Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 3: Эластичность спроса и предложения





 

План

1. Общее понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса.

2. Факторы, определяющие эластичность спроса на товар.

3. Эластичности спроса по доходу и перекрестная эластичность.

4. Эластичность предложения.

5. Практическое значение эластичности.

 

До этого времени мы лишь рассматривали вопросы о направленности влияния того или иного фактора на спрос. Однако практическое использование приобретенных знаний требует умения измерять силу, с которой определенный фактор влияет на объем желательных закупок потребителя. Эта проблема решается с помощью оценки эластичности спроса.

Мера реакции спроса на изменение любого фактора, влияющего на него, на единицу, называется эластичностью.

Как известно, главный фактор, влияющий на спрос - это цена товара.

Эластичность спроса по цене - это показатель процентного изменения объема спроса при изменении на 1% цены на товар вдоль данной кривой спроса на него. Она показывает чувствительность объема (величины) спроса к изменению цены товара при условии, что все другие факторы, которые влияют на спрос, остаются неизменными.

 

Е = процентное изменение объема спроса = Δ% Q

процентное изменение цены Δ % P

 

Обозначая через Q1 - объем спроса до его изменения, Q2 - объем спроса после изменения, запишем процентное изменение величины спроса:

Δ % Q = Q2 - Q1

(Q2 + Q1): 2

По аналогии определяется процентное изменение цены:

Δ %Р = Р2 - Р1

(Р2 + Р1) : 2

 

Определение процентных чисел разрешает записать полную формулу для вычисления эластичности спроса по цене:

 

Еd = ( Q2 - Q1) : (Q2 + Q1)

(Р2 - Р1) : (Р2 + Р1)

Поскольку цена и спрос двигаются в противоположных направлениях, эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Для этого эластичность берут, как правило, по модулю: IEdI. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Еd различают следующие степени эластичности спроса по цене:



 

Основные формы эластичности спроса по цене:

а) эластичный спрос (Еd> 1) (рис.1.1)

 
 


P

 

D

 

 
 


0 Q

Рис. 1.1 Эластичный спрос

 

Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10% увеличение цены ведет до 20% снижения спроса.

 

 

б) неэластичный спрос (Еа < 1) (рис.1.2)

P

 

D

0

Q

Рис. 1.2 Неэластичный спрос

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10% увеличение цены ведет к 4% снижению спроса.

 

 

в) спрос с единичной эластичностью (Е = 1) (рис.1.3)

P

 
 

 

 


D

0 Q

Рис. 1.3 Спрос с единичной эластичностью

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10% снижению спроса (Е = 1).

г) абсолютно эластичный спрос (рис.1.4)

P

 

D

 

0 Q

Рис. 1.4 Абсолютно эластичный спрос

Наименьшее изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до границы своих потребностей, или целиком отказываться от покупок. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

д ) абсолютно неэластичный спрос (Еd = 0) (рис.1.5)

P

 

 

D

 

0 Q

Рис. 1.5 Абсолютно неэластичный спрос

Спрос абсолютно не чувствительный к цене. Как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным (инсулин, наркотики).

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса (рис.1.6).

 

 
 


P D

M

T

 

 
 


0 N Q

 

Рис. 1.6 Точечная эластичность

Еdp = - ΔQ * p

Δp Q

Значение точечной эластичности будет обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

Еdp = - ( Q2 – Q1)

( P2 – P1)

 

На эластичность спроса по цене влияет множество факторов:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем активнее реагирует спрос на смену цен на них. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определенны границы данного экономического блага. Если мы для примера возьмем соль, то ей тяжело найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет как заменитель соль грубого помола, который не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засаливания продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти намного больше (в особенности, если учесть разновидности соли, выработанные в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичный) или предметом необходимости (спрос на большинство которых неэластичный). Расчеты ценовой эластичности, сделанные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равняется 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, - 0,13; одежда и обувь - 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор - 1,54.

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичный спрос.

