особенности следует различать позитивные и нормативные суждения в микроэкономике.

Позитивная микроэкономика изучает факты экономической жизни и описывает процессы и механизмы функционирования экономики, то есть она отвечает на вопрос, что и как будет происходить в народном хозяйстве при определенных действиях в конкретных условиях.

Нормативная микроэкономика старается ответить на вопрос, насколько благоприятное, справедливое то или другое решение, то есть поднимает проблемы этического, оценочного характера (установка - что делать).

Микроэкономика, как и всякая другая наука, характеризуется объектом изучения, предметом и методом.

Объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и вызванные при ее осуществлении общие экономические проблемы, которые решаются в соответствии с существующими институтам и их системами.

Исследуя этот объект, Микроэкономика определяет свой предмет. К нему принадлежат экономические субъекты, экономические блага и экономические действия.

Экономические субъекты - это любые отдельные единицы, которые самостоятельно действуют в экономике. Такими единицами могут быть как отдельные люди, так и их группы и сообщества.

Экономические действия данного экономического субъекта можно охарактеризовать как принятие им определенных решений и их дальнейшее осуществление.

Объектами экономической деятельности производителей и потребителей являются блага.

Благо - это любой предмет, как материальный, так и нематериальный, способный, в конечном итоге, удовлетворить определенные потребности потребителя или быть использованным для существующих целей производителем. В зависимости от вида деятельности блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и вырабатываемые на их основе потребительские блага.

Таким образом, предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ.

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является цена.

Цена служит ориентиром, руководствуясь которым производители и потребители обеспечивают свой личный интерес.

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Как и любая наука, микроэкономика использует определенные методы для определения законов и закономерностей, которые она исследует.

Метод - инструмент, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов.

Микроэкономические исследования опираются на ряд фундаментальных предпосылок, которые определяют своеобразность метода микроэкономического анализа: предельный анализ; функциональный анализ; экономический атомизм; равновесный подход; экономическое моделирование; аналогия; графическое изображение.

Микроэкономика как наука стремится понять факторы, которые влияют на выбор, которые делают люди, решая проблему дефицита чего-нибудь. Чтобы понять данные факторы микроэкономическая теория устанавливает причинно-следственные связи, которые объясняют наблюдаемый результат. В сущности, это модельный подход, то есть построение определенной модели явления и получение на основе анализа модели новых знаний об экономическом объекте. Результативность такого подхода определяется тем, насколько описание адекватно отображает реальную экономическую жизнь. При экономических исследованиях применяется метод экономико-математического моделирования. Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или в виде таблицы, а также попробовать вывести закономерность его проявления в математической форме.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, которые используются в микроэкономике, состоит в том, что поведение людей мотивируется желанием максимизировать чистый выигрыш, получаемый при осуществлении рыночной операции.

Для того чтобы выяснить, как люди, которые стремятся максимизировать чистый выигрыш, принимают решение, микроэкономика использует технический прием - предельный анализ. Этот метод призван исследовать то, каким образом каждая дополнительная операция, которая осуществляется за период, влияет на цель, к которой стремится, в соответствии с поведенческой предпосылкой, человек.

Дополнительная выгода, связанна еще с одной операцией, - предельная выгода (предельный доход). Аналогично дополнительные издержки, связанные еще с одной операцией, - предельные издержки. С точки зрения предельного анализа люди сравнивают предельные издержки и предельную выгоду своих действий перед принятием решений.

Особое значение отводится позитивному и нормативному анализу. Позитивный подход констатирует реальное положение вещей, вне зависимости от того как это оценивают те или другие люди. Нормативный подходдает оценку какому-нибудь явлению.

Приведем пример позитивного и нормативного анализа одного и того же явления. Например, констатация факта, что цена на проезд в метрополитене за последние полгода поднялась с 10 грн. до 15 грн. - это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены проезда с 10 грн. до 15 грн. повышает стоимость прожиточного минимума и снижает жизненный уровень населения, то это будет нормативный анализ.

Микроэкономика, исследуя определенные факты, старается обнаружить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-нибудь товар снижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой области? Для ответа на эти вопросы применяется метод функционального анализа, который разрешает раскрыть взаимосвязи между разными экономическими процессами.

Функции - это переменные величины, которые зависят от других переменных величин.

Также важным является экономический атомизм. Его суть: микроэкономика концентрирует свое внимание на поведении простейших, исходных, далее неделимых в своих действиях экономических единицах (атомах), которые принимают самостоятельные решения и осуществляют их в собственной экономической деятельности.

Итак, микроэкономика - это раздел экономической теории, которая изучает выборы, осуществляемые малыми экономическими единицами. Другими словами, микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами.

Задачеймикроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов (потребителей и производителей) на отдельных рынках.

 

Основу микроэкономики составляют два фундаментальных факта:

1. Материальные потребности общества, то есть материальные потребности индивидуумов и институтов, которые его составляют, буквально безграничны и неутолимы.

2. Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.

Итак, материальные потребности - представляют собой желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые приносят им полезность.

Желание людей потреблять товары и услуги можно объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, люди имеют биологические потребности.

Во-вторых, желанием людей улучшить свои жизненные позиции.

Поскольку, как правило, обычный человек постоянно стремится улучшать свою жизнь, то можно считать, что желание людей в удовлетворении своих потребностей безгранично. Это означает, что материальные потребности полностью удовлетворить невозможно. Мы можем удовлетворить потребность в конкретном товаре, но не в товарах вообще. Поэтому в каждый данный момент времени люди ощущают великое множество неудовлетворенных потребностей.

Вторым фактом основ микроэкономики является редкость экономических ресурсов.

Экономические или производственные ресурсы - это все природные, человеческие и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Выделяют четыре категории ресурсов, которые называются факторами производства:

1. природные (земля) - так называют все естественные ресурсы, которые используются человеком в процессе производства, то есть все то, что может быть использовано в производстве в первоначальном виде.

2. Капитал (инвестиционные ресурсы) - это все средства производства, созданные человеком. К нему принадлежат: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства, финансовые средства, как акции, облигации, банковские депозиты и др. Процесс производства и аккумулирование капитала называется инвестированием.

3. Труд - это совокупность знаний, умений, привычек, физических и интеллектуальных способностей, человека, то есть рабочая сила, которую он приводит в действие при производстве продукта.

4. Предпринимательская способность - это особый фактор производства, который объединяет в процессе производства все другие факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это способность принятия решение и способность рисковать. Она характеризуется инициативностью, решительностью, новаторством, умением рисковать.

Все производственные ресурсы, или факторы производства, имеют одно общее коренное свойство: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Редкость всегда существовала и всегда будет существовать.

Редкость- это условие, при котором наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности. Редкость - основная экономическая проблема, с которой сталкиваются как отдельные индивиды, так и все общество в целом.

Редкость ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства разных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

Выбор - это действие, связанное с отбором среди ограниченных альтернатив. Редкость предусматривает выбор.

Редкость ресурсов, которая ограничивает объемы производства, создает проблему выбора, то есть принятие решения о том:

1) Что производить?

2) Каким образом производить выбранные виды продукции?

3) Кто получает то, что произведено?

4) Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления, а какой для будущего?

Для того чтобы экономика функционировала, она должна иметь на вооружении определенный способ координации миллионов людей о том что им производить, кто и какую работу должен выполнять и для кого производится продукт.

Существуют два основных способа осуществления координации экономического выбора: стихийный порядок и иерархия.

1. Первый путь - это стихийный порядок, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к информации и стимулам, которые поступают из их близкого, непосредственного окружения. Важнейшим механизмом достижения стихийного порядка являются рынки. Они передают информацию в основном в форме цен.

2. Второй путь - это иерархия, в которой действия любого индивидуума подчиненные инструкциям центральной власти. Механизм иерархии представлен правительством, а также внутренним функционированием фирмы в процессе принятия производственных решений.

Содержание выбора - эффективность, то есть полное использование редчайших ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Выбор означает наличие альтернативы или альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость - это стоимость производства товара или услуги, измеренная с точки зрения утраченной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, которая требует того же времени или тех же ресурсов.

В экономической литературе есть немало синонимов термина "альтернативная стоимость", например, альтернативные издержки.

Альтернативные издержки определяют поведение в процессе выбора. Чем выше альтернативные издержки на производство товара А, тем меньше вероятность того, что товар А будет производится; а чем меньше альтернативные издержки производства товара А, тем выше вероятность, что товар А будет производится.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от производства другого.

Рациональный человек должен подсчитывать не только будущие издержки, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

При выяснении сути альтернативных издержек необходимо обратить внимание на два их свойства:

1. Не все издержки производителя являются альтернативными. При любом способе использования ресурсов не являются альтернативными издержки, которых производитель несет в безусловном порядке (от которых он не может отказаться).

2. Не все альтернативные издержки приобретают форму денежных затрат. Недополученный или неполученный доход тоже включается в альтернативные издержки, хотя непосредственными денежными затратами не является (это не то, что вы израсходовали из своего кармана, а то, что вы недополучили в свой карман).

Таким образом, альтернативные издержки - это сумма альтернативных денежных затрат и недополученных денежных доходов.

 

 

Тема 2: "Рыночный механизм и его основные элементы. Обеспечение

рыночного равновесия".

 

План

1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Спрос: понятие, закон, кривая, факторы, которые влияют на спрос.

2. Предложение - элемент рынка: понятие, закон, кривая, факторы, влияющие на предложение.

3. Взаимодействие спроса и предложения, равновесие спроса и предложения, равновесная цена как необходимое условие рыночного равновесия.

4. Постоянство и динамичность рыночного равновесия. Паутинообразная модель.