6. Временя приспособления к изменению цен. В краткосрочном периоде спрос менее эластичный, чем в долгосрочном. Ведь для поиска товаров-субститутов и изменения структуры потребление требуется время.

Расчеты эластичности спроса по цене имеют довольно широкое практическое применение как для прогнозирования потребительских расходов, так и для проведения ценовой политики фирмы. Для продавца важно знать, сколько денег потребитель готов израсходовать на приобретение данного товара при разном уровне цены на него, ведь затраты потребителя есть ни чем иным, как валовым доходом продавца: общие затраты покупателя = РQ - валовой доход продавца.

На рис.2.1 показан выигрыш продавца от увеличения цены на товар и его проигрыш от вызванного этим увеличением уменьшение объема продажи.

 
 


P Выигрыш продавца

P2 N2

 

P1 V N1 Проигрыш продавца

 

0

Q2 Q1 Q

Рис. 2.1 Выигрыш и проигрыш продавца при повышении цены

Если площадь фигуры Р1Р2N2V (выигрыш от роста цен) больше, чем площадь фигуры Q2Q1N1V (проигрыш от уменьшения объема продажи), то общие доходы продавца возрастут. Если большей является площадь фигуры Q2Q1N1V то при увеличении цены общие доходы продавца уменьшатся. Результат будет зависеть от эластичности спроса по цене: при IЕdI > 1 - продавец проиграет; при IЕdI < 1 - выиграет.

В обобщенном виде влияние эластичности спроса на реакцию общих расходов потребителя на приобретение товара, в зависимости от изменения цены, представлен в табл. 1. Если эластичность равняется нулю, то есть спрос не реагирует на изменение цены, будучи абсолютно неэластичным, то увеличение или уменьшение дохода продавца будет прямо пропорциональным изменению цены.

Таблица 1. Влияние эластичности спроса по цене на общий доход продавца

          Изменение выручки    
Эластич-ность спроса по цене Обозна-чение эластич-ности
  при уменьшении цены при увеличе-нии цены
       
Эластичный   Еd>1   +   -
С единич-ной элестич-ностью   Неэластич-ный            
Еd= 1      
Еd<1       -     +

Практика хозяйствования богата на примеры использования показателей эластичности спроса по цене для принятия экономически обоснованных решений. Довольно часто осуществление каких-то экономических действий требует постоянных затрат. Тогда прибыль предпринимателя будет зависеть только от объема выручки, то есть от того количества денег, которое согласятся заплатить покупатели за предложенный товар. Классическим примером такой ситуации является проведение концерта на стадионе. Затраты организаторов на аренду сцены, гонорар артистам, рекламу и т.п. практически не зависят от количества зрителей, которые придут на концерт, поэтому могут рассматриваться как постоянные. С другой стороны, количество зрителей, а следовательно, и выручка, зависят от цен на билеты. Чем должны руководствоваться организаторы, устанавливая цены на входные билеты?

Можно исходить из того, что цены должны быть такими, чтобы максимально заполнить стадион, не оставляя ни одного свободного места. Однако при этом не обязательно будет достигнута максимальная выручка. Если спрос на билеты неэластичный, то при повышении цены уменьшится количество зрителей в меньшей мере, чем возрастут цены, а поэтому общая выручка будет возрастать. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута единичная эластичность. Дальнейшее повышение цены приведет к уменьшению количества зрителей и, как результат, - к уменьшению выручки. Таким образом, выручка достигает своего максимального значения при ценах, которые отвечают единичному значению эластичности спроса. Вот почему мы можем наблюдать незаполненные залы на концертах знаменитых артистов, полупустые салоны самолетов и вагоны поездов и т.п. В данном случае недоиспользуются мощности того или иного капитала, но максимизируется выручка предприятия (рис. 2.2).

Эластичный спрос

Р Спрос с единичной эластичностью

Неэластичный спрос

0 Q

PQ

 

 

0 Q

Рис. 2.2 Влияние эластичности спрос на общий доход продавца

Эластичность спроса по доходу - это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1 %.

Формула эластичности спроса по доходу имеет следующий вид:





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)