 

Микроэкономика начинается со спроса и предложения.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами это взаимодействие спроса и предложения.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 грн. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага Х, при цене 30 грн. – три единицы, при цене в 20 грн. – 4 единицы и т.д.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называетсязаконом спроса.

Это происходит по 2-м причинам:

во 1-ых при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара;

во 2-ых при снижении цены он становится дешевле относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее.

Закон спроса не действует в 3-х случаях:

1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности,

антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;

3. при переключении на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис.1).

Кривая спроса –кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси (см.рис.1).

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объем покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f(P),

где QD - величина спроса

Р – цена

 

Р

 
 

 

 


D

 

0

Qd

Рис.1 Кривая спроса

 

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Функция спросафункция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из них является цена единицы блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см.рис.2а).

P P

       
   
 
 

 

 


D2

D D

D1

0 0

Q Q

а) б)

 

Рис.2. Влияние факторов на кривую спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

1. увеличение(или сокращение) доходов потребителя,

2. изменение вкусов и предпочтений,

3. ценовые и дефицитные ожидания,

4. колебания расходов на рекламу,

5. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,

6. рост(или уменьшение) количества покупателей и др.

Cпрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где QD это спрос;

Р – цена;

І – доход;

Z - вкусы

W – ожидания

Psub - цены на товары-субституты

Pcom – цена на комплиментарные товары

N – количество покупателей

В – прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис.2 б).

Например, увеличение денежных доходов потребителей(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D 1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объем их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис.3а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3б).

               
   
       
 


P P

DA

 

       
 
   
 

 


DБ DА+Б

0 0

Q Q

а) б)

 

Рис.3 Индивидуальный и совокупный спрос

 

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса:чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем вышевеличина спроса (см. рис. 1). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса:оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 2 а, б).

Предложение – это количество продукта, которое готов продать продавец по определенным ценам за некоторый период времени.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся
на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 грн. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 грн. — четыре единицы, а при цене 50грн. — шесть единиц блага X. В общем виде

Qs = f(P)

где Qs — величина предложения;

Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта на­зывается законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис.4).

Кривая предложения-кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени.

В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную(цену) по вертикальной, а зависимую(пред­ложение) — по горизонтальной оси.

 
 


P S

 

0 Q

Рис.4. Кривая предложения

 

Изображенная кривая S (от англ. supplу) характеризует уро­вень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 2004г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Закон предложения не действует в следующих случаях:

1. когда недостаточно времени, чтобы произвести дополнительный товар

2. когда товар не может быть произведен независимо от времени

тогда кривая предложения будет иметь вид:

 

P S

 

 

0 Q

 

Рис.5: Кривая предложения для случаев, когда нет времени

произвести больше и нет возможности произвести.

 

Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложенияопределяет предложение в зависимости от влияющихна него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в дан-­
ный момент времени. Изменение цены означает движение по кри-­
вой предложения (см. рис.6). В действительности на предло-­
жение блага влияют не только цены самого блага, но и другие
факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) техноло-­
гия, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной эко-­
номики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов
и др. Величина предложения является функцией всех этих фак-­
торов:

Qs = f(P, Pr, K, T, N, B),

где Pr – цены ресурсов

К – характер применяемой технологии

Т – налоги и субсидии

N – количество продавцов

В – прочие факторы.

 

P S

 

 

 
 

 


0 Q

 

Рис.6 Кривая предложения (изменение величины предложения)

 

Например, повышение цены на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см.рис.7).

 
 


P S1 S

S2

 

 

       
 
   
 

 


0 Q

Рис.7. Функция предложения (сдвиг кривых предложения)

 

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отра­жает изменение величины предложения:чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис.6). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:оно происходит под влиянием факторов, определя­ющих функцию предложения (см. рис.7).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

P P P

Sm Ss SL

Pm Ps PL

D2 P0 D2 P0 SL

D1 D2

P0 D1 D1

0 0 0

Q0 Q0 Qs Q0 Q1 Q2

а) б) в)

 

Рис. 8. Изменение цены и объема предложения в кратчайший (а), короткий

(б) и длительный (в) периоды

 

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис.8а). В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис.86). В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис.8в).

 

 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

 

P

 

Ps

Pd

 

 

0 Q

Рис.9 Цена предложения превышает цену спроса

 

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис.9), а объем предложения не соответствовать объему спроса (рис.10). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

P D S

       
   

 

 


 

 

0

Qd Qs Q

 

Рис.10.Объем предложения превышает объем спроса

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей.

Так каким же образом находится именно то количество товара, которое сделает спрос и предложение сбалансированным?

Сведем в одну таблицу условные данные о спросе и предложении молока на городских рынках и проанализируем, как будет складываться соотношение спроса и предложения при различных вариантах цен за один литр.

 

Таблица: Рыночный спрос и рыночное предложение

молока на городских рынках.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.063 сек.)